Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 02:26, шпаргалка
1) Время жизни, жизненный цикл информационной системы. Назначение и особенности применения стандартов жизненного цикла информационной системы (ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207- 99, ГОСТ Р ИСО/МЭК 12588 - 2005, ГОСТ 34.601- 90)
Методология проектирования информационных систем описывает процесс создания и сопровождения систем в виде жизненного цикла (ЖЦ) ИС, представляя его как некоторую последовательность стадий и выполняемых на них процессов. Для каждого этапа определяются состав и последовательность выполняемых работ, получаемые результаты, методы и средства, необходимые для выполнения работ, роли и ответственность участников и т. д. Такое формальное описание ЖЦ ИС позволяет спланировать и организовать процесс коллективной разработки и обеспечить управление этим процессом.
Жизненный цикл ИС можно представить как ряд событий, происходящих с системой в процессе ее создания и использования.
1) Время жизни, жизненный цикл информационной системы. Назначение и особенности применения стандартов жизненного цикла информационной системы (ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207- 99, ГОСТ Р ИСО/МЭК 12588 - 2005, ГОСТ 34.601- 90)
Методология проектирования информационных систем описывает процесс создания и сопровождения систем в виде жизненного цикла (ЖЦ) ИС, представляя его как некоторую последовательность стадий и выполняемых на них процессов. Для каждого этапа определяются состав и последовательность выполняемых работ, получаемые результаты, методы и средства, необходимые для выполнения работ, роли и ответственность участников и т. д. Такое формальное описание ЖЦ ИС позволяет спланировать и организовать процесс коллективной разработки и обеспечить управление этим процессом.
Жизненный цикл ИС можно представить как ряд событий, происходящих с системой в процессе ее создания и использования.
ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207- 99
Настоящий стандарт устанавливает, используя четко определенную терминологию, общую структуру процессов жизненного цикла программных средств, на которую можно ориентироваться в программной индустрии. Настоящий стандарт определяет процессы, работы и задачи, которые используются: при приобретении системы, содержащей программные средства, или отдельно поставляемого программного продукта; при оказании программной услуги, а также при поставке, разработке, эксплуатации и сопровождении программных продуктов. Понятие программных средств также охватывает программный компонент программно-аппаратных средств. Настоящий стандарт также определяет процесс, который может быть использован при определении, контроле и модернизации процессов жизненного цикла программных средств.
Настоящий стандарт применяется при приобретении систем, программных продуктов и оказании соответствующих услуг; а также при поставке, разработке, эксплуатации и сопровождении программных продуктов и программных компонентов программно- аппаратных средств как в самой организации, так и вне ее. Стандарт содержит также те аспекты описания системы, которые необходимы для обеспечения понимания сути программных продуктов и услуг. Примечание - Процессы, реализуемые в жизненном цикле программных средств, должны быть совместимы с процессами, реализуемыми в жизненном цикле системы. Стандарт также применяется при двусторонних отношениях сторон и может в равной степени применяться, если обе стороны принадлежат к одной и той же организации. Диапазон применения может простираться от неформального соглашения о сотрудничестве до официально заключаемого контракта (договора). Стандарт может использоваться одной из сторон для самоконтроля. Стандарт не распространяется на готовые программные продукты, если они не входят в поставляемый продукт. Стандарт предназначен для: заказчиков систем, программных продуктов и услуг; поставщиков; разработчиков; операторов; персонала сопровождения; администраторов проектов; администраторов, отвечающих за качество, и пользователей программных продуктов.
ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288—2005
Настоящий стандарт устанавливает общие основы для описания жизненного цикла систем, создан- ных людьми, определяет детально структурированные процессы и соответствующую терминологию. Оп- ределенные совокупности этих процессов могут быть реализованы на любом иерархическом уровне струк- туры системы. Выбранные из этих совокупностей процессы могут быть использованы в течение всего жиз- ненного цикла системы для реализации и управления отдельными стадиями жизненного цикла, что осуще- ствляется путем вовлечения всех участников, заинтересованных в достижении конечной цели — удовлет- воренности заказчиков. В настоящем стандарте представлены также процессы, которые поддерживают определение, контроль и совершенствование процессов жизненного цикла внутри организации или в рамках какого-либо проекта. Организации и проекты могут применять эти процессы при приобретении и поставке систем. Настоящий стандарт распространяется на системы, которые созданы человеком и состоят из одного или нескольких следующих элементов: технические средства, программные средства, люди, процессы (например, процесс оценки), процедуры (например, инструкции оператора), основные средства и природ- ные ресурсы (например, вода, объекты живой природы, минералы).
