Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:13, контрольная работа
Тема внедрения технических и автоматизирующих средств в образовательную сферу в целом и в дошкольные образовательные учреждения в частности стал особенно актуален в наши дни. О применении компьютеров в образовательном и воспитательном процессе в дошкольных образовательных учреждениях и особенностях работы компьютерного класса я хотела бы рассказать.
1. Введение
2. Современное информационное общество и ДОУ
3. Компьютер и дети
4. Программа обучения детей в компьютерном классе ДОУ
5. Организация учебного и игрового процесса
6. Примеры занятий
7. О роли приобщения старших дошкольников к компьютеру
8.Литература
План.
1. Введение
2. Современное информационное общество и ДОУ
3. Компьютер и дети
4. Программа обучения детей в компьютерном классе ДОУ
5. Организация учебного и игрового процесса
6. Примеры занятий
7. О роли приобщения
старших дошкольников к
8.Литература
1.
Введение
Тема внедрения технических и автоматизирующих средств в образовательную сферу в целом и в дошкольные образовательные учреждения в частности стал особенно актуален в наши дни. О применении компьютеров в образовательном и воспитательном процессе в дошкольных образовательных учреждениях и особенностях работы компьютерного класса я хотела бы рассказать.
2.
Современное информационное общество и ДОУ
В современном мире, мире в котором информационный поток, обрушивающийся на человека на столько велик, что людям волей не волей приходится прибегать с помощи разнообразной техники. Сейчас трудно представить себе человека, не пользующегося телевизором и радио, печатной машинкой и компьютером, электрическим чайником и холодильником, и этот список можно продолжать до бесконечности. Вся наша жизнь стала настолько зависеть от созданных нами вещей, что если бы человек вдруг лишился бы их, то долго просуществовать в этом мире он не смог бы. Мы живем в век информации, в век, когда происходит компьютерная революция. Мы являемся свидетелями того, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникают в школы и дома. НТР расширила понятие грамотности: теперь грамотным считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и "общается" с ЭВМ.
3.
Компьютер и дети
Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников. Психологи отмечают: чем раньше ребенок познакомится с ЭВМ, тем меньше психологический барьер между ним и машиной, так как у ребенка практически нет страха перед техникой. Почему? Да потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности. Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая. Компьютерные игры составлены так, что ребенок может представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получит обобщенное представление о всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация. Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т.д. В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику детей. Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютерах. Общение с ЭВМ вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценки результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и неигровых моментов. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремиться к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.
4.
Программа обучения детей в компьютерном классе ДОУ
Целью данной программы является развитие способностей детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий. Задачи, которые решаются для достижения поставленной цели, можно объединить в следующие группы:
I. Группа задач
ознакомительно-адаптационного
Задачи:
1. Познакомить детей с
- познакомить с историей ЭВМ;
- познакомить с назначением ЭВМ;
- познакомить с устройством ЭВМ.
2. Познакомить детей с правилами
поведения в КИК и правилами
безопасной работы на
3. Преодолевать при
4. Сформировать начальные навыки работы за компьютером:
- познакомить с клавиатурой;
- познакомить с манипулятором "Мышь".
II. Группа задач
образовательно-
Задачи:
1. Формировать навыки учебной деятельности:
3. учить осознавать цели;
4. выбирать системы действий для достижения цели;
5. учить оценивать результаты деятельности.
2. Формировать элементарные
6. совершенствовать навыки счета;
7. изучать и закреплять цифры;
8. проводить работу с
9. решать простейшие
10. развивать умение
11. закреплять представления о величине предметов.
3. Развивать речь:
12. расширять словарный запас детей и знания об окружающем мире;
13. формировать звуковую культуру речи;
14. формировать грамматический строй речи.
4. Развивать сенсорные
5. Формировать эстетический вкус.
6. Развивать знаковую функцию сознания.
7. Развивать эмоционально-волевою сферу ребенка:
15. воспитывать самостоятельность,
усидчивость;
16. приобщать к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству.
III. Группа задач творческого цикла
Задачи:
1. Развивать конструктивные
2. Тренировать память, внимание.
3. Развивать воображение.
4. Развивать творческое, понятийно-образное, логическое, абстрактное
мышление; использовать элементы развития эвристического мышления.
