Применение мультимедийных технологий в обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 13:30, реферат

Описание работы

Современные компьютерные, мультимедийные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования.
Мультимедиа-информация - это не только традиционные статистические элементы: текст, графика, но и динамические: видео-, аудио- и анимационные последовательности.

Файлы: 1 файл

Применение мультимедийных технологий в обучении.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

 

С понятием интерактивности  тесно связано понятие моделирования. Многие мультимедиа-ресурсы являются моделирующими.

      Моделирующие мультимедиа-ресурсы  позволяют расширить границы  экспериментальных и теоретических  исследований, дополнить физический  эксперимент вычислительным экспериментом, предоставить в распоряжение школьника и педагога дополнительные информационные данные. В одних случаях с помощью подобных ресурсов моделируются объекты исследования, в других - измерительные установки. К моделирующим мультимедиа-средствам можно также отнести предметно-ориентированные программные среды, обеспечивающие возможность оперирования моделями-объектами.

      Говоря о компьютерном моделировании,  необходимо отметить, что в настоящее  время при внедрении мультимедиа-технологий  в учебный процесс следует акцентировать внимание на создании обобщенных информационных моделей целых классов технических объектов (тогда то или иное реальное техническое устройство сбудет восприниматься как частная реализация) и на создании всевозможных имитационных лабораторных моделей, тренажеров, в том числе, и виртуальных моделей.

      Компьютерные модели, как правило,  не являются универсальными. Каждая  из них рассчитана на моделирование  достаточно узкого круга явлений.  Основанные на технологии математического  моделирования, компьютерные мультимедиа-модели могут быть использованы не только для демонстрации трудно воспроизводимых в учебной обстановке явлений, но и для интерактивного выяснения степени влияния тех или иных параметров на моделируемую ситуацию. Данное свойство позволяет использовать модели в качестве имитаторов лабораторных установок, а также для отработки навыков управления моделируемыми процессами. Современные мультимедиа-средства позволяют не только работать с готовыми моделями объектов, но и производить их конструирование из отдельных элементов.

 

Качество образовательных  мультимедиа-ресурсов

Система требований, предъявляемых к качеству мультимедиа-ресурсов, используемых для обучения школьников

Система общего среднего образования испытывает существенную потребность в качественных мультимедиа-ресурсах, которые на практике позволили бы:

организовать  разнообразные формы деятельности школьников по самостоятельному извлечению и представлению знаний;

применять весь спектр возможностей современных информационных и телекоммуникационных технологий в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности, в том числе, таких как регистрация, сбор, хранение, обработка информации, интерактивный диалог, моделирование объектов, явлений, процессов, функционирование лабораторий (виртуальных, с удаленным доступом к реальному оборудованию) и др.;

привнести в  учебный процесс наряду с ассоциативной  прямую информацию за счет использования  возможностей технологий мультимедиа, виртуальной реальности, гипермедиа систем;

объективно диагностировать и оценивать интеллектуальные возможности школьников, а также уровень их знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретному занятию по дисциплинам общеобразовательной подготовки, соизмерять результаты усвоения материала в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта;

управлять учебной  деятельностью школьников адекватно  интеллектуальному уровню конкретного  учащегося, уровню его знаний, умений, навыков, особенностям его мотивации  с учетом реализуемых методов и используемых средств обучения;

создавать условия  для осуществления индивидуальной самостоятельной учебной деятельности обучаемых, формировать навыки самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации;

оперативно обеспечить учителей, учеников и родителей актуальной своевременной информацией, соответствующей целям и содержанию общего среднего образования;

создать основу для постоянного и оперативного общения учителей, обучаемых и  родителей, нацеленного на повышение эффективности обучения.

Все, без исключения, мультимедиа-ресурсы, используемые в  системе образования, должны удовлетворять  дидактическим требованиям, предъявляемым  к традиционным учебным изданиям, таким как учебники, учебные и  методические пособия. Дидактические требования соответствуют потребностям учебного процесса и, соответственно, дидактическим принципам обучения. Далее рассмотрены стандартные дидактические требования к мультимедиа-ресурсам.

