Разработка кружковой работы по информатике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение роли и методики организации кружковой деятельности учащихся по информатике в общеобразовательной школе.
В соответствии с поставленной целью обозначены ряд задач:
- путем изучения психолого-педагогической и научно-методической литературы выявить базовые научные основы развития познавательного интереса школьников;
- проанализировать опыт работы кружкой работы;

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Основные понятия кружковой работы в общеобразовательной школе 5
1.1. Основные формы организации кружковой работы 5
1.2. Кружковая работа в школе 9
1.3. Организационно-педагогические условия успешного функционирования кружков по информатике 11
Глава II. Методические основы организации кружковой работы по информатике 18
2.1. Сущность и формы организации кружковой работы по информатике 18
2.2. Развитие творческих способностей у учащихся через кружковую деятельность по информатике 19
2.3. Примеры программ кружковых занятий 22
Заключение 25
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Курсовая (Кружок по информатике).doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Хочу отметить, что  именно кружковая работа развивает алгоритмический стиль мышления, дает широкие возможности для реализации личностно-ориентированного обучения через проектную деятельность. Существенный плюс в том, что занятия проходят в свободной форме, а это позволяет учащимся чувствовать себя комфортно, смелее заявлять о себе, своих способностях. Вне рамок  урока создается особый психологический настрой.

Чтобы ребенок имел положительный  результат, занятия должны быть не стихийными, а иметь определенную систему. Учитель  должен четко видеть конечный результат и вести к нему школьника.

Нет необходимости доказывать, что кружковые занятия повышают интерес к предмету, побуждают ребят к самостоятельной работе и на уроках, к постоянному поиску чего-то нового. Главное – появляется возможность раскрыться и выразить свое творчество.

Кружковая работа решает следующие задачи:

1.      Выявляет творческий потенциал, способности каждого в отдельности, независимо от знаний по другим предметам.

2.      Стимулирует познавательную деятельность школьников.

3.      Позволяет поддерживать постоянный интерес к предмету.

4.      Учит быть толерантным, работать в коллективе.

5.      Помогает выстраивать индивидуальный образовательный маршрут.

Кружковую работу по информатике необходимо проводить по следующим направления:

1.      Индивидуальные занятия.

2.      Участие в конкурсах, олимпиадах.

3.      Декада информатики.

2.2. Развитие творческих способностей у учащихся через кружковую деятельность по информатике

 

Все мы хотим, чтобы из наших детей получались натуры творческие и одаренные. За бесконечной чередой дел мы постоянно не успеваем уделять время своим детям.

И, приходя в школу, убеждаемся, что, к сожалению, современное  обучение развивает в детях только одну сторону - исполнительские способности, а более сложная и важная сторона - творческие способности человека отдаются воле случая и у большинства остаются на плачевном уровне. Это наша слабость и наша беда.

Компьютерные технологии имеют необъятные возможности в  плане рационализации образовательной  деятельности  и стимулирования познавательных интересов детей, а также развития творческих способностей.

Общаясь с компьютером, детям хочется научиться рисовать, писать, искать интересующую их информацию, пользоваться компакт-дисками и Интернетом. Для того чтобы любой ученик школы мог в соответствии со своими желаниями использовать компьютер как помощник в учебе, мы должны позаботиться об универсальности его пользовательских навыков. Дети имеют право пользоваться современными средствами труда уже сегодня.

Уровень знаний информационных технологий современного человека определяется многими критериями: его умением  формулировать свою потребность в информации, знанием общедоступных источников информации и умением пользоваться ими, умением эффективно искать, оценивать, использовать полученную информацию и создавать качественно новую. Безусловно, каждому человеку сегодня необходимы компьютерная грамотность и опыт практического использования компьютеров.

К тому же, задача любой  воспитательной работы – забота о  нравственном воспитании наших детей, об их физическом и умственном развитии, о воспитании трудолюбия, о развитии способностей, эстетических дарований. Вопрос в том, как пробудить способности к жизни и как помочь им развиться. Одним из путей оптимизации воспитательного процесса и полноценного развития личности ребенка является организация кружков и клубов по интересам детей. Кружковая деятельность помогает ребенку реализовать себя, использовать свои задатки и способности. Результативность кружковой работы заключается в умении руководителей кружков, классного воспитателя поддерживать интерес ученика и его товарищей к собственным достижениям и успехам.

Я все чаще убеждаюсь в огромной значимости использования информационных технологий, компьютерной техники во время занятий кружков. Это привлекает учащихся, заинтересовывает их и, главное, по моему мнению, помогает в дальнейшей жизни.

