Промышленный шпионаж. История возникновения, развитие и современное состояние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 07:55, реферат

Описание работы

Цель работы – определить понятие и изучить историю, а также нынешнее состояние «промышленного шпионажа».
Задачи:
дать определение промышленному шпионажу;
кратко описать этапы развития и современный этап;
рассказать о методых борьбы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие «промышленный шпионаж»………………………...5
Глава 2. История возникновения, развитие и современное состояние промышленного шпионажа………………….15
Глава 3. Методы борьбы с промышленным шпионажем…………….20
Заключение……………………………………………………………...25
Список использованной литературы…………………………………..27

Файлы: 1 файл

Промышленный шпионаж.docx

— 49.76 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 

«Сибирская Государственная  Геодезическая Академия»

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Комплексная система защиты информации»

на тему: «Промышленный шпионаж. История возникновения, развитие и современное состояние».

 

 

 

 

Выполнил:

студентка

группы ОЗИ-51

Корыткова А. В.

 

Проверил:

Поликанин А.Н.

 

 

 

НОВОСИБИРСК 2012

Содержание:

  1. Введение…………………………………………………………………..3
  2. Глава 1. Понятие «промышленный шпионаж»………………………...5
  3. Глава 2. История возникновения, развитие и современное состояние промышленного шпионажа…………………………………………….15
  4. Глава 3. Методы борьбы с промышленным шпионажем…………….20
  5. Заключение……………………………………………………………...25
  6. Список использованной литературы…………………………………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Наступил XXI век, век дальнейшего  совершенствования информационных технологий, приносящих человечеству все новый и новый уровень  развития и прогресса. Решающим фактором развития и становления новых  рыночных отношений является возможность  обладания достоверной, актуальной и своевременно полученной информацией.

В России, с учетом существования  сложной социально-экономической  и правовой обстановки, проблема создания национальных информационных ресурсов и технологий оказалась весьма трудной, особенно в вопросах обеспечения  их безопасности в таких областях, как:

      • экономическая, связанная с несовершенством защиты в сфере предпринимательской деятельности от различных объективно возникающих рисков и отсутствием должной законодательной базы для охраны интеллектуальной собственности (НОУ-ХАУ);
      • физическая, постоянно попадающая под противоправные действия со стороны криминальных и иных структур, качество организации охраны объектов и физических лиц не отвечает жизненным интересам производства и предпринимательства;
      • информационная, зависящая от постоянного возрастания информационных угроз, которые приводят к различным видам рисков в социально-политической и экономической сфере деятельности человека.

Причины возникновения вышеперечисленных  рисков и угроз разнообразны. Во-первых, необоснованные, а порой и противоправные, корпоративные информационные отношения  между группами субъектов экономической деятельности. Во-вторых, отсутствие должного правового обеспечения (прикрытия) в реализации механизмов по безусловному выполнению существующих законодательных актов в сфере информационной безопасности. В-третьих, неурегулированность информационного рынка, проявление на нем открытых элементов промышленного шпионажа и ведение на их основе грязных информационных войн, что, в свою очередь, и приводит к недобросовестной конкурентной борьбе на экономическом рынке России.

Цель  работы – определить понятие и изучить историю, а также нынешнее состояние «промышленного шпионажа».

Задачи:

    • дать определение промышленному шпионажу;
    • кратко описать этапы развития и современный этап;
    • рассказать о методых борьбы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие  «промышленный шпионаж»

Промышленный  шпионаж — форма недобросовестной конкуренции, при которой осуществляется незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну с целью получения преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, а равно получения материальной выгоды. [3]

Основное предназначение промышленного шпионажа — экономия средств и времени, которые требуется  затратить, чтобы догнать конкурента, занимающего лидирующее положение, либо не допустить в будущем отставания от конкурента, если тот разработал или разрабатывает новую перспективную технологию, а также чтобы выйти на новые для предприятия рынки.

Это справедливо и в  отношении межгосударственной конкуренции, где к вопросам экономической  конкурентоспособности добавляются  и вопросы национальной безопасности.

Основное отличие промышленного  шпионажа от конкурентной разведки в том, что промышленный шпионаж нарушает нормы законодательства, прежде всего, уголовного, тогда как конкурентная разведка этого делать не может.

Промышленный шпионаж  остаётся и будет оставаться мощным инструментом государственных разведок, предназначение которых — прямое нарушение законов иностранных  государств в интересах и по поручению  своей страны.[3]

На уровне предприятий  в последнее время всё чаще делается выбор в пользу конкурентной разведки, т. к. предприятие не имеет полномочий государственных разведок, поэтому в случае провала операции промышленного шпионажа рискует быть привлеченным к уголовной ответственности, а также понести репутационные риски.

