Разработка кружковой работы по информатике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение роли и методики организации кружковой деятельности учащихся по информатике в общеобразовательной школе.
В соответствии с поставленной целью обозначены ряд задач:
- путем изучения психолого-педагогической и научно-методической литературы выявить базовые научные основы развития познавательного интереса школьников;
- проанализировать опыт работы кружкой работы;

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Основные понятия кружковой работы в общеобразовательной школе 5
1.1. Основные формы организации кружковой работы 5
1.2. Кружковая работа в школе 9
1.3. Организационно-педагогические условия успешного функционирования кружков по информатике 11
Глава II. Методические основы организации кружковой работы по информатике 18
2.1. Сущность и формы организации кружковой работы по информатике 18
2.2. Развитие творческих способностей у учащихся через кружковую деятельность по информатике 19
2.3. Примеры программ кружковых занятий 22
Заключение 25
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Курсовая (Кружок по информатике).doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Знание основ информатики  и вычислительной техники, владение информационными технологиями становятся необходимыми каждому человеку, перемещаясь, таким образом, в разряд общеобразовательных.

 Появление новых  информационных технологий вносит  новый элемент в содержание общего образования.

Основой всех современных  подходов к построению учебно-воспитательного  процесса является то, что развитие учащихся  происходит в результате их активной личной деятельности.

Проблема воспитания интереса к знаниям и потребности  самообразования у учащихся приобретает первейшее значение.

Рассматривая интерес  как педагогическую проблему через  призму ценностей, можно утверждать, что всякий интерес, если он социально  полезен по своему предметному содержанию и направленности, представляет большую ценность для личности подрастающего человека. Благодаря интересу объективный мир какой-то стороной приближается к человеку, становится ему не безразличным, а необходимым, ценным для его существования.

Познавательный интерес, имеет особое значение в школьном возрасте, так как в школе основной деятельностью становится познавательная, направленная на изучение системы знаний в различных научных областях, раскрывающих общую картину мира.

Вот почему познавательные интересы школьников необходимо рассматривать в процессе обучения и учебной деятельности, на основе которой происходит развитие и формирование важнейших личностных образований учащихся современной школы.

Все сказанное говорит  об актуальности проблемы формирования познавательного интереса школьников для современного построения учебного процесса. Одним из эффективных способов, как было отмечено, развития познавательного интереса является кружковая работа.

Школы зачастую не могут  выбрать необходимую направленность внеклассной и общешкольной работы. Это приводит к потере времени, интереса учеников и ухудшению отношений учеников и учителей.

Внеклассная кружковая  работа формирует и развивает  личность ребёнка. Управлять воспитательным процессом - значит не только, развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но формировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя, прежде всего сам, так добытое лично - добыто на всю жизнь.

Целью данной курсовой работы является определение роли и методики организации кружковой деятельности учащихся по информатике в общеобразовательной школе.

В соответствии с поставленной целью обозначены ряд задач:

- путем изучения психолого-педагогической  и научно-методической литературы  выявить базовые научные основы  развития познавательного интереса школьников;

- проанализировать опыт работы кружкой работы;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Основные понятия кружковой работы в общеобразовательной школе

1.1. Основные формы организации кружковой работы

 

В школах широко распространена кружковая работа, организуемая учителем по своему предмету. В предметные кружки вовлекают учащихся нескольких параллельных (или смежных) классов.

Кружки иногда называют секциями, студиями, обществами.

Очень важно, чтобы занятия кружков проводились по твердому расписанию, без переносов и пропусков, без траты времени на поиск свободного помещения. В ряде школ введен сейчас единый клубный день, в который кружковцы собираются к определенному часу, расходятся по заранее намеченным местам.

Эта организационная четкость и планомерность, сложившиеся традиции создают благоприятные условия и психологическую установку на творческую работу в области добровольно избранного и интересующего школьника занятия.

Кружковая работа обеспечивает возможности и для осуществления более тесной связи и общения между школьниками разных классов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей.

В школах часто проводятся лекции (лектории) как по общеполитическим вопросам и международному положению, так и по отдельным вопросам науки, техники, литературы и искусства. Лекции и лектории распространены довольно широко. В ряде школ им придают определенную направленность.

Например, лекторий, включающий лекции по естественнонаучной тематике, получает название «Воскресные научные чтения», где с лекциями по определенным темам в особо интересующих их областях выступают сами учащиеся.

Тематические вечера и утренники имеют, прежде всего, познавательную направленность и посвящаются какой-либо одной специальной теме.

Чаще всего их проводят для нескольких параллельных классов. 
Распространены диспуты, вечера вопросов и ответов на определенные темы, чаще всего на темы морали, которые привлекают к себе большое внимание, а также праздничные вечера и вечера отдыха.

Во многих школах двери школы во время вечеров или других массовых праздников открыты и для молодежи района.

Очень распространены в школах встречи с приглашенными в школу гостями. Такие встречи могут органически сочетаться с торжественными или тематическими вечерами и утренниками.

Однако могут быть и встречи, имеющие специальную воспитательную цель, например встреча старшеклассников с представителями разных профессий в целях подготовки учащихся к выбору жизненного пути.

Дух соревнования в жизнь школы вносят различного вида конкурсы, смотры, олимпиады, турниры, фестивали и другие формы состязаний.

Предметные олимпиады — очень важное средство развития интереса к знаниям. Особое значение в воспитательном отношении имеет сама разработка вопросов и заданий к олимпиадам, что является часто результатом творческой деятельности членов соответствующих кружков. В ряде школ есть специальные «Кружки интересной встречи» (по информатике, математике, физике, химии и т п.), которые в течение года работают над заданиями к олимпиаде.

