Применение информационных технологий при идентификации клиентов банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 00:18, реферат

Описание работы

Целью исследования является анализ эффективности применения ИТ в процессе идентификации клиентов банков.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. изучить существующие ИТ, используемые в процессе идентификации клиентов банков;
2. проанализировать эффективность применения существующих ИТ в процессе идентификации клиентов банков;

Содержание работы

СПИСОК ОБОЗНАЧЕНИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ОБЗОР ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 7
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ 8
ГЛАВА 3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ КЛИЕНТОВ БАНКОВ В ЦЕЛЯХ ПОД/ФТ 9
3.1. Автоматизация банковской деятельности в Республике Беларусь 9
3.2. Использование ИТ при идентификации клиентов банка в целях ПОД/ФТ 14
3.3. Перспективы совершенствования ИТ, используемых для идентификации клиентов банка 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 27
приложение а 29
приложение б 31
приложение в 33
приложение г 34
приложение д 35
приложение е 36

Файлы: 1 файл

ИТ ПОДФТ.docx

— 180.53 Кб (Скачать файл)

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

УДК 56.24.(01)

Куделик

Ирина Валерьевна

Применение информационных технологий при идентификации клиентов банка

Выпускная работа по 
«Основам информационных технологий»

Магистранта кафедры банковской и финансовой экономики

Специальность 1-25 80 03 –  
финансы, денежное обращение и кредит

Научные руководители:  
старший преподаватель Ковалева А.М., старший преподаватель Кожич П.П.

Минск 2012 

Оглавление

СПИСОК ОБОЗНАЧЕНИЙ 3

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1  ОБЗОР ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 7

ГЛАВА 2  МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ 8

ГЛАВА 3  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ КЛИЕНТОВ БАНКОВ В ЦЕЛЯХ ПОД/ФТ 9

3.1. Автоматизация  банковской деятельности в Республике  Беларусь 9

3.2. Использование ИТ при идентификации клиентов банка в целях ПОД/ФТ 14

3.3. Перспективы  совершенствования ИТ, используемых  для идентификации клиентов банка 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 27

приложение  а 29

приложение  б 31

приложение  в 33

приложение  г 34

приложение  д 35

приложение  е 36

 

 

СПИСОК ОБОЗНАЧЕНИЙ

ИТ – информационные технологии;

ОАО «ЦБТ - открытое акционерное общество «Центр банковских технологий;

ПК «ИКД» - программный комплекс «Интеграция клиентских данных»;

ПО – программное обеспечение;

ПОД/ФТ – противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

 

ВВЕДЕНИЕ

Информационные технологии являются одним из важнейших факторов, определяющих развитие общества и экономики, они проникают во все сферы человеческой деятельности, создают глобальное информационное пространство. Информационные технологии широко используются обществом как в повседневной жизни для облечения доступа к информации, обучения, общения, так и во всех сферах профессиональной деятельности: в бухгалтерском учете, ведении баз данных клиентов, продуктов, поставщиков, оценке рентабельности, рисков и т.д. В данной работе рассмотрено применение информационных технологий в банковской деятельности в целях противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, в частности – при идентификации клиентов.

Идентификация клиентов банка является неотъемлемой составляющей системы ПОД/ФТ. Общепризнанным является факт связи незаконных доходов с финансированием международного терроризма, наркобизнесом, коррупцией, мошенничеством. Участие в создании системы ПОД/ФТ принимают государственные, международные и коммерческие структуры. Так, международные общественные организации разрабатывает рекомендации по организационно-правовой базе противодействия и осуществляет мониторинг их выполнения странами мирового сообщества, осуществляют координацию практической деятельности по борьбе с криминальными доходами; правительства стран разрабатывают законодательные акты и выстраивают национальные системы ПОД/ФТ; коммерческие банки и небанковские кредитно-финансовые организации берут на себя роль по исполнению требований как национального законодательства по ПОД/ФТ, так и норм международных организаций. Не последнюю роль в противодействии легализации незаконных доходов играют современные информационные технологии.

Информационные технологии позволяют в значительной степени автоматизировать и усовершенствовать процесс идентификации клиентов. В частности, на информационных технологиях строится система ПОД/ФТ банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в части ведения баз данных клиентов, интеграции клиентских данных в единую систему, оценки рисков при заключении сделок с клиентами, формировании и направлении сведений в орган финансового мониторинга, проверки клиентов и их контрагентов по спискам террористов и террористических организаций, санкций и эмбарго и политически значимых лиц. Использование информационных технологий при идентификации клиентов способствует повышению эффективности данного процесса, уменьшению временных и трудовых затрат банка, соответствию нормам и требованиям международных организаций и национального законодательства.

Актуальность работы обусловлена недостаточной разработанностью проблемы совершенствования ИТ, используемых при идентификации клиентов. Сегодня информационные технологии массово внедряются в банковскую сферу, поэтому задача банков и небанковских кредитно-финансовых организаций состоит во внедрении и эффективном использовании соответствующего программного обеспечения в процессе идентификации клиентов, анализе клиентской базы и оценке степени риска клиентов.

