Развитие системы управления промышленным предприятием с использованием методов информационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 13:03, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Одна из основных причин отставания отечественных машиностроительных предприятий от зарубежных – недостаточная конкурентоспособность производимых изделий. Отечественные производители проигрывают зарубежным конкурентам главным образом из-за того, что их продукция уступает зарубежным аналогам по соотношению цена/качество. Цена промышленных изделий, произведенных в РФ,

Файлы: 1 файл

Развитие системы управления промышленным предприятием с использо.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

Информация, полученная с помощью системы CRM и двух дополнительных модулей, разработанных автором, может быть использована для подготовки исходных данных, необходимых руководству предприятия в целях планирования и организации производственного процесса. Предлагаемый алгоритм подготовки исходных данных представлен на рис. 2. В качестве основных источников информации используются аналитические отчеты, формируемые модулями CRM-системы, а также отчеты, получаемые с помощью предлагаемых дополнительных модулей – «Анализ строительных проектов в регионах» и «Сервисное обслуживание».

Предполагается, что выходные данные модуля «Сервисное обслуживание» будут использоваться преимущественно в целях прогнозирования объема производства запасных частей и формирования программ управления качеством продукции. Аналитический отчет, содержащий исходные данные и, прежде всего, прогноз объема продаж и результаты анализа пожеланий потребителей позволят повысить эффективность процесса планирования и избежать грубых ошибок при определении объема выпуска продукции, закупок комплектующих узлов и агрегатов, а также в разработке программ по повышению конкурентоспособности продукции.

Таким образом, реализация обоснованных автором предложений и проектных решений позволит получить существенный экономический эффект и повысить эффективность системы управления предприятием, в том числе: повысить точность прогноза объемов продаж изделий; получать полную и своевременную информацию о запросах и пожеланиях потребителей; учитывать сезонный фактор в процессе эксплуатации изделий, совершенствовать взаимоотношения с потребителями, уменьшать затраты обеих сторон в процессе сервисного сопровождения изделий; реализовать «принцип светофора» и своевременно выводить из эксплуатации изделия для предотвращения крупных затрат на ремонтно-восстановительные работы; формировать предложения по повышению качества сервиса и надежности изделий в целях удержания постоянных клиентов и привлечения новых.

4. Дальнейшее совершенствование системы сервисного обслуживания возможно за счет увеличения объема объективной информации о техническом состоянии изделий, о соблюдении правил эксплуатации. Одно из необходимых условий для решения этой задачи – разработка и внедрение бортовой информационной системы (БИС), рис. 3, которая позволит оперативно выявлять отклонения в работе систем изделия, локализовать их развитие и предотвращать перерастание незначительных неисправностей в крупные поломки.

Система будет обрабатывать информацию в режиме реального времени, решать логические задачи с большим количеством переменных, диагностировать состояние систем и формировать своевременные предупредительные сообщения для оператора на основе автоматизированного анализа рабочей ситуации, состояния внешней среды и параметров работы бортовых систем.

Основные компоненты предлагаемой БИС: комплекс датчиков и адаптеров бортовых систем; система сбора и регистрации информации со съемным запоминающим устройством; вычислительный блок; система индикации и визуализации параметров работы систем; блок формирования текстуальных и речевых сообщений для оператора.

Основные функции БИС: текущий контроль и анализ работы двигателя, бортовых систем, прочностных параметров конструкции изделия; сравнительный анализ параметров работы изделия за длительный период, анализ данных о работе на повышенных режимах, своевременное предупреждение оператора об опасных отклонениях; контроль состояния внешней среды и предупреждение оператора об усложнении ситуации; формирование сообщений при первых признаках отказа бортовых систем, а также в случаях выхода параметров работы изделия за пределы эксплуатационных ограничений.

Предварительные расчеты  показывают, что для разработки БИС  для мобильного изделия (автокран, экскаватор, бульдозер, погрузчик и т.п.) потребуется 600-700 тыс. рублей. В том числе расходы на выполнение: опытно-конструкторских работ, создание программного обеспечения, изготовление опытного образца, испытание и сертификацию. Приближенные расчеты, выполненные на примере ОАО «МК Кранэкс», показывают, что затраты на разработку и внедрение БИС окупятся в течение первого года эксплуатации.

