Проектирование автоматизированного рабочего места экономиста на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данного курсового проекта является проектирование автоматизированного рабочего места экономиста финансово-экономического отдела, занимающегося аналитической обработкой данных, созданием статистических отчётов (на примере Цивильского РАЙПО). Поэтому в дипломном проекте мы ставим следующие задачи:
 Изучить деятельность Финансово-Экономического Отдела;
 Определить задачи, нуждающиеся в автоматизации;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКА МОДЕЛЕЙ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 5
1.1. ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ 5
1.2. РАЗРАБОТКА МОДЕЛЕЙ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ CASE-СРЕДСТВ 8
1.3. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ НА РАЗРАБОТКУ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 12
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 13
2.1 .ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ СРЕДСТВ РАЗРАБОТКИ 13
2.2. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СТРУКТУРНЫХ МЕТОДОЛОГИЙ 16
2.3. ИНФОЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ 19
2.4. РАЗРАБОТКА ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ БАЗЫ ДАННЫХ 21
2.5. РАЗРАБОТКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА 31
2.6. РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ ВЫХОДНЫХ ДОКУМЕНТОВ (ОТЧЕТОВ) 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 759.81 Кб (Скачать файл)

Access — это система управления базами данных (СУБД). Под системой управления понимается комплекс программ, который позволяет не только хранить большие массивы данных в определенном формате, но и обрабатывать их, представляя в удобном для пользователей виде. Access дает возможность также автоматизировать часто выполняемые операции (например, расчет заработной платы, учет материальных ценностей и т.п.). С помощью Access можно не только разрабатывать удобные формы ввода и просмотра данных, но и составлять сложные отчеты.

Access является приложением Windows, а поскольку и Windows и Access разработаны одной фирмой (Microsoft), они очень хорошо взаимодействуют друг с другом. СУБД Access работает под управлением Windows; таким образом, все преимущества Windows доступны в Access, например, вы можете вырезать, копировать и вставлять данные из любого приложения Windows в приложение Access и наоборот.

Access — это реляционная СУБД. Это означает, что с ее помощью можно работать одновременно с несколькими таблицами базы данных. Применение реляционной СУБД помогает упростить структуру данных и таким образом облегчить выполнение работы. Таблицу Access можно связать с данными, хранящимися на другом компьютере или на сервере, а также использовать таблицу, созданную в СУБД Paradox или Dbase. Данные Access очень просто комбинировать с данными Excel.

В СУБД Access предусмотрено много дополнительных сервисных возможностей. Мастера помогут вам создать таблицы, формы или отчеты из имеющихся заготовок, сделав за вас основную черновую работу. Выражения используются в Access, например, для проверки допустимости введенного значения. Макросы позволяют автоматизировать многие процессы без программирования, тогда как встроенный в Access язык VBA (Visual Basic for Applications) — специально разработанный компанией Microsoft диалект языка Basic для использования в приложениях Microsoft Office — дает возможность опытному пользователю программировать сложные процедуры обработки данных. Просматривая свою форму или отчет, вы сможете представить, как они будут выглядеть в распечатанном виде. И наконец, используя такие возможности языка программирования С, как функции и обращения к Windows API (Application Programming Interface — интерфейс прикладных программ Windows), можно написать подпрограмму для взаимодействия Access с другими приложениями — источниками данных.

В Microsoft Office Access 2003 добавлено множество новых средств, разработанных для облегчения работы в Интернет и создания приложений для Web. Для доступа к сети Интернет и использования преимуществ новых средств необходимы средства просмотра Web, например Microsoft Internet Explorer, а также модем. Пользователь имеет возможность непосредственно подключаться к узлам Microsoft Web из программ Office (в том числе и из Access) с помощью команды Microsoft на Web из пункта меню. При этом можно, например, получить доступ к техническим ресурсам и загрузить общедоступные программы, не прерывая работу с Access.

Система Access содержит набор инструментов для управления базами данных, включающий конструкторы таблиц, форм, запросов и отчетов. Кроме того, Access можно рассматривать и как среду для разработки приложений. Используя макросы для автоматизации задач, вы можете создавать такие же мощные, ориентированные на пользователя приложения, как и приложения, созданные с помощью "полноценных" языков программирования, дополнять их кнопками, меню и диалоговыми окнами.

