Применение мультимедийных технологий в обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 13:30, реферат

Описание работы

Современные компьютерные, мультимедийные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования.
Мультимедиа-информация - это не только традиционные статистические элементы: текст, графика, но и динамические: видео-, аудио- и анимационные последовательности.

Файлы: 1 файл

Применение мультимедийных технологий в обучении.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

по теме «Применение  мультимедийных технологий в обучении»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Киров

2012 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ  МУЛЬТИМЕДИА-РЕСУРСЫ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Современные компьютерные, мультимедийные  технологии предоставляют  огромные возможности для развития процесса образования.

Мультимедиа-информация - это не только традиционные статистические элементы: текст, графика, но и динамические: видео-, аудио- и анимационные последовательности.

Сфера использования  мультимедийных технологий очень широка, ею охватывается наука и техника, образование, культура, бизнес, мультимедийные технологии применяются в среде обслуживания при создании электронных гидов с погружением в реальную среду, мультитеках. До конца 1980-х гг. мультимедиа-технологии не получали широкого распространения в России ввиду отсутствия аппаратной и программной поддержки. Вначале 1990-х гг. в нашей стране появились сравнительно недорогие мультимедиа-системы на базе IBM PC, и миф мультимедиа-технологий стал реальностью. Одной из главных областей применения систем мультимедиа стало образование в широком смысле слова, включая и такие направления, как видеоэнциклопедии, интерактивные путеводители, тренажеры, ситуационно-ролевые игры и др.

Основные педагогические цели использования информационных технологий

Технология  при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а это  не что иное, как процессы. Под  процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс  должен определяться выбранной человеком стратегией и реализоваться с помощью совокупности различных средств и методов.

Информационная  технология — процесс, использующий совокупность средств и методов  сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

 Информационные  технологии используются для  достижения следующих педагогических  целей:

1. Развитие  личности обучаемого, подготовки  его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, включающей освоение, заложенных в ней знаний и передачу информации:

  • развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям работы с компьютером;
  • развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
  • развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов;
  • формирование умения принимать оптимальные решения в сложной ситуации (в ходе компьютерных деловых игр и работы с программами-тренажерами);
  • развитие навыков исследовательской деятельности (при работе с моделирующими программами и интеллектуальными обучающими системами);
  • формирование информационной культуры, умение обрабатывать информацию (при использовании текстовых, графических и табличных редакторов, локальных и сетевых баз данных).

 

 

Понятие цифрового  документа

При использовании  информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в педагогической деятельности имеют дело с документами, подготовленными  с помощью компьютера. Поскольку такие документы хранятся и передаются в цифровой форме, то их следует называть цифровыми документами. Однако в силу различных причин, во многом, исторических, связанных со способом хранения, а не с формой хранения, такие документы иногда называют электронными.

 

Понятие ресурса

В использовании  ИКТ в педагогической деятельности часто используется термин ресурс. В энциклопедии на сайте www.km.ru дается следующее определение ресурса:

1. Запасы, источники  чего-нибудь. Например: природные ресурсы, экономические ресурсы, трудовые ресурсы (часть населения страны, которая способна работать, участвовать в процессе производства).

2. Средство, к  которому обращаются в необходимом  случае (книжн.). Например: испробовать  последний ресурс.

 Ресурсы  подразделяются на природные, материальные, финансовые, человеческие, информационные и технологические.

 Поэтому  ниже говорится об электронных  документах как об электронных  ресурсах. Таким образом, существуют  электронные ресурсы в виде:

-сетевых ресурсов - размещенных в сети Интернет, обычно носят общее имя интернет-ресурсов. Например, презентация, созданная учителем и выложенная на сервер для скачивания, является таковым ресурсом.

-ресурсов в  локальной сети или на локальном  компьютере - локальных ресурсов. Так, например, презентация, созданная учителем и размещенная на его компьютере, относится к локальным ресурсам. Эта же презентация, положенная на диск общего доступа в локальной сети образовательного учреждения будет так же называться локальным сетевым ресурсом.

