Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 00:18, реферат
Целью исследования является анализ эффективности применения ИТ в процессе идентификации клиентов банков.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. изучить существующие ИТ, используемые в процессе идентификации клиентов банков;
2. проанализировать эффективность применения существующих ИТ в процессе идентификации клиентов банков;
СПИСОК ОБОЗНАЧЕНИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ОБЗОР ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 7
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ 8
ГЛАВА 3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ КЛИЕНТОВ БАНКОВ В ЦЕЛЯХ ПОД/ФТ 9
3.1. Автоматизация банковской деятельности в Республике Беларусь 9
3.2. Использование ИТ при идентификации клиентов банка в целях ПОД/ФТ 14
3.3. Перспективы совершенствования ИТ, используемых для идентификации клиентов банка 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 27
приложение а 29
приложение б 31
приложение в 33
приложение г 34
приложение д 35
приложение е 36
• создание и развитие единого информационного пространства банковского сектора экономики Республики Беларусь с целью обеспечения интеграции информационных ресурсов и информационно-коммуникационных услуг для достижения эффективности применения информационных технологий в банковской системе;
• организация взаимодействия банковских информационных систем с информационными системами государственных органов управления, ведомств, организациями производственного сектора экономики;
• организация разработки и согласования с органами исполнительной власти и Национальным банком проектов нормативных правовых актов, связанных с реинжинирингом банковских бизнес-процессов, по вопросам информационных технологий;
• разработка технических нормативов, сертификация программного обеспечения и программно-технических комплексов, применяемых в банковской системе. [9]
Многие банки Республики Беларусь пользуются программными продуктами автоматизации банковских процессов, созданными отечественными разработчиками, но есть и такие, которые разрабатывают банковское программное обеспечение собственными силами либо приобретают его у иностранных разработчиков. Иногда часть банковских модулей приобретается у стороннего разработчика, а часть разрабатывается собственной ИТ-командой банка. Данная ситуация приводит к тому, что ряд процессов либо неэффективно, либо не полностью автоматизирован.
Таким образом, несмотря на то что белорусские банки прошли основные этапы автоматизации (внедрены системы, непосредственно связанные с деятельностью кредитных организаций, построены коммуникационные сети), не всегда этим элементам доставало согласованности. То есть можно констатировать недостаточность комплексных решений при автоматизации бизнес-процессов как основной характеристики состояния информатизации в банках страны. Негативным моментом сегодняшнего состояния информатизации в банках является их разобщенность. Каждый банк решает проблемы внедрения новейших технологий самостоятельно. [10]
Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, — это заключительный этап превращения преступности в высокодоходный и эффективный вид незаконного предпринимательства. В ходе этого процесса происходит противоправная и в высшей степени опасная для общества концентрация экономической, а вслед за ней и политической власти в руках неконтролируемой группы лиц [2]. Отсутствие эффективного противодействия этому негативному социальному явлению неизбежно влечет за собой широкое распространение незаконного оборота наркотических и психотропных средств, террора, проституции, вымогательства, заказных убийств, бандитизма, и других противоправных проявлений.
Поэтому правильная организация системы ПОД/ФТ в банке является одним из важнейших направлений банковской деятельности, а компьютерные информационные технологии – необъемлемая часть эффективности системы ПОД/ФТ.
Согласно законодательству Республики Беларусь по ПОД/ФТ, каждый банк обязан проводить идентификацию клиентов, осуществляющих финансовые операции, и мониторинг их деятельности в процессе обслуживания. Идентификация клиентов осуществляется посредством сбора информации о клиентах и их контрагентах, последующего анализа и обновления сведений о них, установления и идентификации выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, сбора необходимых документов. Вся полученная в процессе идентификации информация фиксируется в электронной базе данных.
В банках существует множество разрозненных банковских систем – операционный день, системы для ведения кредитов, депозитов физических и юридических лиц, карточные системы и т.д. При этом, до недавнего времени, отсутствовал единый программный комплекс для ведения клиентской базы и управления отношениями с клиентами организованным способом. Для работы с клиентами использовались прикладные системы, изначально предназначенные для других целей. Данное положение дел имело негативные последствия: информация о клиентах была разрозненна, зачастую неактуальна и/или недостоверна (данные об одном и том же клиенте в разных банковских системах могли разниться), в связи с чем отсутствовала возможность осуществления полного анализа и оценки клиента, а также формирования полноценной отчетности по клиентской базе.
Однако положение дел изменилось после того, как 28.02.2008 года Национальным банком Республики Беларусь была принята Инструкция об осуществлении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием террористической деятельности. Данная инструкция обязала все банки и небанковские кредитно-финансовые организации страны внедрить единую клиентскую базу данных для повышения эффективности идентификации клиентов. Поэтому выбор необходимого программного обеспечения для централизованного хранения данных о клиентах является одной из приоритетных задач для каждого банка Республики Беларусь.
Крупнейшие разработчики банковского и финансового программного обеспечения Республики Беларусь, ООО «Софтклуб» и ОАО «Центр Банковских Технологий», разработали свои собственные программные продукты для автоматизации процесса ввода и ведения информации о клиентах банка, создания и хранения базы данных анкет клиентов и совершаемых ими финансовых операций, а также оперативного поиска и последующего анализа накопленной информации.
