МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
«Сибирская Государственная
Геодезическая Академия»
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Комплексная
система защиты информации»
на тему: «Промышленный шпионаж.
История возникновения, развитие и современное
состояние».
Выполнил:
студентка
группы ОЗИ-51
Корыткова А. В.
Проверил:
Поликанин А.Н.
НОВОСИБИРСК 2012
Содержание:
- Введение…………………………………………………………………..3
- Глава 1. Понятие «промышленный шпионаж»………………………...5
- Глава 2. История возникновения, развитие и современное состояние промышленного шпионажа…………………………………………….15
- Глава 3. Методы борьбы с промышленным шпионажем…………….20
- Заключение……………………………………………………………...25
- Список использованной литературы…………………………………..27
ВВЕДЕНИЕ
Наступил XXI век, век дальнейшего
совершенствования информационных
технологий, приносящих человечеству
все новый и новый уровень
развития и прогресса. Решающим фактором
развития и становления новых
рыночных отношений является возможность
обладания достоверной, актуальной
и своевременно полученной информацией.
В России, с учетом существования
сложной социально-экономической
и правовой обстановки, проблема создания
национальных информационных ресурсов
и технологий оказалась весьма трудной,
особенно в вопросах обеспечения
их безопасности в таких областях,
как:
- экономическая, связанная с несовершенством защиты в сфере предпринимательской деятельности от различных объективно возникающих рисков и отсутствием должной законодательной базы для охраны интеллектуальной собственности (НОУ-ХАУ);
- физическая, постоянно попадающая под противоправные действия со стороны криминальных и иных структур, качество организации охраны объектов и физических лиц не отвечает жизненным интересам производства и предпринимательства;
- информационная, зависящая от постоянного возрастания информационных угроз, которые приводят к различным видам рисков в социально-политической и экономической сфере деятельности человека.
Причины возникновения вышеперечисленных
рисков и угроз разнообразны. Во-первых,
необоснованные, а порой и противоправные,
корпоративные информационные отношения
между группами субъектов экономической
деятельности. Во-вторых, отсутствие должного
правового обеспечения (прикрытия) в реализации
механизмов по безусловному выполнению
существующих законодательных актов в
сфере информационной безопасности. В-третьих,
неурегулированность информационного
рынка, проявление на нем открытых элементов
промышленного шпионажа и ведение на их
основе грязных информационных войн, что,
в свою очередь, и приводит к недобросовестной
конкурентной борьбе на экономическом
рынке России.
Цель
работы – определить понятие и изучить
историю, а также нынешнее состояние «промышленного
шпионажа».
Задачи:
- дать определение промышленному шпионажу;
- кратко описать этапы развития и современный этап;
- рассказать о методых борьбы.
Глава 1. Понятие
«промышленный шпионаж»
Промышленный
шпионаж — форма недобросовестной конкуренции,
при которой осуществляется незаконное
получение, использование, разглашение
информации, составляющей коммерческую,
служебную или иную охраняемую законом
тайну с целью получения преимуществ при
осуществлении предпринимательской деятельности,
а равно получения материальной выгоды.
[3]
Основное предназначение
промышленного шпионажа — экономия
средств и времени, которые требуется
затратить, чтобы догнать конкурента, занимающего лидирующее положение,
либо не допустить в будущем отставания
от конкурента, если тот разработал или
разрабатывает новую перспективную технологию,
а также чтобы выйти на новые для предприятия
рынки.
Это справедливо и в
отношении межгосударственной конкуренции,
где к вопросам экономической
конкурентоспособности добавляются
и вопросы национальной безопасности.
Основное отличие промышленного
шпионажа от конкурентной разведки в том, что промышленный шпионаж
нарушает нормы законодательства, прежде всего, уголовного,
тогда как конкурентная разведка этого
делать не может.
Промышленный шпионаж
остаётся и будет оставаться мощным
инструментом государственных разведок,
предназначение которых — прямое
нарушение законов иностранных
государств в интересах и по поручению
своей страны.[3]
На уровне предприятий
в последнее время всё чаще
делается выбор в пользу конкурентной
разведки, т. к. предприятие не имеет полномочий
государственных разведок, поэтому в случае
провала операции промышленного шпионажа
рискует быть привлеченным к уголовной
ответственности, а также понести репутационные
риски.
