Промышленный шпионаж. История возникновения, развитие и современное состояние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 07:55, реферат

Описание работы

Цель работы – определить понятие и изучить историю, а также нынешнее состояние «промышленного шпионажа».
Задачи:
дать определение промышленному шпионажу;
кратко описать этапы развития и современный этап;
рассказать о методых борьбы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие «промышленный шпионаж»………………………...5
Глава 2. История возникновения, развитие и современное состояние промышленного шпионажа………………….15
Глава 3. Методы борьбы с промышленным шпионажем…………….20
Заключение……………………………………………………………...25
Список использованной литературы…………………………………..27

Файлы: 1 файл

Промышленный шпионаж.docx

— 49.76 Кб (Скачать файл)

Незаконные методы (то есть методы промышленного шпионажа):

    • выведывание интересующей информации у специалистов конкурентов;
    • сманивание специалистов для получения от них информации;
    • подкуп сотрудников из закрытых подразделений конкурента;
    • засылка агентов на фирму или в окружение ведущих специалистов;
    • похищение чертежей, документов и образцов изделий;
    • негласный контроль за деловой корреспонденцией;
    • незаконное получение информации у государственных чиновников;
    • получение информации с использованием технических средств;
    • ложные переговоры и последующий отказ от них после получения необходимой информации и др.

Для осуществления промышленного  шпионажа используется ряд специально разработанных средств. Среди них можно назвать:

    • специальная звукозаписывающая аппаратура;
    • приборы для съема информации с телефонных линий связи;
    • мини-радиозакладки;
    • аппаратура для съема информации с окон с помощью лазерных излучателей;
    • направленные микрофоны;
    • специальные системы наблюдения и передачи видеоизображения;
    • специальная фотоаппаратура;
    • приборы наблюдения;
    • приборы ночного видения;
    • аппаратура для выявления радиоактивного и иного излучения.

Информация о конкурентах, полученная как законными, так и  незаконными методами имеет свойство устаревать. По опубликованным данным, оперативно-тактическая информация теряет ценность примерно по 10% в день (например, в случаях предупреждения вымогательства, краткосрочного кредитования, предложения приобрести партию товара в срок до 1 месяца). Информация стратегического, долговременного характера теряет ценность примерно по 10% в месяц (сведения о крупных клиентах и торговых партнерах, преступных группировках и т.д.). Информация о неизменных объектах (промышленная инфраструктура, природные ресурсы) теряет ценность примерно по 15% в год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. История  возникновения, развитие и современное состояние промышленного шпионажа 

