Разработка АИС «Гостиница»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является:

- разработка АИС «Гостиница» для введения контроля брони номеров в отдельно взятой гостинице. Этот контроль вводится посредством ввода в эксплуатацию Автоматизированной информационной системы (далее АИС). Данная курсовая работа содержит все этапы создания АИС, приведенные на примере АИС «Гостиница».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Инфологическая модель
1.1. Описание предметной области……………………………………...………….5
1.2. Схема «сущность-связь»……………………………………..…………………6
1.3. Переход от ER-диаграммы к реляционным таблицам……………………....10
1.4. Схема данных ………………………………………………………………….11
2. Создание таблиц в базе данных ...……………………………………………...12
3. Создание запросов в базе данных ……………………………………………...16
4. Создание форм в базе данных ………………………………………………….18
5. Создание отчетов в базе данных ……………………………………………….21
6. Диаграммы ………………………………………………………………………24
7. Репликация данных …………….……………………………………………….25
8. Архивация данных … ……………………………………………………..….....26
9. Состав базы данных ………………………………………………………… 27
10. Экспорт данных из MS Access в MS Excel……………………………...…....28
11. Создание и использование OLAP куба ...……….………………...……….. ..30
12. Требования к аппаратному и ПО……………………………………………...33
Заключение…………………………………………………………………………34
Список использованной литературы………………………….…………………..35

Файлы: 1 файл

Разработка АИС Гостиница 97-2003.doc

— 3.92 Мб (Скачать файл)

Рис. 3. Таблица «Сотрудники» в режиме конструктор

Рис. 4. Таблица «Сотрудники» в режиме мастер

Рис. 5. Таблица «Номера» в  режиме конструктор

Рис. 6. Таблица «Номера» в  режиме мастер

Рис. 7. Таблица «Прайс-лист» в режиме конструктор

 

Рис. 8. Таблица «Прайс-лист» в режиме мастер

 

 

3. Создание  запросов в базе данных

 

Запросы создаются  для выборки необходимых данных из одной или нескольких связанных  таблиц и представления выбранных  данных в виде таблицы. Запрос может формироваться двумя способами:

- с помощью  запросов по образцу – QBE (Query By Example);

- с помощью  инструкций языка структурированных  запросов SQL (Structured Query Language), т.е. специализированного языка, предназначенного для организации запросв, а также для обновления и управления реляционными базами данных.

АИС «Гостиница»  выполняет следующие запросы:

    1. Запрос на одноместные номера.
    2. Запрос на двуместные номера.
    3. Запрос на занятые номера.
    4. Запрос на свободные номера.
    5. Запрос на люксы.
    6. Отбор 1
    7. Запрос на добавление.
    8. Запрос на удаление.
  1. Создание запросов.

Рис. 9. Запрос «Одноместные номера»

Запрос показывает сколько одноместных номеров  в гостинице.

Рис. 10. Запрос «Двуместные номера»

Запрос показывает сколько двуместных номеров в гостинице.

Рис. 11. Запрос «Люксы»

Запрос показывает сколько номеров люкс в гостинице.

Рис. 12. Запрос «Полулюксы»

Запрос показывает сколько номеров полулюкс в гостинице.

Рис. 13. Запрос на добавление

 

Рис. 14. Запрос на удаление

 

 

4. Создание форм в базе данных

 

Формы позволяют  вводить данные в таблицы базы без непосредственного доступа  к самим таблицам.

Автоформы. В  отличие от таблиц, структуру которых  лучше формировать вручную, формы  удобно готовить с помощью средств  автоматизации. Существуют три вида автоформ: «в столбец», «ленточные» и «табличные». Автоформа «в столбец» отображает все поля одной записи – она удобна для ввода и редактирования данных. «Ленточная» автоформа отображает одновременно группу записей – ее удобно использовать для оформления вывода данных. Табличная автоформа по внешнему виду ничем не отличается от таблицы, на которой она основана.

Для создания автоформы  следует открыть панель Формы  в окне База данных и воспользоваться  командной кнопкой «Создать». В открывшемся диалоговом окне Новая форма выбирают тип автоформы и таблицу, на которой она основывается. После щелчка на кнопке ОК автоформа формируется автоматически и немедленно готова к работе, т.е. к вводу или отображению данных.