      Требование обеспечения научности  обучения с использованием мультимедиа-ресурсов означает достаточную глубину, корректность и научную достоверность изложения содержания учебного материала, предоставляемого ресурсом с учетом последних научных достижений. В соответствии с потребностями системы общего среднего образования процесс усвоения учебного материала с помощью мультимедиа-ресурсов должен строиться с учетом основных методов научного познания: эксперимент, сравнение, наблюдение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез, моделирование и системный анализ.

      Требование обеспечения доступности  обучения, осуществляемого с использованием  мультимедиа-ресурсов, означает необходимость  определения степени теоретической  сложности и глубины изучения  учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям школьников. Недопустима чрезмерная усложненность и перегруженность учебного материала, при которой овладение этим материалом становится непосильным для обучаемого.

      Требование обеспечения проблемности обучения обусловлено сущностью и характером учебно-познавательной деятельности. Когда школьник сталкивается с учебной проблемной ситуацией, требующей разрешения, его мыслительная активность возрастает. Уровень выполнимости данного дидактического требования с помощью мультимедиа-ресурсов может быть значительно выше, чем при использовании традиционных учебников и пособий.

      Требование обеспечения наглядности  обучения означает необходимость  учета чувственного восприятия  изучаемых объектов, их макетов  или моделей и их личное наблюдение учащимся. Требование обеспечения наглядности в случае использования мультимедиа-ресурсов должно реализовываться на принципиально новом, более высоком уровне. Распространение систем виртуальной реальности позволит в ближайшем будущем говорить не только о наглядности, но и о полисенсорности обучения.

      Требование обеспечения сознательности  обучения, самостоятельности и активизации  деятельности обучаемого предполагает  обеспечение мультимедиа-средствами  самостоятельных действий учащихся по извлечению учебной информации при четком понимании конечных целей и задач учебной деятельности. При этом осознанным для учащегося является то содержание, на которое направлена его учебная деятельность. В основе функционирования и использования мультимедиа-ресурсов должен лежать деятельностный подход. Поэтому в соответствующих ресурсах должна прослеживаться четкая модель деятельности обучаемого. Мотивы его деятельности должны быть адекватны содержанию учебного материала. Для повышения активности обучения подсистемы мультимедиа-ресурсов должны генерировать учебные ситуации, формулировать вопросы, предоставлять школьнику возможность выбора той или иной траектории обучения, возможность управления ходом событий.

      Требование обеспечения систематичности и последовательности обучения при использовании мультимедиа-ресурсов означает обеспечение потребности системы обучения в последовательном усвоении учащимися определенной системы знаний в изучаемой предметной области, потребности в том, чтобы знания, умения и навыки формировались в определенной системе, в логически обоснованном порядке.

Для этого необходимы:

  • предъявление учебного материала в систематизированном и структурированном виде;
  • учет как ретроспективы, так и перспективы формируемых знаний, умений и навыков при формировании и представлении каждой порции учебной информации;
  • учет межпредметных связей изучаемого материала;
  • дидактически обоснованная последовательность подачи учебного материала и обучающих воздействий;
  • организация процесса получения знаний в последовательности, определяемой логикой обучения;
  • обеспечение связи информации, предъявляемой мультимедиа-ресурсом, с практикой за счет подбора примеров, создания содержательных игровых моментов, предъявления заданий практического характера, экспериментов, моделей реальных процессов и явлений.

 

Требование  обеспечения единства образовательных, развивающих и воспитательных функций  обучения при использовании мультимедиа-ресурсов.

      Требование обеспечения содержательной  и функциональной валидности контрольно-измерительных подсистем мультимедиа-ресурсов. Потребности системы обучения накладывают на такие ресурсы требования обеспечения соответствия контрольно-измерительного материала содержанию учебного материала (содержательная валидность) и оцениваемому уровню деятельности школьников (функциональная валидность).

      Требование обеспечения надежности  в использовании контрольно-измерительных  подсистем мультимедиа-ресурсов  определяется как вероятность  правильного измерения уровня  усвоения учебного материала с использованием мультимедиа-ресурсов. Требование отвечает потребностям системы общего среднего образования в обеспечении устойчивости результатов многократного измерения или контроля результативности обучения одного и того же школьника.

