Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 18:51, реферат
Информатика – предмет, где традиционная составляющая (книга) и электронная составляющая (компьютер) позволяют учителю перенести акцент на самостоятельную работу учащихся, это означает, что от объяснительно-иллюстративных технологий необходимо перейти на применение метода проектов с использованием элементов личностно-ориентированной технологии.
Развитие мышления, творческих способностей позволяют активно познавать мир. Поэтому необходимой составной частью общего образования является развитие познания.
Введение ………………………………………………………………. 3-4
Сущность проектной деятельности……………………………………...5
Цели и задачи проектной деятельности……………………………...…6-7
Основные требования к проекту ………………………………………8-9
Виды проектов ………………………………………………………...10-13
Этапы выполнения проектов……………………………………………14
Организация проектной деятельности на уроках информатики…..15-16
Результативность …………………………………………………………18
Заключение………………………………………………………………..19
Список литературы………
данные);
- со скрытой координацией (это относится, главным образом, к телекоммуникационным
проектам)
В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в
своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из...). Примером таких проектов
могут служить известные телекоммуникационные проекты, организованные и проведенные в
Великобритании (Кембриджский университет, Б. Робинсон). В одном случае профессиональный детский
писатель выступал как участник проекта, стараясь "научить" своих "коллег" грамотно и литературно
излагать свои мысли по различным поводам. В конце этого проекта был издан интереснейший сборник
детских рассказов по типу арабских сказок. В другом случае в качестве такого скрытого координатора
экономического проекта для учащихся старших классов выступал британский бизнесмен, который также
под видом одного из деловых партнеров пытался подсказать наиболее эффективные решения конкретныхфинансовых, торговых, других сделок. В третьем случае для исследования некоторых исторических
фактов в проект был введен профессиональный археолог. Он выступая в роли престарелого, немощного
специалиста, направлял "экспедиции" участников проекта в разные регионы планеты и просил их
сообщать ему обо всех интересных фактах, найденных их участниками при раскопках, задавая время от
времени "провокационные вопросы", которые заставляли участников проекта еще глубже вникать в
проблему. О телекоммуникационных проектах мы поговорим позже, в Части 2, здесь же нам важно
разобраться в самом методе и в возможных типах проектов.
Что касается характера контактов, то проекты могут выступать:
- внутренними или региональными ( в пределах одной страны)
Это проекты, организуемые либо внутри одной школы, междисциплинарные, либо между школами,
классами внутри региона, одной страны (это относится также только к телекоммуникационным проектам).
- международными (участники
проекта являются
Эти проекты представляют исключительный интерес, о чем подробнее будет рассказано во второй части
книги, поскольку для их реализации требуются средства информационных технологий.
По количеству участников проектов, можно выделить проекты:
- личностные ( между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах) ;
- парные (между парами участников);
- групповые (между группами участников).
В последнем случае очень важно правильно, с методической точки зрения, организовать эту групповую
деятельность участников проекта (как в группе своих учеников, так и в объединенной группе
участников проекта различных школ, стран,т.д.). Роль педагога в этом случае особенно велика.
И, наконец, по продолжительности проведения проекты могут быть:
- краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы);
- средней продолжительности (от недели до месяца);
- долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Как правило, краткосрочные проекты проводятся на уроках по отдельному предмету, иногда с
привлечением знаний из другого предмета. Что касается проектов средней и значительной
продолжительности, то такие проекты обычные или телекоммуникационные, внутренние или
международные являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или
несколько взаимосвязанных проблем и тогда они могут представлять собой программу проектов. Но обэтом позднее. Такие проекты, как правило, проводятся во внеурочное время, хотя отслеживаться могут и на
уроках.
Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в
которых имеются признаки исследовательских проектов и творческих, например, одновременно, практико-
ориентированне и исследовательские. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки
исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в
виду признаки и характерные особенности каждого из них.
Структура проекта.
Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта.