В течение работы кружка надо пытаться  развивать у детей творческие способности средствами изобразительного искусства (традиционными способами, а также с использованием новых технологий, а именно графического редактора PAINT). Это процесс, объединяющий различные сферы деятельности и проявляющийся во взаимосвязанных элементах, таких как:

·   творческое восприятие мира;

·   выражение индивидуального восприятия мира через средства искусства;

·   навыки работы в различных изобразительных техниках и технологиях;

·   воображение, творческое мышление и т.д.

Каждый из этих элементов  выходит на различные виды деятельности в области изобразительного искусства, предполагая как теоретические  знания, так и практическую работу.

Использование графического конструктора упрощает рисование и дает возможность накоплению опыта и уверенность в развитии творческого воображения.

Обучение графическому конструированию, выделение различными способами основных элементов изображаемого  объекта не только обогащает опыт ребенка, но и развивает внимание к окружающему. Что в итоге ведет к развитию творчества и фантазии.

Работая на компьютере над  творческим заданием в графическом  редакторе, ученики овладевают и техническими умениями: создают свой файл, сохраняют рисунок, копируют его на дискету, передают по сети, распечатывают на принтере.

Компьютер помогает также  рассмотреть новые подходы к  изобразительному искусству, сформировать познавательный интерес, реализовать потенциальные возможности учащихся, использовать новые формы в воспитательной работе для формирования патриотических чувств у школьников.

2.3. Примеры программ кружковых занятий

 

Наиболее эффективным  стало проведение кружковых занятий в форме курсов.

Занятия кружка «Компьютерный  мир» по программе «Web-дизайн». Данная программа предполагает 2 года обучение. Занимаются ребята разного возраста.

Программа состоит из нескольких курсов, так как посещения  свободные,  и кто-то из ребят может не ходить все два года, а только выбирать те курсы, которые его интересуют. Хотя я рекомендую не пропускать курс, т. к. все они между собой имеют связь.

Курс «Компьютерная  грамотность» рассчитан на 32 часа и  включает:

  • - Понятие информации. Измерение информации. (4 часа)
  • - Устройства компьютера. (4 часа)
  • - Программное обеспечение. (4 часа)
  • - Обработка текстовой информации. (6 часов)
  • - Обработка числовой информации. (6 часов)
  • - Компьютерные презентации. (6 часов)

Курс «Компьютерная  графика» - 32 часа

  • - Растровая графика (16 часов)
  • - Векторная графика (16 часов)

Курс «Компьютерные  сети» - 8 часов

  • - Глобальная компьютерная сеть Интернет. (2 часа)
  • - Адресация в Интернете. (2 часа)
  • - Электронная почта. (2 часа)
  • - Поисковые системы. (2 часа)

Курс «Занимательная анимация» - 28 часа

  • - Двумерная графика. Введение в Macromedia Flash. (8 часов)
  • - Анимация объектов. (10 часов)
  • -Action Script. (10 часов)

Курс «Основы Web мастерства» - 32 часа

  • - Знакомство с языком HTML. (4 часа)
  • - Создание Web-сайта в программе Dream Weaver. (4 часа)
  • - Разработка баннеров с использованием Flash-анимации. (4 часа)
  • - Создаем панель навигации. (4 часа)
  • - Скрипты. (4 часа)
  • - Публикация Web-сайта. (2 часа)
  • - Работа над проектом. (8 часов)

Название курса уже  говорит за себя, мы учимся создавать Web-сайты. На первый взгляд, совсем несложно - один документ, связанный с помощью гиперссылок с другими документами. Казалось бы,  зачем учится это делать два года. А теперь посмотрим глубже и разберем структуру документа:

1. Ученик должен уметь  разработать дизайн страницы, подобрать  цветовую гамму. Ведь мы смотрим не только на содержимое документа, но и на то, как он оформлен. Поэтому важный шаг – овладение компьютерной графикой, умение строить коллажи, размещать их на страницах, оформлять баннеры.

2. Заглянем внутрь  страницы – это ведь сложный HTML-код, не зная которого мы не сможем разместить свою информацию на Web-странице. А если мы хотим добавить интерактивности на страницу, то надо знакомить с основами Web-программирования, т.е. разработка java-скрипт.

3.Web-сайты предназначены для публикации информации в Интернете. Поэтому ученик должен иметь представление о компьютерной сети, для того, что бы смог опубликовать, а для этого «слить» файлы по FTP-соединению.

4. Согласитесь, что  анимация на сайте (умеренная,  конечно) делает его более привлекательным.  Мне кажется, что Flash технология не сложна в освоении и может дать неплохой эффект при использовании всех ее возможностей, к тому же включает так же в себя элементы программирования анимации. Flash технология дает возможность разрабатывать интерактивные учебные пособия, незамысловатые игры. Некоторые ребята увлекаются и самостоятельно работают в этих направлениях.