По мнению ряда исследователей, во многих случаях предприятия малого и среднего бизнеса к промышленному  шпионажу прибегают потому, что не обучены методам конкурентной разведки, а зачастую и вообще не знают об их существовании. В ситуации, когда  необходимость выживания или  повышения конкурентоспособности  существует объективно, а о наличии  законных методов достижения результата предприятие не информировано, часть  компаний встает на путь промышленного  шпионажа. В связи с этим, общества профессионалов конкурентной разведки всего мира включают в свои задачи просветительские функции.

К методам  промышленного шпионажа относятся:[3]

      1. Подкуп лица, имеющего доступ к информации, относящейся к коммерческой, служебной, или иной охраняемой законом тайне
      2. Шантаж в отношении того же круга лиц
      3. Кража носителей с информацией, представляющей коммерческую, служебную, или иную охраняемую законом тайну
      4. Внедрение агента на предприятие или в страну конкурента с заданием получить доступ к информации или продукции, которые составляют предмет коммерческой или иной охраняемой законом тайны
      5. Незаконный доступ к коммерчески значимой информации с помощью использования технических средств (прослушивание телефонных линий, незаконное проникновение в компьютерные сети и т. п.).

Сегодня под  конкурентной разведкой подразумеваются  три различных направления сбора  информации:

      1. Сбор данных о партнерах и клиентах для предотвращения мошенничеств с их стороны. В США, например, такой проблемы не существует: есть банки данных «кредитных историй»; открыт доступ к материалам судебных дел за последние пятьдесят лет, что позволяет, не прибегая к специфическим приемам, выяснить, с кем имеешь дело. Достаточно распространены и «черные списки» тех, кто запятнал свою деловую репутацию. В Украине пока что каждой заинтересованной организации приходится самостоятельно собирать и анализировать информацию, причем координация усилий отсутствует даже на уровне государственных органов: одни и те же сведения добывают по своим каналам МВД, СБУ, налоговая. Обмен этими данными представляет собой громоздкую и медленную процедуру. В бизнесе нечто подобное отраслевым «черным спискам» существует только у страховых обществ и банков. Промышленные компании вынуждены поодиночке создавать собственные технологии проверки кредитных историй, что эффективно удается лишь гигантам, способным содержать мощную службу безопасности. А между тем выявление мошенничеств еще на этапе их подготовки – более чем актуальная задача.
      2. «Подсветка» потенциальных партнеров и сотрудников. Речь, в первую очередь, идет о реальном финансовом положении и наличии и / или характере «крыши» (криминальные структуры, милиция, спецслужбы и пр.). Обычно этим занимаются отделы безопасности компаний или частные детективные агентства. Это очень сложная сфера, в которой легко переступить грань закона, особенно если речь идет о физических лицах - так, при приеме на работу нового сотрудника легально заниматься сбором информации о его частной жизни можно только с письменного согласия проверяемого. Как правило, получить такое согласие не составляет особого труда, поскольку в ином случае претендент рискует остаться на улице. Не менее часто приходится, однако, проверять сотрудников компании-партнера – ведь если выяснится, например, что заместителя директора, подписавшего договор, за сутки до этого уволили, его подпись окажется недействительной, а последствия сделки – непредсказуемыми. Однако в подобных случаях открытая проверка невозможна.
      3. Сбор информации маркетингового характера. Именно этим, собственно, на Западе занимается большинство специалистов в сфере конкурентной разведки, тогда как в Украине этот вид деятельности только зарождается. Существует несколько групп потребителей, которым нужны чужие тайны. Самые скандально известные – представители СМИ, специалисты по черному PR и мастера «активных мероприятий» («слив» компромата в правоохранительные органы и т.п.). Вторая группа – учредители и клиенты различных негосударственных служб безопасности и охранных предприятий. Их интересуют три направления: сбор информации о конкурентах и партнерах (потенциальных партнерах); проверка лояльности персонала; выполнение заказов третьих лиц (например, фиксация факта супружеской неверности). Часто предприниматели обходятся собственными силами, не прибегая к помощи специалистов. Третья группа - криминальные структуры, за последние десять лет усовершенствовавшиеся от примитивного рэкета до сложных экономических комбинаций.

