Роль автоматизированных информационных систем в правовой сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 16:41, реферат

Описание работы

Автоматизированная система - это система программных и аппаратных средств, предназначенных для автоматизации процесса деятельности человека. Автоматизированная система всегда функционирует при участии человека, и человек является ее главным звеном.

Содержание работы

1. Понятие «Автоматизированная система». Классификация автоматизированных систем

2. Краткая характеристика автоматических информационных систем статистического учета и отчетности правоохранительных органов

3. Публикации статистических данных

Файлы: 1 файл

пример.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

К блоку «События»  относятся сведения о преступлениях  и результатах их расследования, административных правонарушениях, ДТП  и др.

К блоку «Предметы» относятся сведения о похищенных и изъятых предметах, документах, наркотических и ядовитых веществах, разыскиваемом автомототранспорте, оружии граждан и организаций и др.

Успешное расследование  преступлений во многом зависит от состояния учетов сведений об объектах, отраженных в указанных блоках. Решение задачи учетов осуществлялось во все времена существования органов внутренних дел. В основе информационного обеспечения любого учета лежит первичная форма в виде карточки, состоящей из определенного набора реквизитов, идентифицирующих объект. Чем больше карточек, обладающих полнотой и точностью информации в массиве, чем быстрее поиск их в этом массиве, тем эффективнее эта информационно-поисковая система.

ИС в ОВД  состоят из взаимосвязанных федеральных  и региональных ИС (в отдельных случаях могут иметь место локальные ИС, т.е. системы, реализованные на уровне отдела ОВД). ИС формируют универсальные (выполняющие многоцелевые задачи) и специализированные (решающие узкий класс задач) автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС), автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС), автоматизированные дактилоскопические информационные системы (АДИС), автоматизированные информационно-расчетные системы (АИРС) и др. (Рис. 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2. Классификация  информационных систем по назначению

 

 

В зависимости  от технической основы ИС процесс  поиска информации можно механизировать и автоматизировать.

Механизация касается ИС ручного обращения. «Ручные» ИС представляют различные библиотеки, картотеки, регистратуры, адресные бюро и др., где технической основой поиска являются ящики с карточками, упорядоченными по алфавиту, датам, адресам, подразделениям и другим аспектам классификации. Возможная механизация ручной картотеки сводится к установлению специальных подвижных стеллажей-хранилищ, управляемых с пульта оператора. Недостатком ручной ИС является то, что чаще всего для поиска карточки используют значение только одного реквизита или шифра-адреса. Невозможно осуществить поиск по произвольному набору реквизитов.

Автоматизация ИС реализуется на компьютерных информационных системах, которые накапливают не только адреса х  ранимых документов, но и их содержимое, т.е. текстовую информацию, а так же графики, рисунки, фотографии, звуковые фрагменты, видеоклипы.

Такие картотеки называются документальными ИС и требуют большой объем памяти внешнего запоминающего устройства компьютера, поэтому в ОВД пока используются крайне редко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.3. Классификация  ИС в зависимости от технической  основы поиска

 

Для ИС ОВД характерно применение фактографических ИС, информационный массив которых состоит из первичных форм - информационно-поисковых карточек анкетного типа, называемых ИПК. Такие ИС могут быть как ручного, так и автоматизированного обращения. В основу эксплуатации автоматизированных фактографических систем положены компьютерные комплексы. ИПК для этих систем называются машинно-ориентированными.

Недостатком фактографической автоматизированной системы с точки  зрения ресурсов памяти компьютера является то, что приходится запоминать всю, даже наполовину «пустую» форму, независимо от значения реквизитов.

 

Основы эксплуатации фактографических автоматизированных ИС

В основу технологии эксплуатации фактографических автоматизированных ИС положен процесс накопления (заполнения и ввода ИПК), хранения (запоминания) ИПК, корректировки (внесения изменений) ИПК с помощью заполнения дополнительных корректирующих карточек или непосредственно корректировки в массиве данных, затем составления запроса, поиска необходимой информации в массиве карточек и выдачу найденной информации в соответствующей форме. Вводимая в БД информация подвергается контролю с помощью специальных методов. (Рис 4).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.4. Технология эксплуатации фактографических автоматизированных ИС ОВД

 