-ресурсов на  носителях.

 Электронный  ресурс, подвергшийся редакторской  правке и официальной публикации (с выходными данными), называется  электронным изданием (ЭИ).

 

Классификация цифровых образовательных ресурсов по образовательно-методическим функциям

Классификация цифровых образовательных ресурсов по типу информации

 Репетиторы  и тренажеры - рассчитаны на  подготовленного учащегося, знакомого  с курсом соответствующего учебного  предмета и учебной темы. Это  – комплексы, содержащие: краткий  учебный материал справочного типа, проверочный материал (задачи, тесты) с ответами.

 

Учебники - рассчитаны на учащегося, желающего осуществить  знакомство с курсом соответствующего учебного предмета и учебной темы или повысить свой первоначальный уровень. Это комплексы, содержащие учебный материал, выстроенный в методически целенаправленной последовательности.

Обучающие программы - интерактивные учебники, не только содержащие учебный материал, реагирующие  на действия пользователя, позволяющие  ему проверить качество усвоения материала, «подсказывающие» в случае необходимости правильный алгоритм, но и исправления допущенных ошибок и т.д.

Справочники и  энциклопедии - во всех случаях эти  издания имеют более или менее  развитый аппарат гиперссылок, позволяющий  быстро наводить контекстные справки или переходить к нужному разделу комплекса. Комплекс это компакт-диски, представляющие собой не один файл, не одну программу, а их множество. Действительно, под компьютерной программой обычно имеют в виду некое средство, позволяющее совершать какие-то действия (например, текстовый редактор Word или компьютерная игра). Но учебные издания могут состоять, например, только из гипертекстовых документов, которые обрабатывает программа Internet Explorer (или любой другой браузер, установленный на компьютере), и изобразительного материала. Такие издания программой уже не назовешь. Однако не все авторы столь внимательно проводят такое разграничение. Поэтому в литературе можно встретить термины: учебный электронный комплекс (ЭУК), учебное электронное издание (ЭУИ), учебная программа (УП), электронный учебник (ЭУ), обучающая программа, электронное издание (ЭИ). Термин «электронное издание» используют и в смысле «переиздание печатного издания в электронном виде». Существуют электронные версии таких книг, снабженные мощным гипертекстовым аппаратом.

 

Основными видами электронных информационных ресурсов образовательного назначения, которые  могут быть основаны на использовании  мультимедиа-технологий, являются:

  • информационно-поисковые и справочные мультимедиа-системы,
  • прикладные мультимедиа-энциклопедии,
  • мультимедиа-средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков школьников,
  • электронные тренажеры,
  • мультимедиа-средства для математического и имитационного моделирования,
  • мультимедиа-средства лабораторий удаленного доступа и виртуальных лабораторий,
  • автоматизированные обучающие системы,
  • электронные мультимедиа-учебники,
  • экспертные обучающие системы,
  • интеллектуальные обучающие системы.

   Информационно-поисковые  и справочные мультимедиа-системы предназначены для ввода, хранения, поиска и предъявления информации учителям, школьникам и родителям. К числу подобных систем могут быть отнесены различные гипермедиа программы, обеспечивающие иерархическую организацию материала и быстрый поиск мультимедиа-информации по тем или иным признакам. Большое распространение получили также всевозможные базы данных. Системы управления базами данных обеспечивают возможность поиска и сортировки мультимедиа-информации. Базы данных могут использоваться в учебном процессе для организации предъявления содержания учебного материала и его анализа. Современный учебный процесс испытывает потребность в специализированных учебных базах данных, адаптированных для самостоятельной работы с целью поиска и анализа необходимой информации.

