Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:44, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение роли и методики организации кружковой деятельности учащихся по информатике в общеобразовательной школе.
В соответствии с поставленной целью обозначены ряд задач:
- путем изучения психолого-педагогической и научно-методической литературы выявить базовые научные основы развития познавательного интереса школьников;
- проанализировать опыт работы кружкой работы;
Введение 3
Глава I. Основные понятия кружковой работы в общеобразовательной школе 5
1.1. Основные формы организации кружковой работы 5
1.2. Кружковая работа в школе 9
1.3. Организационно-педагогические условия успешного функционирования кружков по информатике 11
Глава II. Методические основы организации кружковой работы по информатике 18
2.1. Сущность и формы организации кружковой работы по информатике 18
2.2. Развитие творческих способностей у учащихся через кружковую деятельность по информатике 19
2.3. Примеры программ кружковых занятий 22
Заключение 25
Список литературы 27
Хочу отметить, что именно кружковая работа развивает алгоритмический стиль мышления, дает широкие возможности для реализации личностно-ориентированного обучения через проектную деятельность. Существенный плюс в том, что занятия проходят в свободной форме, а это позволяет учащимся чувствовать себя комфортно, смелее заявлять о себе, своих способностях. Вне рамок урока создается особый психологический настрой.
Чтобы ребенок имел положительный результат, занятия должны быть не стихийными, а иметь определенную систему. Учитель должен четко видеть конечный результат и вести к нему школьника.
Нет необходимости доказывать, что кружковые занятия повышают интерес к предмету, побуждают ребят к самостоятельной работе и на уроках, к постоянному поиску чего-то нового. Главное – появляется возможность раскрыться и выразить свое творчество.
Кружковая работа решает следующие задачи:
1. Выявляет творческий потенциал, способности каждого в отдельности, независимо от знаний по другим предметам.
2. Стимулирует познавательную деятельность школьников.
3. Позволяет поддерживать постоянный интерес к предмету.
4. Учит быть толерантным, работать в коллективе.
5. Помогает выстраивать индивидуальный образовательный маршрут.
Кружковую работу по информатике необходимо проводить по следующим направления:
1. Индивидуальные занятия.
2. Участие в конкурсах, олимпиадах.
3. Декада информатики.
Все мы хотим, чтобы из наших детей получались натуры творческие и одаренные. За бесконечной чередой дел мы постоянно не успеваем уделять время своим детям.
И, приходя в школу, убеждаемся, что, к сожалению, современное обучение развивает в детях только одну сторону - исполнительские способности, а более сложная и важная сторона - творческие способности человека отдаются воле случая и у большинства остаются на плачевном уровне. Это наша слабость и наша беда.
Компьютерные технологии имеют необъятные возможности в плане рационализации образовательной деятельности и стимулирования познавательных интересов детей, а также развития творческих способностей.
Общаясь с компьютером, детям хочется научиться рисовать, писать, искать интересующую их информацию, пользоваться компакт-дисками и Интернетом. Для того чтобы любой ученик школы мог в соответствии со своими желаниями использовать компьютер как помощник в учебе, мы должны позаботиться об универсальности его пользовательских навыков. Дети имеют право пользоваться современными средствами труда уже сегодня.
Уровень знаний информационных технологий современного человека определяется многими критериями: его умением формулировать свою потребность в информации, знанием общедоступных источников информации и умением пользоваться ими, умением эффективно искать, оценивать, использовать полученную информацию и создавать качественно новую. Безусловно, каждому человеку сегодня необходимы компьютерная грамотность и опыт практического использования компьютеров.
К тому же, задача любой воспитательной работы – забота о нравственном воспитании наших детей, об их физическом и умственном развитии, о воспитании трудолюбия, о развитии способностей, эстетических дарований. Вопрос в том, как пробудить способности к жизни и как помочь им развиться. Одним из путей оптимизации воспитательного процесса и полноценного развития личности ребенка является организация кружков и клубов по интересам детей. Кружковая деятельность помогает ребенку реализовать себя, использовать свои задатки и способности. Результативность кружковой работы заключается в умении руководителей кружков, классного воспитателя поддерживать интерес ученика и его товарищей к собственным достижениям и успехам.
Я все чаще убеждаюсь в огромной значимости использования информационных технологий, компьютерной техники во время занятий кружков. Это привлекает учащихся, заинтересовывает их и, главное, по моему мнению, помогает в дальнейшей жизни.
В течение работы кружка надо пытаться развивать у детей творческие способности средствами изобразительного искусства (традиционными способами, а также с использованием новых технологий, а именно графического редактора PAINT). Это процесс, объединяющий различные сферы деятельности и проявляющийся во взаимосвязанных элементах, таких как:
· творческое восприятие мира;
· выражение индивидуального восприятия мира через средства искусства;
· навыки работы в различных изобразительных техниках и технологиях;
· воображение, творческое мышление и т.д.