Справочная система фирмы  Microsoft является лучшей среди аналогичных программ как для новичков, так и для опытных пользователей. Access дает возможность использовать контекстно-зависимую справку, для получения которой достаточно нажать правую клавишу мыши. Какие бы вы ни испытывали затруднения при работе с системой, вам поможет появляющаяся на экране справка по интересующей вас теме. Помимо этого справочная система Access имеет удобные и простые в использовании содержание, предметный указатель, систему поиска, журнал хронологии и закладки. В локализованной версии Access компания Microsoft добавила новое средство — Помощник. Помощник отвечает на вопросы, выдает советы и справки об особенностях используемой программы

Достоинства Access в простоте приобретения, в простоте использования в простоте обслуживания.

 

 

 

 

 

2.2. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СТРУКТУРНЫХ МЕТОДОЛОГИЙ

Проектирование ИС – трудоемкий, длительный и динамический процесс. Технологии проектирования, применяемые  в настоящее время, предполагают поэтапную разработку системы. Этапы  по общности целей могут объединяться в стадии. Совокупность стадий и  этапов, которые проходит ИС в своем  развитии от момента принятия решения  о создании системы до момента  прекращения функционирования системы, называется жизненным циклом ИС.

В настоящее время известны и используются следующие модели жизненного цикла ИС:

  • Каскадная модель предусматривает последовательное выполнение всех этапов проекта в строго фиксированном порядке. Переход на следующий этап означает  полное завершение работ на предыдущем этапе.
  • Поэтапная модель с промежуточным контролем. Разработка ИС ведется итерациями с циклами обратной связи между этапами. Межэтапные корректировки позволяют учитывать реально существующее взаимовлияние результатов разработки на различных этапах; время жизни каждого из  этапов растягивается на весь период разработки.
  • Спиральная модель. На каждом витке спирали выполняется создание очередной версии продукта, уточняются требования проекта, определяется его качество и планируются работы следующего витка. Особое внимание уделяется начальным этапам разработки – анализу и проектированию, где реализуемость тех или иных технических решений проверяется и обосновывается посредством создания прототипов.  

 

 

 

Каноническое  проектирование

Организация канонического  проектирования ИС ориентирована на использование главным образом  каскадной модели жизненного цикла  ИС. Стадии и этапы описаны в  стандарте ГОСТ 34.601-90. Всего их 8:

  1. Формирование требований к ИС.
  2. Разработка концепции ИС.
  3. Техническое задание.
  4. Эскизный проект.
  5. Технический проект.
  6. Рабочая документация.
  7. Ввод в действие.
  8. Сопровождение ИС.

В нашей квалификационной работе мы только ограничиваемся Эскизным проектом. А эскизный проект – это выделение сущностей, связей предметной области, выбор платформы, разработка эскизов экранных форм и макетов печатных форм документов, архитектуры ИС.

Наша проектируемая система  относится  к типовому проектированию. Оно предполагает создание системы из готовых типовых элементов. Основополагающим требованием для применения методов проектирования является возможность декомпозиции проектируемой системы на множество составляющих компонентов.

Процесс бизнес-моделирования может быть реализован в рамках различных методик, отличающихся подходом. Выделяют структурный и объектный подходы. Объектный подход рассматривает организацию как набор взаимодействующих объектов. Структурный же подход рассматривает организацию как набор функций, преобразующий поступающий виток информации в выходной поток. Процесс преобразования информации потребляет определенные ресурсы. Основное отличие от объектного подхода заключается в чётком отделении функции от самих данных.

Для нас структурный подход – это отличное решение для  реализации  поставленной задачи. Так  как в нём рассматриваются  более подробно входной виток  информации  (Товарные накладные, товарные отчёты, справки), который в итоге  преобразуется в выходной поток (статистическая отчётность, план).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. ИНФОЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

Инфологическая модель базы данных представляет собой описание объектов (сущностей), с набором атрибутов  и связей между ними, которые выявляются в процессе исследования как входных, так и выходных данных. Она предназначается  для структурного образования предметной области, с ориентированием на информационное внимание пользователей, разрабатываемой  системы. Так же инфологическая модель должна быть как стабильной, так  и неизменной, и являться представлением аспекта пользователя на описанную  раннее предметную область. Однако, при проектировании инфологической модели, должна присутствовать возможность для её увеличения и вставки вспомогательных данных.

