Разработка экспертной системы-Выбор спортивной секции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Представлению знаний в базе знаний предшествуют процессы извлечения знаний, их структуризация и формализация.
Данная работа посвящена одному из методов извлечения знаний

Содержание работы

Первая часть: реферат на тему «Текстологические методы извлечения знаний» 3
Введение 3
1. Классификация методов извлечения знаний 4
2. Схема извлечения знаний из специальных текстов 5
3. Алгоритм извлечения знаний из текстов 11
Заключение 13
Список литературы 14
Вторая часть: разработка экспертной системы «Выбор спортивной секции для ребенка» 15
1. Постановка задачи 15
2. Разработка дерева решений 15
3. Таблица имен переменных 17
4. База знаний 17
5. Таблицы структур данных 18
6. Блок схема алгоритма программной реализации 21
7. Программа 22
Приложение: программная реализация экспертной системы 23

Файлы: 1 файл

Разработка экспертной системы-Выбор спортивной секции.docx

— 655.88 Кб (Скачать файл)

 

Список  литературы

     1. Гаврилова Т.А., Червинская К.Р.  Извлечение и структурирование  знаний для экспертных систем. М.: Радио и связь,1992. – 200с.

     2. Гаврилова Т. А., Хорошевский В.  Ф. Базы знаний интеллектуальных систем Серия: Учебник для вузов Тема: Информационные системы Издательство ПИТЕР 1-е издание, 2001 год, 384 стр.

     3.Евменов  В.П. Гипотезы об интеллектуальных  системах управления // В сб.: Фундаментальные  исследования в технических университетах:  Материалы X Всероссийской конференции  по проблемам науки и высшей  школы. 18-19 мая 2006 года, Санкт-Петербург. -- СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2006

     4.Скороходько, Э.Ф. Информационная ценность термина в научном тексте //НТИ. Сер. 2. – 1998. - № 9. – С. 13 – 22.

     5.  Добров, Б.В. Формирование базы терминологических словосочетаний по текстам предметной области // Труды 5-й Всероссийской научной конференции «Электронные библиотеки: перспективные методы и технологии, электронные коллекции» - RCDL 2003, Санкт-Петербург, Россия, 2003.

     6. Вильгельм фон Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. Пер. с нем. под ред. Г.В. Рамишвили. М., 1984

     7.Сиротко-СибирскийС.А. Смысловое содержание текста и его отражение в ключевых словах: Дисс. канд. филол. наук. — л., 1968. — 242 с.  
 
 

 

     

     Практическая  часть

Вторая  часть: разработка экспертной системы «Выбор спортивной секции для ребенка»

  1. Постановка  задачи

      К работнику который занимается распределением детей по секциям обратилась мать ребенка мужского пола с целью  выбора секции для ребенка. Работник располагает  сведеньями о желаемом виде секции (спортивная или не спортивная), возрасте мальчика и информацией  о имеющихся секциях.

  На первый взгляд задача не очень сложная, но на решение работника влияет много факторов. Допустим, мать очень маленького ребенка желает отдать его в спортивную секцию, или ребенок уже достаточно взрослый и мать хочет отдать его в какую то спортивную секцию Анализ всех факторов поможет подобрать соответствующую секцию для занятия ребенка.          

 Поскольку  в задаче надо выбрать один  из нескольких возможных вариантов  (секций), для её решения можно воспользоваться обратной цепочкой рассуждений. В действительности ответ уже существует. Перед работником находиться мать мальчика и они оба заинтересованы в подборе секции для ее ребенка. Работнику необходимо задать матери такие вопросы, ответы на которые дадут возможность сделать правильный выбор.

  1. Разработка  дерева решений

      На  рис. 2.1 показано дерево решений для  поставленной задачи – выбор секции для ребенка мужского пола. Видно, что диаграмма состоит из кружков и прямоугольников, которые называются   вершинами. Каждой вершине присваивается номер. На вершины можно ссылаться по этим номерам. Линии, соединяющие вершины, называются дугами или ветвями. Кружки, содержащие вопросы, называются вершинами решений. Прямоугольники содержат цели диаграммы и означают логические выводы. Линии (стрелки) показывают направление диаграммы. Многие вершины имеют сразу по нескольку ветвей, связывающих их с другими вершинами. Выбор выходящей из вершины ветви определяется проверкой условия, содержащегося в вершине.