Таким образом, можно  сказать, что ребята овладевают не только навыками Web-дизайна, но получают знания и в области компьютерной графики, учатся программировать, что в свою очередь развивает как творческое мышление, так и логическое. В результате практически каждый ребенок принимает участие в районных, областных конкурсах, что очень сильно повышает самооценку ученика, уверенность в себе, помогает определиться с выбором профессии.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На основе изучения педагогической, методической, психолого-педагогической литературы, а также опыта работы учителей по вопросу организации кружковых занятий и непосредственной работы с учителями общеобразовательных школ мною рассмотрены рекомендации для успешного функционирования кружков по информатике в средней школе.

Наиболее важные задачи, которые стояли при определении  основных идей и положений рекомендаций кружков по информатике заключается в следующем:

1. Важной задачей является раскрытие психолого-педагогических основ организации кружковых занятий как осуществление профильной дифференциации.

2. Основным направлением  предложенных рекомендаций, является  максимальное повышение эффективности  работы кружков по предмету.

3. Исходя из предыдущих  задач, рекомендации предполагают  раскрытия и достижения всех целей кружков.

4. Обучать на основе  прогрессивных методов, то есть, во-первых, обучать на наивысшем уровне, познав возможности учащихся. Во-вторых, прежде всего,  осмысленное применение на практике современная общеобразовательная школа ставит задачу профориентации учащихся по окончании школы, путем введения профильной дифференциации как факультативную форму работы. И я постаралась сформулировать рекомендации, которые повысят уровень ведения кружковых занятий и тем самым повысят уровень подготовленности учащихся.

И в заключении хочется  сказать, что прежде всего кружковые занятия должны быть интересными, увлекательными для школьников. Хорошо известно, что занимательность изложений помогает раскрытию содержания сложных научных понятий и проблем. Занимательность поможет школьникам освоить курс, содержащиеся в нем идеи и методы науки информатике, логику, и приемы творческой деятельности. В этом отношении цель учителя - добиться понимания учениками того, что они подготовлены к работе над сложными проблемами, однако для этого необходима заинтересованность предметом, трудолюбие, владение навыками, организации своей работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Агапова Р. О трех поколениях компьютерных технологий обучения в школе. //Информатика и образование. –1994. -№2.
  2. Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. –М., 1989.
  3. Гершунский Б.С. Компьютеризация в среде образования. –М., - 1987.
  4. Гончаров В.С. Типы мышления и учебная деятельность: Пособие по спецкурсу. –Свердловск, 1988.
  5. Гребенев И.В. Методические проблемы компьютеризации  обучения в школе. //Педагогика – 1994. - №5.
  6. Заничковский Е.Ю. Проблемы информатики – проблемы интеллектуального развития общества. // Информатика и образование. – 1994. - №2.
  7. Калмыкова З.Н. Продуктивное мышление как основа обучаемости. –М., 1987.
  8. Кубичев Е.А. ЭВМ в школе. –М.: Педагогика, 1986.
  9. Лапчик М. Информатика и технология: компоненты педагогического образования. // Информатика и образование. – 1991. -№6.
  10. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. –Н.; Педагогика, 1972
  11. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. –М.: Педагогика, 1988.
  12. Общая психология. –М., 1986.
  13. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. — М., 1990.
  14. Простое и сложное в программировании. / Авт. предисл. Е.П. Великов. –М.: Наука, 1988.
  15. Развитие личности школьника в условиях новых информационных технологий. –М., 1991.
  16. Развитие творческой  активности школьников. –М., 1991.
  17. Растригин Л. Компьютерное обучение и самообучение. // Информатика  и образование, № 6, 1991.
  18. Сергеева Т. Новые информационные технологии и содержание обучения. // Информатика  и образование, № 1, 1991.
  19. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. — М.: Педагогика, 1991.
  20. Сутирин Б., Житомирский В. Компьютер в школе сегодня и завтра. //Народное образование, -1996. - №3. – С 21-23.
  21. Сухомлинский В.А. О воспитании. — М.: Политиздат, 1993.
  22. Чеботарева К.А. Самостоятельная работа на уроках в школе. — М., 1993.
  23. Чернявская З. В. Самостоятельная работа учащихся по формированию естественно-научных понятий. К., 1991.
  24. Шапоринский С.А. Обучение и научное познаний. — М., 1991.
  25. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М., Педагогика, 1988.

Информация о работе Разработка кружковой работы по информатике