Роль автоматизированных информационных систем в правовой сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 16:41, реферат

Описание работы

Автоматизированная система - это система программных и аппаратных средств, предназначенных для автоматизации процесса деятельности человека. Автоматизированная система всегда функционирует при участии человека, и человек является ее главным звеном.

Содержание работы

1. Понятие «Автоматизированная система». Классификация автоматизированных систем

2. Краткая характеристика автоматических информационных систем статистического учета и отчетности правоохранительных органов

3. Публикации статистических данных

Файлы: 1 файл

пример.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

Реферат

 

Роль автоматизированных информационных систем в правовой сфере

 

Содержание

 

 

1. Понятие «Автоматизированная  система». Классификация автоматизированных  систем

 

2. Краткая характеристика  автоматических информационных  систем статистического учета  и отчетности правоохранительных органов

 

3. Публикации  статистических данных

 

1. Понятие «Автоматизированная  система». Классификация автоматизированных  систем

 

 

Автоматизированная  система - это система программных  и аппаратных средств, предназначенных  для автоматизации процесса деятельности человека. Автоматизированная система всегда функционирует при участии человека, и человек является ее главным звеном.

 

Классифицировать  информационные системы достаточно сложно из-за их разнообразия и постоянного  развития структур и функций. В качестве признаков классификации используются: область применения, охватываемая территория, организация информационных процессов, направление деятельности, структура и др.

 

По территориальному признаку АИС классифицируются на международные, общегосударственные, геоинформационные, области, республики, округа, города, района и т.д.

 

По сфере  применения различают АИС в экономике, в промышленности, в торговле, на транспорте, в правовой сфере, в медицине, в учебных заведениях и т.п.

 

В рамках одной сферы АИС можно классифицировать по видам деятельности. Так, например, все правовые информационные системы можно условно разбить на АИС, используемые в правотворчестве, правоприменительной практике, правоохранительной деятельности, правовом образовании и воспитании. Конечно, следует понимать, что подобного рода классификация достаточно условна, так как одни и те же АИС могут использоваться в различных видах правовой деятельности.

 

Можно классифицировать правовые информационные системы с  точки зрения правового образования, в рамках которого они сложились и задачи которого решают в процессе своего функционирования, - автоматизированные системы органов прокуратуры, юстиции, судов и др.

 

Один из основных подходов к классификации автоматизированных систем правовой информации (АСПИ) связан с видами обрабатываемой социально-правовой информации.

 

При классификации  автоматизированных систем правовой информации можно выделить АСПИ, основанные на системе нормативных правовых актов (например, информационно-поисковые по законодательству). Для этих систем проблемы систематизации информации связаны с вопросами классификации и систематизации нормативных правовых актов.

 

С другой стороны, можно выделить системы, аккумулирующие и обрабатывающие разнообразную  социально-правовую информацию ненормативного характера: криминологическую, криминалистическую, судебно-экспертную, оперативно-розыскную, научную правовую и др.

 

С точки зрения разработки автоматизированных систем в области права выделяются классификации  на документированную и иную правовую информацию.

 

Документированная информация (документ) - зафиксированная  на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Указанные реквизиты являются основными  основаниями для классификации  обрабатываемой информации.

 

Фактографическая  информация - это описание выбранных  характеристик, свойств объектов, информация о которых собирается, систематизируется  и обрабатывается в данной информационной системе. Для каждой характеристики должна быть точно определена форма ее представления в системе (текстовая, графическая, звуковая и т.д.). Вид хранимой и обрабатываемой автоматизированной системой информации во многом определяет ее программно-техническое решение.

 

Всю документированную  правовую информацию можно разбить на официальную и неофициальную. К официальной правовой информации относятся сведения и данные о праве или о законодательстве в широком смысле слова, то есть обо всех действующих и уже прекративших действие нормативных актах. В автоматизированных системах, основанных на официальной правовой информации, большую роль играет ее классификация по источникам права: законы Российской Федерации, нормативные акты правительства страны и правительств республик, министерств и ведомств страны и республик и местных органов государственной власти и государственного управления, общественных организаций и др.

 

В качестве неофициальной  правовой информации, лежащей в основе функционирования АСПИ, рассматриваются  все сведения и данные о праве  и связанных с ним явлениях, которые отражены в юридической научной литературе, не являющейся официальной (юридических монографиях, учебниках, статьях, обзорах, докладах, справочниках и других материалах), и сведения, содержащиеся в материалах, полученных от предприятий, учреждений, общественных организаций, граждан и других источников.