Для открытия формы  в режиме конструктора следует выделить необходимую форму на панели Формы в окне База данных и воспользоваться командной кнопкой «Конструктор».

При запуске  базы данных автоматически запускается  Главная кнопочная форма, созданная  средствами ACCESS. Она представляет собой  удобный интерфейс для работы и навигации по БД. Для её создания необходимо выполнить Сервис ® Служебные программы ® Диспетчер кнопочных форм. Откроется окно диспетчера кнопочных форм. Далее необходимо создать необходимые подчиненные кнопочные формы, а затем изменить их, наполнив кнопками. При этом необходимо для каждой кнопки указать название, выполняемое ею действие и если необходимо – объект, над которым выполняется это действие.

Главная кнопочная  форма содержит кнопки:

  • Гости;
  • Номера;
  • Прайс-лист;
  • Сотрудники;
  • Информация о гостинице;
  • Выход – служит для закрытия БД.

Рис. 15. Главная кнопочная форма

 

Рис. 16.  Форма на запрос «Одноместные номера»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 17. Форма на запрос «Двуместные номера»

Рис. 18. Форма на запрос «Полулюксы»

Рис. 19. Форма на запрос «Люксы»

 

 

5. Создание  отчетов в базе данных

 

Отчет – это  гибкое и эффективное средство для  организации просмотра и распечатки итоговой информации. В отчете можно  получить результаты сложных расчетов, статистических сравнений, а также  поместить в него рисунки и диаграммы.

Пользователь  имеет возможность разработать  отчет самостоятельно или создать  отчет с помощью мастера. Мастер по разработке отчетов выполняет  всю рутинную работу и позволяет  быстро разработать отчет. После  вызова Мастера выводятся диалоговые окна с приглашением ввести необходимые данные, и отчет создается на основании ответов пользователя. Мастер необходим даже для опытных пользователей, так как позволяет быстро разработать макет, служащий основой создаваемого отчета. После этого можно переключиться в режим конструктора и внести изменения в стандартный макет.

 

Рис. 20. Отчёт «Гости»

 Рис. 21. Отчёт «Сотрудники»

Рис. 22. Отчёт «Номера»

Рис. 23.  Отчёт «Прайс-лист»

 

Рис. 24.  Отчёт «Информация о гостинице»

Рис. 25.  Отчёт «Отбор»

Рис. 26.  Отчёт «Отчет по занятости номеров» 

6. Диаграммы

 

Диаграммы используются для наглядного представления информации из базы данных. В Access диаграмма как отдельный объект не существует, а может являться элементом формы либо отчета.

Для построения диаграмм в СУБД Access используется модуль MSGraph, в который передаются все исходные данные для построения диаграммы с помощью механизма обмена данными вWindows. Для передачи данных можно использовать Мастер диаграмм, существующий в Access.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 27. Отчёт-диаграмма «Диаграмма»

 

 

7. Репликация данных

 

Репликация – это средство организации работы одного или нескольких пользователей с одним и тем же документом, базой данных или другими-файлами на разных компьютерах независимо, без одновременного доступа к файлам, но когда требуется поддерживать некоторую общую версию изменяемых файлов, содержащую в себе все последние исправления, сделанные независимо. Более конкретно, репликация – это процесс создания копий файлов, между которыми может осуществляться обмен обновляемыми данными или объектами. Такие копии называются репликами, а такой обмен – синхронизацией.

Репликация  включает следующие действия:

- выбор средства  репликации;

- создание реплик;

- синхронизация  реплик;

- управление  репликами.

 

 

 

 

8. Архивация  данных

 

Архивация применяется  с целью уменьшить размер файлов. Экономия места на жестком диске  или при записи дисков. Среди полезных особенностей следует отметить возможность  создавать самораспаковывающийся  архив, еще одна полезная возможность - добавление информации в уже существующий архив, очень удобна при работе с информацией.

Создадим архив  базы данных.

