Разработка АИС «Гостиница»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является:

- разработка АИС «Гостиница» для введения контроля брони номеров в отдельно взятой гостинице. Этот контроль вводится посредством ввода в эксплуатацию Автоматизированной информационной системы (далее АИС). Данная курсовая работа содержит все этапы создания АИС, приведенные на примере АИС «Гостиница».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Инфологическая модель
1.1. Описание предметной области……………………………………...………….5
1.2. Схема «сущность-связь»……………………………………..…………………6
1.3. Переход от ER-диаграммы к реляционным таблицам……………………....10
1.4. Схема данных ………………………………………………………………….11
2. Создание таблиц в базе данных ...……………………………………………...12
3. Создание запросов в базе данных ……………………………………………...16
4. Создание форм в базе данных ………………………………………………….18
5. Создание отчетов в базе данных ……………………………………………….21
6. Диаграммы ………………………………………………………………………24
7. Репликация данных …………….……………………………………………….25
8. Архивация данных … ……………………………………………………..….....26
9. Состав базы данных ………………………………………………………… 27
10. Экспорт данных из MS Access в MS Excel……………………………...…....28
11. Создание и использование OLAP куба ...……….………………...……….. ..30
12. Требования к аппаратному и ПО……………………………………………...33
Заключение…………………………………………………………………………34
Список использованной литературы………………………….…………………..35

Файлы: 1 файл

Разработка АИС Гостиница 97-2003.doc

— 3.92 Мб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 080801.65

ПРИКЛАДНАЯ  ИНФОРМАТИКА В ЭКОНОМИКЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

По дисциплине «Организация обработки данных»

На тему: Разработка АИС «Гостиница»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы ПИЭ-10-1(1)

М.С.Желателева

 

Проверил:

д.т.н, проф. И.П.Мазур

 

 

 

 

 

Липецк 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Инфологическая модель

1.1. Описание предметной области……………………………………...………….5

1.2. Схема «сущность-связь»……………………………………..…………………6

1.3. Переход от ER-диаграммы к реляционным таблицам……………………....10

1.4. Схема данных ………………………………………………………………….11

2. Создание таблиц в базе данных ...……………………………………………...12

3. Создание запросов в базе данных ……………………………………………...16

4. Создание форм в базе данных ………………………………………………….18

5. Создание отчетов в базе данных ……………………………………………….21

6. Диаграммы ………………………………………………………………………24

7. Репликация данных …………….……………………………………………….25

8. Архивация данных … ……………………………………………………..….....26

9. Состав базы данных …………………………………………………………    27

10. Экспорт данных из MS Access в MS Excel……………………………...…....28

11. Создание и использование OLAP куба ...……….………………...……….. ..30

12. Требования к аппаратному и ПО……………………………………………...33

Заключение…………………………………………………………………………34

Список использованной литературы………………………….…………………..35

 

Введение

 

База данных – это совокупность сведений о  реальных объектах, процессах, событиях или явлениях, относящихся к определённой теме или задаче, организованная таким образом, чтобы обеспечить удобное представление этой совокупности, как в целом, так и любой её части. Реляционная база данных представляет собой множество взаимосвязанных таблиц, каждая из которых содержит информацию об объектах определённого типа. Каждая строка таблицы содержит данные об одном объекте (например, клиенте, автомобиле, документе), а столбцы таблицы содержат различные характеристики этих объектов – атрибуты (например, наименования и адреса клиентов, марки и цены автомобилей). Строки таблицы называются записями, все записи имеют одинаковую структуру – они состоят из полей, в которых хранятся атрибуты объекта. Каждое поле в записи содержит одну характеристику объекта и имеет строго определённый тип данных (например, текстовая строка, число, дата). Все записи имеют одни и те же поля, только в них содержатся разные значения атрибутов.

Любая СУБД позволяет  выполнять четыре простейшие операции с данными:

- добавить в таблицу одну или несколько записей;

- удалить из таблицы одну или несколько записей;

- обновить значения некоторых полей в одной или нескольких записях;

- найти одну или несколько записей, удовлетворяющих заданному условию.

Для выполнения этих операций используется механизм запросов. Результатом выполнения запросов является либо отобранное по определённым критериям множество записей, либо изменение в таблицах.

Данная курсовая работа выполнена в СУБД Microsoft Access, входящее в прикладной пакет Microsoft Office 2007 на примере АИС «Гостиница».

 

Целью данной курсовой работы является:

 

- разработка  АИС «Гостиница» для введения контроля брони номеров в отдельно взятой гостинице. Этот контроль вводится посредством ввода в эксплуатацию Автоматизированной информационной системы (далее АИС). Данная курсовая работа содержит все этапы создания АИС, приведенные на примере АИС «Гостиница».

