Психолога – педагогические основы компьютерного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:13, контрольная работа

Описание работы

Тема внедрения технических и автоматизирующих средств в образовательную сферу в целом и в дошкольные образовательные учреждения в частности стал особенно актуален в наши дни. О применении компьютеров в образовательном и воспитательном процессе в дошкольных образовательных учреждениях и особенностях работы компьютерного класса я хотела бы рассказать.

Содержание работы

1. Введение
2. Современное информационное общество и ДОУ
3. Компьютер и дети
4. Программа обучения детей в компьютерном классе ДОУ
5. Организация учебного и игрового процесса
6. Примеры занятий
7. О роли приобщения старших дошкольников к компьютеру
8.Литература

Файлы: 1 файл

Информатика.docx

— 38.73 Кб (Скачать файл)

План.

1. Введение

2. Современное информационное  общество и ДОУ

3. Компьютер и дети

4. Программа обучения  детей в компьютерном классе  ДОУ

5. Организация учебного  и игрового процесса

6. Примеры занятий

7. О роли приобщения  старших дошкольников к компьютеру

8.Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Введение

Тема внедрения технических  и автоматизирующих средств в  образовательную сферу в целом  и в дошкольные образовательные  учреждения в частности стал особенно актуален в наши дни. О применении компьютеров в образовательном и воспитательном процессе в дошкольных образовательных учреждениях и особенностях работы компьютерного класса я хотела бы рассказать.

2.

Современное информационное общество и ДОУ

В современном мире, мире в котором  информационный поток, обрушивающийся на человека на столько велик, что  людям волей не волей приходится прибегать с помощи разнообразной техники. Сейчас трудно представить себе человека, не пользующегося телевизором и радио, печатной машинкой и компьютером, электрическим чайником и холодильником, и этот список можно продолжать до бесконечности. Вся наша жизнь стала настолько зависеть от созданных нами вещей, что если бы человек вдруг лишился бы их, то долго просуществовать в этом мире он не смог бы. Мы живем в век информации, в век, когда происходит компьютерная революция. Мы являемся свидетелями того, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникают в школы и дома. НТР расширила понятие грамотности: теперь грамотным считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и "общается" с ЭВМ.

3.

Компьютер и дети

Компьютер, являясь самым современным  инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим  средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников. Психологи отмечают: чем раньше ребенок познакомится с ЭВМ, тем меньше психологический барьер между ним и машиной, так как у ребенка практически нет страха перед техникой. Почему? Да потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности. Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая. Компьютерные игры составлены так, что ребенок может представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получит обобщенное представление о всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация. Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т.д. В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику детей. Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютерах. Общение с ЭВМ вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценки результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и неигровых моментов. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремиться к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

4.

Программа обучения детей  в компьютерном классе ДОУ

Целью данной программы является развитие способностей детей дошкольного  возраста с использованием современных  информационных технологий. Задачи, которые  решаются для достижения поставленной цели, можно объединить в следующие  группы:

I. Группа задач  ознакомительно-адаптационного цикла.

Задачи:

1. Познакомить детей с компьютером,  как современным инструментом  для обработки информации:

- познакомить с историей ЭВМ;

- познакомить с назначением  ЭВМ;

- познакомить с устройством  ЭВМ.

2. Познакомить детей с правилами  поведения в КИК и правилами  безопасной работы на компьютере.

3. Преодолевать при необходимости  психологический барьер между  ребенком и компьютером.

4. Сформировать начальные навыки  работы за компьютером:

- познакомить с клавиатурой;

- познакомить с манипулятором  "Мышь".

II. Группа задач  образовательно-воспитательного цикла

Задачи:

1. Формировать навыки учебной  деятельности:

3. учить осознавать цели;

4. выбирать системы действий  для достижения цели;

5. учить оценивать результаты  деятельности.

2. Формировать элементарные математические  представления:

6. совершенствовать навыки счета;

7. изучать и закреплять цифры;

8. проводить работу с геометрическими  фигурами;

9. решать простейшие арифметические  задачи;

10. развивать умение ориентироваться  на плоскости;

11. закреплять представления о  величине предметов.

3. Развивать речь:

12. расширять словарный запас  детей и знания об окружающем  мире;

13. формировать звуковую культуру  речи;

14. формировать грамматический  строй речи.

4. Развивать сенсорные возможности  ребенка.

5. Формировать эстетический вкус.

6. Развивать знаковую функцию  сознания.

7. Развивать эмоционально-волевою сферу ребенка:

15. воспитывать самостоятельность,  собранность, сосредоточенность,

усидчивость;

16. приобщать к сопереживанию,  сотрудничеству, сотворчеству.

III. Группа задач  творческого цикла

Задачи:

1. Развивать конструктивные способности.

2. Тренировать память, внимание.

3. Развивать воображение.

4. Развивать творческое, понятийно-образное, логическое, абстрактное

мышление; использовать элементы развития эвристического мышления.

5. Развивать потребности к познанию.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Программа построена на следующих основных принципах:

1. Принцип развивающего  обучения. Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка, определять зону ближайшего развития, использовать вариативность компьютерных программ согласно этим знаниям.

2. Принцип воспитывающего  обучения.

Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе компьютерных занятий  не только даются знания, но и воспитываются  волевые, нравственные качества, формируются  нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание, сорадость).

3. Принцип систематичности  и последовательности обучения.

Устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости  между полученными знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.

4. Принцип доступности.

Содержание знаний, методы их сообщения  должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.

5. Принцип индивидуализации.

На каждом учебном занятии педагог  должен стремиться подходить к каждому  ребенку как к личности. Каждое занятие должно строиться в зависимости  от психического, интеллектуального  уровня развития ребенка, должен учитываться  тип нервной системы, интересы, склонности ребенка, темп, уровень сложности  определяться строго для каждого  ребенка.

6. Принцип сознательности  и активности детей в усвоении  знаний и их реализации.

Ведущую роль в обучении играет педагог, он ставит проблему, определяет задачи занятия, темп, в роли советчика, сотоварища, ученика может выступать и  компьютер. Ребенок для приобретения новых знаний и умений может становиться  в позицию ученика, учителя.

7. Принцип связи  с жизнью.

Педагог и ребенок должны уметь  устанавливать взаимосвязи процессов, находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде, в бытие человека, в существующих отношениях вещей  и материи.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ

Каждое занятие комплексное. Оно  включает в себя 3 этапа.

I этап - подготовительный.

Идет погружение ребенка в сюжет  занятия, период подготовки к компьютерной игре через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут  ему справиться с поставленной задачей. Включается гимнастика для глаз, пальчиковая  гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе.

II этап - основной.

Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером.

Используется несколько способов "погружения" ребенка в компьютерную программу:

1 способ. Последовательное объяснение  ребенку назначения каждой клавиши  с подключением наводящих и  контрольных вопросов.

2 способ. Ориентируясь на приобретенные  ребенком навыки работы с компьютером,  познакомить с новыми клавишами,  их назначением.

3 способ. Ребенку предлагается  роль исследователя, экспериментатора, предоставляется возможность самостоятельно  разобраться со способом управления  программой.

4 способ. Ребенку предлагается  карточка-схема, где задается  алгоритм управления программой. На первых этапах дети знакомятся  с символами, проговаривают и  отрабатывают способы управления  с педагогом, в дальнейшем самостоятельно "читают" схемы.

III этап - заключительный.

Необходим для снятия зрительного  напряжения (проводится гимнастика для  глаз), для снятия мышечного и  нервного напряжений (физ. минутки, точечный массаж, массаж впереди стоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).  Занятия проводятся по подгруппам 4-8 человек 2 раза в неделю в первой половине дня.

Продолжительность каждого  этапа занятия:

1 этап - 10-15 минут,

2 этап - 10-15 минут,

3 этап - 4-5 минут.

После каждого занятия проветривание  помещения.

Занятия построены на игровых методах  и приемах, позволяющих детям  в интересной, доступной форме  получить знания, решить поставленные педагогом задачи.

Для более эффективного, прочного овладения знаниями программа строится на основе постепенного погружения в  обучающие блоки, обеспечивающие решение  основных групп задач. Межблочными  переходами являются программы на развитие мыслительных процессов, памяти и игровые  занятия.

5.

Организация учебного и  игрового процесса

Для нормального функционирования и эффективного обучения детей компьютерной грамотности, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

I. Компьютерный зал.

1. Компьютеры, IBM класса, 4 или 5 поколения  4-8 шт.

2. Компьютер, IBM класса, 6 поколения  1 шт.

3. Принтер цветной струйный HP или  EPSON 1 шт.

4. Сканер планшетный, TWAIN стандарта  1 шт.

Компьютеры объединены в локальную  сеть, оборудованы приводами CD-ROM и  звуковыми картами. На каждом мониторе MPRII имеется защитный экран, либо мониторы должны соответствовать стандарту  ТСО-95, компьютерный зал оформлен кактусами, имеет вентилятор, аквариумы с  водой для поддержания воздушного режима. Мебель в зале модифицируется в зависимости от роста детей.

II. Игровой зал - зал для предкомпьютерной подготовки и после компьютерной релаксации.

1. Раздаточный материал на каждого  ребенка.

2. Дидактические игры.

3. Разнообразные игрушки.

4. Средообразующие модульные предметы.

5. Магнитофон для проведения  физкультурных минуток и релаксации.

6. Мягкая мебель.

Зал оформлен обилием разнообразных  цветов.

IV. Техническое помещение.

V. Санитарный узел.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Для определения готовности детей  к работе на компьютере и усвоению программы "Практического применения компьютера в детском саду" проводится диагностика с учетом индивидуально  типологических особенностей детей. Она  позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти  индивидуальный подход к каждому  ребенку в ходе занятий, подбирать  индивидуально для каждого ребенка  уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.

Диагностика проводится 3 раза в год.

В начале года (август, начало сентября) определяется общий уровень развития ребенка.

1) Изучение личности:

- изучение умения сохранять  цель в условиях затруднения  успеха;

- изучение самоконтроля.

2) Изучение познавательной сферы:

- оценка уровня общего психического  развития;

- изучение объема произвольного  внимания;

- изучение устойчивости и распределения  внимания;

- изучение зрительной и слуховой  памяти;

Информация о работе Психолога – педагогические основы компьютерного обучения