При условии  соблюдения технологии эксплуатации автоматизированной ИС и правильного заполнения ИПК, работают эти системы достаточно надежно и быстро. Чтобы ощутить  эффект от работы такой системы, необходимо четко представлять по каким реквизитам и их значениям можно осуществить поиск необходимой информации, а вернее сказать найти в базе данных соответствующие записи - карточки. Успех поиска зависит от правильности составления запроса и заполнения самих вводимых в компьютер карточек. Учитывая то, что в процессе пополнения базы данных участвуют не только операторы ИЦ УВД, но и другие сотрудники ОВД, в том числе и оперативные, кратко рассмотрим сначала основные правила заполнения отдельных, наиболее важных реквизитов машиноориентированных документов анкетного типа, а затем, рассмотрев некоторые технические сведения о технической реализации информационных систем, перейдем к составлению запросов.

Ценность любой  автоматизированной информационной системы  определяется тогда, когда в нужный момент времени от нее необходимо быстро получить требуемую информацию. Для получения этой информации составляют запрос в систему. От того на сколько корректно и правильно составлен запрос, будет зависеть качество информации, а так же быстрота ее получения.

2. Перспективы  развития информационных систем в ОВД

По своему назначению СУБД бывают офисные и крупномасштабные. Офисные используются в небольших  локальных сетях (отдельные службы ОВД) в строго определенной операционной системе. Это СУБД «Paradox», «Microsoft Access 2.0», использующий OLE-технологию, «FoxPro», «CA Clipper» и др. Крупномасштабные СУБД используются для глобальных информационных систем и являются наиболее перспективными. Это СУБД «Oracle 7», «Microsoft SQL Server», «Oracle SQL Server» и др. У некоторых из этих СУБД имеется возможность работы в разных операционных системах.

 Для офисных  СУБД перспективными и доступными  являются СУБД «Microsoft Access 2.0», использующие OLE -технологию (связывание и включение  объектов). Эта технология позволяет  связывать различные программные модули - объекты: документы, рисунки, графики, таблицы и др., а также делать на них ссылки с указанием адреса хранения. Таким образом, ОLE -технология положила начало интеграции и унификации баз данных.

Крупномасштабные  распределенные АИС используют так называемую технологию «клиент-сервер», напоминающую ранее используемую многопользовательскую АИС на базе ЕС ЭВМ. В качестве аппаратных средств используется компьютерная техника немецкой фирмы Siemens-Nixdorf.

Отличие технологии «клиент-сервер» от широко используемой сейчас технологии «файл-сервер» существенны. Согласно технологии «файл-сервер», пользователь обращается со своего компьютера к центральному, как к своему собственному логическому диску, и запускает необходимую программу, которая загружается (возможно порциями) в оперативную память компьютера пользователя, а затем выполняется. Технические требования к компьютеру пользователя так же велики, как к центральному. Если к центральному компьютеру одновременно обратятся несколько пользователей, то существенно снизится скорость обслуживания. Удобство технологии «клиент-сервер» заключается в том, что вся обработка информации выполняется мощным многопроцессорным центральным компьютером, а маломощному, возможно даже без магнитных накопителей, компьютеру пользователя выдается конечный результат обработки запроса. Это существенно снижает время доступа к информационной системе и требования к пропускной возможности каналов связи.

Учитывая вышеизложенное, в системе правоохранительных органов  для обеспечения функционирования информационных систем наметились тенденции к возврату к центральным вычислительным центрам на базе современных высокопроизводительных многопроцессорных компьютеров, а также развитие крупномасштабных АИС. Учитывая то, что сети Internet имеют доступ только к открытым базам данных, широкое распространение, вероятно, получит программа компании IACP, обладающая функциями «запрос/ответ», получения информации последних новинок развития полицейской техники, накопления информации о текущих делах, электронной почты. Данная система имеет доступ к базам данных закрытых полицейских учреждений.

Успех дальнейшего  развития ИС ОВД во многом зависит  от возможностей финансирования новых  перспективных программ, а также  более быстрой централизованной поставки соответствующих программных и аппаратных средств.

 

3. Классификация  и назначение правовых прикладных  программ.

К прикладным программам, предназначенным для решения  профессиональных задач в юриспруденции, относятся:

справочно-информационные системы,

консультационные (экспертные) системы,

идентификационные системы,

компьютерные  деловые игры.