5. Развивать потребности к
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Программа построена на следующих основных принципах:
1. Принцип развивающего обучения. Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка, определять зону ближайшего развития, использовать вариативность компьютерных программ согласно этим знаниям.
2. Принцип воспитывающего обучения.
Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе компьютерных занятий не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание, сорадость).
3. Принцип систематичности и последовательности обучения.
Устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости между полученными знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.
4. Принцип доступности.
Содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.
5. Принцип индивидуализации.
На каждом учебном занятии педагог должен стремиться подходить к каждому ребенку как к личности. Каждое занятие должно строиться в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка, должен учитываться тип нервной системы, интересы, склонности ребенка, темп, уровень сложности определяться строго для каждого ребенка.
6. Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации.
Ведущую роль в обучении играет педагог, он ставит проблему, определяет задачи занятия, темп, в роли советчика, сотоварища, ученика может выступать и компьютер. Ребенок для приобретения новых знаний и умений может становиться в позицию ученика, учителя.
7. Принцип связи с жизнью.
Педагог и ребенок должны уметь
устанавливать взаимосвязи
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ
Каждое занятие комплексное. Оно включает в себя 3 этапа.
I этап - подготовительный.
Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к компьютерной игре через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справиться с поставленной задачей. Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе.
II этап - основной.
Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером.
Используется несколько
1 способ. Последовательное объяснение
ребенку назначения каждой
2 способ. Ориентируясь на приобретенные
ребенком навыки работы с
3 способ. Ребенку предлагается
роль исследователя,
4 способ. Ребенку предлагается
карточка-схема, где задается
алгоритм управления
III этап - заключительный.
Необходим для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки, точечный массаж, массаж впереди стоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку). Занятия проводятся по подгруппам 4-8 человек 2 раза в неделю в первой половине дня.
Продолжительность каждого этапа занятия:
1 этап - 10-15 минут,
2 этап - 10-15 минут,
3 этап - 4-5 минут.
После каждого занятия проветривание помещения.
Занятия построены на игровых методах и приемах, позволяющих детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи.
Для более эффективного, прочного овладения знаниями программа строится на основе постепенного погружения в обучающие блоки, обеспечивающие решение основных групп задач. Межблочными переходами являются программы на развитие мыслительных процессов, памяти и игровые занятия.
5.
Организация учебного и игрового процесса
Для нормального функционирования и эффективного обучения детей компьютерной грамотности, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
I. Компьютерный зал.
1. Компьютеры, IBM класса, 4 или 5 поколения 4-8 шт.
2. Компьютер, IBM класса, 6 поколения 1 шт.
3. Принтер цветной струйный HP или EPSON 1 шт.
4. Сканер планшетный, TWAIN стандарта 1 шт.
Компьютеры объединены в локальную
сеть, оборудованы приводами CD-ROM и
звуковыми картами. На каждом мониторе
MPRII имеется защитный экран, либо мониторы
должны соответствовать стандарту
ТСО-95, компьютерный зал оформлен кактусами,
имеет вентилятор, аквариумы с
водой для поддержания
II. Игровой зал - зал для предкомпьютерной подготовки и после компьютерной релаксации.
1. Раздаточный материал на
2. Дидактические игры.
3. Разнообразные игрушки.
4. Средообразующие модульные предметы.
5. Магнитофон для проведения
физкультурных минуток и
6. Мягкая мебель.
Зал оформлен обилием разнообразных цветов.
IV. Техническое помещение.
V. Санитарный узел.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Для определения готовности детей
к работе на компьютере и усвоению
программы "Практического применения
компьютера в детском саду" проводится
диагностика с учетом индивидуально
типологических особенностей детей. Она
позволяет определить уровень развития
психических процессов, физических
и интеллектуальных способностей, найти
индивидуальный подход к каждому
ребенку в ходе занятий, подбирать
индивидуально для каждого
Диагностика проводится 3 раза в год.
В начале года (август, начало сентября) определяется общий уровень развития ребенка.
1) Изучение личности:
- изучение умения сохранять цель в условиях затруднения успеха;
- изучение самоконтроля.
2) Изучение познавательной сферы:
- оценка уровня общего
- изучение объема произвольного внимания;
- изучение устойчивости и
- изучение зрительной и
Информация о работе Психолога – педагогические основы компьютерного обучения