Шпионаж сопутствует человеку с момента его появления на свет. Вспомните библейские легенды. Вкушение запретного плода Адамом и  Евой, разве нельзя назвать этот поступок "неправомерным доступом к конфиденциальной информации"? А "хищение и несанкционированное  разглашение" секрета огня Прометеем? И таких примеров наберется не один десяток.[1] 
      Человека всегда интересовали чужие секреты и настойчивое желание узнать о других побольше, как правило, успешно удовлетворялось. Но, к счастью, очень быстро пришло понимание, что информация может стоить очень дорого. Первоначально шпионаж или разведка использовались в основном в военных конфликтах и первыми "источниками" информации служили боги, оракулы и провидцы. Только они могли рассказать тайное о противнике, предсказать ход сражения, а также дальнейшую судьбу полководцев. Правда их информация очень часто грешила неточностями и противоречиями, но об этом не принято было говорить. Несколько иная ситуация складывалась на Востоке. Еще в 400 г. дo н.э. Сунь Цзы говорил: "То, что называют предвидением, не может быть получено ни от духов, ни от богов..., ни посредством расчетов. Оно должно быть добыто от людей, знакомых с положением противника". Необходимость в получении информации о противнике привела к становлению и развитию военной разведки. Ну а в последующем с возникновением купечества и появлением  "международной" торговли, вызвало серьезную необходимость в получении информации о рынках сбыта и естественно о потенциальных конкурентах. Поэтому разведка очень быстро оказалась на службе у торговцев.  По историческим данным прекрасно поставленная служба разведки помогала купцам Венеции и банкирскому дому Фуггеров, фирме Круппа и дому Ротшильдов. Методы, которыми добывалась информация, за столетия мало изменились. Подкупали и шантажировали, подсматривали и подглядывали, перехватывали или выкрадывали, засылали своих "агентов" в стан конкурента. В общем, проделывали то, что сейчас именуется "оперативной работой по сбору информации". Правда, существовали и серьезные проблемы. В основном приходилось полагаться на людей, которые добывали секретные сведения, на их физические и моральные качества. Уши и глаза шпиона, его записки и зарисовки являлись прообразами современных технических средств - "жучков", микрофонов, диктофонов и фотоаппаратов. Помимо "человеческого" фактора, серьезную проблему доставляли и носители информации. Долгое время бумага являлась единственным источником хранения секретов. Стоит также напомнить, что в основном, всю информацию приходилось передавать лично, а, учитывая отсутствие быстроходных транспортных средств, такое путешествие превращалось в курьера в опасное и весьма длительное приключение. Так что, предкам современных промышленных шпионов жилось, ох как нелегко. Долгое время ситуация не менялась. Даже изобретения фотоаппарата и первых устройств записи, поначалу мало что изменило. Их размеры и технические характеристики не позволяли скрытое применение. Поэтому, практически, сразу начались активные работы по их усовершенствованию. Огромный вклад в развитие шпионажа вносило государство. Заинтересованные в получении информации о своих противниках, военные ведомства не жалели средств и привлекали лучшие научные умы для разработки технических устройств позволяющих скрытно получать, фиксировать и надежно хранить информацию. Ну, а вслед за государством эти чудеса технической мысли брались на вооружение теми, кто занимался шпионажем промышленным. Хотя надо признать, что, зачастую, разделить, где кончались государственные и начинались частные интересы, было очень сложно. Крупные промышленные корпорации настолько срослись с государством, что не редко использовали военную разведку для получения необходимой информации. К тому же государственные чиновники движимые чувствами патриотизма часто помогали «своим» бизнесменам получить важные секреты их зарубежных конкурентов. Ведь тем самым укреплялась экономика а значит государство становилось сильнее. Надо сказать, что и сейчас, когда миром правит капитал, ситуация остается такой же.[1]      

Правда, за последнее время  бурное развитие технического прогресса  привело к значительному усовершенствованию технических средств получения  информации. Да и благодаря цене и простоте в использовании, они  стали доступны широкому кругу лиц. Хотя многие чрезмерно увлекаются технократией, забывая, что старые добрые способы  шпионажа, чаще всего намного эффективнее.  Если же учесть, что при защите им не придают особого значения, их результативность сильно возрастает.      

