Психолога – педагогические основы компьютерного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:13, контрольная работа

Описание работы

Тема внедрения технических и автоматизирующих средств в образовательную сферу в целом и в дошкольные образовательные учреждения в частности стал особенно актуален в наши дни. О применении компьютеров в образовательном и воспитательном процессе в дошкольных образовательных учреждениях и особенностях работы компьютерного класса я хотела бы рассказать.

Содержание работы

1. Введение
2. Современное информационное общество и ДОУ
3. Компьютер и дети
4. Программа обучения детей в компьютерном классе ДОУ
5. Организация учебного и игрового процесса
6. Примеры занятий
7. О роли приобщения старших дошкольников к компьютеру
8.Литература

Файлы: 1 файл

Информатика.docx

— 38.73 Кб (Скачать файл)

- изучение оригинальности воображения;

- изучение словесно-логического,  наглядно-схематического мышления;

- изучение умственной работоспособности.

3) Изучение физического развития:

-изучение скорости движений  и уровня развития координации  кисти;

-изучение координации движений, взаимодействия руки и глаз.

В середине года (декабрь, январь) проводится диагностика развития речи:

-изучение грамматического строя  речи;

-изучение звуковой стороны речи;

- изучение речи дошкольников  в общении со сверстниками  и взрослыми;

30. Изучение коммуникативных умений.

В конце года (апрель, май) проводится диагностика для определения  прогресса в развитии ребенка  за год, уровень эмоциональной, интеллектуальной и физической готовности к школе.

1) Изучение личности:

- изучение умения подчинять  свои действия определенному  правилу, слушать и точно выполнять  указания взрослого;

- изучение целенаправленности  деятельности.

2) Изучение познавательной сферы:

- оценка уровня общего психического  развития (сравнение с результатами  первой диагностики);

- изучение общей способности  к обучению;

- изучение устойчивости внимания;

- изучение объема памяти;

- изучение уровня сформированности наглядно-схематического мышления;

- изучение словарного запаса, интеллекта, связанного с речью, со словесно-логическим  мышлением.

3) Изучение физического развития:

-изучение скорости движений  и уровня развития координации  кисти руки. В течении каждого занятия определяется уровень знаний, психических процессов, эмоционально-волевых качеств, уделяется больше внимания робким, неуверенным, застенчивым детям. Корректируется индивидуальная работа с ребенком в группе, предлагается ряд консультаций для родителей, включающих вопросы дополнительных занятий дома, а также рекомендации по разучиванию и проведению упражнений для глаз и пальчиковой гимнастики в домашней обстановке. Предполагается, что результаты деятельности ребенка в ходе каждого занятия, коррекционная работа для устранения пробелов в знаниях, а также результаты диагностик заносятся в индивидуальную тетрадь. Родители имеют право свободного доступа к этим тетрадям. Для контроля за усвоением знаний проводятся контрольные занятия, игры, ребусы и т.п. (как с применением компьютерной техники так и без него):

1. Реши кроссворд "Компьютерный  мир".

2. Математический КВН.

3. Развлечение "Звуковая дорожка".

4. Страна "Воображалия".

5. Путешествие с Вини - Пухом. (Выбор самых внимательных детей и награждение памятными эмблемами.)

6. Итоговое развлечение "Какими были, какими стали!" (Повторение любимых физ. минуток, игр, награждение памятными подарками, сладкими призами.)

6.

Примеры занятий

1.ЗАНЯТИЕ "СОБЕРИ КАРТИНКУ".

2.ИГРА НА КОМПЬЮТЕРЕ "МАЛЫШ  1", "МАЛЫШ 2".

1 ЭТАП.

Игра "Собери картинку"

Детям предлагается собрать картинку из частей и посмотреть, что получится. (У детей получаются гномики разных цветов).

Физ. минутка. Игра "Гномик"

Спрятался ловко в моем кулачке  маленький гномик в большом колпачке. Если мы тихо (громко, весело, ласково) его позовем, маленький гномик покинет свой дом (дети зовут так, как сказан). За маленьким гномиком, давай-ка, все движения повторяй-ка, раз и два и три ну-ка, повтори! (дети повторяют движения). А гномики нам прислали картинки не просто так. Они хотят познакомить нас с интересным прибором, с помощью которого можно легко собирать такие же картинки на компьютере.

Знакомство с "мышью".

1. Осматривание "мыши".

2. Почему она так называется.

3. Положение руки при работе  с "мышью" и способ управления.

4. Тренировка детей.

2 ЭТАП.

Педагог объясняет детям, как раскрашивать гномиков с помощью цветных карандашей и собирать картинки из частей с  помощью "мыши". Самостоятельная деятельность детей, помощь воспитателя каждому ребенку в работе с "мышью".

3 ЭТАП

Итог занятия, повторение названия манипулятора "мышь", его назначение, способ управления.