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в
рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя
(наводящие вопросы, ситуации,
способствующие определению
Здесь уместная «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации,
творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим ндивидуальным или групповым
исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном
обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
6. Защита проектов, оппонирование.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Параметры внешней оценки проекта:
- Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
- корректность используемых
методов исследования и
- активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
- коллективный характер принимаемых решений;
- характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
- необходимая и достаточная
глубина проникновения в
областей;- доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
- эстетика оформления
результатов проведенного
- умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого
члена группы
Методы и виды проектной деятельности на уроках информатики и ИКТ
Для достижения поставленных целей в своей работе я использую традиционные и нетрадиционные методы преподавания:
Создавать презентации учащиеся могут индивидуально или группой. Презентации ученики создают как в рамках проекта, так и по конкретным заданиям или по желанию.
На уроках с использованием мультимедийных продуктов у детей вырабатываются устойчивые практические навыки самостоятельной работы. Например, при изучении темы «Электронные таблицы» удобно использовать CD- диске «Практический курс Excel 2003», некоторые вопросы предлагаю учащимся самостоятельно изучить или использовать данную программу для закрепления пройденного материала.
При работе над проектами важно умение использования Интернета. Ученики учатся искать информацию, анализировать ее, использовать в своих целях. Обязательно на таких занятиях говорим о защите своих и чужих авторских прав.
Проектная деятельность носит и интегрированный подход. При создании проектов учащиеся используется большой объем материала, где необходимо показать связь, как информационные технологии позволяют активизировать изучение информатики с другими предметами или с жизненными ситуациями.
Данная форма уроков также повышает интерес к предмету.
Система проектов, подчиняющихся определенному плану, предусматривает различные формы организации учебной деятельности школьников. На практике применяю групповую и индивидуальную формы работы с учащимися.
а) Работа в группах. Во время проведения такого проекта класс делится на группы, каждая группа получает задание, в процессе обсуждения и выполнения определенной работы ученики достигают поставленной перед ними цели, у них развивается общий интерес –выполнить первыми, победить. По такому типу учащимися 8 «В» был создан проект «Учительские династии нашей малой родины».
б) Индивидуальные
формы работы позволяют раскрыть умение
и внутренний мир ребенка. Мои учащиеся
очень хорошо работают с индивидуальными
проектами «Моя родословная», «Моё генеалогическое
древо». В этом году по этим темам лучшие
работы были направлены на районную конференцию
«Отечество», это проект ученицы 10 А класса
Левандовской Любови «История моей семьи
в истории моей страны», «Родословное
дерево жизни» - Швиденко Кристины, ученицы
10 «Б» класса.
Проектная деятельность требует огромной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны детей. Детям дается задание, начинается огромный процесс в создании проекта: ставятся цели и задачи, ищется материал, создаются поделки, фотографии и т. д. Результат - защита проектов на уроке или во внеурочное время – конкурс, конференция, выступление на классном часе. Идет совместное обсуждение, выставляются оценки. Данная форма работы развивает огромный интерес к предмету и к творчеству ребенка.
Метод проектов на уроках информатики предполагает наличие самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов. Самостоятельная деятельность учащихся и творческий подход предполагается на каждом этапе проекта – начиная от выбора темы до получения результата. При работе над проектом должен быть получен осязаемый результат: конкретное решение проблемы или продукт (рисунок, схема, открытка, пиктограмма, тест, презентация, таблица и т.д.), готовый к применению.
Технология работы по методу проектов — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
В основе любого проекта я выделяю три составляющие:
1.Заказчик.
2.Наличие социально-значимой цели, необходимость законченного проекта.
3. Рефлексия по поводу сделанного.
Работа над любым проектом включает определенные этапы выполнения проекта, которые стоит четко спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы.
При работе над проектом перед каждым учащимся стоит проблема достижения баланса между временем разработки и качеством проекта. Поэтому разработала проектную папку, которую сообщаю всем учащимся на вводных уроках. Перед началом работы составляю проектную папку, состоящую из следующих разделов:
1. Паспорт проектной работы
2. Этапы работы над проектом
Этап |
Продолжитель ность |
Место работы учащихся |
Содержание |
Выход этапа |
1 этап Целеполагание |
||||
2 этап Планирование |
||||
3 этап Выбор методов проверки |
||||
4 этап Выполнение |
||||
5 этап Защита проекта |
Информация о работе Проектная деятельность на уроках информатике