      Кроме традиционных дидактических требований, предъявляемых как к мультимедиа-ресурсам, так и к традиционным изданиям образовательного назначения, к мультимедиа-ресурсам должны предъявляться специфические дидактические требования, обусловленные существующими потребностями системы обучения в школе и использованием преимуществ современных информационных и телекоммуникационных технологий в создании и функционировании мультимедиа-ресурсов.

      Требование адаптивности подразумевает  приспособляемость образовательных мультимедиа-ресурсов к индивидуальным возможностям школьника. Требование означает приспособление, адаптацию процесса обучения с использованием мультимедиа-ресурсов к уровню знаний и умений, психологическим особенностям обучаемого. Целесообразно различать три уровня адаптации ресурсов. Первым уровнем адаптации считается возможность выбора обучаемым наиболее подходящего для него индивидуального темпа изучения материала. Второй уровень адаптации подразумевает диагностику состояния обучаемого, на основании результатов которой предлагается содержание и методика обучения. Третий уровень адаптации базируется на открытом подходе, который не предполагает классифицирования возможных пользователей и заключается в том, что авторы мультимедиа-ресурса стремятся разработать как можно больше вариантов его использования для как можно большего количества школьников.

      Требование интерактивности обучения  означает, что в процессе обучения  должно иметь место двустороннее  взаимодействие школьника с образовательными  мультимедиа-ресурсами. Такие средства должны обеспечивать диалог и обратную связь. Важной составной частью организации диалога является обязательная адекватная реакция мультимедиа-ресурсов на действие учителей и школьников. Средства обратной связи осуществляют контроль и корректируют действия учащегося, дают рекомендации по дальнейшей работе, осуществляют постоянный доступ к справочной и разъясняющей информации. При контроле с диагностикой ошибок по результатам учебной работы средства обратной связи выдают результаты анализа работы с рекомендациями по повышению уровня знаний.

      Требование развития интеллектуального  потенциала обучаемого при работе  с мультимедиа-ресурсами отвечает  потребностям системы общего  среднего образования к формированию  у школьников стилей мышления (алгоритмического, наглядно-образного, теоретического), умения принимать оптимальное решение или вариативные решения в сложной ситуации, умений по обработке информации (на основе использования систем обработки данных, информационно-поисковых систем, баз данных и пр.).

      Требование системности и структурно-функциональной  связанности представления учебного  материала в мультимедиа-ресурсах.

      Требование обеспечения формируемости  и уникальности заданий в контрольно-измерительных  подсистемах мультимедиа-ресурсов. Согласно этого требования задания, предъявляемые школьникам, не должны полностью существовать до начала измерений или контроля и должны формироваться случайным образом в момент работы обучаемого с мультимедиа-ресурсами. При этом задания, получаемые разными обучаемыми, должны быть различными, что отвечает потребностям образования в обеспечении объективности и адекватности педагогических измерений.

      Требование обеспечения полноты  (целостности) и непрерывности  дидактического цикла обучения с использованием мультимедиа-ресурсов означает, что такие ресурсы должны предоставлять возможность выполнения всех звеньев дидактического цикла в пределах одного сеанса работы с информационной и телекоммуникационной техникой.

      С дидактическими требованиями к мультимедиа-ресурсам тесно связаны методические требования. Методические требования предполагают учет потребностей обучения конкретной школьной дисциплине, специфики соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенности методов исследования ее закономерностей; возможностей реализации современных методов обработки информации и методологии реализации образовательной деятельности.

      Мультимедиа-ресурсы должны удовлетворять  нижеследующим методическим требованиям.

      В связи с многообразием реальных технических систем и устройств, а также в связи со сложностью их функционирования предъявление учебного материала с использованием мультимедиа-ресурсов должно строиться с опорой на взаимосвязь и взаимодействие понятийных, образных и действенных компонентов мышления школьников.

      Мультимедиа-ресурсы должны обеспечить  отражение системы научных понятий  школьной дисциплины в виде  иерархической структуры, каждый  уровень которой соответствует  определенному внутридисциплинарному  уровню абстракции, а также обеспечить учет как одноуровневых, так и межуровневых логических взаимосвязей этих понятий. Подобный подход способствует удовлетворению потребности систем обучения в эффективных методах изложения учебного материала за счет возможности последовательного обхода иерархической структуры и объяснения научных понятий образовательной области.

Информация о работе Применение мультимедийных технологий в обучении