Информационно-поисковые  справочные системы представляют собой  информационные базы данных и программы  для управления базами данных. Отличительной  особенностью этих систем является то, что их базы данных содержат большие объемы текстовой информации правового назначения:

нормативно-правовые акты,

официальные документы,

комментарии к  законодательству,

обобщение практики и советы,

научные статьи по юридической тематике

Консультационные или экспертные системы предназначены для углубленного исследования (экспертизы) конкретного объекта, ситуации, явления. Проектирование этих системы основано на математическом моделировании с привлечением большого объема знаний из разных областей науки и практики, а не только из области юриспруденции.

Идентификационные системы используют возможности  баз данных, математических алгоритмов идентификации, технологии мультимедиа, возможности вывода заключений с  помощью экспертных систем, позволяют  решать проблемы идентификации личности. Атрибутами идентификации в криминалистике и судебно-медицинской экспертизе служат отпечатки пальцев, стилистический и графоаналитический анализ текстовой информации, анализ почерка и т.п.

Идентификационные системы используют:

в системах контроля доступа не территорию или в помещения;

в досмотровых  и таможенных системах для распознавания  недозволенных грузов;

в криминалистике при идентификации личности;

в системах идентификации  личности в деловых и банковских приложениях;

в правовом и аналоговом аудите.

Компьютерные  деловые игры моделируют альтернативное поведение в определенной профессиональной деятельности и предлагают активное включение личности в процесс  игры.

На практике применяются информационные комплексы, которые включают в себя не одно программное средство, а их набор, объединенный в систему, как программно, так и аппаратно. Характерным примером могут служить информационные комплексы для нотариусов, которые включают:

справочно-поисковые  системы по законодательству;

текстовые редакторы;

базы данных для хранения и поиска документов;

программные средства (СУБД) ведения журналов, реестров, книг, архивов, составления отчетности;

электронно-коммуникационные системы (факс-модем, электронная почта).

Справочно-информационные правовые системы.

Потребность в  правовой информации привела к необходимости  разработки справочно-информационных правовых систем.

 

Система КонсультантПлюс

Это – целое  семейство систем, имеющих одни и  те же принципы работы и одинаковые программные оболочки и представляющих собой крупнейший банк нормативных актов органов власти и управления Российской Федерации по всем вопросам финансовой и хозяйственной деятельности.

Программный комплекс содержит также системы принятия решений, ориентированные на конкретных специалистов. Например, программа «КонсультантБухгалтер» содержит раздел под названием «Вопросы и ответы».

Система КонсультантПлюс  обеспечивает три основных вида поиска:

поиск по реквизитам документа,

полнотекстовый  поиск,

поиск по специализированным классификаторам.

Документы связаны  между собой перекрестными ссылками. Пользователь может удалять из базы не интересующие его документы, сохраняя при этом карточки документов в каталоге. При желании можно удалить  и карточку. Пользователь может распечатать  выбранный документ или его фрагменты, сохранить текст документа в файле, забрать предварительно выбранный фрагмент текста в буфер обмена, а затем поместить его в любой редактор, например, MS Word.

Организация поиска документов. Поиск документов осуществляется по запросу. По вкладке Поиск меню системы находится позиция Карточка реквизитов, степень заполняемости которой может быть разной. Система осуществляет поиск документов в соответствии с заполняемыми полями карточек. Если реквизиты какого-либо поля отсутствуют, система считает, что пользователя устраивают документы с любым способом их заполнения. Такая особенность позволяет заполнить всего два-три поля Карточ ки реквизитов (в большинстве случаев достаточно знать только точный номер документа) для обеспечения поиска.

Поиск конкретного документа возможен, если известны какие-либо его реквизиты –

вид документа,

примерное название,

примерная дата принятия и др.

Поиск начинают с введения достоверных данных о  документе в Карточку. Если сформированный документ будет содержать слишком большое количество документов, запрос можно уточнить, например, заполнить поле Текст документа. При этом можно контролировать количество документов, соответствующих запросу, по информационной строке в нижней части Карточки реквизитов. Если нужный документ не находится, в запрос добавляются дополнительные реквизиты. Если осуществляется поиск по какому-либо вопросу с неизвестными реквизитами, то формируется максимально широкий запрос, включающий поля: Тематика, Текст документа, Ключевые слова, а затем он уточняется.

Информация о работе Роль автоматизированных информационных систем в правовой сфере