Каждый из этих элементов выходит на различные виды деятельности в области изобразительного искусства, предполагая как теоретические знания, так и практическую работу.
Использование графического конструктора упрощает рисование и дает возможность накоплению опыта и уверенность в развитии творческого воображения.
Обучение графическому конструированию, выделение различными способами основных элементов изображаемого объекта не только обогащает опыт ребенка, но и развивает внимание к окружающему. Что в итоге ведет к развитию творчества и фантазии.
Работая на компьютере над творческим заданием в графическом редакторе, ученики овладевают и техническими умениями: создают свой файл, сохраняют рисунок, копируют его на дискету, передают по сети, распечатывают на принтере.
Компьютер помогает также рассмотреть новые подходы к изобразительному искусству, сформировать познавательный интерес, реализовать потенциальные возможности учащихся, использовать новые формы в воспитательной работе для формирования патриотических чувств у школьников.
Наиболее эффективным стало проведение кружковых занятий в форме курсов.
Занятия кружка «Компьютерный мир» по программе «Web-дизайн». Данная программа предполагает 2 года обучение. Занимаются ребята разного возраста.
Программа состоит из нескольких курсов, так как посещения свободные, и кто-то из ребят может не ходить все два года, а только выбирать те курсы, которые его интересуют. Хотя я рекомендую не пропускать курс, т. к. все они между собой имеют связь.
Курс «Компьютерная грамотность» рассчитан на 32 часа и включает:
Курс «Компьютерная графика» - 32 часа
Курс «Компьютерные сети» - 8 часов
Курс «Занимательная анимация» - 28 часа
Курс «Основы Web мастерства» - 32 часа
Название курса уже говорит за себя, мы учимся создавать Web-сайты. На первый взгляд, совсем несложно - один документ, связанный с помощью гиперссылок с другими документами. Казалось бы, зачем учится это делать два года. А теперь посмотрим глубже и разберем структуру документа:
1. Ученик должен уметь разработать дизайн страницы, подобрать цветовую гамму. Ведь мы смотрим не только на содержимое документа, но и на то, как он оформлен. Поэтому важный шаг – овладение компьютерной графикой, умение строить коллажи, размещать их на страницах, оформлять баннеры.
2. Заглянем внутрь страницы – это ведь сложный HTML-код, не зная которого мы не сможем разместить свою информацию на Web-странице. А если мы хотим добавить интерактивности на страницу, то надо знакомить с основами Web-программирования, т.е. разработка java-скрипт.
3.Web-сайты предназначены для публикации информации в Интернете. Поэтому ученик должен иметь представление о компьютерной сети, для того, что бы смог опубликовать, а для этого «слить» файлы по FTP-соединению.
4. Согласитесь, что
анимация на сайте (умеренная,
конечно) делает его более
Таким образом, можно сказать, что ребята овладевают не только навыками Web-дизайна, но получают знания и в области компьютерной графики, учатся программировать, что в свою очередь развивает как творческое мышление, так и логическое. В результате практически каждый ребенок принимает участие в районных, областных конкурсах, что очень сильно повышает самооценку ученика, уверенность в себе, помогает определиться с выбором профессии.
На основе изучения педагогической, методической, психолого-педагогической литературы, а также опыта работы учителей по вопросу организации кружковых занятий и непосредственной работы с учителями общеобразовательных школ мною рассмотрены рекомендации для успешного функционирования кружков по информатике в средней школе.
Наиболее важные задачи, которые стояли при определении основных идей и положений рекомендаций кружков по информатике заключается в следующем:
1. Важной задачей является раскрытие психолого-педагогических основ организации кружковых занятий как осуществление профильной дифференциации.
2. Основным направлением
предложенных рекомендаций, является
максимальное повышение
3. Исходя из предыдущих
задач, рекомендации
4. Обучать на основе
прогрессивных методов, то
И в заключении хочется сказать, что прежде всего кружковые занятия должны быть интересными, увлекательными для школьников. Хорошо известно, что занимательность изложений помогает раскрытию содержания сложных научных понятий и проблем. Занимательность поможет школьникам освоить курс, содержащиеся в нем идеи и методы науки информатике, логику, и приемы творческой деятельности. В этом отношении цель учителя - добиться понимания учениками того, что они подготовлены к работе над сложными проблемами, однако для этого необходима заинтересованность предметом, трудолюбие, владение навыками, организации своей работы.
Информация о работе Разработка кружковой работы по информатике