Современные теории информационного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Большинство людей, по-моему, рано или поздно задаются вопросом: что представляет собой общество, в котором мы живем? Как осмыслить то, что происходит в окружающем нас мире? И куда мы идем? Искать ответы на эти вопросы - задача грандиозная и даже обескураживающая, так как она предполагает, что необходимо определить основные характеристики чрезвычайно сложных и постоянно изменяющихся условий. Есть люди, которым все это быстро надоедает, они сдаются и соглашаются жить в неразберихе взаимоисключающих представлений о мире.

Содержание работы

Введение……………………………………………..……………….3
1. Основные понятия и проблемы становления информационного общества. Информатизация как процесс перехода к информационному обществу
Этапы развития информатизации………………………………….6
Технологический и социологический подходы в определении информационного общества………………..……………………………..………….....13
Технологически аспекты информатизации………………………16
Эволюция теорий информационного общества
Информационное общество как постиндустриализм.
Теория Д. Белла……………………………………….……………25
Теория информационного общества М. Кастельса……………….30
Элвин Тоффлер и теория третьей волны…………………………..36
Теория информационного общества Е. Масуда…………………..37
Технотронная теория З. Бжезинского………………………….......39
3. Тенденции и результаты информатизации
3.1. Положительные и отрицательные последствия информатизации…………………………………………………………..40
3.2. Программы информатизации……………………………………….45
Заключение…………………………..……………………..……….52
Список использованных источников…………………………….,54
Приложения………………………………………………………..55

Файлы: 1 файл

Курсовая инф общество.docx

— 170.37 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Стр.

Введение……………………………………………..……………….3

1. Основные понятия и проблемы становления информационного общества. Информатизация как процесс перехода к информационному обществу

    1. Этапы развития информатизации………………………………….6
    2. Технологический и социологический подходы в определении информационного общества………………..……………………………..………….....13
    3. Технологически аспекты информатизации………………………16 
  1. Эволюция теорий информационного общества
    1. Информационное общество как постиндустриализм.

Теория Д. Белла……………………………………….……………25

    1. Теория информационного общества М. Кастельса……………….30
    2. Элвин Тоффлер и теория третьей волны…………………………..36
    3. Теория информационного общества  Е. Масуда…………………..37
    4. Технотронная теория З. Бжезинского………………………….......39

3. Тенденции и результаты  информатизации

3.1. Положительные и отрицательные последствия информатизации…………………………………………………………..40

3.2. Программы информатизации……………………………………….45

Заключение…………………………..……………………..……….52 

Список использованных источников…………………………….,54

Приложения………………………………………………………..55

 

Введение

 

Большинство людей, по-моему, рано или поздно задаются вопросом: что представляет собой общество, в котором мы живем? Как осмыслить  то, что происходит в окружающем нас мире? И куда мы идем? Искать ответы на эти вопросы - задача грандиозная  и даже обескураживающая, так как  она предполагает, что необходимо определить основные характеристики чрезвычайно  сложных и постоянно изменяющихся условий. Есть люди, которым все это  быстро надоедает, они сдаются и  соглашаются жить в неразберихе  взаимоисключающих представлений  о мире. Другие же, столкнувшись с  противоречиями, лениво отступают на весьма комфортную позицию. Они полагают, что мы видим только то, что хотим  видеть. К счастью, большинство из нас все же упорствуют в стремлении осознать, что происходит в мире.

Отправной точкой для этой работы стало возникновение нового подхода к пониманию современных  обществ. Аналитики все больше и  больше начинают говорить об информации как о главном отличительном  признаке современного мира. Нам говорят, что мы входим в информационную эру, что новые «способы информации»  превалируют, что мы живем в «электронном обществе» и подходим к «виртуальной экономике», движущей силой которой  стала информация, что мы уже существуем в условиях «глобальной информационной экономики». Очень многие эксперты заходят еще дальше и называют Соединенные Штаты, Великобританию, Японию, Германию и другие страны со сходным уровнем жизни информационными  обществами. Идея информационного общества пришлась по душе политикам и тем, кто политику определяет, а также  ведущим бизнесменам, тем более  что Европейский Союз спешит войти  в «глобальное информационное общество»  по примеру Японии, которая приняла  эту концепцию в начале 1970-х  годов (Duff, 2000).

Предметом спора стало  лишь то, что несут с собой эти  перемены. Для одних они означают становление общества действительно  профессионального и заботливого  по отношению к своим членам; для  других - усиление контроля над гражданами; для третьих они знаменуют  появление высокообразованного  слоя, при том что прочих захлестнет волна пустячных сообщений, сенсаций и сбивающей с толку пропаганды. Политические экономисты ведут разговоры  о том, что в новой «электронной экономике» преимущество получает предприниматель, обладающий знаниями, которые позволяют  «быстро соображать»; для тех  же, кого волнует культура, киберпространство  и виртуальная реальность представляются неуютным местом для работы воображения  и изобретательской деятельности.