 

      

Рис. 2.1. Дерево решений для  выбора места отдыха

 

      

  1. Таблица имен переменных

Список  имен переменных, текст, который они  заменяют, и номера вершин указаны в таблице 1.

Таблица 1.

Таблица имен переменных

Имя переменной Условия Вершина(ы)
SPORT Секция 

спортивная?

1
VOZRAST Какой возраст  ребенка? 2,5,7,13,17,21,23,25,28
VID Какой вид спортивной секции? 4,10,12,16
MUZ Секция музыкальная? 24
SEK Какая секция предложена матери? 3,6,8,9,11,14,15,18,19,20,22,24,26,27,29,30
  1. База  знаний

    Составим  структуру логически правил ЕСЛИ-ТО, т.е. базу знаний (табл.2).

Таблица 2.

Правила «ЕСЛИ-ТО» 

Правило Путь
10 ЕСЛИ SPORT =Да и VOZRAST<3 ТО SEK= Для таких малышей рекомендовано плаванье 1,2,3
20 ЕСЛИ SPORT =Да и VID=0 и VOZRAST>=3 и VOZRAST<=6 ТО SEK= Вам подойдет секция ушу 1,2,4,5,6
30 ЕСЛИ SPORT =Да и VID=0 и VOZRAST>6 и VOZRAST<=12 ТО SEK= Вам подойдет секция карате 1,2,4,5,7,8
40 ЕСЛИ SPORT =Да и VID=0 и VOZRAST>12 ТО SEK= Вам подойдет секция самбо 1,2,4,5,7,9
50 ЕСЛИ SPORT =Да и VID=1 ТО SEK= Вам подойдет секция легкой атлетики 1,2,4, 10,11
60 ЕСЛИ SPORT =Да и VID=2 и VOZRAST>=3 и VOZRAST<=8 ТО SEK= Вам подойдет секция спортивного плаванья 1,2,4,10,12,13,14
70 ЕСЛИ SPORT =Да и VID=2 и VOZRAST>8 ТО SEK= Вам подойдет секция водного поло 11,2,4,10,12,13,15
80 ЕСЛИ SPORT =Да и VID=3 и VOZRAST>=3 и VOZRAST<=5 ТО SEK= Вам подойдет лыжная секция 1,2,4,10,12,16,17,18
90 ЕСЛИ SPORT =Да и VID=3 и VOZRAST>5 ТО SEK= Вам подойдет секция фигурного катания 1,2,4,10,12,16,17,18
100 ЕСЛИ SPORT = Нет и VOZRAST<1 ТО SEK=ОТКАЗАТЬ 1,21,22
110 ЕСЛИ SPORT = Нет и VOZRAST>1 и VOZRAST<=3 ТО SEK= Вам рекомендована школа раннего развития 1,21,23,24
120 ЕСЛИ SPORT = Нет и MUZ= Да и VOZRAST<=6 ТО SEK= Вам подходит секция танцев 1,21,23,25,26,27
130 ЕСЛИ SPORT = Нет и MUZ= Да и VOZRAST>6 ТО SEK= Вам подходит музыкальная школа 1,21,23,25,26,28
140 ЕСЛИ SPORT = Нет и MUZ= Нет и VOZRAST<=7 ТО SEK= Вам подходит секция рисования 1,21,23,25,29,30
150 ЕСЛИ SPORT = Нет и MUZ= Нет и VOZRAST>7 ТО SEK= Вам подходит секция художественного

выжигания

1,21,23,25,29,31
  1. Таблицы структур данных

База  знаний и структуры данных показаны на рис.5.1.