Одной из последних разработок ЗАО «Софтклуб – Центр разработки» является программный комплекс «Интеграция клиентских данных», который предназначен для устранения проблемы функционирования многочисленных разрозненных систем в банке через осуществление их интеграции. Принцип систематизации клиентских данных, используемый в ПК «ИКД», представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. – Концепция программного комплекса «Интеграция клиентских данных». Источник: [8]
Так, при вводе информации о клиенте в любую из банковских систем (операционный день, системы для ведения кредитов, депозитов физических и юридических лиц, карточные системы и т.д.), информация автоматически передается в ПК «ИКД» и сравнивается с уже имеющимися данными об этом клиенте в других банковских системах (при наличии таковых). Таким образом, обновление данных о клиенте в одной из банковских систем приведет к актуализации данных во всех остальных системах.
При закрытии клиентом – физическим или юридическим лицом всех счетов в банке, данное лицо в ПК «ИКД» автоматически переходит из категории «Клиент» в категорию «Не клиент», при этом все имеющиеся о нем данные сохраняются. Так, при повторном обращении данного лица в банк в будущем, клиентскому менеджеру будет легче идентифицировать и проанализировать данного клиента.
ПК «ИКД» позволяет выстраивать взаимосвязи между клиентами: родственные отношения между физическими лицами; характер отношений типа учредитель, покупатель, поставщик и т.п. между юридическими лицами; трудовые отношения между физическими и юридическими лицами и т.п. Данные взаимосвязи можно просматривать в графическом виде с указанием глубины взаимосвязей (см. рисунок 2)
Также в программном
комплексе реализованы
Внедрение ПК «ИКД» приводит к устранению дублирования информации в различных банковских системах, несогласованности данных и несвоевременности внесения изменений в различные базы данных, что позволяет повышать эффективность ведения бизнеса банка. При помощи данного программного обеспечения у клиентского менеджера появляется возможность оперативного получения актуальной информации и осуществления накопления непротиворечивых знаний о клиентах в целях управления рисками банковской деятельности.
Сведения, полученные в результате идентификации клиентов, а также их контрагентов, бенефициарных владельцев, выгодоприобретателей, не только фиксируются в анкете клиента в ПК «ИКД», но и сравниваются с уже имеющимися данными об этом клиента в других модулях банковской системы. После осуществления процесса идентификации при помощи функций данного программного обеспечения проводится анализ имеющейся информации, просмотр взаимосвязей клиента с другими лицами и организациями и оценка степени риска клиента.
Технические решения ПК «ИКД» обеспечивают одновременную работу неограниченного количества пользователей, а также хранение и оперативную обработку информации по десяткам тысяч клиентов - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и по сотням тысяч клиентов - физических лиц. В настоящее время реализован обмен клиентскими данными с многими банковскими информационными системами в синхронном и асинхронном режимах.
Исходя из вышеописанного, можно сделать вывод, что ПК «ИКД» предназначен для:
• создания и ведения централизованной базы данных клиентов банка: финансовые организации, государственные учреждения, юридические лица и индивидуальные предприниматели, физические лица;
• интеграции данных о клиентах, которые накапливаются в учетно-операционных системах банка (ИБС «SC-BANK NT», система «SC-KASSA on-line» и другие системы банка);
• предоставления открытого программного интерфейса для интеграции с любыми информационными системами банка;
• проведения разностороннего анализа информации о клиентах банка;
• оперативного формирования отчетов, содержащих анкетные данные по клиентам банка в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь. [8]
Также на сегодняшний день по заказу Национального банка Республики Беларусь на базе ОАО «Центр банковский технологий» разработан и введен в промышленную эксплуатацию в Национальном банке Республики Беларусь ПК «Ведение анкет клиентов», который обеспечивает непрерывность бизнеса банка и значительно повышает уровень безопасности.
Ключевыми функциями ПК «Ведение анкет клиентов» являются следующие:
ПК «Ведение анкет клиентов» не только позволяет автоматизировать ввод и ведение информации о клиентах банка (физические лица, индивидуальные предприниматели, организации, банки-корреспонденты), но и повышает эффективность осуществления внутреннего контроля в банке на всех стадиях совершения финансовых операций. У клиентских менеджеров появляется возможность получать наиболее полные сведений о клиенте и его деятельности из накопленной информации, а у банков – сокращать затраты на обеспечение безопасности и хранения информации, носящей конфиденциальный характер. Кроме того, ведение единой базы данных клиентов обеспечивает комплексный подход при анализе информации с целью выявления подозрительных финансовых операций.
Также ОАО «Центр банковский технологий» разработан программный комплекс «Единый реестр клиентов» (далее – ПК «ЕРК»), предназначенный для сведения информации о клиентах банка и совершаемых ими финансовых операциях из различных банковских систем (подсистем) в единое хранилище, актуализации базы данных клиентов, построения системы отчетности по работе с клиентами и анализа клиентской базы. ПК «ЕРК» также предусматривает возможность обмена данными с внешними банковскими системами.
ПК «ЕРК» включает в себя несколько модулей. Модули, используемые в целях идентификации клиентов, перечислены ниже:
Анкета клиента может
быть заведена вручную либо создана
при импорте из внешних подсистем.
Ведется история изменений
Данный модуль позволяет
производить анкетирование
Информация о работе Применение информационных технологий при идентификации клиентов банка