Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 18:51, реферат
Информатика – предмет, где традиционная составляющая (книга) и электронная составляющая (компьютер) позволяют учителю перенести акцент на самостоятельную работу учащихся, это означает, что от объяснительно-иллюстративных технологий необходимо перейти на применение метода проектов с использованием элементов личностно-ориентированной технологии.
Развитие мышления, творческих способностей позволяют активно познавать мир. Поэтому необходимой составной частью общего образования является развитие познания.
Введение ………………………………………………………………. 3-4
Сущность проектной деятельности……………………………………...5
Цели и задачи проектной деятельности……………………………...…6-7
Основные требования к проекту ………………………………………8-9
Виды проектов ………………………………………………………...10-13
Этапы выполнения проектов……………………………………………14
Организация проектной деятельности на уроках информатики…..15-16
Результативность …………………………………………………………18
Заключение………………………………………………………………..19
Список литературы………
Содержание
ВВедение
Информатика – предмет, где традиционная составляющая (книга) и электронная составляющая (компьютер) позволяют учителю перенести акцент на самостоятельную работу учащихся, это означает, что от объяснительно-иллюстративных технологий необходимо перейти на применение метода проектов с использованием элементов личностно-ориентированной технологии.
Развитие мышления, творческих способностей позволяют активно познавать мир. Поэтому необходимой составной частью общего образования является развитие познания. Проектное мышление включает в себя все необходимые методы познания, способствует формированию проектной культуры, обеспечивает объединение различных областей знаний.
Актуальность
Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и навыков самостоятельной продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. Актуальным является использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках каждого учебного предмета, в том числе и информатики, призваны решить проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. Конечным результатом является сформированность умений и навыков мышления, то есть способность к самообучению.
Цели и задачи
В Стратегии модернизации образования отмечается, что важными целями образования стали:
Ориентируясь на цели системы образования
и учитывая специфику преподаваемых мною
предметов «Информатика и информационные
технологии», определяю цель:
подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.
Исходя из этой цели, ставлю перед собой
задачи:
Сущность метода проектов
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно
конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие
критического мышления. Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он
используется в рамках определенного предмета. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность
приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или
иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим
о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную
разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым
практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты, педагоги обратились к этому
методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая
суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при
решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть,
осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата,
необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой
цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных
вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную,
парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод
органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда
предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны,
использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает
необходимость интегрирования знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии,
творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми",
т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный
результат, готовый к внедрению.
В последнее время метод проектов становится не просто популярным в нашей стране, но и «модным», что
вселяет вполне обоснованные опасения, ибо, где начинается диктат моды, там часто отключается разум.
Теперь часто приходится слышать о широком применении этого метода в практике обучения, хотя на
поверку выходит, что речь идет о работе над той или иной темой, просто о групповой работе, о каком-то
внеклассном мероприятии. И все это называют проектом. На самом деле метод проектов может быть
индивидуальным или групповым, но, если это метод, то он предполагает определенную совокупность
учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате
самостоятельных действий учащихся и предполагающих презентацию этих результатов. Если жетой или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле физического знания или исторического знания и
т.д. Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам, с четким обозначением не
только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны в
результате приобрести. Заранее поланируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах
распределяются самими учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта
самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или
групповых проектов во внеурочное время (например, в рамках научного общества учащихся).
Рассмотрим некоторые наиболее употребимые типы пректов:
Наиболее распространены литературно-творческие типы совместных проектов. Дети разных возрастных
групп, разных стран мира, разных социальных слоев, разного культурного развития, наконец, разной
религиозной ориентации объединяются в желании творить, вместе написать какой-то рассказ, повесть,
сценарий видеофильма, статью в газету, альманах, стихи, пр. Иногда, как это было в одном из проектов,
координатором которого выступал профессор Кембриджского университета Б.Робинсон, скрытую
сокоординацию осуществляет профессиональный детский писатель, задача которого, в ходе
разыгрываемого сюжета научить ребят грамотно ,логично и творчески излагать свои мысли.
Естественно-научные проекты чаще всего бывают исследовательскими, имеющими четко обозначенную
исследовательскую задачу ( например, состояние лесов в данной местности и мероприятия по их охране;
самый лучший стиральный порошок; дороги зимой , пр., пр.).
Экологические проекты также чаще всего требуют привлечения исследовательских, поисковых методов,
интегрированного знания из разных областей. Они могут быть одновременно и практико-
ориентированными (кислотные дожди; флора и фауна наших лесов; памятники истории и архитектуры в
промышленных городах; беспризорные домашние животные в городе , пр.).
Языковые (лингвистические) чрезвычайно популярны, поскольку они касаются проблемы изучения
иностранных языков, что особенно актуально в международных проектах и потому вызывает живейший
интерес участников проектов. Подробнее об этих проетах будет рассказано ниже.
Культуроведческие проекты связаны с историей и традициями разных стран. Без культуроведческих
знаний очень трудно бывает работать в совместных международных проектах, так как необходимо хорошо
разбираться в особенностях национальных и культурных традиций партнеров, их фольклоре.
Спортивные проекты объединяют ребят, увлекающихся каким-либо видом спорта. Они в ходе таких
проектов обсуждают предстоящие соревнования любимых команд (чужих или своих собственных;
методики тренировок; делятся впечатлениями от каких-то новых спортивных игр; обсуждают итоги
крупных международных соревнований, пр., пр.).
Географические проекты могут быть исследовательскими, приключенческими, и др.Исторические проекты позволяют их участникам исследовать самые разнообразные исторические
проблемы анализировать какие-то исторические события, факты, прогнозировать развитие политических,
социальных событий.
Музыкальные проекты объединяют партнеров, интересующихся музыкой. Это могут быть
аналитические проекты, творческие, когда ребята могут даже совместно сочинять какое-то музыкальное
произведение.
- межпредметные проекты
Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие
проекты, затрагивающие два-три предмета, а могут быть достаточно объемные, продолжительные,
общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех
участников проекта (например, такие проекты, как: “Единое речевое пространство”, “Культура общения “,
“Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX - XX веков”, пр. Такие проекты
требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих
творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные
формы промежуточных и итоговых презентаций.
По характеру координации интернет-проекты проекты могут быть организованы:
- с открытой, явной координацией
В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво
направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта,
деятельность отдельных его участников (например, если нужно договориться о встрече в каком-то
официальном учреждении, провести анкетирование, интервью специалистов, собрать репрезентативные
Информация о работе Проектная деятельность на уроках информатике