Состязания, смотры и олимпиады часто проводят для всех школ района. Заканчиваются они городскими и республиканскими состязаниями и смотрами.

Часто в связи с этими конкурсами или независимо от них в школах устраиваются выставки.

Школы проводят много экскурсий: в музей, в природу, на производство, в колхоз, совхоз и т. д. Экскурсии имеют большое воспитательное и образовательное значение. Многие из них проводятся учителями-предметниками и связываются с изучением очередных тем и разделов курса.

Все большее развитие получает в школах туристическая и краеведческая работа: туристические походы различного целевого назначения и длительности, экспедиции по плану работы кружков. Обычно они завершаются выпуском специальных стенгазет, бюллетеней, альбомов, организацией выставок собранного материала и т. д.

Большую помощь учителям и учащимся во всех видах кружковой и внеклассной работы оказывает школьная библиотека, которая устраивает тематические выставки книг, помогает в подборе необходимой литературы. С помощью своего актива библиотеки выпускают общие обзорные или тематические бюллетени, информируют о новых поступлениях, учат ребят пользоваться различными каталогами и справочной литературой, устраивают обсуждение книг, диспуты. Нередко при библиотеке организуется клуб любителей книги, члены которого оказывают помощь библиотеке во всех ее делах и пропагандируют книги среди учащихся.

Одной из новых форм работы, направленной на повышение ответственного отношения к учебе, являются так называемые общественные смотры знаний, проводимые по отдельным предметам один раз в четверть.

В подготовке к этим смотрам большую роль играют консультанты, назначаемые из числа сильных учеников, которые помогают другим учащимся, отвечают за подготовку к смотру кабинетов, наглядных пособий, участвуют совместно с учителями в подготовке вопросников по изученной теме или разделу, по которой назначен общественный смотр.

В некоторых школах для пропаганды определенных областей знания и привлечения к ним внимания учащихся проводятся предметные недели. В ходе недели учащиеся выпускают бюллетени, устраивают выставки книг, читают лекции, организуют встречи с учеными, работающими в данной области.

Специальными формами общественно полезного труда, организуемого во внеурочное время, являются: ремонт школьного учебного оборудования, оформление кабинетов, школьной библиотеки; сбор металлолома, макулатуры; работа на пришкольном участке, озеленение школы, двора, территории микрорайона в зоне комсомольского действия и др.

Относительно новой формой организации внеклассной работы стали во многих школах клубы субботнего или выходного дня. В эти дни в школах работают кружки, проводятся конкурсы, спортивные соревнования, демонстрируются кинофильмы, организуются на спортплощадках или в физкультурном зале игры и соревнования, проводятся экскурсии, посещения кино, театров, музеев. Естественно, проведение внеклассной воспитательной работы в школах полного или продленного дня имеет свою специфику.

Несмотря на наличие нескольких вариантов режима учения, труда и отдыха в школах этого типа, общим для всех этих школ является создание лучших условий для организации разнообразной и интересной работы со школьниками в те часы, которые отведены на клубную или кружковую работу, занятия по интересам. У этих школ более тесные и прочные связи и с внешкольными учреждениями.

В заключение следует отметить, что, хотя здесь были названы и кратко охарактеризованы различные организационные формы внеклассной работы, на практике чаще всего они применяются в сочетании: экскурсия завершается выставкой; на тематических вечерах выступают кружки художественной самодеятельности, проводятся игры; во время коллективного похода на лыжах проводятся соревнования; туристический поход сочетается с выполнением специальных заданий комитета комсомола и превращается в экспедицию; большинство кружков, клубов и обществ выпускает свои стенгазеты, бюллетени, альбомы, устраивает выставки.

Кроме рассмотренных выше общих форм, используемых для решения широкого круга воспитательных задач, есть и формы, более тесно связанные с отдельными направлениями обучения и воспитания. Каждая из рассмотренных выше организационных форм имеет, естественно, свою специфику и требует знания методики ее проведения.

1.2. Кружковая работа в школе

 

Отношение учащихся к  тому или иному предмету определяется различными факторами: индивидуальными особенностями самого предмета, методикой его преподавания.

По отношению к информатике  всегда имеются различные категории  учащихся: проявляющие повышенный интерес  к ней; занимающиеся ею по мере необходимости  и особого интереса к предмету не проявляющие; ученики, считающие информатику, трудным, скучным, сухим и вообще не любимым предметом, особенно разделы, связанные с алгоритмизацией и программированием.

С целью приближения  всех учащихся к первой категории учителям необходимо организовать интересную и внеклассную работу по предмету.

Наиболее доступной  и популярной формой работы вне урока  является организация деятельности кружка. А для того, чтобы работа кружка по информатике для учащихся проходила интересно необходимо выполнять следующие требования:

  1. Систематичность в работе;
  2. Приобщение учащихся к чтению дополнительной литературы по предмету;
  3. Организация соревнования в процессе кружковых занятий;
  4. Изготовление учащимися различных форм пособий;
  5. Применение разнообразных игровых форм работы, пробуждающих интерес ребят.

Проводимая кружковая работа должна преследовать следующие цели:

  1. Повышение уровня мышления;
  2. Углубление теоретических знаний, закрепление практических умений и навыков по предмету;
  3. Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся
  4. Формирование познавательного интереса
  5. Организация досуга учащихся

 

Кружковая работа по предмету должна быть познавательной, активной и творческой.

А.С. Макаренко писал: “Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Детский  коллектив, не играющий, не будет настоящим детским коллективом. В детском возрасте игра это норма и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело”.

Многие занятия кружка информатики необходимо проводить с использованием элементов игры или вообще все занятия в игровой форме.

Очень любят ребята интеллектуальные игры в виде командных состязаний, которые включают в себя самые разнообразные конкурсы.

Информация о работе Разработка кружковой работы по информатике