 

 

Созданная программа  обладает рядом задач:

 

- автоматизация  необходимых расчётов;

- создание таблиц: гости, сотрудники, номера, прайс-лист;

- учет регистрируемых  гостей;

- хранение информации о клиентах;

- поиск необходимого клиенту номера;

- легкий способ  ввода или удаления товара  или клиента;

- удобный дизайн  программы с понятным интерфейсом  и оригинальной кнопочной формой;

- возможность  просмотра или вывода на печать  отчётов, наглядно демонстрирующих информацию по основным категориям;

- наличие подробного  описания предназначения и работы  программы

 

1.Инфологическая  модель

1.1 Описание предметной области

 

Заказчиком является гостиница, которая работает с клиентами, осуществляя услуги по выдачи номеров. Задачей является отслеживание финансовой стороны деятельности фирмы.

Работа с клиентами организована следующим образом: у каждого  клиента, пришедшего в гостиницу, собираются некоторые стандартные данные. После  этого сотрудники выясняют у клиента, кокой номер он хочет забронировать или какой номер есть в наличии. Наряду с этим, обсуждается возможная длительность пребывания и дополнительные услуги гостиницы. Гостиницы, как правило, участвуют в общепринятой в каждой стране системе скидок (скидки большим тур-группам, пенсионерам, бизнесменам, членам различных ассоциаций), однако не всегда привязаны к ней в обязательном порядке. Небольшие гостиницы публикуют в газетах и различных каталогах собственные купоны-скидки. В большинстве случаев публичный прейскурант на номера отсутствует. Тем не менее, с ценами можно приблизительно ознакомиться на веб-сайтах гостиниц и туристических порталов, где также указывается перечень услуг и даны подробные описания номеров.

Забронировать индивидуальный номер  можно напрямую в гостинице или по телефону. Расценки на общих туристических сайтах-порталах чаще более низкие, либо такие же, - если у таких порталов имеется договор с гостиницей.

На основании  анализа предметной области можно  выделить следующие виды сущностей:

  • Гости (Код, Фамилия Имя Отчество, Дата рождения, Серия паспорта, Номер паспорта, Номер, Категория, Стоимость руб. в сутки, Сотрудник);
  • Номера (Код, Номер, Категория, Занятость номеров, Услуги в номере, Стоимость руб. в сутки);
  • Прайс-лист (Код, Категория, Стоимость руб в сутки);
  • Сотрудники (Код, ФИО, Дата рождения, Должность, Телефон);

Сущности «Сотрудники» и «Гости» связаны отношением 1:М, так как нескольких гостей может обслуживать один сотрудник. Сущности «Номера» и «Гости» связаны отношением 1:М, так как несколько человек могут заселяться в один номер. Сущности «Прайс-лист» и «Гости» связаны отношением 1:М, так как нескольких гостей одна и та же цена за номер. Сущности «Прайс-лист» и «Номера» связаны отношением 1:М, так как для многих номер цена одна.

 

1.2 Схема «Сущность-связь»

 

         






 











  


























 

  1. Обслуживает      2. Изучают        3. Заселяются

 

Схема 1. Диаграмма  «сущность-связь» АИС «Гостиница»

 

 

Прежде, чем  приступать к созданию системы автоматизированной обработки информации, необходимо сформировать понятия о предметах, фактах и  событиях, которыми будет оперировать  данная система. Для того, чтобы привести эти понятия к той или иной модели данных, необходимо заменить их информационными представлениями. Одним из наиболее удобных инструментов унифицированного представления данных, независимого от реализующего его программного обеспечения, является модель «сущность-связь» (entity – relationship model, ER – model).

Модель «сущность-связь» основывается на некой важной семантической информации о реальном мире и предназначена для логического представления данных. Она определяет значения данных в контексте их взаимосвязи с другими данными. Важным для нас является тот факт, что из модели «сущность-связь» могут быть порождены все существующие модели данных (иерархическая, сетевая, реляционная, объектная), поэтому она является наиболее общей.

Модель «сущность-связь» была предложена в 1976 г. Питером Пин-Шэн Ченом, русский перевод его статьи «Модель «сущность-связь» – шаг к единому представлению данных» опубликован в журнале «СУБД» N 3 за 1995 г.

Базовыми структурами  в ЕR-модели являются типы «сущности» и типы «связи». Сущность (entity) – это объект, который может быть идентифицирован неким способом, отличающим его от других объектов. Связь (relationship) – это ассоциация, установленная между несколькими сущностями.

Сущность фактически представляет из себя множество атрибутов, которые описывают свойства всех членов данного набора сущностей. Ключ сущности – группа атрибутов, такая, что отображение набора сущностей в соответствующую группу наборов значений является взаимнооднозначным отображением. Другими словами: ключ сущности – это один или более атрибутов уникально определяющих данную сущность.