По данным отдела ОТС, среднегодовые затраты на гарантийное обслуживание одного экскаватора составляют 30 тыс. рублей. Среднее количество экскаваторов, находящихся одновременно на гарантийном обслуживании, составляет 150 единиц, то есть в течение года предприятие затрачивает на гарантийное обслуживание около 4,5 млн. рублей. Если предположить, что внедрение БИС позволит сократить расходы на 15%, то экономия в течение года составит около 700 тыс. рублей, что вполне сопоставимо с расходами на создание и внедрение бортовой информационной системы.

Следует заметить, что  бортовая система, предназначенная для экскаватора, имеет модульную структуру и после определенной модификации может быть установлена на других типах строительно-дорожной техники.

5. Оснащение изделий бортовой информационной системой создаст предпосылки для создания и внедрения комплексной системы сервисного обслуживания, рис. 4. Периодически, а также при возникновении отказов техники, представители РПК будут анализировать записи бортовых регистраторов с помощью портативных аналитических устройств и передавать результаты анализа в отдел технологий сервиса предприятия для очередного этапа обработки.

При таком подходе  будет обеспечена распределенная обработка  информации в РПК и централизованная обработка на предприятии-изготовителе. В отделе сервиса будет производиться преимущественно аналитическая обработка массива информации и формирование рекомендаций по проведению целевых профилактических работ (доработок).

Реализация комплексной  системы сервиса в полном объеме будет способствовать своевременному выявлению первых признаков отказа техники и, следовательно, предотвращению крупных поломок и повышению эффективности профилактических работ. В свою очередь эффективная диагностика и профилактика отказов позволят минимизировать простои высокопроизводительной техники и уменьшить затраты как предприятия-производителя, так и эксплуатирующих организаций.

Следует заметить, что  реализация комплексной системы  сервиса не потребует существенных финансовых затрат. Основные затраты  будут обусловлены необходимостью разработки дополнительного программного обеспечения, предназначенного для анализа и прогнозирования отказов изделий и подготовки аналитической информации для руководителей РПК, а также отдела ОТС предприятия.

6. Результаты проведенного  ранее анализа возможностей корпоративных информационных систем позволяют сделать вывод, что наиболее перспективной является концепция CALS, предполагающая комплексный подход к организации производства и созданию интегрированной информационной среды (ИИС) на машиностроительном предприятии. Создание и внедрение на предприятиях строительно-дорожной отрасли комплексов методических, организационных и программных средств можно считать неотложной необходимостью. К таким средствам относят создание на основе стандартов CALS-технологий, включающих: эскизное и рабочее проектирование; управление качеством изделий на основе электронной, конструкторской и технологической документации, средства поддержки бизнес-процессов планирования и подготовки производства. Содержание концепции CALS составляет набор основных базовых принципов и технологий управления процессами и данными, в том числе ориентация на готовые программно-технические решения и безбумажное использование информации в процессе управления промышленным предприятием.

Основой концепции CALS и  создаваемых на этой основе информационных систем является ИИС, определяемая как совокупность баз данных, содержащих сведения об изделиях, производственной среде, ресурсах и процессах предприятия, обеспечивающая актуальность и доступность данных всем субъектам производственной деятельности. ИИС среднего предприятия должна содержать как минимум две базы данных: базу данных об изделиях (БДИ) и базу данных о предприятии (БДП).

При создании нового изделия  и технологической подготовке производства средствами конструкторских САПР (CAE/CAD/CAM) в ИИС создаются информационные объекты (ИО), описывающие структуру изделия, его состав и все входящие компоненты: детали, узлы, агрегаты и т.д. База данных об изделиях содержит информацию, необходимую для выпуска и поддержки технической документации, требующейся на всех стадиях жизненного цикла. В составе БДИ условно можно выделить три раздела: нормативно-справочный, долговременный, текущий (оперативный).

В нормативно-справочном разделе должны храниться ИО, содержащие данные, описывающие: конструкционные материалы; нормализованные детали (нормали); стандартные (покупные) комплектующие изделия; стандартные детали собственного изготовления; стандартные расчетные методы; международные, государственные и внутренние стандарты. В долговременном разделе должны храниться ИО, содержащие данные, характеризующие собственный опыт предприятия, в том числе ранее выполненные готовые проекты (архив). Долговременный раздел дополняется и обновляется по мере создания новых технических решений, признанных типовыми и пригодными для дальнейшего использования.

В текущем (оперативном) разделе должны храниться ИО, содержащие данные об изделиях, находящихся на различных стадиях жизненного цикла, такие как: конструкции и версии «текущих» изделий; технологии изготовления изделий; конкретные изделия и партии изделий на производственных стадиях жизненного цикла.