Но не будем увлекаться историей, давайте лучше вернемся к современным реалиям. Как развивался промышленный шпионаж в СНГ? 
      Специалисты выделяют следующие этапы:[1] 
      1 этап до 1992 г. Период становления рынка и бизнеса, когда только складывалось понимание о конкуренции. Промышленного шпионажа в сегодняшнем понимании этого вопроса еще не существовало. Те, кто пытался получить информацию о конкурентах, делали это довольно грубо, да и техника собиралась, в основном, народными умельцами кустарным способом. Но, несмотря на это, они приносили определенный результат, ведь никто даже не подозревал об их существовании, следовательно, каждый случай становился уникальным. 
      2 этап с 1992 по 1994 г. Распад СССР и выход на западный рынок привел к появлению серьезной аппаратуры, изготовленной промышленным способом. К тому же, начавшийся процесс расформирования спецслужб привел к тому, что спецаппаратура стала появляться у частных лиц. Но из-за высокой цены профессиональной аппаратуры было очень мало и, в основном, использовались дешевые "ширпотребовские" изделия. Да и целей для их применения было пока немного. 
      3 этап с 1994 до сего времени. Развитие экономики и бизнеса привело к переоценке ситуации. Начавшийся бум привел к возникновению огромного количества частных охранных и детективных агентств. К тому же многие профессионалы поняли, что, работая в бизнесе, смогут заработать намного больше, чем на государственной службе. Немало способствовала пополнению рядов "частников" кадровая политика, долгое время проводимая в правоохранительных органах. Производство тоже не стояло на месте. Если вначале 90-х, специальная аппаратура была представлена, в основном импортной техникой, то ближе к середине, отечественная промышленность быстро освоила "новую" для себя отрасль. Конверсия бывшей "оборонки" привела к тому, что отечественные изделия смогли не только легко конкурировать с западными изделиями, но превосходить их как по качеству, так и по цене. Сегодня приобрести спецтехнику не составляет особого труда. Сложность заключатся в том, чтобы сделать непростой выбор среди многочисленных конкурентов. Ну, а появление интернета, а также многочисленные специализированные выставки позволяют лучше ориентироваться в бескрайнем море продукции. К великому сожалению, большая часть этой аппаратуры используется не в целях защиты и охраны, а совсем наоборот. Масштабы промышленного шпионажа можно оценить хотя бы по следующему факту: на проходившей в России в 1995г. выставке-продаже зарубежных и отечественных средств технической разведки, было продано 70000 единиц средств добывания информации, и только единицы средств защиты. И это только официальные данные, ведь информация о теневом рынке отсутствует. В настоящее время, несколько тысяч Российских и зарубежных фирм торгуют на территории стран СНГ средствами промышленного и контршпионажа. И, в немалой степени, успешному развитию промышленного шпионажа способствуют сами жертвы, забывая фразу, сказанную классиками: "Спасение утопающих, дело рук самих утопающих" 
      Сейчас противостоять промышленному шпионажу намного сложнее. Уровень подготовки «разведчиков» достаточно высок, у них на вооружении самая современная техника. А, что же можно противопоставить этому? Увы, но государство не способно нас защитить. Законодательство изобилует пробелами. Специалистов по борьбе с промышленным шпионажем до сих пор не так уж много. Подготовка новых, хотя и ведется на достойно профессиональном уровне, но все же их количество не способно пока удовлетворить потребности рынка. Более того, те, кто пытался работать в этой области, приходиться сталкиваться с тем, что их знания и опыт оказывается либо невостребованными, либо низкооплачиваемыми. Хотя в это же время есть немало «интересных предложений» от криминальных элементов. Как это не прискорбно, но большинству из наших бизнесменов до сих пор неведомы экономическая разведка и шпионаж, и аналитическая работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Методы борьбы с промышленным шпионажем

Во-первых, нужно разграничить допуск сотрудников компании к секретной  информации. Сотрудникам, не причастным к работе над конкретной информацией, следует закрыть доступ к ней.

Во-вторых, следует обеспечить полную безопасность компьютерных систем и сетей. Очень часто утечки происходят именно из этих источников. Некоторые  компании даже создают собственную  систему безопасности, которая следит за тем, чтобы в офисах компании не было жучков, скрытых камер и прочих приспособлений сбора информации; ведет  скрытое наблюдение за сотрудниками компании; и занимается совершенствованием инженерных и строительных конструкций, не соответствующих политике безопасности (например, звуко-изолированные комнаты  переговоров).

Собственная система безопасности не всегда может быть экономически выгодна, поэтому компаниям с  низкой конкуренцией или малым бюджетом следует придерживаться базовых  вышеназванных принципов борьбы не только с промышленным шпионажем, но и конкурентной разведкой.

В настоящее время борьба за владение информацией, а также  защита от ее утечки стала причиной серьезной головной боли, как для  представителей большого, так и среднего, и малого бизнеса. В последние  примерно два десятилетия появились  не только изощренные способы промышленного  шпионажа, на и новые каналы утечки информации.