Объектом исследования является процесс идентификации клиентов в банках.

Предмет исследования – применение ИТ в процессе идентификации клиентов банков.

Целью исследования является анализ эффективности применения ИТ в процессе идентификации клиентов банков.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. изучить существующие ИТ, используемые в процессе идентификации клиентов банков;

2. проанализировать эффективность применения существующих ИТ в процессе идентификации клиентов банков;

3. выявить направления совершенствования ИТ, используемых в процессе идентификации клиентов банков.

Теоретическая значимость работы состоит в комплексном  исследовании и анализе применения ИТ в процессе идентификации клиентов банков.

Практическая значимость исследования состоит в возможности  использования рекомендаций по совершенствованию ИТ, используемых в процессе идентификации клиентов банков.

 

ГЛАВА 1 
 
ОБЗОР ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Научная литература, изучаемая  для проведения исследования, включала труды отечественных и зарубежных авторов. Учитывая, что тема работы носит прикладной характер, абсолютное большинство работ, использованных в данной работе – это научные статьи, обозрения и законодательные акты.

Работы белорусских  авторов, в большинстве своем, рассматривают  теоретическую сторону вопроса  противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Так, работы А.М. Ковалевой, А.В. Хаданович, Д. Мащенского [12, 13] описывают многочисленные нормативные акты и разъяснения государственных органов по поводу мер, которые должны предпринимать различные организации и субъекты хозяйствования в сфере борьбы с легализацией незаконных доходов.

Для изучения организации  системы ПОД/ФТ в Республике Беларусь на национальном уровне были изучены законодательные акты Республики Беларусь. [5, 6]

Для написания работы важным было изучение материалов зарубежных авторов. Пьер-Лоран Шатен, Джон Макдауэл, Седрик Муссе, Пол Аллан Шотт, Эмиль ван дер Дус де Вильбуа в своей работе исследовали предотвращение отмывания денег и финансирования терроризма [14].

Для изучения прикладных проблем использования информационных технологий при идентификации клиентов исследовались электронные источники: сайты крупнейших разработчиков банковского программного обеспечения в Республике Беларусь [8, 9].

 

ГЛАВА 2 
 
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Методологической основой  исследования явились общенаучный  диалектический метод познания и  частнонаучные методы: статистический, социологический, формально-юридический, системный и сравнительно-правовой.

В рамках междисциплинарного подхода к изучению применения ИТ при идентификации клиентов банка актуально использование таких методов:

  • исторического (рассмотрение эволюции организации системы ПОД/ФТ в банках);
  • системно-структурного (определение структуры вопросов совершенствования процесса идентификации клиентов в банках);
  • анализа и синтеза (формирование выводов).

Основными принципами исследования стали – объективность, системность, критическая интерпретация изучаемых  фактов, процессов и явлений и  др.

 

ГЛАВА 3 
 
Использование информационных технологий в процессе идентификации клиентов банков в целях ПОД/ФТ

3.1. Автоматизация банковской деятельности в Республике Беларусь

Автоматизация банковских процессов в Республике Беларусь начала складываться в начале 1990-х годов. Задачей автоматизации банковской деятельности является обеспечение быстрой и бесперебойной обработки значительных потоков информации. Практически все задачи, возникающие в ходе работы банка, достаточно легко поддаются автоматизации, поэтому автоматизация этой сферы развивается быстрыми темпами. Кроме того, именно банки обладают достаточными финансовыми возможностями для использования самых современных компьютерных технологий. [1]

В настоящее время  отечественными лидерами разработки банковского и финансового программного обеспечения являются ООО «Софтклуб» и ОАО «Центр Банковских Технологий». Данные компании были образованы в 1990-е годы с целью создания программных средств и систем автоматизации, обеспечивающих условия эффективной работы банков.

ООО «СофтКлуб» было основано в 1993 году выпускниками Белорусского государственного университета, и первым проектом компании стала разработка решения для комплексной автоматизации банковских процессов в районном отделении Сберегательного банка. В то время в Сберегательном банке вместо компьютеров использовались  электромеханические суммирующие машины типа «Аскота», ввод исходных данных для каждой финансовой операции производился вручную. Тогда, в результате разработки специалистов ООО «Софтклуб», появилась система «SC-KASSA», которая сократила время, необходимое для обслуживания клиента, с трех минут до 16-23 секунд. Новое программное обеспечение не просто ускорило выдачу денежных средств – впервые у работников появилась возможность получать заработную плату не в конкретной сберкассе, а в любом отделении банка. [4]

В течение нескольких лет ООО «СофтКлуб»совершенствовало разработанное решение и внедряло его в коммерческих банках Республики Беларусь. Сегодня компания реализует проекты также в России, Казахстане, Киргизии, Туркмении, Таджикистане и других странах, причем деятельность компании уже давно вышла за пределы банковского сектора.  [8]

В Республике Беларусь ООО «Софтклуб» оказывает свои услуги 28 банкам страны, в том числе Национальному банку Республики Беларусь. ЗАО «Софтклуб – Центр разработки» входит в состав группы компаний «СофтКлуб», и с 2008 года разработка собственного технологического и прикладного программного обеспечения относится исключительно к его компетенции.

