Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 10:36, курсовая работа
Представлению знаний в базе знаний предшествуют процессы извлечения знаний, их структуризация и формализация.
Данная работа посвящена одному из методов извлечения знаний
Первая часть: реферат на тему «Текстологические методы извлечения знаний» 3
Введение 3
1. Классификация методов извлечения знаний 4
2. Схема извлечения знаний из специальных текстов 5
3. Алгоритм извлечения знаний из текстов 11
Заключение 13
Список литературы 14
Вторая часть: разработка экспертной системы «Выбор спортивной секции для ребенка» 15
1. Постановка задачи 15
2. Разработка дерева решений 15
3. Таблица имен переменных 17
4. База знаний 17
5. Таблицы структур данных 18
6. Блок схема алгоритма программной реализации 21
7. Программа 22
Приложение: программная реализация экспертной системы 23
1. Гаврилова Т.А., Червинская К.Р. Извлечение и структурирование знаний для экспертных систем. М.: Радио и связь,1992. – 200с.
2. Гаврилова Т. А., Хорошевский В. Ф. Базы знаний интеллектуальных систем Серия: Учебник для вузов Тема: Информационные системы Издательство ПИТЕР 1-е издание, 2001 год, 384 стр.
3.Евменов
В.П. Гипотезы об
4.Скороходько, Э.Ф. Информационная ценность термина в научном тексте //НТИ. Сер. 2. – 1998. - № 9. – С. 13 – 22.
5. Добров, Б.В. Формирование базы терминологических словосочетаний по текстам предметной области // Труды 5-й Всероссийской научной конференции «Электронные библиотеки: перспективные методы и технологии, электронные коллекции» - RCDL 2003, Санкт-Петербург, Россия, 2003.
6.
Вильгельм фон Гумбольдт.
7.Сиротко-СибирскийС.А.
Смысловое содержание текста и его отражение
в ключевых словах: Дисс. канд. филол. наук.
— л., 1968. — 242 с.
Практическая часть
К работнику который занимается распределением детей по секциям обратилась мать ребенка мужского пола с целью выбора секции для ребенка. Работник располагает сведеньями о желаемом виде секции (спортивная или не спортивная), возрасте мальчика и информацией о имеющихся секциях.
На первый взгляд задача не очень сложная, но на решение работника влияет много факторов. Допустим, мать очень маленького ребенка желает отдать его в спортивную секцию, или ребенок уже достаточно взрослый и мать хочет отдать его в какую то спортивную секцию Анализ всех факторов поможет подобрать соответствующую секцию для занятия ребенка.
Поскольку
в задаче надо выбрать один
из нескольких возможных
На рис. 2.1 показано дерево решений для поставленной задачи – выбор секции для ребенка мужского пола. Видно, что диаграмма состоит из кружков и прямоугольников, которые называются вершинами. Каждой вершине присваивается номер. На вершины можно ссылаться по этим номерам. Линии, соединяющие вершины, называются дугами или ветвями. Кружки, содержащие вопросы, называются вершинами решений. Прямоугольники содержат цели диаграммы и означают логические выводы. Линии (стрелки) показывают направление диаграммы. Многие вершины имеют сразу по нескольку ветвей, связывающих их с другими вершинами. Выбор выходящей из вершины ветви определяется проверкой условия, содержащегося в вершине.
Рис. 2.1. Дерево решений для выбора места отдыха
Список имен переменных, текст, который они заменяют, и номера вершин указаны в таблице 1.
Таблица 1.
Таблица имен переменных
Имя переменной | Условия | Вершина(ы) |
SPORT | Секция
спортивная? |
1 |
VOZRAST | Какой возраст ребенка? | 2,5,7,13,17,21,23,25,28 |
VID | Какой вид спортивной секции? | 4,10,12,16 |
MUZ | Секция музыкальная? | 24 |
SEK | Какая секция предложена матери? | 3,6,8,9,11,14,15,18,19,20,22, |
Составим структуру логически правил ЕСЛИ-ТО, т.е. базу знаний (табл.2).
Таблица 2.
