Развитие творческих способностей на уроке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 09:33, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать возможности развития творческих способностей учащихся в базовом курсе информатики
Объект исследования: процесс обучения информатике.
Предмет исследования: развитие творческих способностей на уроках информатики.
Гипотеза: Если использовать творческие задания в базовом курсе информатики, то это будет способствовать развитию творческих способностей школьников.

Файлы: 1 файл

развитие творческих способностей на уроке информатике.docx

— 302.12 Кб (Скачать файл)

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того что бы они могли проявить свои дарования, нужно умелое руководство со стороны взрослых. Нужно поставить следующие задачи:

  1. Использовать разнообразные методы обучения в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у учащихся подвижность и гибкость мышления, настойчиво стимулировать процессы перестройки, переключения, поисковой активности;
  2. Учить рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить;
  3. Самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
  4. В процессе формирования творческих способностей у учащихся необходимо использование активных методов и форм работы. Так например, метод мозговой атаки.

Данный метод стимулирует творческую фантазию учащихся и способствует выработке наибольшего количества идей в решении обозначенной работы.

«Мозговая атака» проводиться в 3 этапа:

  1. Свободное высказывание идей. Здесь педагог ставит проблему, активирует работу с группой.
  2. Генерация идеи. Здесь педагог стимулирует комбинирование высказанных идей, представляет полный список идей.
  3. Критика и оценка каждой идеи. Здесь педагог обеспечивает доброжелательное обсуждение, критику и оценку каждой идеи, вычисляет идеи, которые лягут в основу главной идеи.

Таким образом, данный метод дает нам возможность сформировать у учащихся творческое мышление через предложения правильность выбора идей.

«Метод придумывания» представляет собой способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных умственных действий.

Метод реализуется при помощи следующих примеров:

  1. Замещение качеств одного объекта качествами с целью создания нового объекта;
  2. Отыскание свойств объекта в иной среде;
  3. Изменения элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.

«Метод проекта» в основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Развить творческие способности учащихся очень помогает рисование нетрадиционными оригинальными техниками. Этот метод позволяет учащимся ощутить незабываемые положительные эмоции. Необычные способы рисования так увлекает, что образно говоря, они загораются, появляется возможность использовать хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов. Это вызывает восторг, яркие эмоции, потому что результат творчества бывает не предсказуемым.[7]

Работа над развитием творческих способностей учащихся дает возможность вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии.

Чем выше уровень творческого развития ученика, тем выше его работоспособность. Именно поэтому одна из задач, которые ставит перед собой современный педагог, - это развитие творческих способностей ученика.

 

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ

    1. Развитие творческих способностей учащихся через организацию проектной деятельности.

В последние годы одним из ведущих средств реализации личностно – ориентированного и системно – деятельностного подхода в образовании стал метод творческого проекта, обеспечивающий продувное усвоение знаний, формирование усвоение знаний, формирование интеллектуальных умений, практических навыков.

Проект (от лат. «брошенный вперед») прообраз какого-либо объекта, вида деятельности.

Цели:

    1. Активировать познавательную деятельность;
    2. Сформировать личностные качества;
    3. Развить творческое мышление;
    4. Исследовательские умения;
    5. Навыки общения в коллективе.

Функция педагога при реализации технологии проектов сводиться к роли консультанта, партнера, организатора познавательной деятельности своих учеников.

Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают. В основу проектной деятельности учащихся положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении практически или теоретически значимой задачи.[8]

В основу проектной деятельности учащихся положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности на результат

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат, приобретаемый с опытом во время проектной деятельности, становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.[9]

Работа над проектом развивает творческую активность учащихся, умения выполнять исследовательские работы, анализировать выполненную работу.

Данная форма обучения способствует:

    • развитию коллективной учебной деятельности учащихся, при которой цель осознается как единая, требующая объединения всего коллектива;
    • образованию в процессе деятельности между членами коллектива отношения взаимной ответственности;
    • умению понимать и сознательно использовать различные формы и способы представления данных;
    • умению наглядно представлять имеющийся материал, организовать продуктивную содержательную коммуникацию.
    • осуществлению контроля за выполнением проекта членами самого коллектива.

Проектная деятельность требует специальной и тщательной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся.[10]

Этапы выполнения проекта:

  • Алгоритм работы над проектом;
  • Методический паспорт проекта;
  • Этапы работы над проектом. (приложение 1)

Работа над подобными проектами способствует глубокому ознакомлению учащихся с данной темой; вовлекает в различные виды деятельности; стимулирует самостоятельное приобретение новых знаний с использованием различных источников информации.

