Роль автоматизированных информационных систем в правовой сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 16:41, реферат

Описание работы

Автоматизированная система - это система программных и аппаратных средств, предназначенных для автоматизации процесса деятельности человека. Автоматизированная система всегда функционирует при участии человека, и человек является ее главным звеном.

Содержание работы

1. Понятие «Автоматизированная система». Классификация автоматизированных систем

2. Краткая характеристика автоматических информационных систем статистического учета и отчетности правоохранительных органов

3. Публикации статистических данных

Файлы: 1 файл

пример.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

 

2. Порядок сбора  и обработки статистической информации в судах также представляет собой многоуровневую систему, состоящую из районного, областного (других субъектов Федерации) и федерального уровней. На каждом из них происходит укрупнение значений статистических показателей. Машинная обработка статистической информации требует унификации как первичных документов учета, так и форм статистической отчетности. Такая унификация внедрена в последние годы и в Минюсте, где статистические отчеты о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах наказания (Ф. 10.1, 10.2, 10.3) и составе осужденных, месте совершения преступления (Ф. 11, Па, 12) формируются машинным способом на основе статистических карточек на осужденных, где информация отражается текстуально и в кодированном виде. Аналогичным образом могут обрабатываться статистические карточки на уголовное дело, гражданское дело, исполнительное производство и др.

 

Для решения  актуальных задач, стоящих перед  Минюстом РФ, и проведения аналитической  работы деятельности системы правосудия, статистические данные накапливаются в банках данных, которые представляют собой совокупность отчетных данных за прошлые годы.

 

Основные этапы  учета и отчетности в судах - заполнение статистических карточек судьями первой и кассационной инстанции, введение этих сведений в ЭВМ, проведение компьютерного свода отчетных данных и выдача статистических отчетов.

 

3. Публикации  статистических данных

 

 

Сведения государственной  и ведомственной статистической отчетности правоохранительных органов  и судов с начала 30-х и до конца 80-х гг. были засекреченными. В июне 1987 г. впервые были сняты ограничения на публикацию статистических сведений о количестве осужденных по семи видам опасных преступлений, а в 1989 г. принято решение о снятии ограничений с публикаций сводных данных о зарегистрированных преступлениях и общем числе осужденных. В 1990 и 1991 гг. при участии автора вышли первый и второй статистические сборники о преступности и правонарушениях в СССР за 1961-1990 гг. В последующем в России они стали выходить ежегодно.

 

В ежегодных  российских статистических сборниках  «Преступность и правонарушения»  представлено несколько разделов, в  которых приводятся данные за последнее  пятилетие. В разделе «Общая характеристика преступности» отражаются сведения о зарегистрированных преступлениях, лицах, их совершивших, в абсолютных показателях и в расчете на население. Они распределяются по субъектам Федерации, степени тяжести, по наиболее распространенным группам деяний, по признакам личности и другим критериям. В разделе «Отдельные виды преступлений» дается статистическая характеристика умышленных убийств, причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилований, хулиганств, разбоев, грабежей, краж и других опасных деяний. В разделе «Общая характеристика судимости» представлены сведения о судимости, осужденных и мерах наказания как в целом, так и по отдельным опасным видам преступлений. В следующих разделах даются подробные сведения об аварийности на автотранспорте и состоянии пожарной безопасности. Статистические данные с 1997 г. публикуются по системе нового УК РФ. В различных разделах сборника приводятся краткие сведения о преступности и ее отдельных группах и видах по странам СНГ.

 

В последние  годы появились аналитические работы, в которых состояние преступности в России исследуется за длительный период времени и в сопоставлении с данными о преступности в других странах и мире в целом.

 

ГИЦ МВД РФ представляет также ежемесячную, полугодовую  и годовую оперативную информацию. К 10 числу каждого месяца соответствующим  пользователям этой информации представляется отчет (15 сборников) «О состоянии преступности и результатах расследования» (Ф. № 1А), где в разрезе всех субъектов Федерации и в целом по России дается большой объем сведений за предыдущие месяц или месяцы (по нарастающей) текущего года. Эти же данные в обобщенном виде (без субъектов Федерации) даются в экспресс - информации. На основе того же отчета (Ф. № 1А) и других месячных отчетов ежемесячно выпускается сборник «Состояние преступности в России». Эти и другие ежемесячные издания относительно полно раскрывают в динамике криминологическую обстановку в стране и субъектах Федерации по учтенным деяниям в текущем году.

