Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 20:41, контрольная работа
Исследования свойств информации, изучение принципов информационного взаимодействия в природе и обществе являются актуальными задачами современности. Одним из свойств информации является ее ценность – свойство, влияющее на принятие решений, управление теми или иными процессами. Ценность информации может выражаться через приращение вероятности достижения цели – отношения благоприятных исходов к общему их числу. Ценность информации неоднозначна, она может быть отрицательной в тех случаях, когда при ее использовании увеличивается неопределенность и уменьшается вероятность достижения цели. Такую информацию принято называть дезинформацией.
Введение…………………………………………………………….....2
Понятие региональной информационной системы……………..3
Классификация региональных информационных систем…….4
Задачи региональных информационных систем………………..5
Необходимость информатизации региональных органов управления……………………………………………………………8
Информационное обеспечение управления регионом………….9
Задачи интеграции информационных ресурсов региона…………….9
Региональные информационные ресурсы……………………………..10
Классификация информационных ресурсов…………………………..12
Характеристика баз и банков данных в организациях региона…….13
Требования к информационному и техническому обеспечению……16
Оптимизация информационной системы региона……………...17
Заключение…………………………………………………………..22
Список использованных источников………
Основными поставщиками социально-экономической информации органов управления в регионе являются Государственный комитет по статистике, министерства экономики, финансов и ряд других. Интеграция информационных ресурсов именно этих ведомств закладывает основу эффективности процесса управления в регионе.
Поставщики информационных ресурсов при построении собственных ведомственных систем должны решать следующие задачи:
• оценка потребностей органов управления в информации, прежде всего статистической и экономической;
• разработка системы показателей, объективно и комплексно отражающих социально-экономическое положение региона;
• формирование на единой методологической основе регионального информационного фонда и поддержание его в актуальном состоянии для обеспечения необходимыми данными органов власти и самоуправления, а также других пользователей;
• совершенствование системы сбора, обработки и передачи информации с использованием средств современной вычислительной техники;
• взаимодействие с федеральными, региональными и отраслевыми информационными системами и разработка региональных схем информационных потоков социально-экономической информации.
В условиях рыночной экономики возникает целый ряд новых задач, связанных с информационным обеспечением новых экономических образований: малого бизнеса, частных предприятий, институтов рыночного хозяйства.
Органам управления региона необходима достаточно разнообразная информация, характеризующая комплексное развитие территории, рациональное использование земель, жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство территории, транспортные перевозки местного значения, бытовое и торговое обслуживание, защиту прав потребителей, здравоохранение, социальную поддержку населения, дошкольное, школьное, профессиональное и дополнительное образование и т. д.
Успешное выполнение задачи информатизации органов управления возможно при решении следующих вопросов:
• автоматизация всего цикла работ;
• исключение дублирования в прохождении информационных потоков;
• переход к прогрессивным комплексам экономико-статистических моделей путем внедрения баз данных и регистров.
Информационные ресурсы региона представляют собой банки (базы) готовых документов и показателей в электронном виде и на бумажных носителях, содержащие нормативную, распорядительную, фактографическую, справочную, аналитическую и другую информацию различных направлений (экономика, законодательство, политика, демография, социальная сфера, наука, техника, технология и т.п.).
Законодательство РФ устанавливает правовой режим формирования и использования информационных ресурсов. По возможностям защиты имущественных прав они приравнены к другим; в том числе и материальным, ресурсам. За исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ, информационные ресурсы могут быть товаром. На них распространяются права владения, пользования и распоряжения.
Государственные информационные ресурсы являются основой единого информационного пространства России и субъектов РФ. Основанием для включения негосударственных информационных ресурсов в единое информационное пространство должно являться их соответствие требованиям единого порядка формирования и использования информационных ресурсов различных видов. Государственные и негосударственные информационные ресурсы, по существу, образуют систему взаимосвязанных информационных ресурсов, использующих как традиционные технологии и носители информации (бумага), так и автоматизированные базы и банки данных. Эта система должна быть открыта для включения в нее по мере необходимости вновь создаваемых информационных ресурсов.
Создание систем формирования, распространения и рационального использования информационных ресурсов осуществляется на основе комплексного подхода, который включает:
• выделение и создание в регионе ключевых структур (организационных, управленческих, социальных), активно использующих интеграционные процессы и способных стать движущей силой глобальной информатизации;
• организацию в этих структурах процесса системной интеграции существующих и разрабатываемых информационных объектов;
• адаптацию существующих локальных систем информационных ресурсов к современным информационным технологиям и новым требованиям социально-экономического развития.
При создании единого информационного пространства, включающего в себя статистическую, банковскую, финансовую, таможенную и др., необходимо предусмотреть внедрение государственных статистических стандартов и классификаторов, использование Единого государственного регистра предприятий и организаций как основы учета хозяйствующих субъектов.
В рамках единого информационного пространства необходимо формировать и вести государственный информационный регистр. В нем должны содержаться сведения об организациях – держателях государственных, негосударственных и смешанных информационных ресурсов, а также видах информационной продукции.
Информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества могут находиться в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений. Собственниками и владельцами информационных ресурсов могут являться: Российская Федерация, субъекты РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, физические и юридические лица, в том числе граждане иностранных государств и лица без гражданства.
В зависимости от формы собственности информационные ресурсы делятся на государственные, муниципальные и частные. К государственным информационным ресурсам относятся:
• ресурсы, создаваемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и вырабатываемые в результате этой деятельности;
• ресурсы, создаваемые негосударственными организациями по заказам и в интересах органов государственной власти.