Различные трактовки термина  «конкурентная разведка» связаны  с особенностью доступа к информации в разных странах. Например, в США  в 1996 году был принят «Закон о свободе  информации», который обязал федеральные  ведомства обеспечить гражданам  свободный доступ ко всей информации. Ограничения касаются лишь материалов, имеющих отношение к национальной обороне, личных и финансовых документов, а также документов правоохранительных органов. Отказ в доступе к  информации можно обжаловать в суде, сведения должны быть представлены в  десятидневный срок, а споры разрешаются  в течение 20 дней. При этом по статистике большинство запросов исходит от фирм, которые хотят получить государственную  информацию о конкурентах. Существенную роль играет и общественная организация  «Точность в средствах массовой информации» (Accuracy in Media – AIM). Она объединяет 345 тысяч членов и осуществляет контроль над тем, чтобы публикуемые или передаваемые в эфир материалы соответствовали фактам.

Экономическая разведка является одним  из трех традиционных видов разведки, которая ведется в дополнение к политической и военной разведке. Большая часть информации и материалов по экономической разведке доступна через открытые источники: газеты, торговые журналы, компьютерные базы данных, парламентские  протоколы, всевозможные публикации «по  интересам фирмы» и т.д. Через  открытые источники доступно около 80% всей информации. Все источники информации могут быть распределены на 5 групп:

    1. «Т» (источник - «текст»). Большую часть информации, как ни странно, обычно можно получить за счет чтения различных изданий общего направления и узкоспециализированных. Подход к этим источникам сравнительно легок и дешев. Пусть информация не всегда точная и полная, но она актуальна. Так, например, за неделю до выпуска новой продукции, появляются сигналы в широкой прессе, за месяц - в специализированной, за полгода - в базе данных.
    2. «Ф» (источник - «фирма») – это внутренние источники и персонал. Сюда входит весь персонал компании, который может и должен вступать в различного рода контакты со сторонними организациями и лицами в связи с коммерческой, технической, финансовой и прочей деятельностью. Грамотный руководитель сумеет сделать так, что опыт, знания и контакты всех сотрудников и отделов будут аккумулироваться в специальных базах данных компании, а не «уходить» с доходом сотрудника (т. н. «эффект блокнота»). В противном случает компания неизбежно и постоянно будет кузницей кадров для других компаний. В первую очередь, источник «Фирма» - это база данных, в которую в обязательном порядке должна заноситься информация о партнерах. Такую информацию очень важно складывать в один «котел», чтобы кто-то с масштабным и аналитическим взглядом составил из этой мозаики единую картину.
    3. «К» (источник - «консультанты и эксперты» или «сеть контактов») – это внешние консультанты, кандидаты на работу, телефонные переговоры, личные встречи, бизнес-среда, регулярные встречи с «носителями» нужной информации.
    4. «Б» (источник - «беседа»). Выставки, ярмарки, конференции, форумы и любые другие полезные события являются ценнейшим источником информации.
    5. «Д» (источник - «джокер»). Сюда относится все, что случайно попало в поле зрения, случайно обнаружено или узнано.

Представляющими особый интерес для экономической  разведки областями являются:

    • научно-исследовательские и конструкторские работы;
    • финансовые операции компаний, в том числе финансирование проектов и инвестиционная политика;
    • особенности технологического процесса, спецификация продукции, результаты испытаний;
    • маркетинг, и, в частности, режим поставок, список заказчиков, конъюнктура рынка, сведения о заключаемых сделках, а также отчеты о реализации продукции;
    • организация производства, в том числе данные о вводе в строй новых, расширении или модернизации существующих производственных мощностей, объединении с другими фирмами;
    • коммерческая философия руководителей фирм-конкурентов, стратегия их бизнеса и т.д.

При планировании разведывательной деятельности опираются на три главных принципа:

    • определение целей разведывательной деятельности;
    • определение потребности в информации для достижения этих целей;
    • определение источников получения необходимой информации.

Промышленный шпионаж является единственной предпринимательской  отраслью, которая не страдает от возникающих  периодически кризисов экономики. Мало того, по мере роста инфляции, усиления конкуренции и социальной напряженности  промышленный шпионаж лишь активизируется.

Практика свидетельствует, что  негосударственные организации, занимающиеся промышленным шпионажем, проявляют  наибольший интерес к ряду показателей  фирм, организаций и банков. Это:

    • финансовые отчеты и прогнозы;
    • маркетинг и стратегия цен;
    • технические параметры существующей и перспективной продукции;
    • условия контрактов;
    • перспективные планы развития производства;
    • финансовое положение компаний;
    • условия продажи или слияния фирм;
    • организационная структура корпорации;
    • элементы систем доступа к информационным сетям и центрам.

Существует множество способов получения конфиденциальной информации о деятельности конкурентов. Условно  их можно разделить на две большие  группы: законные и незаконные методы, что, собственно, и подразумевает  деление добывания информации на экономическую разведку и промышленный шпионаж.

Информация о работе Промышленный шпионаж. История возникновения, развитие и современное состояние