Проектирование модели автоматизированной информационной системы абонемента Хабаровской краевой научной библиотеки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 16:16, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта: разработать модель автоматизированной информационной системы абонемента библиотеки.
Задачи курсового проекта:
1. Рассмотреть основные понятия в области информатизации и автоматизации;
2. Проанализировать нормативную правовую основу использования информационных технологий в области библиотечного дела;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА………………………….
1.1 Основные определения в области информатизации и автоматизации информационных процессов……………………………………………………
1.2 Нормативная правовая база использования информационных систем в сфере библиотечного дела………………………………………………………
Глава II. ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ. …………………………………………..
2.1 Анализ деятельности абонемента Хабаровской краевой научной библиотеки, информационных потоков и выявление недостатков существующей системы…………………………………………………………….
2.2 Создание информационно-логической модели проектируемой системы….
2.3 Проектирование таблиц и запросов базы данных системы…………………
2.4 Проектирование форм и отчетов……………………………………………...
2.5 Рекомендации по использованию системы…………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………...

Файлы: 1 файл

Модель автоматизированной системы проект.docx

— 397.31 Кб (Скачать файл)

8. Универсальный читательский билет выдается сроком на 3 года с момента записи в ХКНБ и дает право пользования всеми отделами библиотеки.

9. Временный читательский билет выдается на текущий календарный год (действителен при наличии удостоверения личности) при временной регистрации/визе с правом пользования только читальными залами.

10. Пользователь оплачивает фотосъемку, изготовление читательского билета в соответствии с Перечнем платных услуг ХКНБ.

Отдел «Абонемент» является самостоятельным структурным подразделением Хабаровской краевой научной библиотеки.

Основные задачи отдела:

  • удовлетворение информационных и образовательных потребностей читателей

  • приобщение населения города к культурным ценностям общества

  • методическая помощь муниципальным библиотекам края в организации обслуживания

Основные функции:

  • организация обслуживания абонентов

  • предоставление традиционных библиотечных и дополнительных платных услуг (копирование и др.) для абонентов

Правила пользования отделом:

  • право пользования отделом с выдачей книг на дом предоставляется гражданам РФ, достигшим 16 лет, имеющим постоянную адресную регистрацию по месту жительства (т. е. в жилом помещении) г. Хабаровска

  • книги и журналы выдаются на срок до 30 дней, новые периодические издания, книги повышенного спроса, учебные пособия выдаются на срок до 15 дней

  • срок пользования документами может быть продлен не более 1-го раза

  • за нарушение сроков возврата документов взимается неустойка

Вывод: в ходе исследования деятельности отдела «Абонемент» ХКНБ была обнаружена необходимость создания информационной системы, объединяющей базу данных Читателей, Книг и изданий, перечня регистрированных выдачей, а также авторов книг и изданий. Для этого перейдем к следующему разделу главы.

 

2.2  Создание  информационно-логической модели  проектируемой системы.

 

Автором проекта было выяснено, что для отдела «Абонемент» важными являются такие работы, как:

    1. регистрация читателей,
    2. регистрация книг с присвоением шифра,
    3. регистрация авторов с присвоением кода,
    4. регистрация выдачи книги с присвоением порядкового номера,
    5. выявление задолжников,
    6. выявление читателей с наибольшим стажем,
    7. поиск книг по названию,
    8. поиск книг по автору,
    9. поиск книг по жанру и тд.

Соответственно, автору необходимо создать следующие формы: форма регистрации читателя, форма регистрации книги, форма регистрации выдачи книги. Поисковые запросы книг по названию, автору или жанру, читателя по номеру читательского билета. Отчет о выданных книгах за определенный период времени.

Это означает, что будущая модель должна включать следующие объекты:

  • книги;
  • авторы;
  • читатели;
  • выдача.

Выявим структуру реквизитов объектов и установим связи между ними:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3  Проектирование  таблиц и запросов базы данных  системы.

 

Описание структуры таблиц базы данных

Таблица 1. «Книги»

Имя поля

Тип данных

Формат

Ключ

Шифр книги

Текстовый

50

Первичный

Код автора

Числовой

длинное целое

Название

Текстовый

255

Год издания

Числовой

длинное целое

Издательство

Текстовый

50

Жанр

Текстовый

50

Количество страниц

Числовой

длинное целое


 

 

Таблица 2. «Авторы»

Имя поля

Тип данных

Формат

Ключ

Код автора

Числовой

длинное целое

Первичный

ФИО

Текстовый

50

Годы жизни

Текстовый

10

Образование

Текстовый

50

Жанр

Текстовый

   

Язык

Текстовый

   

 

 

Таблица 3. «Читатели»

Имя поля

Тип данных

Формат

Ключ

Номер читательского билета

Числовой

длинное целое

Первичный

ФИО

Текстовый

50

Адрес

Текстовый

100

Телефон

Текстовый

10

Место учебы/работы

Текстовый

50

 

Образование

Текстовый

50

 

Дата регистрации читательского билета

Дата/время

краткий формат даты

 

 

 

Таблица 4. «Выдача»

Имя поля

Тип данных

Формат

Ключ

Порядковый номер

Счетчик

длинное целое

Первичный

Номер читательского билета

Числовой

длинное целое

Вторичный

Шифр книги

Текстовый

 50

Дата выдачи

Дата/время

Краткий формат даты

 