Самая распространенная модель в инфологическом моделировании  это модель "сущность-связь", к  главным компонентам её относятся - сущности и связи. Под понятием сущности трактуется содержание объекта, о котором набирают необходимую  информацию. Экземпляром сущности представляется - чёткий объект. Сущность определяется атрибутами, которые в свою очередь  описаны определёнными характеристиками. Связи должны показывать определённые отношения между сущностями. Во время  построения инфологической модели чаще используют графические схемы.

Рис.2.1. Инфологическая модель

Модель включает сущности:

  1. Магазин. Атрибутами сущности являются – Наименование, Адрес, Номер Телефона.
  2. Товар. Атрибуты – Наименование, Единица измерения.
  3. Поставщик. Атрибутам – Наименование, Адрес, Номер Телефона, Банковские реквизиты.
  4. Товарная группа необходима для оценки результатов экономической деятельности по группам в целом. Примерами товарных групп могут быть – Хлеб и Хлебобулочные изделия, Рыбопродукты и т.д. Имеет один атрибут – Наименование.

Агрегированный объект –  Поставка. Атрибут – Дата поставки.

Между выделенными сущностями можно выделить следующие связи:

  1. «Товар» находится в «товарной группе»;
  2. Агрегированный объект «Поставка» содержит в себе объекты «Поставщик», «Магазин», а также сам поставляемый «Товар».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. РАЗРАБОТКА  ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ БАЗЫ ДАННЫХ

В ходе рассмотрения бизнес – процессов было принято решение  разработать АРМ для экономиста, ведущего учёт экономических показателей, выполняющего следующие функции:

    • ввод и редактирование данных о товарах предприятия;
    • ввод и редактирование данных о поставках;
    • ввод и редактирование данных о поставщиках и магазинах;
    • хранение форм первичных документов;
    • просмотр данных;
    • формирование статистических отчётов.

Ранее в дипломе были выделены сущности Товар, Магазин, Поставщик, Поставка, Товарная группа.  В базе данных будут  созданы данные таблицы с такими же наименованиями. С определенными  связями. Также необходимо создать  справочную информацию по первичным  документам, реквизиты которых понадобятся  для дальнейшей обработки информации. Такими таблицами будут Данные Товарных накладных, Данные Товарных отчётов, Данные Справок о товарах.

Сейчас определим взаимосвязи  между сущностями. Они наглядно представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1.                      

Связи между сущностями

Вид связи

Сущность

Сущность

1:М

Поставщик

Поставка

1:М

Товар

Поставка

1:М

Магазин

Поставка

1:1

Данные Товарных Накладных

Поставка

1:М

Товарная группа

Товар


 

А теперь перейдём к атрибутам.  Необходимо выделить атрибут или набор атрибутов, которые могли бы однозначно определить экземпляр сущности (потенциальные ключи). Так, для сущности Товары потенциальным ключом является атрибут Наименование. Но данный атрибут является строковым, и использовать его в качестве первичного ключа было бы нерационально. Поэтому введем дополнительный атрибут Код_товара, который присваивался бы экземпляру сущности Товары при внесении его в БД и не менялся за все время существования данной записи в БД.

Для однозначной идентификации  экземпляра сущности Поставка введем атрибут Код_Поставки, для сущности Магазин - Код_магазина, для сущности Поставщик - Код_поставщика, для сущности Накладная- № Накладной, для сущности Товарная группа – Код_товарной  группы Также введем внешние ключи для связи сущностей: атрибуты Код_поставщика, Код_магазина и Код_товара в сущности Поставка.

Далее необходимо внести не ключевые атрибуты.

Таким образом, мы получили 7 отношений:

  • Товар (Код товара, Наименование, Единица измерения);
  • Магазин (Код магазина, Наименование, Адрес, Номер телефона);
  • Поставщик (Код поставщика, Наименование, Адрес, Номер телефона, Банковские реквизиты);
  • Поставки (Код поставки, Код_поставщика, Код_товара, Код_магазина, Количество, Дата поставки, Текущая цена);
  • Товарная группа (Код_товарной группы, Наименование);
  • Накладная (№ накладной, Дата составления);
  • Товарный отчет (№ документа, Код_магазина, Дата составления, Остаток на приход, Итого по приходу, Расход, Итого по расходу, Остаток).
  • Справка по товарам (№ документа, Код_магазина, Дата составления, Товарные группы, Розница, Остаток).

Информация о работе Проектирование автоматизированного рабочего места экономиста на предприятии