Кроме ИО, относящихся  к изделиям, в ИИС должны содержаться  данные о предприятии, такие как: производственная и управленческая структура; технологическое и вспомогательное оборудование; персонал, финансы и т.д. Вся совокупность этих данных образует БДП, которая в свою очередь состоит из нескольких разделов: экономика и финансы; производственно-технологическая среда предприятия; система качества. При необходимости из ИИС могут быть извлечены необходимые документы, как в электронном, так и в традиционном бумажном виде. Состав и содержание разделов ИИС могут быть уточнены в ходе выполнения проекта по внедрению CALS-технологий на конкретном предприятии строительно-дорожной отрасли.

Иностранные и отечественные заказчики высокотехнологичных изделий уделяют большое внимание обеспечению поставляемой продукции электронной технической документацией (каталоги, руководства по эксплуатации, по ремонту и т.д.). Для решения задач обеспечения поставляемых изделий технической документацией разработан ряд технологий, изложенных в международных стандартах. Примером может служить спецификация AECMA SPEC, разработанная Европейской ассоциацией производителей аэрокосмической техники. Универсальность подхода, принятого в AECMA SPEC, позволяет использовать методические положения и для других видов высокотехнологичных изделий, таких как автокраны, экскаваторы, автопогрузчики, бульдозеры и др.

На отечественных  предприятиях для автоматизации процессов подготовки электронной эксплуатационной документации может быть использован программный комплекс Technical Guide Builder (TGB), разработанный специалистами НИЦ CALS-технологий «Прикладная логистика» для предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Система TGB интегрирована с системой управления данными об изделии, офисными программами (MS Excel, MS Word), системами автоматизированного проектирования, что обеспечивает формирование и наполнение электронных каталогов. В настоящее время система TGB успешно функционирует на крупнейших отечественных предприятиях – экспортерах военной техники. Система TGB, прошедшая промышленную апробацию на ведущих предприятиях ОПК – экспортерах авиационной и ракетной техники, является важной составляющей решения актуальной проблемы повышения качества и конкурентоспособности экспортируемых изделий и может эффективно использоваться на предприятиях строительно-дорожной отрасли.

Внедрение CALS-технологий на предприятии строительно-дорожной отрасли предполагает решение ряда сложных задач, в том числе выбор базовых программных продуктов, необходимых для построения интегрированной информационной системы, в том числе:

  • корпоративной информационной системы;
  • системы управления взаимоотношениями с клиентами;
  • системы автоматизированного проектирования;
  • системы электронного документирования.

Основой программного комплекса может быть корпоративная  информационная система, соответствующая концепции MRPII или ERP. Методология, основанная на ресурсном подходе при организации управления предприятием, не противоречит концепции CALS и соответствует основным этапам жизненного цикла изделия. При выборе КИС, соответствующей интересам и возможностям предприятия, может быть использована методика, предложенная автором. Анализ функциональных возможностей и стоимостных характеристик отечественных КИС типа «Галактика», «Флагман», «Фигаро» показывает, что они могут быть использованы при создании интегрированных систем.

При выборе CRM–системы, соответствующей интересам и  возможностям предприятия, может быть использована методика, апробированная автором. Проведенный анализ возможностей большого количества отечественных и зарубежных CRM-систем показал, что наиболее предпочтительны для среднего промышленного предприятия по критерию цена/функционал – системы типа SalesLogix и Microsoft CRM. Возможности CRM-систем могут быть существенно расширены за счет использования дополнительных программных модулей, а также анализа данных, полученных с помощью бортовых информационных систем, установленных на изделиях предприятия.

CALS–технология  предполагает использование на этапах эскизного и рабочего проектирования систем САПР. С помощью этих средств в ИИС создаются информационные объекты, описывающие структуру изделия и его компоненты. С появлением принципиально новых средств инженерного труда полностью изменяются организация и технология инженерных работ. По этой причине необходимо проведение комплекса организационных, проектных и иных работ, направленных на совершенствование инженерной деятельности.

В настоящее  время система электронного документирования используется только на крупных предприятиях – экспортерах военной техники. На предприятиях строительно-дорожной отрасли такие системы необходимы, так как в ближайшей перспективе на внешнем и внутреннем рынках будут востребованы только изделия, сопровождаемые электронным описанием, соответствующим международным стандартам.

Информация о работе Развитие системы управления промышленным предприятием с использованием методов информационных технологий