Рис.28 Архивация данных

 

9. Состав базы данных

 

В состав АИС  «Гостиница входят:

  1. Таблицы (4):
    • Гости;
    • Номера;
    • Прайс-лист;
    • Сотрудники.
  1. Формы (10):
    • Гости;
    • Двуместные номера;
    • Запрос на одноместные номера;
    • Кнопочные формы;
    • Люксы;
    • Новые;
    • Номера;
    • Полулюксы;
    • Прайс-лист;
    • Сотрудники.
  1. Запросы (10):
    • Двуместные номера;
    • Для куба;
    • Запрос на занятые номера;
    • Запрос на свободные номера;
    • Категория;
    • Люксы;
    • Отбор 1;
    • Полулюксы;
    • Запрос на добавление;
    • Запрос на удаление.
  1. Отчеты (7):
    • Гости;
    • Гости (развернутый);
    • Диаграмма;
    • Информация о гостинице;
    • Номера;
    • Прайс-лист;
    • Сотрудники.

 

 

  1. Экспорт данных из MS Access в MS Excel

 

Выгрузив данные из СУБД в ЭТ MS Excel можно проводить над ними операции, используя встроенные функции данного ПО.

В нашем случае для удобства анализа проще рассматривать  меню посредством MS Excel.

Файл Номера.xls имеет тип Microsoft Excel 97-2003 и содержит исходные данные из таблицы Номера АИС «Гостиница».

 

 

Рис. 29. Отбор по категории люкс

 

 

 

Рис. 30. Отбор по свободным номерам

 

 


 


 

Рис. 31. Сортировка данных по возрастанию, основанная на категории номеров

 

 

11. Создание и использование OLAP куба для получения сводных отчетов в среде MS Excel

 

Системы поддержки принятия решений обычно обладают средствами предоставления пользователю агрегатных данных для различных выборок  из исходного набора в удобном  для восприятия и анализа виде. Как правило, такие агрегатные функции  образуют многомерный (и, следовательно, нереляционный) набор данных (нередко называемый гиперкубом или метакубом), оси которого содержат параметры, а ячейки — зависящие от них агрегатные данные – причем храниться такие данные могут и в реляционных таблицах, но в данном случае мы говорим о логической организации данных, а не о физической реализации их хранения). Вдоль каждой оси данные могут быть организованы в виде иерархии, представляющей различные уровни их детализации. Благодаря такой модели данных пользователи могут формулировать сложные запросы, генерировать отчеты, получать подмножества данных.

Технология комплексного многомерного анализа данных получила название OLAP (On-Line Analytical Processing). OLAP — это ключевой компонент организации хранилищ данных. Концепция OLAP была описана в 1993 году Эдгаром Коддом, известным исследователем баз данных и автором реляционной модели данных. В 1995 году на основе требований, изложенных Коддом, был сформулирован так называемый тест FASMI (Fast Analysis of Shared Multidimensional Information — быстрый анализ разделяемой многомерной информации), включающий следующие требования к приложениям для многомерного анализа:

  • предоставление пользователю результатов анализа за приемлемое время (обычно не более 5 с), пусть даже ценой менее детального анализа;
  • возможность осуществления любого логического и статистического анализа, характерного для данного приложения, и его сохранения в доступном для конечного пользователя виде;
  • многопользовательский доступ к данным с поддержкой соответствующих механизмов блокировок и средств авторизованного доступа;
  • многомерное концептуальное представление данных, включая полную поддержку для иерархий и множественных иерархий (это — ключевое требование OLAP);
  • возможность обращаться к любой нужной информации независимо от ее объема и места хранения.

Следует отметить, что OLAP-функциональность может быть реализована различными способами, начиная с простейших средств анализа данных в офисных  приложениях и заканчивая распределенными  аналитическими системами, основанными на серверных продуктах. Но прежде чем говорить о различных реализациях этой функциональности, давайте рассмотрим, что же представляют собой кубы OLAP с логической точки зрения.

Файл Номера1.xls имеет тип Microsoft Excel 97-2003 и содержит исходные данные из таблицы Номера АИС «Гостиница».

Запрос «Для куба», выбирающий данные для анализа  в кубе OLAP:

SELECT Номера.Категория,  Номера.Занятость_номеров, Номера.Стоимость_руб_в_сут

FROM Номера;


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 32.  Данные, вошедшие в запрос «Для куба»

Рис. 33. Результат просмотра без расшифровок

3 различных  расшифровки сводного отчёта  с рис.2 представлены ниже

 

Рис. 34. Расшифровка по двуместному номеру


 

 

 

 

 

 

Рис. 35. Расшифровка по сумме 500р.

Информация о работе Разработка АИС «Гостиница»