По мнению ряда исследователей,
во многих случаях предприятия малого
и среднего бизнеса к промышленному
шпионажу прибегают потому, что не
обучены методам конкурентной разведки,
а зачастую и вообще не знают об
их существовании. В ситуации, когда
необходимость выживания или
повышения конкурентоспособности
существует объективно, а о наличии
законных методов достижения результата
предприятие не информировано, часть
компаний встает на путь промышленного
шпионажа. В связи с этим, общества
профессионалов конкурентной разведки
всего мира включают в свои задачи
просветительские функции.
К методам
промышленного шпионажа относятся:[3]
- Подкуп лица, имеющего доступ к информации, относящейся к коммерческой, служебной, или иной охраняемой законом тайне
- Шантаж в отношении того же круга лиц
- Кража носителей с информацией, представляющей коммерческую, служебную, или иную охраняемую законом тайну
- Внедрение агента на предприятие или в страну конкурента с заданием получить доступ к информации или продукции, которые составляют предмет коммерческой или иной охраняемой законом тайны
- Незаконный доступ к коммерчески значимой информации с помощью использования технических средств (прослушивание телефонных линий, незаконное проникновение в компьютерные сети и т. п.).
Сегодня под
конкурентной разведкой подразумеваются
три различных направления сбора
информации:
- Сбор данных о партнерах и клиентах для предотвращения мошенничеств с их стороны. В США, например, такой проблемы не существует: есть банки данных «кредитных историй»; открыт доступ к материалам судебных дел за последние пятьдесят лет, что позволяет, не прибегая к специфическим приемам, выяснить, с кем имеешь дело. Достаточно распространены и «черные списки» тех, кто запятнал свою деловую репутацию. В Украине пока что каждой заинтересованной организации приходится самостоятельно собирать и анализировать информацию, причем координация усилий отсутствует даже на уровне государственных органов: одни и те же сведения добывают по своим каналам МВД, СБУ, налоговая. Обмен этими данными представляет собой громоздкую и медленную процедуру. В бизнесе нечто подобное отраслевым «черным спискам» существует только у страховых обществ и банков. Промышленные компании вынуждены поодиночке создавать собственные технологии проверки кредитных историй, что эффективно удается лишь гигантам, способным содержать мощную службу безопасности. А между тем выявление мошенничеств еще на этапе их подготовки – более чем актуальная задача.
- «Подсветка» потенциальных партнеров и сотрудников. Речь, в первую очередь, идет о реальном финансовом положении и наличии и / или характере «крыши» (криминальные структуры, милиция, спецслужбы и пр.). Обычно этим занимаются отделы безопасности компаний или частные детективные агентства. Это очень сложная сфера, в которой легко переступить грань закона, особенно если речь идет о физических лицах - так, при приеме на работу нового сотрудника легально заниматься сбором информации о его частной жизни можно только с письменного согласия проверяемого. Как правило, получить такое согласие не составляет особого труда, поскольку в ином случае претендент рискует остаться на улице. Не менее часто приходится, однако, проверять сотрудников компании-партнера – ведь если выяснится, например, что заместителя директора, подписавшего договор, за сутки до этого уволили, его подпись окажется недействительной, а последствия сделки – непредсказуемыми. Однако в подобных случаях открытая проверка невозможна.
- Сбор информации маркетингового характера. Именно этим, собственно, на Западе занимается большинство специалистов в сфере конкурентной разведки, тогда как в Украине этот вид деятельности только зарождается. Существует несколько групп потребителей, которым нужны чужие тайны. Самые скандально известные – представители СМИ, специалисты по черному PR и мастера «активных мероприятий» («слив» компромата в правоохранительные органы и т.п.). Вторая группа – учредители и клиенты различных негосударственных служб безопасности и охранных предприятий. Их интересуют три направления: сбор информации о конкурентах и партнерах (потенциальных партнерах); проверка лояльности персонала; выполнение заказов третьих лиц (например, фиксация факта супружеской неверности). Часто предприниматели обходятся собственными силами, не прибегая к помощи специалистов. Третья группа - криминальные структуры, за последние десять лет усовершенствовавшиеся от примитивного рэкета до сложных экономических комбинаций.
Различные трактовки термина
«конкурентная разведка» связаны
с особенностью доступа к информации
в разных странах. Например, в США
в 1996 году был принят «Закон о свободе
информации», который обязал федеральные
ведомства обеспечить гражданам
свободный доступ ко всей информации.
