Проектная деятельность на уроках информатике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 18:51, реферат

Описание работы

Информатика – предмет, где традиционная составляющая (книга) и электронная составляющая (компьютер) позволяют учителю перенести акцент на самостоятельную работу учащихся, это означает, что от объяснительно-иллюстративных технологий необходимо перейти на применение метода проектов с использованием элементов личностно-ориентированной технологии.
Развитие мышления, творческих способностей позволяют активно познавать мир. Поэтому необходимой составной частью общего образования является развитие познания.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………. 3-4
Сущность проектной деятельности……………………………………...5
Цели и задачи проектной деятельности……………………………...…6-7
Основные требования к проекту ………………………………………8-9
Виды проектов ………………………………………………………...10-13
Этапы выполнения проектов……………………………………………14
Организация проектной деятельности на уроках информатики…..15-16
Результативность …………………………………………………………18
Заключение………………………………………………………………..19
Список литературы………

Файлы: 1 файл

Проектная деятельность на уроках информатики.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Для контроля устного сообщения советую использовать шкалу из четырех уровней обученности. В основу выделения этих уровней положено качество выполнения обучаемым поставленной перед ним коммуникативной задачи в соответствии с выделенными критериями сформированности коммуникативных умений.

Оптимальный уровень

Достаточный

уровень

Удовлетворительный

уовень

Неудовлетворительный уровень

Учащийся решает все поставленные задачи в соответствии с перечисленными критериями.

Учащийся способен решить большинство из поставленных задач в соответствии

с выше перечисленными.

Учащийся испытывает постоянные затруднения при выполнении поставленных задач.

Учащийся не может выполнить большинство из стоящих перед ним коммуникативных задач.


 

 

В ходе работы над проектом происходит постепенное заполнение папки иногда вместе с администратором проекта, выбираемого из числа его участников. 

 

Мною опробованы разные виды проектов по информатике. Но в ходе процесса обучения я применяю следующую классификацию проектов:

1)по доминирующей деятельности учащихся:

  • Исследовательский - главной целью является выдвижение и проверка гипотезы с использованием современных научных методов.
  • Информационный - акцент поставлен на работу с информацией и презентацию продукта.
  • Практико-ориентированный нацелен на решение социальной проблемы прикладного характера.
  • Творческий - проект, центром которого является творческий продукт -

результат самореализации участников проектной группы.

  • Игровой - изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми.

2)по содержанию:

  • монопредметный,
  • межпредметный.

В монопредметном проекте по информатике учащиеся получают как практические, так и теоретические сведения по предмету. Так, например, при разработке проекта «Виды мониторов» классификация мониторов, их характеристики будут являться теоретическими, а оформление отчета потребует больше практических знаний и умений. У любого ученика есть интересующие его предмет, тема, вопрос, на которые он с большим желанием готов создавать проект, а для оформления результатов или выступления ему, скорее всего, потребуется компьютер с его возможностями. И тогда вместе с добыванием знаний по основному предмету, он будет получать знания и умения по информатике. Поэтому я, как учитель информатики всегда заинтересована в любых проектах, которые выполняются учащимися в школе.

3) по объему затраченного времени:

  • краткосрочные,
  • среднесрочные,
  • долгосрочные.

Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Их разработка наиболее продуктивна для базового курса информатики. Пример: проект «Школьная газета», которая составляется учащимися 9 класса. Работа над проектом ведется в группах, продолжительность — 20 минут (подготовка — 10 минут, презентация каждой группы —2 минуты). Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома.  
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Учащимися 8 «В» класса был разработан проект «Учитель – это звание вечно». Целью этого проекта был рассказ о учителях-пенсионерах нашей школы. При осуществлении недельного проекта происходит сочетание классных форм работы с внеклассными. Долгосрочные (годичные, двухгодичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.

4) по количеству участников проекта:

  • индивидуальный,
  • парный,
  • групповой.

5) по  видам презентации:

  • издательский,
  • инсценирующий,
  • видео – демонстрирующий,
  • компьтеро – демонстрирующий,
  • Интернет представительствующий.

6)по  способам объединения результатов  на этапе презентации:

  • урок, классный час,
  • конференция,
  • конкурс, состязание, концерт.