Из понятия  информационно-поисковой системы  непосредственно вытекает более  современное и распространенное в связи с расширением телекоммуникационных систем и порталов понятие прикладной мультимедиа-энциклопедии, представляющей собой совокупность учебных информационных модулей вместе с соответствующей системой управления. Прикладные мультимедиа-энциклопедии порождают одну из наиболее распространенных форм для разработки образовательных мультимедиа-ресурсов.

      Прикладная мультимедиа-энциклопедия может соответствовать как одной учебной  дисциплине, так и группе дисциплин. В этом случае учебный модуль может быть посвящен определенной теме или понятию, рассматриваемым в учебных дисциплинах. Так, например, модуль может содержать материал, соответствующий содержанию только одного параграфа традиционного учебника или описывать понятие, используемое при обучении сразу нескольким дисциплинам общеобразовательной подготовки.

      Современная вариативная система  обучения испытывает потребность  в мультимедиа-энциклопедиях, предусматривающих для каждой темы или понятия несколько альтернативных модулей в целях обеспечения возможности адаптации к различным условиям обучения. Модули должны различаться ориентацией на различные группы учителей или учащихся, методическими особенностями, подробностью и стилем изложения материала, ссылками на различные примеры и т.п.

      Совершенствование энциклопедии  заключается в разработке и  добавлении новых модулей, в  корректировке или устранении  устаревшего материала, развитии системы управления. При этом совершенствование возможно не только заранее определенным кругом авторов или специалистов в данной предметной области, но и рядовыми учителями, создающими свои версии мультимедиа-ресурсов. На практике подобное расширение энциклопедий происходит локально на компьютерах конкретных педагогов и школьников или непосредственно на месте публикации энциклопедии с помощью телекоммуникационных средств.

      Система управления прикладной  мультимедиа-энциклопедии выполняет  такие функции, как управление версиями информационного мультимедиа-ресурса, ведение словарей, управление гиперссылками, согласование форматов данных, замена терминов синонимами и обозначений величин рекомендуемыми символами для единообразия именования понятий в пределах версии одного ресурса, регистрация модулей, обеспечение интерфейса на языке, близком к естественному, и др.

      Основой для создания и классифицирования  прикладной электронной энциклопедии  является структурирование знаний, выделение понятий предметной области и отношений между ними. Все это лежит в основе построения системы управления структурированными знаниями энциклопедии и используется для унификации интерфейсов модулей при разработке версий данного мультимедиа-ресурса.

      Мультимедиа-средства для контроля и измерения уровня знаний обучающихся достаточно широко представлены в телекоммуникационных средах и нашли обширное применение в общем среднем образовании ввиду относительной легкости их создания. Существует целый ряд инструментальных систем-оболочек, с помощью которых преподаватель, даже не знакомый с основами программирования, в состоянии скомпоновать перечни вопросов и возможных ответов по той или иной учебной теме школьной программы. Как правило, задачей учащегося является выбор одного правильного ответа из ряда предлагаемых ответов.

      Потребность системы образования  в таких мультимедиа-ресурсах  обусловлена необходимостью разгрузить  учителей от рутинной работы  по выдаче индивидуальных контрольных  заданий и проверке правильности  их выполнения. Это особенно актуально в условиях массовой подготовки и необходимостью соотнесения результатов обучения с требованиями государственных образовательных стандартов.

      Многократный и более частый  контроль знаний, в том числе  и самоконтроль, стимулирует повторение и, соответственно, закрепление учебного материала.

Электронные тренажеры  предназначены для отработки  практических умений и навыков. Такие  мультимедиа-ресурсы требуются в  учебном процессе для обучения действиям  в условиях сложных и даже чрезвычайных ситуаций при отработке противоаварийных действий, когда использование реальных установок для тренировок нежелательно по целому ряду причин (возможность создания аварийных ситуаций, повышенная опасность и т.п.). Кроме этого, электронные тренажеры используются для отработки умений и навыков решения задач. В этом случае они обеспечивают получение краткой информации по теории, тренировку на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль.

Информация о работе Применение мультимедийных технологий в обучении