Пальчиковая гимнастика:

Мы сегодня поиграли, наши пальчики устали (активное сгибание и разгибание пальцев). Пусть немного отдохнут, а потом играть начнут (активное сгибание и разгибание пальцев). Дружно локти отведем, (энергично отвести  локти назад) снова мы играть начнем. Руки подняли и покачали (плавные покачивания поднятыми вверх руками) - это деревья в лесу. Руки нагнули, кисти встряхнули, (встряхивание рук перед собой) ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем - это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем, крылья сложили назад (горизонтальные одновременные движения руками вправо, влево).

Гимнастика для  глаз:

Открываем глазки - раз,

А зажмуриваем - два,

Раз, два, три, четыре,

раскрываем глазки шире.

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули.

Прощание в  кругу.

Дети прощаются с разной интонацией и высотой голоса.

Оборудование: разрезные картинки по количеству детей.

3. ЗАНЯТИЕ "МЫ РИСУЕМ АККУРАТНО"

ИГРА НА КОМПЬЮТЕРЕ "МАЛЫШ 1"

1 ЭТАП.

К нам пришла игрушка от Незнайки. Незнайка просит вас помочь ему выполнить  задание Знайки. Нужно подобрать парную картинку к картинке. На доске картины: цветы, спицы, сумка, мяч, нитки, ноты и т.п. Воспитатель показывает другую картинку (скрипка, кошелек, пчела, шарик, нитки, иголки и т.п.), дети находят этой картинке пару на доске и обосновывают свой выбор. А у Незнайки есть компьютерный друг - художник, которому тоже нужно помочь разложить картинки по парам, но с этим справятся только внимательные ребята, сообразительные, вы такие? Я сейчас проверю.

Игра "На что  это похоже".

Детям предлагаются карточки с изображением круга, прямоугольника, треугольника, волнистой линией и т.п. Дети называют предметы, на которые могут быть похожи эти изображения.

2 ЭТАП.

Дети на компьютере раскрашивают гномика, и работают по программе "Подбери  пару" (Малыш 1).

3 ЭТАП.

Все сегодня справились, теперь поиграем с Незнайкой (посмотреть глазками на него, смотреть в ту сторону, куда двигается  Незнайка).

Физ. минутка "Синица":

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится.

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась как волчок!

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки на плетень,

Прыгать ей совсем не лень!

Прощаемся в колонне, шепотом, громко.

Оборудование: схемы, картинки к игре "На что похоже" картинки парные, Незнайка.

4.ЗАНЯТИЕ "ТРЕНИРОВКА ПАМЯТИ".

ИГРА НА КОМПЬЮТЕРЕ "МАЛЫШ 3".

1 ЭТАП.

Игра "Что  изменилось" (с картинками).

Детям предлагается посмотреть на фланелеграф в течение пяти секунд, где выставлены 4-5 героев сказок и запомнить их. Дети отворачиваются или закрывают глаза, а педагог меняет местами картинки, добавляет новые или убирает некоторые. Дети, открыв глаза, должны назвать все изменения (3-4раза). Гимнастика для глаз: дети смотрят на свои картинки, 3-4 раза на картинку воспитателя наблюдают глазами за движением картинок.

2 ЭТАП.

Объяснение программы, самостоятельная  работа детей. В ходе программы при переходе с одного уровня на другой проводится индивидуально гимнастика для глаз (массаж глаз, закрыть глаза, посмотреть в разные стороны и т.п.). Уровень выбирается индивидуально для каждого ребенка.

3 ЭТАП.

Расслабление (лежа на спине болтать  руками и ногами - "жуки", качаться как мячики, гимнастика для глаз лежа на спине, поворот на живот, встать не сгибая ног (2-3 раза).

Игра "Силачи и слабаки"

На слово "силачи" дети разводят ноги в стороны, сгибают руки в  локтях, напрягают мышцы. На слово "слабаки" - расслабляются и падают на ковер.

Игра "Пожалуйста"

Ведущий предлагает выполнить разнообразные  движения, но дети должны их повторить  только, если произнесено слово "пожалуйста".

Варианты: повторять движения, если в произнесенной фразе есть число, название животного, имя человека, заранее  оговоренное. (Разные движения + сидеть скрестив ноги, делая круговые вращения глазами, произносить звуки "У-И, ЧУ-ЧИ" в разные стороны).

Оборудование: картинки.

7.

