Разработка кружковой работы по информатике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение роли и методики организации кружковой деятельности учащихся по информатике в общеобразовательной школе.
В соответствии с поставленной целью обозначены ряд задач:
- путем изучения психолого-педагогической и научно-методической литературы выявить базовые научные основы развития познавательного интереса школьников;
- проанализировать опыт работы кружкой работы;

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Основные понятия кружковой работы в общеобразовательной школе 5
1.1. Основные формы организации кружковой работы 5
1.2. Кружковая работа в школе 9
1.3. Организационно-педагогические условия успешного функционирования кружков по информатике 11
Глава II. Методические основы организации кружковой работы по информатике 18
2.1. Сущность и формы организации кружковой работы по информатике 18
2.2. Развитие творческих способностей у учащихся через кружковую деятельность по информатике 19
2.3. Примеры программ кружковых занятий 22
Заключение 25
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Курсовая (Кружок по информатике).doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Если их проводить без специальной подготовки и тем интереснее и “острее” они проходят. А чтобы игра прошла успешнее, четко заранее надо продумывать все этапы организации.

Виды деятельности на занятиях кружка:

- Дети выполняют много работ повышенной сложности, олимпиадные задачи. Эти задачи развивают логическое мышление “тренируют ум”.

– Средний школьный возраст – самый творческий. Ребята любят резать, рисовать клеить.

- Каждое занятие кружка  начинается с повторения пройденного материала с дополнением новых элементов, тем самым, усложняя задания и практическую деятельность. Практика показывает, что велика эффективность использования исторических сведений. Это вызывает у учащихся большой интерес.

 

 

1.3. Организационно-педагогические  условия успешного функционирования кружков по информатике

 

Еще на рубеже XIX и XX вв. некоторые педагоги поняли, что преподавание в общеобразовательной школе какого-либо предмета по обязательной единой общегосударственной программе становится более успешным, если его дополнить циклом необязательных для учащихся, предназначенных только для желающих, внепрограммных групповых занятий. Такие занятия должны были, прежде всего, учитывать “местные условия”, а именно: реальные и потенциальные запросы  и интересы конкретного коллектива учащихся данного класса, реальные возможности учителя вызвать и развить интерес учащихся к важным аспектам данного предмета, не охваченного обязательной программой. Так возникла идея факультативных занятий в школе.

Кружковые занятия - форма учебной работы. В постановлении Правительства были определены цели и задачи факультативных занятий, общий порядок их организации.

Назначение кружковых занятий состоит в развитии способностей и интересов учащихся  в сочетании с общеобразовательной подготовкой; зарождение интереса к информатике на первичном уровне, поддерживать его до познавательного уровня и тем самым создавать основы для выбора профиля.

Целью организации кружковых занятий является расширением кругозором учащихся, развитие информационного мышления, формирование активного познавательного интереса к предмету, воспитание мировоззрения и ряда личностных качеств средствами углубленного изучения информатики.

Значительный вклад  в развитие этого вопроса внесли педагоги, методисты. Большие заслуги в деле совершенствования процесса обучения и воспитания в школе принадлежат К.Д. Ушинскому - основоположнику научной педагогики и народной школы в России.

Ушинский выдвигает  центральное положение о стремлении к деятельности как коренном законе человеческой психики, как фундаменте всех других явлений - познавательных, эмоциональных, волевых.

Большой вклад в определение  сущности единства и взаимнообусловности процессов обучения в развитии и воспитании школьников, на разработку путей и средств взаимосвязанного построения этих процессов занесли советские педагоги: Ю.К. Бабанский, И.Я.Лернер, М.Н. Скаткин, Н.И. Болдырев, Б.Б. Есипов и др.

Огромный вклад в  развитие кружковых занятий внес П.Ф. Каптерев. Способствовал также развитию общественной педагогической мысли и распространению прогрессивных форм и методов воспитания. Мельников М.А. исследовал проблемы теории и практики начального обучения, вопросы содержания методов и организационных форм обучения в школе. Разработал систему дифференцированного обучения (кружкового занятия) классы и школы с программой занятий по избранным предметам.