 

Здесь следует  заметить, что информация, полученная в результате работы автоматизированной системы, хранящей и обрабатывающей официальную правовую информацию, не будет являться официальной. Исключение составляет система "Собрание законодательства РФ", разработанная Центром новых компьютерных технологий научно-технического центра Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ). Согласно указам Президента РФ от 5 апреля 1994 г. N662 (53) и от 9 августа 1994 г. N1664 тексты правовых актов в машиночитаемом виде в этой системе являются официальными.

 

Большое значение, с точки зрения создания и функционирования АИС, имеет классификация информации по степени доступа на открытую и ограниченного доступа. Использование подобного рода информации в автоматизированных системах требует организации технической и программной защиты ее от несанкционированного доступа.

 

Существуют  классификации АСПИ по виду используемых технических (на каком классе вычислительных машин функционируют), программных (под управлением какой операционной системы работают, с помощью каких программных средств созданы), лингвистических средств, а также логико-математических методов, лежащих в основе процесса обработки информации. Кроме того, автоматизированные системы правовой информации можно классифицировать по требованию к уровню подготовки пользователей (для специалистов, для широкого круга пользователей).

 

Опыт практического  применения АИС показал, что наиболее точной, соответствующей самому назначению АИС следует считать классификацию по степени сложности технической, вычислительной, аналитической и логической обработки используемой информации. При таком подходе к классификации можно наиболее тесно связать АИС и соответствующие информационные технологии.

 

Соответственно, на наш взгляд, можно выделить следующие  виды АИС:

 

-автоматизированные  системы обработки данных (АСОД);

 

-автоматизированные  информационно-поисковые системы  (АИПС);

 

-автоматизированные  информационно-справочные системы (АИСС);

 

-автоматизированные  информационно-логические системы  (АИЛС);

 

-автоматизированные  рабочие места (АРМ);

 

-автоматизированные  системы управления (АСУ);

 

-автоматизированные  системы информационного обеспечения  (АСИО);

 

-экспертные системы (ЭС) и системы поддержки принятия решений.

 

2. Краткая характеристика  автоматических информационных  систем статистического учета  и отчетности правоохранительных  органов

 

 

Эффективность любой деятельности существенно  зависит от качественно-количественных показателей ее информационного обеспечения и быстроты их получения. Поэтому проблеме информатизации различных аспектов юридической деятельности ныне уделяется самое серьезное внимание. Средства быстродействующей вычислительной техники, связи и информатики используются в правотворческой, правоприменительной и правоохранной деятельности. Особое внимание уделяется компьютеризации системы уголовной юстиции. Восьмой конгресс ООН о предупреждении преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, 1990 г.) принял специальную резолюцию «Компьютеризация уголовного правосудия», Девятый конгресс ООН (Каир, 1995 г.) организовал международный семинар-практикум по данной проблеме.

 

В компьютеризации  юридической деятельности можно  условно выделить три группы систем:

 

1) автоматизированные  информационные системы о нормативных  актах, включающие в себя банки  законодательных, правительственных  и ведомственных актов, решения  Конституционного Суда, постановления  Пленума Верховного Суда, материалы  судебной и арбитражной практики;

 

2) автоматизированные  информационные системы, обеспечивающие  оперативно-розыскную деятельность, расследование преступлений, охрану  общественного порядка, где отражены  банки данных криминального учета  лиц -- владельцев оружия и автотранспорта, лиц, разыскиваемых и без вести пропавших и единиц разыскиваемого оружия и т. д.;

 

3) автоматизированные  информационные системы регистрации  и учета преступлений, лиц, их  совершивших, осужденных, заключенных,  иной статистической информации  о деятельности правоохранительных органов, судов, других юридических учреждений.

 

Все эти системы  тесно связаны между собой. Они  могут формировать единую информационно-вычислительную сеть органов внутренних дел, налоговой  полиции, таможенной службы, прокуратуры  и судов. Информация одной автоматизированной информационной системы может быть важной для другой и наоборот. Поэтому стратегическая цель при информатизации деятельности правоохранительных органов - это применение новейших информационных технологий на базе создания интегрированных банков данных справочного, статистического и аналитического характера, объединяя их в единое информационное пространство, доступное с рабочих мест сотрудникам правоохранительных органов. В 1995 т. была принята Президентская программа «Правовая информатизация органов государственной власти РФ», в которой определены перспективы развития автоматизированных информационных систем в правовой сфере.