О роли приобщения старших дошкольников к компьютеру

Компьютеризация, постепенно проникающая  практически во все сферы жизни  и деятельности современного человека, вносит свои коррективы и в подходы  к воспитанию и образованию детей  дошкольного возраста. Отечественные  и зарубежные исследования по использованию  компьютера в детских садах убедительно  доказывают не только возможность и  целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С.Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.). И действительно, компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только во взаимодействии педагога (воспитателя), ребенка и компьютера можно достичь положительного результата. То, какие цели ставит перед собой воспитатель, какими путями добивается их решения, определяет и то воздействие, которое оказывает компьютер на ребенка. И если сегодня уже можно говорить о допустимости использования компьютера в работе с детьми дошкольного возраста, то теоретические, дидактические и методические аспекты подобной работы еще требуют всестороннего и глубокого изучения. Предлагаемая вашему вниманию статья отражает результаты эксперимента, проводимого кафедрой дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена и Центра гармоничного развития детей дошкольного возраста «Сказка» (С.Петербург) на протяжении ряда лет. В ходе эксперимента осуществлялось теоретическое осмысление целей, задач, принципов использования компьютера в педагогическом процессе, разрабатывались и апробировались практические основы и методика работы, определялись критерии оценки эффективности применения компьютера. Разделяя точку зрения многих исследователей, мы считаем основной целью использования компьютера в дошкольном учреждении всестороннее развитие ребенка, его подготовку к жизни и деятельности в «компьютерной действительности», т. е. формирование у него положительного эмоционального отношения к компьютеру, восприятие его как помощника в различных видах деятельности, понимание его назначения и возможностей для достижения поставленных целей. Адаптация к миру компьютеров не только облегчит ребенку вхождение во взрослую жизнь, но и будет способствовать эффективности обучения с помощью компьютера и использования его в игровой деятельности. Ведущая роль в процессе адаптации ребенка к компьютеру принадлежит интересу к нему и деятельности с ним, причем особенно важны возникновение интереса и его развитие на этапе знакомства с компьютером, поскольку без этого не произойдет переход на более высокий уровень овладения им (Н.Чудова). Интерес к компьютеру у детей старшего дошкольного возраста проявляется в устойчивом положительном отношении к нему, в желании и стремлении действовать с ним, в предпочтении этого вида деятельности другим. Нам могут возразить: все дети, знакомясь с компьютером и узнавая его возможности, испытывают интерес, удивление и радость от общения с ним. Действительно, подобное имеет место -- это не что иное, как реакция на новизну, рефлекс «что такое?» (И. П. Павлов), но, как и любой рефлекс, такой интерес без соответствующего подкрепления быстро сходит на нет, и повторное его возбуждение требует больших усилий. Более того, наш опыт показывает, что при неправильной организации и методике проведения знакомства с компьютером интерес не только не возникает, но и уступает место такому нежелательному эмоциональному состоянию, как страх. Следовательно, первоначальная реакция на компьютер и действия с ним не может служить достаточным основанием для формирования адекватного положительного отношения, она является лишь отправной точкой для развития интереса к компьютеру. В зависимости от длительности и устойчивости проявления интереса определяются основные ступени (уровни) его развития. Это:

1) поверхностный интерес к особенностям  внешнего вида объекта, его  наиболее впечатляющим действиям  («реакция на новизну»);

2) ситуативный интерес, проявляющийся  кратковременно, эпизодически при  непосредственном контакте и  угасающий с его прекращением;

3) интерес, проявляющийся в положительном,  достаточно устойчивом отношении  к компьютеру и действиям с  ним и существующий наравне  с интересом к другим объектам  и явлениям окружающего мира;

4) элементарный познавательный  интерес, в котором, в отличие  от предыдущего, определяющую  роль играет познавательный мотив -- настойчивое желание больше узнать о компьютере, освоить новые способы действия с ним;

5)интерес, проявляющийся как  выраженное предпочтение деятельности  с компьютером другим видам  деятельности. Однако последовательное изменение отношения ребенка к компьютеру, проходящее через все ступени, не является абсолютной закономерностью. В соответствии с особенностями мыслительной деятельности, личностными качествами, склонностями и предрасположенностью подобного рода деятельности тенденция в динамике изменений интереса может осуществляться по одному из следующих направлений:

1. Нейтральное отношение. Ребенок  не проявляет интереса к компьютеру  ни при знакомстве с ним,  ни в дальнейшем. Такие дети  вообще отличаются низким уровнем  развития познавательной активности  и, как правило, не проявляют  интереса и к другим видам  деятельности. (Однако следует помнить,  что некоторые дети не готовы  к овладению именно этим видом  деятельности, они еще не созрели  до уровня, позволяющего им самостоятельно  контактировать с компьютером,  значит, отсутствие интереса будет  проявляться у них только по  отношению к компьютеру.)

2. Постепенное снижение интереса. Чаще всего наблюдается у детей,  не готовых к подобной деятельности. Характерно, что угасание интереса  не всегда означает неразвитость  мотивационно - потребностной сферы, но может свидетельствовать о склонности ребенка к другим видам деятельности. Первоначальный интерес к компьютеру может быть достаточно сильным, но, удовлетворив потребность в новых впечатлениях, доступных ребенку по уровню его развития, он неизбежно снижается.

3. Стабильный интерес. Может  характеризоваться различными уровнями. Особое внимание педагогов должны вызывать дети, проявляющие стабильный интерес высокого уровня. Изучение особенностей их мыслительной деятельности, склонностей и личностных качеств позволяет не только найти индивидуальный подход к ним, но и выявить (что вполне реально) их дальнейшую профессиональную ориентацию.

Информация о работе Психолога – педагогические основы компьютерного обучения