Правила «ЕСЛИ-ТО»
№ | Правило | Путь |
10 | ЕСЛИ SPORT =Да и VOZRAST<3 ТО SEK= Для таких малышей рекомендовано плаванье | 1,2,3 |
20 | ЕСЛИ SPORT =Да и VID=0 и VOZRAST>=3 и VOZRAST<=6 ТО SEK= Вам подойдет секция ушу | 1,2,4,5,6 |
30 | ЕСЛИ SPORT =Да и VID=0 и VOZRAST>6 и VOZRAST<=12 ТО SEK= Вам подойдет секция карате | 1,2,4,5,7,8 |
40 | ЕСЛИ SPORT =Да и VID=0 и VOZRAST>12 ТО SEK= Вам подойдет секция самбо | 1,2,4,5,7,9 |
50 | ЕСЛИ SPORT =Да и VID=1 ТО SEK= Вам подойдет секция легкой атлетики | 1,2,4, 10,11 |
60 | ЕСЛИ SPORT =Да и VID=2 и VOZRAST>=3 и VOZRAST<=8 ТО SEK= Вам подойдет секция спортивного плаванья | 1,2,4,10,12,13,14 |
70 | ЕСЛИ SPORT =Да и VID=2 и VOZRAST>8 ТО SEK= Вам подойдет секция водного поло | 11,2,4,10,12,13,15 |
80 | ЕСЛИ SPORT =Да и VID=3 и VOZRAST>=3 и VOZRAST<=5 ТО SEK= Вам подойдет лыжная секция | 1,2,4,10,12,16,17,18 |
90 | ЕСЛИ SPORT =Да и VID=3 и VOZRAST>5 ТО SEK= Вам подойдет секция фигурного катания | 1,2,4,10,12,16,17,18 |
100 | ЕСЛИ SPORT = Нет и VOZRAST<1 ТО SEK=ОТКАЗАТЬ | 1,21,22 |
110 | ЕСЛИ SPORT = Нет и VOZRAST>1 и VOZRAST<=3 ТО SEK= Вам рекомендована школа раннего развития | 1,21,23,24 |
120 | ЕСЛИ SPORT = Нет и MUZ= Да и VOZRAST<=6 ТО SEK= Вам подходит секция танцев | 1,21,23,25,26,27 |
130 | ЕСЛИ SPORT = Нет и MUZ= Да и VOZRAST>6 ТО SEK= Вам подходит музыкальная школа | 1,21,23,25,26,28 |
140 | ЕСЛИ SPORT = Нет и MUZ= Нет и VOZRAST<=7 ТО SEK= Вам подходит секция рисования | 1,21,23,25,29,30 |
150 | ЕСЛИ SPORT = Нет и MUZ= Нет и VOZRAST>7
ТО SEK= Вам подходит секция художественного
выжигания |
1,21,23,25,29,31 |
База знаний и структуры данных показаны на рис.5.1.
Правило 10 | ЕСЛИ SPORT =Да и VOZRAST<3 ТО SEK= Для таких малышей рекомендовано плаванье |
|
1 SPORT
2 VOZRAST 3 4 5 SPORT 6 VID 7 VOZRAST 8 9 SPORT 10 VID 11 VOZRAST 12 13 SPORT 14 VID 15 VOZRAST 16 17 SPORT 18 VID 19 20 21 SPORT 22 VID 23 VOZRAST 24 25 SPORT 26 VID 27 VOZRAST 28 29 SPORT 30 VID 31 VOZRAST 32 33 SPORT 34 VID 35 VOZRAST 36 37 SPORT 38 VOZRAST 39 |
Правило 20 | ЕСЛИ SPORT =Да и VID=0 и VOZRAST>=3 и VOZRAST<=6 ТО SEK= Вам подойдет секция ушу | ||
Правило 30 | ЕСЛИ SPORT =Да и VID=0 и VOZRAST>6 и VOZRAST<=12 ТО SEK= Вам подойдет секция карате | ||
Правило 40 | ЕСЛИ SPORT =Да и VID=0 и VOZRAST>12 ТО SEK= Вам подойдет секция самбо | ||
Правило 50 | ЕСЛИ SPORT =Да и VID=1 ТО SEK= Вам подойдет секция легкой атлетики | ||
Правило 60 | ЕСЛИ SPORT =Да и VID=2 и VOZRAST>=3 и VOZRAST<=8 ТО SEK= Вам подойдет секция спортивного плаванья | ||
Правило 70 | ЕСЛИ SPORT =Да и VID=2 и VOZRAST>8 ТО SEK= Вам подойдет секция водного поло | ||
Правило 80 | ЕСЛИ SPORT =Да и VID=3 и VOZRAST>=3 и VOZRAST<=5 ТО SEK= Вам подойдет лыжная секция | ||
Правило 90 | ЕСЛИ SPORT =Да и VID=3 и VOZRAST>5 ТО SEK= Вам подойдет секция фигурного катания | ||
Правило 100 | ЕСЛИ SPORT = Нет и VOZRAST<1 ТО SEK=ОТКАЗАТЬ | ||
Правило 110 | ЕСЛИ SPORT = Нет и VOZRAST>1 и VOZRAST<=3 ТО SEK= Вам рекомендована школа раннего развития | ||
Правило 120 | ЕСЛИ SPORT = Нет и MUZ= Да и VOZRAST<=6 ТО SEK= Вам подходит секция танцев | Список логических выводов | |
Правило 130 | ЕСЛИ SPORT = Нет и MUZ= Да и VOZRAST>6 ТО SEK= Вам подходит музыкальная школа | ||
Правило 140 | ЕСЛИ SPORT = Нет и MUZ= Нет и VOZRAST<=7 ТО SEK= Вам подходит секция рисования | ||
Правило 150 | ЕСЛИ SPORT = Нет
и MUZ= Нет и VOZRAST>7 ТО SEK= Вам подходит
секция художественного
выжигания | ||
40
41 SPORT 42 VOZRAST 43 44 45 SPORT 46 MUZ 47 VOZRAST 48 49 SPORT 50 MUZ 51 VOZRAST 52 53 SPORT 54 MUZ 55 VOZRAST 56 57 SPORT 58 MUZ 59 VOZRAST 60 Список переменных условия |
Имя | Признак | Значение |
SPORT | I | ДА |
VOZRAST | I | ДА |
VID | NI | |
MUZ | NI |
Список
переменных
Рис. 5.1. База знаний и структуры данных
Схема
алгоритма работы программы показана
на рис. 6.1.
Рис.
6.1. Схема алгоритма
программы
При
запуске программы появляется главное
окно, в котором происходит выбор
секции для ребенка. Пример выбора спортивной
секции показан на рис.7.1, а а не
спортивной для детей старше трех
лет на рис. 7.2.
Информация о работе Разработка экспертной системы-Выбор спортивной секции