 

Открытость  статистических сведений о преступности и судимости и их систематическая  публикация позволяют широко использовать методы юридической статистики для анализа актуальных криминологических, уголовно - правовых, уголовно-процессуальных, криминалистических, пенитенциарных, административно - правовых и иных проблем борьбы с преступностью и правонарушаемостью.

 

В России сейчас реализуется Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)" (далее именуется - Программа), над которой работает несколько государственных структур

 

Программа должна обеспечить формирование нормативной  правовой базы в сфере ИКТ, развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктур, сформировать условия для подключения к открытым информационным системам (в том числе посредством сети Интернет), а также обеспечить эффективное взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе широкого внедрения ИКТ. В процессе выполнения Программы будут определяться общие направления развития ИКТ (основные принципы, стандарты и типовые решения по реализации различных проектов) как одного из основных направлений социально-экономического развития страны.


Введение 3

 Раздел 1. Автоматизированные  информационные системы 6

1.1. АИС: основные  понятия и определения 6

1.2. Состав и  структура АИС 7

 Состав АИС  7

 Структура АИС. Функциональные и обеспечивающие подсистемы 9

 Раздел 2. АИС  Министерства юстиции Российской  Федерации 13

2.1. Цели и  задачи использования информационных  систем в Минюсте РФ. Основные  направления АИС в деятельности  Минюста РФ 13

2.3. Автоматизированные системы в деятельности Министерства юстиции РФ 15

 Заключение 19

 Литература 20

 

 

Фрагмент работы

Приведенная выше схема структуры АИС осуществляется, в основном, в информационно-справочных, информационно-поисковых системах. Структура более сложных систем, по существу, представляет собой АИСУ, т. е. АИС управления, АСУ различных уровней и назначения.[7]

 Раздел 2. АИС  Министерства юстиции Российской  Федерации

2.1. Цели и  задачи использования информационных  систем в Минюсте РФ. Основные  направления АИС в деятельности Минюста РФ

 За год  в Министерстве юстиции РФ  проводится юридическая экспертиза  приблизительно по 5 тыс. актов.  В этой связи важно создание  эффективной системы учета и  контроля развития законодательства  субъектов Российской Федерации,  усиление государственно-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение Конституции РФ и федерального законодательства.

 Помимо функций  контроля и согласования развития  нормативного правового массива  Российской Федерации (включая  информационно-правовые аспекты) Министерство юстиции РФ ведет учет нормативных правовых актов Российской Федерации, а также, в силу возложенных на него функций, обладает чрезвычайно развитой системой правовой информации и активно участвует в процессах информатизации правовой системы России.

 Основное  направление деятельности Минюста  России в области единства  правового пространства и правовой  информатизации – формирование  и ведение Федерального регистра  нормативных правовых актов субъектов  Российской Федерации. В него включаются также экспертные заключения Минюста России, протесты прокуратуры и связанные с ними решения судов, что позволяет говорить об уникальности Федерального регистра в системе правовых баз данных, существующих в стране. При этом содержащиеся в нем сведения открыты и доступны для общественности.

 В качестве  приоритетных определены следующие  автоматизированные информационные  подсистемы единой системы информационно  – телекоммуникационного обеспечения:

 законодательства Российской  Федерации, включающая в себя банки данных федерального законодательства, международных правовых актов, правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, прошедших юридическую экспертизу в Минюсте России;

 регистрации общественных  и религиозных объединений;

 государственной регистрации  прав на недвижимое имущество  и сделок с ним;

 службы судебных приставов;

 государственной регистрации  прав на объекты интеллектуальной  собственности;

 исполнения уголовных наказаний;

 электронного документооборота;

 комплексного бухгалтерского  учета и анализа финансово-хозяйственной  деятельности

 

Список литературы

1. Автоматизация документооборота  в Министерстве юстиции Российской  Федерации http://www.microsoft.com/Rus/Casestudies/CaseStudy.aspx?id=217

2. Министерство юстиции  Российской Федерации http://www.minjust.ru/ru/about/regulations/

3. Морозов А.В. Система  правовой информации Минюста  России. М., 1999, с. 43.

4. Морозов А.В. Методологические  и организационные основы развития системы правовой информации Минюста России. Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 2000, с. 26.

5. Собрание законодательства  РФ, 1999, N 32, ст. 4043.

6. Чубукова С.Г. Элькин  В.Д. Основы правовой информатики  (юридические и математические вопросы информатики): Учебное пособие/ Под ред. доктора юридических наук, профессора М.М. Рассолова, кандидата технических наук, профессора В.Д. Элькина. – «Юридическая фирма «Контракт», 2004 г. – 117 с.