 

Мы остановимся  лишь на краткой характеристике автоматических информационных систем (АИС) статистического учета и отчетности правоохранительных органов. Работа по их созданию ведется с 70-х гг. В то время информационные центры оснащались громоздкими отечественными ЭВМ и использовались главным образом для обработки статистических данных о преступности, преступниках и результатах деятельности органов внутренних дел. Слабость технической базы и отсутствие развитых программных средств не позволяли реализовать концепцию единой базы данных, как на региональном, так и на федеральном уровнях.

 

В настоящее  время в России идет интенсивное создание единой (от уровня горрайлинорганов, отделений милиции до федеральных учетов ГИЦ) стройной системы информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел и правоохранительных органов в целом. В МВД внедрено около 300 локальных вычислительных сетей и 50 территориально распределенных информационных систем с доступом к банкам почти с 4000 автоматизированных рабочих мест. Всего в машинном контуре ежегодно обрабатывается свыше 150 млн. документов.

 

Нормативной базой  проведения крупномасштабных работ по компьютеризации органов внутренних дел является «Концепция развития системы информационного обеспечения органов внутренних дел в борьбе с преступностью» (1993 г.), на основе которой разработаны основные принципы создания информационно-вычислительных систем, разрабатываются комплекты прикладных программных средств. В целом концепция и техническое задание на создание информационно-вычислительных систем ориентированы на несколько уровней сбора, обработки и накопления информации с использованием современных персональных компьютеров с большими объемами памяти и высокой скоростью обработки данных.

 

Кроме информационных центров МВД, ГУВД, УВД, которые оснащаются ЭВМ большой мощности, для обработки  статистики и ведения централизованных учетов идет активное внедрение вычислительной техники в городские, районные подразделения органов внутренних дел. Многие регионы используют возможности модемной связи по телефонным каналам для передачи в ГИЦ данных форм статистической отчетности и получения сборников, подготовленных в ГИЦ, а также для обмена между собой различной информацией. Использование такого канала связи позволило уменьшить трудоемкость обработки статистических данных в ГИЦ и повысить его оперативность.

 

Компьютеризация органов внутренних дел внесла коррективы и в обработку статистической информации. Нормативно это закреплено в Инструкции о едином учете преступлений. Вся технология заполнения, представления документов первичного учета проработана с учетом возможностей их дальнейшей автоматизированной обработки. Ныне по согласованию с прокурором республики, края, области учет преступлений и лиц, их совершивших, может осуществляться в учетно-регистрационных подразделениях с использованием средств вычислительной техники и связи. В этом случае показатели документов первичного учета переносятся на магнитные носители с последующей распечаткой введенных данных в форме соответствующих статистических карточек. Документы первичного учета на магнитных носителях немедленно пересылаются для обработки и хранения в информационные центры МВД, ГУВД, УВД республик, краев, областей, округов и городов (субъектов Федерации).

 

По оценкам  специалистов, на уровне городских  и районных органов в дежурных частях, у оперативных работников, следователей, сотрудников других подразделений в статкарточках, учетных журналах и других первичных материалах накапливается основная масса всей статистической информации. Именно на работников городских, районных и линейных органов возлагается организация учетно-регистрационной и статистической работы.

 

Статистические  карточки на выявленное преступление (Ф.1), о результатах расследования  преступления (Ф.1.1), на преступление, по которому лицо, его совершившее, установлено (Ф. 1.2), на лицо, совершившее преступление (Ф.2), о движении уголовного дела (Ф.З), о результатах возмещения материального ущерба (Ф. 4) заполняются и представляются в учетно-регистрационное подразделение, где переводятся на магнитные носители и сводятся в соответствующие массивы. На их основе и формируется статистическая отчетность о преступлениях, лицах, их совершивших, и других показателях.

 

Аналогичным образом  строятся АИС учета и отчетности в налоговой полиции, таможенной службе и прокуратуре. Получаемые данные сопоставимы, так как базируются на принципах единого учета преступлений. Специальная отчетность этих органов, отражающая их особые функции (например, учет и отчетность о прокурорском надзоре), различается лишь по содержанию, а не по архитектурным и программно-техническим решениям.

Информация о работе Роль автоматизированных информационных систем в правовой сфере