Срок выдачи(дн)

Числовой

длинное целое

 

 

 

Описание связей таблиц базы данных

Первая таблица

Имя первичного ключа

Тип связи

Вторая таблица

Имя вторичного ключа

«Книги»

Шифр книги

Один ко многим

«Выдача»

Шифр книги

«Читатели»

Номер читательского билета

Один ко многим

«Выдача»

Номер читательского билета

«Авторы»

Код автора

Один ко многим

«Книги»

Код автора


 

Описание структуры запросов

Запрос 1. «Поиск книги по названию»

Имя таблицы

«Книги»

«Книги»

«Авторы»

«Выдача»

«Выдача»

Имя поля

Шифр книги

Название

Код автора

Дата выдачи

Срок выдачи (дн)

Условие отбора

 

= «Где ты?»

     

 

 

Запрос 2. «Читатель»

Имя таблицы

«Читатели»

«Читатели»

«Читатели»

«Выдача»

«Выдача»

Имя поля

Номер читательского билета

ФИО

Дата регистрации читательского билета

Дата выдачи

Срок выдачи(дн)

Условие отбора

= «9063»

       

 

2.4  Проектирование  форм и отчетов.

 

Эскизы экранных форм

Экранная форма 1. «Регистрация читателей»

Источник данных – Таблица 3. «Читатели»

 

 

 

 

 

 

 

 

Наименование формы

Тип элемента управления

Наименование

Выполняемая функция

«Регистрация читателей»

Кнопка 17

«Обновить данные формы»

Обновить данные формы согласно изменениям в источнике

«Регистрация читателей»

Кнопка 19

«Печать текущей формы»

Выведение текущей формы на печать устройства «Принтер»

«Регистрация читателей»

Кнопка 20

«Предыдущая запись»

Перейти к просмотру предыдущей записи в данной форме

«Регистрация читателей»

Кнопка 21

«Следующая запись»

Перейти к просмотру следующей записи в данной форме

«Регистрация читателей»

Кнопка 22

«Выйти из приложения»

Выйти из программы


 

 

Полученная форма:

Экранная форма 2. «Регистрация книг»

Источник – Таблица 1. «Книги».

Полученная форма:

Данная форма также позволяет просматривать таблицу «Выдача», что способствует контролю над движением книжного фонда библиотеки.

Экранная форма 3. «Регистрация авторов»

Источник – Таблица 2. «Авторы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полученная форма:

 

Форма включает в себя таблицу «Книги», это позволит вносить изменения в список книг каждого автора, а также просмотреть список уже имеющихся в библиотечном фонде произведений.

Экранная форма 4. «Выдача»

Источник – Таблица 4. «Выдача»

Данная форма позволяет отследить движение библиофонда и последнего читателя, взявшего книгу.

Полученная форма:

Эскиз отчета.

Отчет 1. «Выдача»

Источник данных - Таблица 4. «Выдача»

 

Полученный отчет:

 

2.5  Рекомендации  по использованию системы.

 

С развитием автоматизированной информационно-библиотечной системы электронный каталог может стать не только информационным ресурсом, раскрывающим фонд библиотеки, но и ключевым звеном всей технологической цепочки в режиме замкнутого цикла автоматизации библиотеки. На основе ЭК могут базироваться практически все наиболее значимые технологические процессы: распределение документов по структурным подразделениям, заказ литературы (в том числе и в режиме удалённого доступа), книговыдача, статистика.

Так же обязательным стало образование сектора регистрации читателей, где будут создаваться электронные формуляры, содержащие персональные данные и фотографию читателя, информацию о его интересах и увлечениях. В библиотеке можно будет ввести дифференцированное обслуживание читателей, для этого необходимо будет ввести доступные читателю пункты книговыдачи, где его будут обслуживать в соответствии с его возрастными и профессиональными особенностями.

Благодаря развитой системе отчётов, представленных в комплекте программного обеспечения, а также доработанных в библиотеке, можно получить информацию о книгах, которые были заказаны, выданы или возвращены читателями за любой период; уточнить библиографическую информацию о документе; сформировать журнал пользования литературой; проанализировать статистику спроса на издание с учётом местонахождения экземпляров документа. С помощью отчётов можно легко узнать, у кого из читателей находится определённый документ и когда можно ожидать его возврата; сформировать списки должников.

Поэтому дальнейшим шагом во внедрении данной информационной системы станет внедрение новых данных согласно потребностям отдела «Абонемент».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Электронный каталог стал значимым элементом системы каталогов и картотек каждой библиотеки.

Согласно с поставленной целью курсового проекта, основываясь на принципах создания автоматизированной библиотечной информационной системы, автор решил ряд поставленных задач, а именно:

1. Были рассмотрены основные понятия в области информатизации и автоматизации;

2. Была проанализирована нормативная правовая основа использования информационных технологий в области библиотечного дела;

3. Была проанализирована деятельность отдела «Абонемент» Хабаровской краевой научной библиотеки;

4. Выявлены существующая система и ее недостатки;

5. Разработана модель  автоматизированной информационной  системы для устранения недостатков  и оптимизации деятельности отдела.

Кроме того, были описаны краткие рекомендации по использованию и совершенствованию данной модели автоматизированной информационной системы.

Информация о работе Проектирование модели автоматизированной информационной системы абонемента Хабаровской краевой научной библиотеки