Образовательные мультимедиа-ресурсы
должны предоставлять школьникам
возможность выполнения контролируемых
тренировочных действий с целью
поэтапного повышения внутридисциплинарного
уровня абстракции знаний на уровне усвоения,
достаточном для осуществления алгоритмической
и эвристической деятельности.
Наряду с учетом дидактических
требований к разработке и
использованию мультимедиа-ресурсов
необходимо соблюдение комплекса психологических
требований, влияющих на эффективность
обучения в школе. Нижеследующие психологические
требования относятся к числу требований,
предъявляемых ко всем без исключения
мультимедиа-ресурсам.
Представление учебного материала в мультимедиа-ресурсах
должно соответствовать не только вербально-логическому,
но и сенсорно-перцептивному и представленческому
уровням когнитивного процесса. Мультимедиа-ресурсы
должны создаваться и функционировать
с учетом особенностей таких познавательных
психических процессов, как восприятие
(преимущественно зрительное, а также
слуховое, осязательное), внимание (его
устойчивость, концентрация, переключаемость,
распределение и объем внимания), мышление
(теоретическое понятийное, теоретическое
образное, практическое наглядно-образное,
практическое наглядно-действенное), воображение,
память (мгновенная, кратковременная,
оперативная, долговременная, явление
замещения информации в кратковременной
памяти).
Изложение учебного материала
с использованием мультимедиа-ресурсов должно
быть ориентировано на тезаурус и лингвистическую
композицию конкретного возрастного контингента
и специфики подготовки обучаемых. Мультимедиа-ресурсы
должны создаваться и функционировать
с учетом системы знаний школьников и
знания языка. Изложение учебного материала
должно быть понятно конкретному возрастному
контингенту обучаемых, но не должно быть
слишком простым, поскольку это может
привести к снижению внимания.
Использование мультимедиа-ресурсов
должно быть направлено на развитие у школьников
как образного, так и логического мышления.
Эргономические требования к
мультимедиа-ресурсам строятся с
учетом возрастных особенностей
школьников, обеспечивают повышение
уровня мотивации к обучению,
устанавливают требования к изображению информации и
режимам работы мультимедиа-ресурсов.
Основным эргономическим требованием
является требование обеспечения гуманного
отношения к ученику, организации в мультимедиа-ресурсах
дружественного интерфейса, обеспечения
возможности использования обучаемыми
необходимых подсказок и методических
указаний, свободной последовательности
и темпа работы, что позволит избежать
отрицательного воздействия на психику,
создаст благожелательную атмосферу на
уроках в школе.
Требования здоровьесберегающего характера, предъявляемые
к разработке и использованию мультимедиа-ресурсов,
соответствуют гигиеническим требованиям
и санитарным нормам работы школьников
с компьютерной техникой. Мультимедиа-ресурсы
должны быть разработаны и использованы
таким образом, чтобы время работы обучаемого
с ресурсом не превышало санитарные нормы
работы с соответствующей компьютерной
техникой. Несоответствие этим требованиям
приведет или к не восприятию части мультимедиа-информации
учащимися (в случае с требованиями возрастных
особенностей), или к ухудшению здоровья
(санитарно-гигиенические требования).
По мере проникновения мультимедиа-ресурсов
в учебный процесс в образования
возрастает потребность в качественной
документации, сопровождающей мультимедиа-ресурсы.
Требования к оформлению документации
на мультимедиа-ресурсы обосновывают
необходимость проверки корректности,
полноты и подробности оформления методических
указаний и инструкций для пользователей.
Создание и использование мультимедиа-ресурсов
должно сопровождаться соответствующим
документированием с целью обеспечения
интерфейса между разработчиками, заказчиками,
учителями и обучающимися, а также для
обеспечения возможности освоения и совершенствования
функций мультимедиа-ресурса. Документация
к ресурсам должна быть полной и обеспечивать
неснижаемую эффективность их использования
в обучении.
Документация к мультимедиа-ресурсам
должна способствовать мобильности,
повторному использованию и переиспользованию
их компонентов.
Список используемой
литературы
- Применение мультимедийных технологий в образовании, Федунец Н.И., Ярощук И.В., 2006, стр. 88.
- Свободная энциклопедия «ВикипедиЯ» (http://ru.wikipedia.org/wiki/Мультимедиа)
- 3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, электронная версия (http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=606838)
- Е.Л. Федотова Информационные технологии и системы – Форум, 2009 год.