Ограничения касаются лишь материалов,
имеющих отношение к национальной
обороне, личных и финансовых документов,
а также документов правоохранительных
органов. Отказ в доступе к
информации можно обжаловать в суде,
сведения должны быть представлены в
десятидневный срок, а споры разрешаются
в течение 20 дней. При этом по статистике
большинство запросов исходит от
фирм, которые хотят получить государственную
информацию о конкурентах. Существенную
роль играет и общественная организация
«Точность в средствах массовой
информации» (Accuracy in Media – AIM). Она объединяет
345 тысяч членов и осуществляет контроль
над тем, чтобы публикуемые или передаваемые
в эфир материалы соответствовали фактам.
Экономическая разведка является одним
из трех традиционных видов разведки,
которая ведется в дополнение
к политической и военной разведке.
Большая часть информации и материалов
по экономической разведке доступна
через открытые источники: газеты, торговые
журналы, компьютерные базы данных, парламентские
протоколы, всевозможные публикации «по
интересам фирмы» и т.д. Через
открытые источники доступно около
80% всей информации. Все источники информации
могут быть распределены на 5 групп:
- «Т» (источник - «текст»). Большую часть информации, как ни странно, обычно можно получить за счет чтения различных изданий общего направления и узкоспециализированных. Подход к этим источникам сравнительно легок и дешев. Пусть информация не всегда точная и полная, но она актуальна. Так, например, за неделю до выпуска новой продукции, появляются сигналы в широкой прессе, за месяц - в специализированной, за полгода - в базе данных.
- «Ф» (источник - «фирма») – это внутренние источники и персонал. Сюда входит весь персонал компании, который может и должен вступать в различного рода контакты со сторонними организациями и лицами в связи с коммерческой, технической, финансовой и прочей деятельностью. Грамотный руководитель сумеет сделать так, что опыт, знания и контакты всех сотрудников и отделов будут аккумулироваться в специальных базах данных компании, а не «уходить» с доходом сотрудника (т. н. «эффект блокнота»). В противном случает компания неизбежно и постоянно будет кузницей кадров для других компаний. В первую очередь, источник «Фирма» - это база данных, в которую в обязательном порядке должна заноситься информация о партнерах. Такую информацию очень важно складывать в один «котел», чтобы кто-то с масштабным и аналитическим взглядом составил из этой мозаики единую картину.
- «К» (источник - «консультанты и эксперты» или «сеть контактов») – это внешние консультанты, кандидаты на работу, телефонные переговоры, личные встречи, бизнес-среда, регулярные встречи с «носителями» нужной информации.
- «Б» (источник - «беседа»). Выставки, ярмарки, конференции, форумы и любые другие полезные события являются ценнейшим источником информации.
- «Д» (источник - «джокер»). Сюда относится все, что случайно попало в поле зрения, случайно обнаружено или узнано.
Представляющими
особый интерес для экономической
разведки областями являются:
- научно-исследовательские и конструкторские работы;
- финансовые операции компаний, в том числе финансирование проектов и инвестиционная политика;
- особенности технологического процесса, спецификация продукции, результаты испытаний;
- маркетинг, и, в частности, режим поставок, список заказчиков, конъюнктура рынка, сведения о заключаемых сделках, а также отчеты о реализации продукции;
- организация производства, в том числе данные о вводе в строй новых, расширении или модернизации существующих производственных мощностей, объединении с другими фирмами;
- коммерческая философия руководителей фирм-конкурентов, стратегия их бизнеса и т.д.
При планировании разведывательной деятельности опираются на три главных
принципа:
- определение целей разведывательной деятельности;
- определение потребности в информации для достижения этих целей;
- определение источников получения необходимой информации.
Промышленный шпионаж является
единственной предпринимательской
отраслью, которая не страдает от возникающих
периодически кризисов экономики. Мало
того, по мере роста инфляции, усиления
конкуренции и социальной напряженности
промышленный шпионаж лишь активизируется.
Практика свидетельствует, что
негосударственные организации, занимающиеся
промышленным шпионажем, проявляют
наибольший интерес к ряду показателей
фирм, организаций и банков. Это:
- финансовые отчеты и прогнозы;
- маркетинг и стратегия цен;
- технические параметры существующей и перспективной продукции;
- условия контрактов;
- перспективные планы развития производства;
- финансовое положение компаний;
- условия продажи или слияния фирм;
- организационная структура корпорации;
- элементы систем доступа к информационным сетям и центрам.
Существует множество способов
получения конфиденциальной информации
о деятельности конкурентов. Условно
их можно разделить на две большие
группы: законные и незаконные методы,
что, собственно, и подразумевает
деление добывания информации на
экономическую разведку и промышленный
шпионаж.