 

    1. Развитие творческих способностей учащихся с помощью графических редакторов.

В мире современных технологий компьютерная графика занимает по популярности одно из первых мест. Она используется для создания мультипликационных фильмов, анимации, компьютерных игр, сайтов, рекламы. Однако, овладев принципами работы в той или иной графической программе, учащийся часто не может в полной мере использовать этот мощный инструмент. Причина этому – слишком большой разрыв между носителями традиционной культуры и носителями современных информационных технологий. Как правило, учат пользоваться инструментами программы, используя примитивные примеры, что приводит к сухости изложения материала и нежеланию поэкспериментировать и пофантазировать в дальнейшем. К творческому освоению компьютерной графики может послужить применение в качестве примеров образцов народно-прикладного искусства, национальной и мировой художественной культуры.

Графические редакторы – это одни из самых популярных прикладных программ. Они не только отстраняют учащегося от рутинной работы, но и дают огромный простор для творчества и реализации своих идей.

Цель:

  1. Развить интерес к компьютерной графике;
  2. Развить творческие способности учащихся;
  3. Совершенствовать творческий потенциал;
  4. Воспитать всесторонние развитие личности.

Задачи:

    1. Развить моторику руки, зрительную память, глазомер;
    2. Развивать композиционное мышление, художественный вкус, графическое умение;
    3. Развить творческие способности учащихся через создание проектов с использованием растровой и векторной графики.

Используемые методы для решения поставленных задач:

Метод «словесный», который необходим при формировании теоретических и фактических знаний.

Метод «наглядности», используется для развития наблюдательности, повышения внимания к изучению компьютера.

Наглядность повышает интерес к знаниям, позволяет облегчить процесс их усвоения, поддерживает внимание учащихся, способствует развитию эмоционально-оценочного отношения к полученным знаниям.

Использование наглядности при обучении является необходимым фактором, поскольку соответствует уровню их восприятия и мышления.

Метод «практический» помогает развивать практические умения и навыки.

Метод «репродуктивный» направлен на формирование знаний и навыков

Принцип изложения учебного материала – от простого к сложному. Особое внимание уделяться практической работе. Основной формой контроля усвоения учебного материала является выполнение учащимися творческой работы.[11] (приложение 2)

 

III КОНТОЛЬ ЗНАНИЙ

Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе.

Формы контроля:

Индивидуальная –каждый учащийся получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. Это форма целесообразна в том случае, если требуется выявить индивидуальные знания, способности и возможности учащихся;

Групповая – учащихся делят на несколько групп (от2 до 10 чел) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группы предлагают одинаковые задание или дифференцированные;

Фронтальная – задание дается всем учащимся. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.

Методы контроля.

Самостоятельная работа.

Традиционная форма контроля знаний, которая по своему назначению делится на обучающую самостоятельную работу и контролирующую. Самостоятельная работа творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и развивать творческие способности учащихся.

Самостоятельная работа является необходимым этапом любой темы. Как правило, она проводится после коллективного решения или обсуждения задач новой темы и обязательно предшествует контрольной работе по этой теме. Работа выполняется без помощи учителя.

 

Контрольная работа.

Контрольные работы проводятся с целью определения конечного результата в обучения по данной теме или разделу, контролировать знания одного и того же материала неоднократно. Целесообразно проводить контрольные работы различного вида.

С помощью промежуточной контрольной работы учитель проверяет усвоение учащимися материала в период изучения темы.

Итоговая контрольная работа проводится с целью проверки знаний и умений учащихся по отдельной теме, курсу.

Домашняя контрольная работа дается 1-2 раза в учебном году. Она призвана систематизировать знания, позволяет повторить и закрепить материал. При ее выполнении учащиеся не ограничены временем, могут использовать любые учебные пособия, проконсультироваться у учителя, родителей, одноклассников. Каждому ученику дается свой вариант работы, в который включаются творческие задания для формирования разносторонней развитой личности.

Практическая работа.

Для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных задач используется практическая работа, которая связана не только с заданием на компьютере, но и, например, может включать задания построения схемы, таблицы, написания программы и т.д.

Лабораторная работа.

Лабораторная работа - достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Используется лабораторная работа для закрепления определенных навыков с программными средствами, когда кроме алгоритмических предписаний в задании учащийся может получать консультации учителя[12]

Информация о работе Развитие творческих способностей на уроке