Перестройка школьного курса информатики не могла не отразиться  на содержании и методике  внеклассных и кружковых  занятий. Возникла необходимость вооружить учителя обоснованными критериями отбора содержания таких занятий, критериями организации активной познавательной деятельности учащихся. Эти критерии нельзя устанавливать, учитывая только одну цель кружковых занятий.

Здесь мы считаем важным отдельно указать какие цели преследует внеклассная работа. С целью разграничения понятий внеклассной и кружковой работы. Внеклассная работа направлена в основном на предоставление дополнительных возможностей для развития способностей учащихся и привития им интереса к информатике и её приложениям.

Целью внеклассных форм занятий является развитие определенных сторон мышления и черт характера учащихся. Не преследуя в качестве основной цели расширение или углубления фактических занятий по информатике.

Нередко участие во внеклассной  работе по информатике может явиться первым этапом углубленного изучения информатики и привести к выбору  факультатива, к поступлению в соответствующий класс и т.д.

Улучшать подготовку учащихся к  приемным экзаменам  в высшие и  средние учебные заведения, по мнению И. Кадырова, это только одна из задач которые возложены на факультативные курсы. По нашему мнению, эта задача не должна быть главной, потому что, иначе, занятия сводятся к прямому натаскиванию (в форме решения многочисленных задач, предлагавшихся на приемных экзаменах в различных ВУЗах).

Это не оправдывает саму идею кружковых курсов, занятия к тому же мало эффективны. Иное дело, если учитель организует предварительную самостоятельную работу учащихся (вне занятий) по решению задач, а на кружковых занятиях вместе со школьниками  определяет наиболее рациональную методику поиска решения.

Основная задача кружковых занятий: учитывая интересы и склонности  учащихся, расширить и углубить знания по предмету, обеспечить усвоение ими программного материала, ознакомить школьников с некоторыми общими идеями современной информатики, раскрыть приложения информатики на практике.

Кружковые занятия играют большую роль  в совершенствовании школьного, в том числе информационного образования. Они позволяют производить поиск и экспериментальную проверку нового содержания, новых методов обучения, в широких пределах варьировать объем сложности изучаемого материала. Эту черту кружков, позволяющую учителю проявить творческий подход к "обкатке" большого знания. Затем, содержание факультатива, выверенное и ясное, должно будет войти в общеобразовательные программы. В настоящее время предусмотрены кружковые занятия начиная с V класса. Кружковые группы по 15-20 (и более) человек создаются из учащихся параллельных классов. Выбор кружка производится школьниками свободно, в соответствии со своими интересами.

Требования к ученику, участвующему в работе кружка, такие же, как и в отношении любого учебного предмета: обязательное посещение занятий, выполнение домашних заданий и других поручений, собранность, дисциплинированность в учебе и так далее.

Организационно-педагогические условия  функционирования кружков в некоторой степени зависят от установки программы. Практика показала, что установка на повсеместное ведение кружков по единой программе является несостоятельной, нежизненной. Учителя, как правило, ведут кружковые занятия по собственной программе.

Эти программы являются ориентировочными, учитель может  по своему усмотрению менять содержание кружковых занятий, порядок изучения тем, перераспределять учебное время, придерживаясь при этом основного принципа: содержание кружка в первую очередь должно углублять и дополнять основной курс.

Программы кружковых занятий должны существенно связывать теоретический материал общего характера с приложениями информатики, вовлекая в процесс обучения знания, умения, навыки, характерные для этапов формирования и интерпретации.

2. Работа на кружковых занятиях по информатике должна быть обеспечена не одной, а несколькими программами.

3. Система общего математического  образования должна строится  на базе обучения учащихся  элементам информационной культуры, относящимся ко всем трем этапам процесса применения информатики.

Примечательной особенностью кружкового курса является то, что программа курса для каждого класса составлена из ряда основных тем (независимых друг от друга), содержание которых непосредственно примыкает к общему курсу информатики. Однако содержание учебной работы учащихся на кружковых занятиях определяется не только содержанием изучаемых тем и разделов, но и различными методическими факторами:

1. Характером объяснения учителя;

2. Соотношением теории  и учебных упражнений;

3. Содержанием познавательных вопросов и задач;

4. Сочетанием самостоятельной работы и коллективного обсуждения полученных каждым учащимся результатов. Как показывает анализ педагогической и методико-математической литературы и педагогический опыт особое значение учителя и методисты придают вопросам организации самостоятельной работы учащихся на кружковых занятиях.