Настоящий стандарт применим к полному жизненному циклу системы, включая замысел, разработ- ку, производство, эксплуатацию и снятие с эксплуатации, а также приобретение и поставку систем, осуще- ствляемых внутри или вне организации. Процессы жизненного цикла, представленные в стандарте, могут применяться однократно, многократно и рекурсивно по отношению к системе и ее элементам. Существует широкий круг систем, отличающихся назначением, областью применения, сложностью, размером, новизной, адаптируемостью, количественными характеристиками, местом расположения, вре- менем жизни и эволюции. В стандарте описываются процессы, составляющие жизненный цикл любой искусственной системы, создаваемой людьми. Он применим для систем единичного и массового произ- водства и систем, адаптируемых по требованиям заказчика. Настоящий стандарт может использоваться организациями, выступающими в роли как поставщиков, так и приобретающих сторон. Он может применяться одной из сторон в индивидуальном порядке или в порядке, согласованном несколькими участниками. Участвующие стороны могут принадлежать одной орга- низации или различным организациям, а результат согласования их действий может варьироваться от неформального соглашения вплоть до официального контракта. Процессы, представленные в настоящем стандарте, могут быть использованы как основа для фор- мирования деловой среды, например методов, технических приемов и способов, инструментальных средств и обученного персонала. Стандарт определяет эталонную модель процесса, охарактеризованную в терми- нах целей и результатов, являющихся итогом успешной реализации процесса. Таким образом, настоящий стандарт может применяться в качестве эталонной модели для поддержки оценки процесса, как это опре- делено в.
ГОСТ 34.601- 90
Настоящий стандарт распространяется на
Стадии и этапы создания АС: Формирование требований к АС; Разработка концепции АС; Техническое задание; Эскизный проект; Технический проект; Рабочая документация; Ввод в действие; Сопровождение АС.
2) Этапы и модели жизненного цикла информационной системы.
Традиционно выделяются следующие
основные этапы жизненного цикла программного
обеспечения:
1) анализ требований,
2) проектирование,
3) кодирование (программирование),
4) тестирование и отладка,
5) эксплуатация и сопровождение.
В настоящее время известны и используются следующие модели жизненного цикла:
Рис. 2.1. Каскадная модель ЖЦ ИС
Рис. 2.2. Поэтапная модель с промежуточным
контролем
Рис. 2.3. Спиральная модель ЖЦ ИС
3)
Состав стадий и этапов
Организация канонического проектирования ИС ориентирована на использование главным образом каскадной модели жизненного цикла ИС. Стадии и этапы работы описаны в стандарте ГОСТ 34.601-90.
В зависимости от сложности объекта автоматизации и набора задач, требующих решения при создании конкретной ИС, стадии и этапы работ могут иметь различную трудоемкость. Допускается объединять последовательные этапы и даже исключать некоторые из них на любой стадии проекта. Допускается также начинать выполнение работ следующей стадии до окончания предыдущей.
Стадии и этапы создания ИС, выполняемые организациями-участниками, прописываются в договорах и технических заданиях на выполнение работ:
Стадия 1. Формирование требований к ИС.
На начальной стадии проектирования выделяют следующие этапы работ:
Стадия 2. Разработка концепции ИС.
Стадия 3. Техническое задание.
Стадия 4. Эскизный проект.
Стадия 5. Технический проект.
Стадия 6. Рабочая документация.
Стадия 7. Ввод в действие.
Стадия 8. Сопровождение ИС.
Обследование- это изучение и диагностический анализ организационной структуры предприятия, его деятельности и существующей системы обработки информации. Материалы, полученные в результате обследования, используются для:
На этапе обследования целесообразно выделить две составляющие: определение стратегии внедрения ИС и детальный анализ деятельности организации.
Основная задача первого этапа обследования - оценка реального объема проекта, его целей и задач на основе выявленных функций и информационных элементов автоматизируемого объекта высокого уровня [8]. Эти задачи могут быть реализованы или заказчиком ИС самостоятельно, или с привлечением консалтинговых организаций. Этап предполагает тесное взаимодействие с основными потенциальными пользователями системы и бизнес-экспертами. Основная задача взаимодействия - получить полное и однозначное понимание требований заказчика. Как правило, нужная информация может быть получена в результате интервью, бесед или семинаров с руководством, экспертами и пользователями.
По завершении этой стадии обследования появляется возможность определить вероятные технические подходы к созданию системы и оценить затраты на ее реализацию (затраты на аппаратное обеспечение, закупаемое программное обеспечение и разработку нового программного обеспечения ).