7. Гвоздева  В.А., Лаврентьева И.Ю. Основы построения автоматизированных информационных систем: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА – М, 2007. – 320 с.: ил. – (Профессиональное образование).


В законотворческой деятельности использование автоматизированных информационно-поисковых систем также  имеет большое значение. Эти системы играют роль незаменимого помощника для учета предшествующего законодательства на этапе разработки новых нормативных актов. Необходимость увязки всех вновь создаваемых нормативных актов с уже действующими, недопущение повторений одних и тех же норм в различных правовых актах, признание определенных нормативных актов утратившими силу — работа очень трудоемкая. Ручной отбор необходимых правовых документов может не только занять достаточно длительное время, но и привести к тому, что многие нормативные акты останутся вне поля зрения специалистов.

 

 Машинный поиск существенно  повышает оперативность подготовки  новых нормативных актов и  перечней нормативных актов, утративших  силу.

 

 Наибольшее  применение автоматизированные информационно-поисковые системы находят в правоприменительной деятельности.

 

 Как уже  отмечалось, значительно выросло  число специалистов, в своей деятельности  сталкивающихся с необходимостью  работы с правовой информацией.  Получение необходимых нормативных правовых документов из средств массовой информации требует больших временных затрат. Эта задача становится еще более сложной, если речь идет о различных ведомственных нормативных актах, которые далеко не всегда издаются в периодической печати. С использованием информационно-поисковых систем задача быстрого подбора необходимых документов существенно упрощается. Более того, среди людей, работающих с правовой информацией, в последнее время сильно выросло число специалистов, не имеющих специального юридического образования. При необходимости решения конкретного правового вопроса многие из них не знают, какие конкретно нормативные правовые акты регулируют этот вопрос. Такие проблемы нередко возникают и перед юристами, не являющимися специалистами в рассматриваемой правовой области. Этих трудностей можно избежать, воспользовавшись различными поисковыми возможностями, предоставляемыми современными автоматизированными системами правовой информации. Системы классификации (хронологические, тематические, по реквизитам документов и т.п.) таких компьютерных баз позволяют на хорошем уровне решать многие задачи.


 

1. Автоматизация  информационного обеспечения ОВД

Автоматизированная  информационная система представляет собой комплекс программных и  технических средств и информационных массивов, предназначенных для сбора, хранения, поиска и выдачи информации потребителям по их запросам.

В основу функционирования автоматизированных информационных систем ОВД положена информация, характер которой имеет профессиональную направленность и обладает субъективно-ведомственной ценностью. Информационные фонды в системе ОВД России по данным на 1999 г. превысили 375 млн. документов, при этом на федеральном уровне (ГИЦ) обращается 45, на региональном (ИЦ) -77 млн. документов.

В основе информационной системы ОВД лежат централизованные учеты, которые ориентированы на практическую потребность ОВД: на получение  информации для раскрытия, расследования  и предупреждения преступления, розыск преступников, установление личности и принадлежности изъятого имущества.

Классификация информационных систем ОВД

Аналогично  классификации учетов, информационная система ОВД состоит из трех функциональных групп:

 Оперативно - справочная ИС содержит информацию  об осужденных, о лицах привлекаемых к уголовной ответственности, иностранцах, совершивших преступления и правонарушения, информацию о преступлениях, правонарушениях и ДТП с участием иностранцев. Система предназначены для проверки наличия установочных сведений об объекте по запросу.

 Розыскная ИС содержит информацию о разыскиваемых лицах, похищенных и изъятых предметах, похищенных и выявленных номерных вещах, автотранспорте, антиквариате. Система предназначена для проверки наличия установочных сведений об объекте по запросу и сравнения установочных данных и внешних описаний.

 Криминалистическая  ИС предназначена для диагностических  и идентификационных целей по  индивидуальным приметам и признакам  неизвестных или скрывающихся  объектов (информация об особо  опасных преступниках, без вести  пропавших, неопознанных трупах, учет преступлений «с окраской»).

Кроме того в  ОВД ведутся экспертно-криминалистические централизованные коллекции экспертно-криминалистических подразделений МВД РФ, образующие отдельную специфичную информационную систему.

Все многообразие объектов информационной системы ОВД можно разделить на три взаимосвязанных блока с обобщенными названиями «Лица», «Предметы», «События» (Рис.1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1. Модель информационного  обеспечения ОВД.

 

К блоку «Лица» относятся сведения о лицах, представляющих оперативный интерес, лицах, состоящих на различных формах учета, спец аппарате и др.

Информация о работе Роль автоматизированных информационных систем в правовой сфере