Для современной школы  характерно включение самостоятельной  работы во все другие виды деятельности, стремление учителя сделать ее обязательной частью любого этапа обучения информатике, будь то обучение нового материала или его применение на практике. Коснемся вопроса методики преподавания информатики на кружковых занятиях. При выборе методов и приемов обучения на кружковых занятиях необходимо учитывать содержание курса, уровень развития и подготовленности учащихся, их интерес к тем или иным разделом программы. Одно из важнейших требований к методам состоит в активизации мышления учащихся, развитии самостоятельности в различных формах ее проявлении.

На кружковых занятиях могут использоваться разнообразные формы проведения занятий, лекций практические работы, обсуждение заданий по дополнительной литературе, доклады учеников, составление рефератов, экскурсий.

Как показывает опыт преподавания, применение лекционно-семинарской системы при изучении ряда тем курса позволяет учителю излагать учебный материал крупными порциями и на этой основе высвободить время для повторения вопросов теории и решении задач. Кроме того, такая организация занятий обеспечивает усиление практической и прикладной направленности преподавании, приобщение учащихся к активной работе с учебной литературой, повышения уровня их подготовки. Как правило одна две лекции на которых излагается весь теоретический материал изучаемого раздела. Одна из существенных особенностей школьной лекции заключается в том, что учитель непрерывно следит за процессом усвоения материала непосредственно на уроке.

Основным видом занятий  является самостоятельная работа учащихся по закреплению и углублению теоретического материала, изложенного на лекции. На уроках практических занятий проводится целенаправленная работа по выработке у учащихся  умений и навыков решения основных типов задач.

Возможно проведение семинаров различных типов. Наибольшее распространение у учителей информатики получили семинары, посвященные повторению, углублению и обобщению пройденного материала.

По своим дидактическим  целям они служить также приобретению новых знаний, обучению самостоятельному применению знаний в нестандартных ситуациях и др. Полезная форма работы подготовка учениками рефератов. Выполнение таких заданий важно прежде всего в отношении развития навыков самообразования, удовлетворение индивидуальных интересов учеников. Одновременно индивидуальное задание должно иметь ценность для всех участников факультативной группы.  Очень большое значение для успешности усвоения материала имеет подбор задач.

Вводные задачи на кружковых занятиях преследует цель включения учащихся в самостоятельную творческую работу, подчас учитель может намеренно привести задачу, способную поставить учеников в тупик. Остановимся вкратце на использовании наглядных и технических средств обучения на кружковых занятиях. Оно во многих случаях позволяет активизировать познавательную деятельность, не говоря о том, что некоторые виды технических средств (например, применение кинофрагментов) обладают исключительно большими возможностями наглядного показа материала обучения.

И в заключение хочется сказать, что, прежде всего кружковые занятия должны быть интересными, увлекательными для школьников. Хорошо известно, что занимательность изложений помогает раскрытию содержания сложных научных понятий и проблем. Занимательность поможет школьникам освоить весь курс, содержащиеся в нем идеи и методы науки информатики, логику, и приемы творческой деятельности. В этом отношении цель учителя - добиться понимания учениками того, что они подготовлены к работе над сложными проблемами, однако для этого необходима заинтересованность предметом, трудолюбие, владение навыками, организации своей работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Методические основы организации кружковой работы по информатике

2.1. Сущность и формы организации кружковой работы по информатике

 

Главное во внеклассной и кружковой работе не сама информатика, а информация, которую мы преподносим детям, так как школа воспитывает не только общую культуру мышления, но и закладывает теперь основы информационной культуры школьника.

В жизни человека с  каждым годом все большее место  занимает «информационная» деятельность: получение, хранение, преобразование, передача и управление информацией. Именно поэтому современное общество все чаще называют информационным.

Появилось новое понятие  - информационная культура. Значит,  школьник должен иметь определенный уровень культуры для работы с информацией. Будучи важнейшей составляющей культуры в целом, информационная культура является продуктом разнообразных творческих способностей человека. В информационном обществе необходимо овладевать информационной культурой с раннего детства. Обеспечить должный уровень информационной культуры призвана, в первую очередь такая дисциплина, как информатика.

Информация о работе Разработка кружковой работы по информатике