 

 

Правило 10 ЕСЛИ SPORT =Да и VOZRAST<3 ТО SEK= Для таких малышей рекомендовано плаванье
  1. SEK
  2. SEK
  3. SEK
  4. SEK
  5. SEK
  6. SEK
  7. SEK
  8. SEK
  9. SEK
  10. SEK
  11. SEK
  12. SEK
  13. SEK
  14. SEK
  15. SEK
  16. SEK
  17. SEK
  18. SEK
  19. SEK
1 SPORT

2 VOZRAST

3

4

5 SPORT

6 VID

7 VOZRAST

8

9 SPORT

10 VID

11 VOZRAST

12

13 SPORT

14 VID

15 VOZRAST

16

17 SPORT

18 VID

19

20

21 SPORT

22 VID

23 VOZRAST

24

25 SPORT

26 VID

27 VOZRAST

28

29 SPORT

30 VID

31 VOZRAST

32

33 SPORT

34 VID

35 VOZRAST

36

37 SPORT

38 VOZRAST

39

Правило 20 ЕСЛИ SPORT =Да и VID=0 и VOZRAST>=3 и VOZRAST<=6 ТО SEK= Вам подойдет секция ушу
Правило 30 ЕСЛИ SPORT =Да и VID=0 и VOZRAST>6 и VOZRAST<=12 ТО SEK= Вам подойдет секция карате
Правило 40 ЕСЛИ SPORT =Да и VID=0 и VOZRAST>12 ТО SEK= Вам подойдет секция самбо
Правило 50 ЕСЛИ SPORT =Да и VID=1 ТО SEK= Вам подойдет секция легкой атлетики
Правило 60 ЕСЛИ SPORT =Да и VID=2 и VOZRAST>=3 и VOZRAST<=8 ТО SEK= Вам подойдет секция спортивного плаванья
Правило 70 ЕСЛИ SPORT =Да и VID=2 и VOZRAST>8 ТО SEK= Вам подойдет секция водного поло
Правило 80 ЕСЛИ SPORT =Да и VID=3 и VOZRAST>=3 и VOZRAST<=5 ТО SEK= Вам подойдет лыжная секция
Правило 90 ЕСЛИ SPORT =Да и VID=3 и VOZRAST>5 ТО SEK= Вам подойдет секция фигурного катания
Правило 100 ЕСЛИ SPORT = Нет и VOZRAST<1 ТО SEK=ОТКАЗАТЬ
Правило 110 ЕСЛИ SPORT = Нет и VOZRAST>1 и VOZRAST<=3 ТО SEK= Вам рекомендована школа раннего развития
Правило 120 ЕСЛИ SPORT = Нет и MUZ= Да и VOZRAST<=6 ТО SEK= Вам подходит секция танцев Список логических выводов
Правило 130 ЕСЛИ SPORT = Нет и MUZ= Да и VOZRAST>6 ТО SEK= Вам подходит музыкальная школа
Правило 140 ЕСЛИ SPORT = Нет и MUZ= Нет и VOZRAST<=7 ТО SEK= Вам подходит секция рисования
Правило 150 ЕСЛИ SPORT = Нет и MUZ= Нет и VOZRAST>7 ТО SEK= Вам подходит секция художественного

выжигания

 
 
40

41 SPORT

42 VOZRAST

43

44

45 SPORT

46 MUZ

47 VOZRAST

48

49 SPORT

50 MUZ

51 VOZRAST

52

53 SPORT

54 MUZ

55 VOZRAST

56

57 SPORT

58 MUZ

59 VOZRAST

60

Список  переменных условия

 
 
 
Имя Признак  Значение
SPORT I ДА 
VOZRAST I ДА 
VID NI  
MUZ NI  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список переменных 
 
 
 
 
 
 
 

      Рис. 5.1. База знаний и структуры данных

 

      

  1. Блок  схема алгоритма  программной реализации

    Схема алгоритма работы программы показана на рис. 6.1. 

     Рис. 6.1. Схема алгоритма  программы 

  1. Программа

     При запуске программы появляется главное  окно, в котором происходит выбор  секции для ребенка. Пример выбора спортивной секции показан на рис.7.1, а а не спортивной для детей старше трех лет на рис. 7.2. 

     

Информация о работе Разработка экспертной системы-Выбор спортивной секции