Главным направлением деятельности ЗАО «Софтклуб – Центр разработки» является разработка программных технологий и комплексных прикладных программных продуктов для автоматизации деятельности финансовых и других предприятий и организаций, а также оказание сопутствующих услуг (внедрение, эксплуатация, включая обучение пользователей) в отношении разработанного программного обеспечения. []

Основными программными продуктами, созданными компанией для  автоматизации банковской деятельности в части хранения данных о клиентах, являются следующие:

• интегрированная банковская система «SC-BANK NT», которая обеспечивает автоматизацию операционной, учетной, управленческой и аналитической деятельности многофилиального банка;

• система «SC-KASSA», которая позволяет банку проводить комплексное обслуживание физических лиц в банке: ведение вкладных счетов как в национальной, так и иностранной валюте, обмен валют, прием коммунальных и прочих платежей от населения, работа с ценными бумагами и бланками, осуществление безналичных переводов по назначению и т.д.;

• централизованная система «SC-KASSA on-line», предназначенная для автоматизации розничной банковской деятельности, позволяющая оптимизировать бизнес-процессы работы с физическими лицами в отделениях банка в соответствии с перспективными требованиями;

• система автоматизации работы с банковскими карточками «SC-CARD», предназначенная для автоматизации бизнес-процессов эмиссии банковских карточек, ведения учета клиентов, карт-счетов, операций и проводок, комплексного обслуживания клиентов с использованием банковских карточек различных платежных систем и различных типов карточных продуктов, ведения учета банковских карточек и их заготовок в банке;

• пакет прикладных программ «SC-CASH», который применяется для автоматизированной обработки операций по платежам населения за коммунальные и прочие услуги, для проведения валютно-обменных и прочих операций, подлежащих фискальному учету. «SC-CASH» входит в состав «SC-KASSA», в рамках которого также возможно выполнение операций с вкладами физических лиц, выдачи наличных по пластиковым карточкам, операций с постоянно действующими инструкциям и прочих, не подлежащих фискальному учету банковских операций;

• программный продукт «SC-СПЕЦФОРМУЛЯР-БАНК», предназначенный для регистрации и учета финансовых операций, подлежащих особому контролю, в целях взаимодействия с Департаментом финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

• автоматизированная банковская система «SC-BANK», которая состоит из компонуемых по желанию потребителя программных модулей, объединенных общим меню (монитором). В настоящее время в АБС «SC-BANK» входят около 200 программных модулей, охватывающие широкий спектр банковской деятельности. Модульная организация позволяет настраивать АБС «SC-BANK» в соответствии с технологией работы, принятой в конкретном банке. Потребитель сам выбирает оптимальную конфигурацию АБС «SC-BANK» согласно своим требованиям. Меню АБС «SC-BANK» может быть настроено для каждого пользователя отдельно. Все программные модули используют единую базу данных, что обеспечивает их тесную интеграцию и работу в режиме реального времени. Работа в режиме использования единой базы данных позволяют выполнять операции с непосредственным отражением на лицевых счетах таким образом, что в любой момент времени имеется реальная картина финансового состояния банка. [8]

АБС «SC-BANK» внедрена в ОАО «АСБ Беларусбанк» в 1996 году и сегодня обеспечивает работу 144 филиалов и ЦБУ по всей Беларуси, в каждом из которых обслуживается в среднем около 35 000 счетов и совершается в день в среднем 20 000-25 000 операций.

Систему «SC-CARD» используют 15 из 23 белорусских банков, эмитирующих карточки, в том числе ОАО «Белагропромбанк», ОАО «БПС-Банк», ОАО «АСБ Беларусбанк», а также Национальный банк Республики Беларусь. [8]

ОАО «Центр банковских технологий» - более молодая компания, созданная в 1997 году Национальным банком Республики Беларусь с участием ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Паритетбанк», ОАО «АСБ Беларусбанк» с целью разработки и сопровождения банковского программного обеспечения. [7] Одним из приоритетных направлений развития ОАО "Центр банковских технологий" является разработка стратегии развития и применения ИТ в банках и разработка программного обеспечения для автоматизации банковских бизнес-процессов.

C момента образования в 1997 году, основным предметом деятельности компании является развитие информационных технологий в денежно-кредитной системе Республики Беларусь, в том числе автоматизация деятельности Национального банка Республики Беларусь, его учреждений и предприятий.

В соответствии с решением Комитета по информационным технологиям  Национального банка Республики Беларусь ОАО "Центр банковских технологий" уполномочен осуществлять следующие функции обеспечения координации процессов информатизации в банковской системе Республики Беларусь:

Информация о работе Применение информационных технологий при идентификации клиентов банка