 

 

Схема 2. Атрибуты сущности «Сотрудник»

Схема 3. Атрибуты сущности «Гости»

 

Схема 4. Атрибуты сущности «Прайс-лист»

 

 

 

 

 

 

 

Схема 5. Атрибуты сущности «Номера»

 

 

1.3 Переход от ER-диаграммы к реляционным таблицам

 

Переход от ER-диаграммы к реляционным таблицам осуществляется на основании следующих правил:

  1. Если степень бинарной связи 1:1 и класс принадлежности обеих сущностей является обязательным, то требуется только одно отношение. Первичным ключом этого отношения может быть ключ любой из двух сущностей.
  2. Если степень бинарной связи 1:1 и класс принадлежности одной сущности является обязательным, а другой - необязательным, то необходимо построение двух отношений. Под каждую сущность выделяется одно отношение, при этом ключ сущности должен служить первичным ключом для соответствующего отношения. Кроме того, ключ сущности, для которого класс принадлежности является необязательным, добавляется в качестве атрибута в отношение, выделенное для сущности с обязательным классом принадлежности.
  3. Если степень бинарной связи равна 1:1 и класс принадлежности ни одной из сущностей не является обязательным, то необходимо использовать три отношения: по одному для каждой сущности и одно отношение для связи. Причем ключ каждой сущности используется в качестве первичного ключа соответствующего отношения. Отношение связи должно иметь в числе своих атрибутов ключи каждой сущности.
  4. Если степень бинарной связи равна 1:N и класс принадлежности N-связной сущности является обязательным, то достаточным является использование двух отношений, по одному на каждую сущность, при условии, что ключ каждой сущности служит в качестве первичного ключа для соответствующего отношения. Дополнительно ключ 1-связной сущности должен быть добавлен как атрибут в отношение, отводимое N-связной сущности.
  5. Если степень бинарной связи равна 1:N и класс принадлежности N-   связной сущности является необязательным, то необходимо формирование трех отношений: по одному для каждой сущности и одно отношение для связи. Причем ключ каждой сущности используется в качестве первичного ключа соответствующего отношения. Отношение связи должно иметь в числе своих атрибутов ключи каждой сущности.
  6. Если степень бинарной связи равна M:N, то для хранения данных необходимо три отношения: по одному для каждой сущности и одно отношение для связи. Причем ключ каждой сущности используется в качестве первичного ключа соответствующего отношения. Отношение связи должно иметь в числе своих атрибутов ключи каждой сущности.
  7. В случае трехсторонней связи необходимо использовать 4 (п+1) предварительных отношения, по одному для каждой сущности, и одно для связи. Причем ключ каждой сущности должен служить в качестве первичного ключа для соответствующего отношения. Отношение, порождаемое связью, будет иметь среди своих атрибутов ключи от каждой сущности. Обобщающей сущности соответствует одно отношение, причем ключ сущности служит в качестве ключа отношения, общие для всех ролевых сущностей атрибуты приписываются этому отношению. Ролевые элементы и связи, их соединяющие, порождают такое число отношений, которое определяется ранее описанными правилами, причем каждая роль трактуется как обычная сущность. Связываются отношения с помощью ключевого атрибута. Каждому значению ключевого атрибута ролевой сущности соответствует одна запись в обобщающем отношении с таким же значением ключа.

 

1.4. Схема данных

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Схема  данных АИС «Гостиница»

 

 

2. Создание  таблиц в базе данных

 

Реляционные БД представляют связанную между собой  совокупность таблиц-сущностей базы данных (ТБД). Связь между таблицами  может находить свое отражение в  структуре данных, а может только подразумеваться, то есть присутствовать на неформализованном уровне. Каждая таблица БД представляется как совокупность строк и столбцов, где строки соответствуют экземпляру объекта, конкретному событию или явлению, а столбцы – атрибутам (признакам, характеристикам, параметрам) объекта, события, явления.

При практической разработке БД таблицы-сущности зовутся  таблицами, строки-экземпляры – записями, столбцы-атрибуты – полями.

Одно из важнейших  достоинств реляционных баз данных состоит в том, что можно хранить логически сгруппированные данные в разных таблицах и задавать связи между ними, объединяя их в единую базу. Такая организация данных позволяет уменьшить избыточность хранимых данных, упрощает их ввод и организацию запросов и отчетов.

Составляющими базу данных являются таблицы:

  1. Гости – содержит информацию о гостях;
  2. Номера – содержит информацию о номерах;
  3. Прайс-лист – содержит информацию о стоимости руб в сутки;
  4. Сотрудники – содержит информацию о сотрудниках;

Для создания таблицы  в режиме конструктора необходимо:

  1. открыть базу данных;
  2. на вкладке «Таблицы» выбрать «Создание таблицы в режиме конструктора», откроется окно конструктора;
  3. ввести имена полей таблицы и выбрать тип данных для каждого поля;
  4. изменить свойства полей, если это необходимо;
  5. выбрать ключевое поле, если это необходимо;
  6. выполнить «Файл»®»Сохранить» и сохранить таблицу, при этом если ключевое поле не было выбрано, Access предложит его создать;
  7. закрыть таблицу.

 

Рис. 1. Таблица «Гости»  в режиме конструктор

Рис. 2. Таблица «Гости» в режиме мастер

Информация о работе Разработка АИС «Гостиница»