Развитие творческих способностей на уроке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 09:33, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать возможности развития творческих способностей учащихся в базовом курсе информатики
Объект исследования: процесс обучения информатике.
Предмет исследования: развитие творческих способностей на уроках информатики.
Гипотеза: Если использовать творческие задания в базовом курсе информатики, то это будет способствовать развитию творческих способностей школьников.

Файлы: 1 файл

развитие творческих способностей на уроке информатике.docx

— 302.12 Кб (Скачать файл)

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Не мыслить надобно, учить, а учить мыслить.

Э. Кант.

Наше врем – это время перемен. В современном мире нужны люди, способные принимать нестандартное решения, умеющие творческие мысли. [1]К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Детей лишают радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Одна из основных проблем современного образования – низкая творческая инициатива учащихся. Подавляющее большинство школьников проявляют полную неспособность к решению задач, не имеющих стандартных алгоритмов решения. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых, называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формируется желание и умение учиться. Поэтому главной целью школы, как социального институтов современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, обще учебных умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности.

Одним из способов развития творчества учащихся является использование современных информационных технологий. Современные информационные технологии породили новые цели обучения, которые заключается не только в прямой передачи знаний и умений, а открывают для учителя новые возможности для поддержания и направления развития личности учащегося. Сегодня все больше и больше входит в нашу жизнь компьютер. К сожалению, дети видят в нем только средства для развлечения. Они играют, слушают музыку, смотрят фильмы. Но использование компьютера должно быть направленно на развитие творческих способностей личности, на активизацию познавательной деятельности. Перед учителем ставиться основная задача – донести детям в доступной форме, что компьютер – это средство, с помощью которого обучение может стать более интересным, быстрым и простым. Методическая литература в настоящие время активно предлагает подходы и практические рекомендации по развитию творческих способностей учащихся. Но во всем многообразии представленных методик, к сожалению, до сих пор нет единой обоснованной технологии развития творческих способностей учащихся на уроках информатике. Поэтому данное исследование актуально в свете изменившихся целей современного образования.

Цель: исследовать возможности развития творческих способностей учащихся в базовом курсе информатики

Объект исследования: процесс обучения информатике.

Предмет исследования: развитие творческих способностей на уроках информатики.

Гипотеза: Если использовать творческие задания в базовом курсе информатики, то это будет способствовать развитию творческих способностей школьников.

Для достижения цели исследования предполагается решить следующие задачи:

    • Выявить сущность творческих способностей школьников;
    • Раскрыть условия развитие творчества учащихся на уроках информатики;
    • Рассмотреть отдельные формы работы, используемые в базовом курсе информатики, и вывить их роль в творческом развитии учащихся.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

    1. Творческие способности и их компоненты как объект педагогического и психологического исследования

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы.

Рассмотрим, что подразумевается под этими понятиями, энциклопедические словари предлагает следующие определения:

Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью.

[2]Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового.

Творчество включает в себя постановку или выбор задачи, поиск условий и способа ее решения и в результате – создание нового. Его можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности. Творчество может иметь место в любой сфере деятельности человека: научной, производственно – технической, художественной, политической и других.

[3]Творчество — деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, Творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества:

      • Подготовка (зарождение идеи);
      • Созревание (концентрация, «стягивания знаний», прямо или косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений);
      • Озарение (интуитивно схватывание искомого результата);
      • Проверка.

Центральным специфическим моментом считалось озарение. Экспериментальные исследования показали, что интуитивное решение возникает в деятельности предметной, доступной анализу. Выделяя специфику психической регуляции процесса творчества, К. С. Станиславский выдвинул представление о сверхсознании как высшей концентрации духовных сил личности при порождении творческого продукта (надсознательное).

[5]Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

  1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
      1. Способность сворачивать мыслительные  операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.
      1. Способность применить навыки,  приобретённые при решении одной к решению другой.
      2. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
  1. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
      1. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
  1. Гибкость мышления.
      1. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
      2. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
      3. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.
  1. Лёгкость генерирования идей.
  1. Творческое воображение.
      1. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории.

      1. Релизм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.
      2. Умение видеть целое раньше частей.
      3. Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений– способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.
      4. Экспериментирование - способность  сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности.

  1. Способность рисковать.
  2. Дивергентное мышление.
  3. Гибкость в мышлении и действиях.
  4. Скорость мышления.
  5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.
  6. Богатое воображение.
  7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.
  8. Высокие эстетические ценности.
  9. Развитая интуиция.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

  1. Развитие воображения.
  2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.
  3.  
    1. Методы развития творческих способностей.

Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу – воспитание человека – творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.

В решении данной проблемы участвует как школа, так и семья. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержки и развитии.

Задача школы – подхватить инициативу семьи, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы не только в урочной и вне урочной деятельности, но и впоследствии, в бедующей профессиональной деятельности.[1]

При роботе над развитием творческих способностей, главная задача – вовлечь детей в активную творческую деятельность, помочь овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. Роль учителя здесь – роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Для достижения этой цели используют все возможные методы, формы и приемы работы, которые способствуют всестороннему развитию личности, как на уроках, так и во внеурочное время.

Проблемы творчества широко разрабатывались в отечественной психологии. В настоящие время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность..[6]

Ученые (Г. М. Елисеев, Н. В. Емшанова, Л.А. Сазарова, А. И. Шахова), отмечают, что развитие творческих способностей у учащихся будет более эффективным, когда будут соблюдать следующие условия:

  1. Наличие у детей определенной системы необходимых знаний, умений, навыков;
  2. Прямое соответствие творческой деятельности личностных качеств учащихся;
  3. Использование новых технологий в процессе построения внеурочной деятельности.

Задачей педагогов, занимающихся организацией работы при развитии творческих способностей учащихся, является учет следующих моментов:

  1. Деятельность должна быть интересной и новой для учащихся;
  2. Данная деятельность должна быть направлена на развитие творческих способностей учащихся;
  3. Формирование таких необходимых навыков как: уравновешенность, ответственность, уверенность в себе.

Информация о работе Развитие творческих способностей на уроке