Информационные ресурсы по способу реализации могут быть локальными или распределенными.
По режиму доступа выделяются:
• информационные ресурсы общего пользования;
• ресурсы рабочих групп, ориентированные на определенные группы пользователей;
• персонально-ориентированная информация.
В настоящее время в большинстве регионов РФ нет единой сети, объединяющей компьютеры органов управления региона и представляющей возможность коллективного доступа к ведомственным базам данных. Однако локальные сети отдельных органов регионального управления, имеющие собственные отлаженные механизмы передачи информации, создают информационный и технический базис для построения информационной инфраструктуры региона с возможностью удаленного доступа пользователей данных.
Большинство персонально-ориентированной информации и информации рабочих групп, циркулирующей в органах управления, не предназначены для тиражирования и должны использовать информационную сеть органов государственной власти как надежную среду передачи данных с гарантией, исключающей несанкционированный доступ к сети. Проблемы защиты информации выходят на первый план.
Региональные информационные ресурсы, используемые властными структурами, по смысловой ориентации делятся на экономическую, правовую, персонифицированную и специализированную.
Основными поставщиками экономической информации коллективного пользования в субъекте РФ являются: Государственный комитет по статистике, министерства экономики, финансов, внешнеэкономических связей, промышленности, сельского хозяйства.
Базы данных Государственного комитета по статистике субъекта РФ должны содержать разнообразную информацию, касающуюся развития основных секторов экономики и форм собственности. В базах должна содержаться также информация о различных предприятиях, об их роли на рынке товаров народного потребления, паспорта крупных и средних промышленных предприятий. Регистры предприятий должны содержать справочную информацию, касающуюся отраслевой принадлежности, форм собственности, видов деятельности, а также адресные реквизиты и имена руководителей.
В той или иной степени базами правовой информации пользуются все, любая организация вне зависимости от ее размеров и форм собственности. На особом месте стоит этот вопрос в органах государственной власти. Широкий круг пользователей предъявляет к средствам информационного обеспечения в области права следующие основные требования:
• максимальная полнота представления материалов по интересующему пользователя вопросу;
• постоянное обновление информационных ресурсов по мере выхода новых правовых актов;
• возможность получения комментариев по отдельным положениям правовых актов;
• удобство доступа и работы с правовой информацией.
Одним из источников правовой информации являются компьютерные справочные правовые системы (СПС) – это программные комплексы, включающие в себя массив правовой информации и программные инструменты, позволяющие специалисту работать с этим массивом (производить поиск конкретных документов или их фрагментов, выводить информацию на печать и т.д.).
Значительные ресурсы правовой информации сосредоточены в Федеральном агентстве правительственной связи и информации (ФАПСИ), обеспечивающем органы государственной власти федерального и регионального уровней необходимой информацией.
Значительную долю информационных баз в регионе составляют персонифицированные учеты. Это массивы данных, в которых вся накапливаемая информация ставится в соответствии конкретной персоне, имеющей уникальные идентификационные признаки. Персонифицированные данные – это элемент учета, характеризующийся большой динамичностью объектов и неимоверной сложностью актуализации. Человек как объект учета чрезвычайно динамичен (люди рождаются и умирают, меняют место жительства и работы и т.д.), поэтому информация требует постоянного обновления. Однако не все организации, пытающиеся формировать персонифицированные учеты, имеют такую возможность.
При всем разнообразии персонифицированных учетов значительную долю их объема составляют единые для всех установочные данные граждан, проживающих в регионе, собираемые разными путями и с разной эффективностью.
Выделяются два типа персонифицированных баз данных:
• базы данных обеспечения собственной деятельности (кадровые службы, бухгалтерия и др.). Характерной особенностью является небольшой охват населения. Подобные базы данных содержат от десятков до нескольких тысяч записей, что составляет доли и единицы процентов населения, проживающего на территории региона;
• общерегиональные учеты населения. Накопление сведений производится обо всем населении территории либо выборочно, по характерному признаку в пределах территории. Охват учитываемого населения – от десятков до ста процентов жителей.
К специализированным системам относятся различные реестры: кадастры, геоинформационные системы др.
Базы и банки данных, информационно-поисковые системы отдельных министерств, департаментов и комитетов, к которым остальные пользователи не имеют доступа, представляют собой в основном комплекс проблемно-ориентированной информации, характеризующей положение в подведомственных отраслях и представляющей интерес для весьма ограниченного круга специалистов.
Рассматривая вопрос информатизации органов государственного управления на региональном уровне, необходимо выделить две основных стороны проблемы. Первая – организация межведомственных информационных потоков, формирование и отработка такого механизма взаимодействия, который позволит администрациям субъектов Федерации получать оперативный доступ к любой интересующей их, в рамках компетенции, информации. Вторая – формирование региональной среды передачи данных, отвечающей современным требованиям.
Информационная сеть органов управления региона – это комплекс аппаратных и программных средств, распределенных территориально, предназначенный для удовлетворения информационных потребностей управленческого аппарата органов власти.
Потоки циркулирующей в сфере управления экономики информации весьма велики. Их характеризует большой объем текстового, цифрового, а в последнее время и графического материала. Поднимаясь по уровням власти, информация приобретает все более обобщающий и аналитический характер, обрастает оценками и прогнозами на будущее, становясь основой для принятия управленческого решения на региональном и государственном уровнях. Кроме экономической, в сети органов государственной власти и местного самоуправления представлена правовая информация, содержащая как федеральное, так и местное законодательство, блок социально-демографической информации и т. д.