7) по  сфере применения результатов:

  • экологический
  • страноведческий
  • социологический
  • краеведческий
  • этнографический
  • лингвистический
  • культурологический
  • маркетинговый
  • экономический

Кроме того, условно проекты классифицирую и по их месту в учебном процессе: на урочные и внеурочные (и те, и другие, в свою очередь, подразделяются на групповые и индивидуальные).

Темы проектов выбираются учащимися самостоятельно или по рекомендации учителя-предметника. Одним из наиболее важных требований в отборе тем проектов считаю его творческую направленность. При подборе творческих проектов обязательно учитываю индивидуальные особенности школьников, степень их подготовки, возрастные и физиологические возможности. Кроме того, важным требованием при отборе творческих проектов является их общественно полезная или личностная значимость. Общественно полезная ценность объекта проектирования может включать в себя значимость по удовлетворению запросов учащегося, семьи, школы, общества. И как должное: выбранный проект должен обеспечивать безопасные условия работы учащихся. 

 

Проект на основе информационных технологий многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем. Основная школа в будущем – это школа проектов.

Применяя метод проектов на уроках информатики, я стремлюсь повысить практическую значимость предмета, разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения.

 

 

 

 

Заключение

Школа будущего – школа проектов, так как:

  • Проект многогранен, эффективен.
  • Проект перспективен.
  • Проект неисчерпаем.
  • Проект - это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе.
  • Ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален.
  • Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.
  • Проект дает необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
  • Проект - это форма организации учебного процесса.
  • Проект - это особая философия образования: философия цели и деятельности, результатов и достижений, - далекая от формирования чисто теоретической образованности.
  • Позволяет органично соединить несоединимое - ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.

Литература

1.Образовательные стандарты  для основной и средней школы по информатике.

2.Примерная программа  курса информатики средней школы. «Дрофа», Москва, 2001 год,http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp

3.Учебники для общеобразовательных  учреждений:

    • Информатика и ИКТ. Учебник для 7 класса. Угринович Н.Д. БИНОМ, Лаборатория знаний, 2006 год.
    • Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса. Угринович Н.Д. БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010 год.
    • Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. Угринович Н.Д. БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010 год.
    • Информатика и ИКТ. Учебник для 10 класса. Угринович Н.Д. БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010 год.
    • Информатика и ИКТ. Учебник для 11 класса. Угринович Н.Д. БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010 год.
    • Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для 10 -11 классов. Угринович Н.Д. БИНОМ, Лаборатория знаний, 2004 год.
    • Информатика. Учебник для 10-11 классов. Под редакцией профессора Н.В.Макаровой. «Питер», Москва, 2004 год.
    • Информатика. Учебник для 8-9 классов. Под редакцией профессора Н.В.Макаровой. «Питер», Москва, 2004 год.
    • Информатика и ИКТ. Практикум 8-9 классы. Под редакцией профессора Н.В.Макаровой. «Питер», Москва, 2008 год.
    • Информатика. Учебное пособие для 7-9 классов ОУ. Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А., Москва, «Просвещение», 2005 год.
    • Информатика. Учебное пособие для 10-11 классов ОУ. Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А., Москва, «Просвещение», 2005 год.

4.Методическая литература:

  • Информатика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. ЕГЭ – 2008, ФИПИ, Москва, «Интеллект – Центр», 2007 год.
  • Информатика. Сборник экзаменационных заданий. ЕГЭ – 2009, ФИПИ, Москва, «ЭКСМО», 2009 год.
  • Информатика. Типовые тестовые задания от разработчиков ФИПИ, Москва, «Экзамен», 2010 год.
  • Информатика и ИКТ. Задачник-практикум в 2-х томах. Залогова Л.А., Плаксин М.А., БИНОМ, Лаборатория Знаний, 2010год.

5.Электронное сопровождение:

  • Методическая копилка. Сайт для учителей информатики.
  • Информатика. Электронное поурочное планирование, 9-11 класс. Издательство «Учитель», Волгоград, 2010 год.
  • Программирование на ТУРБО ПАСКАЛЬ. Электронное поурочное планирование. Издательство «Учитель», Волгоград, 2010 год.

 


Информация о работе Проектная деятельность на уроках информатике