Промышленный шпионаж  применительно к бизнесу –  это разновидность экономического шпионажа, когда задача по получению  интересующей информации сужается от масштаба государства до одной или  нескольких фирм-конкурентов.

Таким образом, для бизнеса  промышленный шпионаж – всего  лишь способ конкурентной борьбы. И  если в случае экономического шпионажа субъектом (стороной, которая осуществляет активные действия) является государство, то в случае промышленного шпионажа, субъектом является отдельный предприниматель  или фирма, то есть физическое или  юридическое лицо.[2]

Промышленный шпионаж  преследует две основные цели:

      • Проверить благонадежность делового партнера;
      • Вытеснить, разорить или свести «на нет» влияние конкурента в интересующем секторе экономики.

Для достижения нужных результатов  необходима информация. В первом случае минимальная задача: убедиться, что  деловой партнер действительно  в состоянии выполнить свои договорные обязательства и вас «не кинет». Во втором случае о конкуренте желательно знать все: источники поставок товаров, готовящиеся контракты, финансовое состояние, методы работы фирмы, постоянные деловые связи.

Конкурент будет искать бреши  в вашей обороне и, исходя из этого, выбрать способ, время, а в случае применения физического воздействия  также и место его применения. В этом случае собирается дополнительная информация: изучаются привычки руководителя (и лиц из его близкого окружения), график его работы, режим работы офиса, предприятия, фирмы. Проводится установочная работа по месту жительства и работы; обстоятельно изучается  территория и обстановка в местах наиболее часто посещаемых интересующими  противника лицами и т.д.[2]

Большинство вышеуказанных  сведений получают, посетив место  жительства и работы интересующего  лица. Эти мероприятия проводятся под видом сотрудников коммунальных служб, пенсионных фондов, коммерческих агентов, групп социологических опросов и т.п.

Для получения таких сведений также могут проводиться различные  технические мероприятия – прослушивание  телефонных разговоров, установка «жучков», снятия информации с компьютеров. В  общем, все то, что определяет экономическое  положение фирмы – конкурента.

Получив необходимую информацию, ее анализируют и определяют возможность  вступления в деловые отношения  с партнером (если цель – убедиться  в его благонадежности) или определяют способ воздействия на конкурента.

Например: перехват поставок или контрактов, переманивание наиболее ценных специалистов, передача компрометирующей информации в правоохранительные органы. Словом способы и методы воздействия  на конкурента ограничены фантазией  исполнителей и количеством денежных знаков выделенных заказчиком под планируемое  мероприятие.

Промышленный шпионаж, как  и любой другой, может быть:

    1. Открытым, то есть легальным. В этом случае проводится анализ товаров и материалов фирмы-конкурента, лежащих в открытом доступе. Также к этому методу относятся тщательное изучение рынка, финансовых отчетов и исследований брокеров фондовых бирж. Иногда даже приглашают профессиональных исследователей и специалистов необходимой отрасли, чтобы получить некую специфическую информацию по данным вопросам. Можно выделить такую стратегию конкурентной разведки, как организация торговых ярмарок, выставок и презентаций. На таких мероприятиях можно получить общие представления о направлениях деятельности компаний-конкурентов и особенностях их продукции. Например, анализ рекламы позволяет оценить прибыль фирмы-конкурента с точностью до 10-15%,
    2. Нелегальный – включает в себя, как правило, три основных метода: -наружное наблюдение – позволяет, например, оценить число сотрудников, их материальное положение, привычки, дает возможность выявить круг лиц, входящих в высшее звено управления и т.п.. Эта информация может стать основой для агентурной разработки;
    3. Агентурный метод получения информации;
    4. Технические методы получения информации перехват телефонных переговоров, аудиоинформации, почтовых и электронных сообщений).

Информация о работе Промышленный шпионаж. История возникновения, развитие и современное состояние