Поразительно, что при  всей противоречивости этих точек зрения все ученые соглашаются в одном: информация есть нечто особенное. В  огромном потоке литературы, где рассматриваются  проблемы информационной эры, авторы редко  соглашаются друг с другом относительно ее основных характеристик и общего смысла, однако они сходятся в том, что информация играет особую роль в современном мире. Исследования ученых могут быть весьма спорными. Специалисты исходят из принципиально  различных посылок и приходят к столь же принципиально разным выводам, однако разногласий по поводу особой роли информации между ними нет.

Ныне на повестке дня - Интернет, информационная «супермагистраль»  и киберобщество, вопросы, порожденные  информационными и коммуникационными  технологиями (ИКТ); первостепенными  темами обсуждения становятся электронная  демократия, киборги и онлайновые сообщества. И тем не менее в  некоторых областях произошел чрезвычайно  любопытный поворот от технологий к  другим, содержательным составляющим информации. В среде ведущих политиков  и интеллектуалов растет интерес  к информационному труду, символическим  аналитикам, которые наиболее подготовлены к тому, чтобы вести за собой  в то будущее, где адаптивность и  постоянное переобучение являются нормой. Эти люди - ключевые игроки в информационном обществе, им выпало счастье получить первоклассное образование, обеспечившее их информационными возможностями, которые позволяют выжить в новой  глобализованной экономике. Ныне посредники, менеджеры, программисты, креативные работники  масс-медиа и все те, кто работают в креативных областях, рассматриваются  как проводники в мир информационного  общества.

 В этой работе внимание  направлено на различные интерпретации  под тем углом зрения, который  позволил определить область  пересечения интересов, хотя интерпретации  роли и особенностей распространения  информации различаются между  собой, и чем ближе мы будем  подходить к этой области, где,  казалось бы, существует единство  мнений, тем меньше увидим согласия  даже по этому якобы общему  истолкованию предмета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные понятия и проблемы становления информационного общества. Информатизация как процесс перехода к информационному обществу
    1. Этапы развития информатизации

Наиболее крупные изменения, произошедшие в информационном развитии общества, можно отметить пятью революционными этапами.

Первая революция. Появление речевых коммуникаций, обеспечивающее групповое поведение людей, сохранение накопленных знаний на основе устного общения.

Вторая революция. Изобретение письменности - основа наиболее важного скачка в развитии общества, появилась возможность долговременного сохранения знаний и передачи их от поколения к поколениям.

Третья революция. Изобретение книгопечатания, позволившее реализовать массовое распространение письменной информации, изменило культуру и организацию взаимной деятельности, обеспечило широкомасштабное развитие науки и образования.

Четвертая революция. Изобретение электричества и связанных с ним технологий передачи информации (телеграф, телефон, радио, телевидение), позволяющих оперативно передавать информацию, замещая непосредственное общение людей. Параллельно с этими изменениями появились средства оперативной фиксации событий (фотография и звукозапись).

Пятая революция. Появление электронно-вычислительных машин и основанных на них автоматизированных технологий. Проникновение информационных технологий во все сферы деятельности (промышленность, управление, культура и т.д.). Появление Интернета. Создание инструментальной базы для интеллектуальных систем. Все эти преобразования не являются одномоментными событиями - как правило, это достаточно длительные эволюционные процессы. Поэтому указать временные периоды для каждого из вышеперечисленных преобразований можно достаточно условно. Даже появление книгопечатания нельзя связать только с изобретением Гуттенберга, которому почему-то приписывают изобретение печатного станка. Реальный исторический анализ показывает, что технологии оттиска были известны еще в очень ранних культурах (например, орнаменты), а оттиск на бумажный носитель, когда штамп вырезался на липовой доске, являлся базой для массового тиражирования задолго до XV века.                                      

     В настоящее время проходит очередной этап развития цивилизации - переход к информационному обществу. Понятие "информационное общество" как модификация концепций постиндустриального общества возникает во второй половине 1960-х гг. Постиндустриальное общество, которое уже характерно для большинства развитых стран мира и в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, создает основу информационного общества. Уже для этой стадии развития производственным ресурсом стали информация и знания, научные разработки образуют главную движущую силу экономики, наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.

Знание и информация всегда были обязательными компонентами в  жизнедеятельности людей. Знания являются средством освобождения от влияния  стихийных объективных сил, основой  формирования личности. Но в условиях информационного общества знание приобретает новое значение, оно в определенной мере становится самостоятельной силой, центральным фактором технического и социального развития. Важнее всего, что знание может использоваться для производства нового знания. Становится возможным получать новое знание о реальности на основании имеющегося опыта. Это приводит к росту теоретических наук, прогнозу и проведению практических исследований на основании предварительных предположений. Математические методы проникают во все сферы деятельности человека. 

В период перехода к информационному обществу любая организационная структура все больше использует информацию с целью повысить эффективность, стимулировать инновации, укрепить конкурентоспособность. Информация становится предметом массового потребления у населения, происходит интенсивное формирование информационного сектора экономики, который растет более быстрыми темпами, чем остальные отрасли.

Название "информационное общество" впервые появилось почти  одновременно в Японии и США. Создание самого термина "информационное общество" приписывается Ю. Хаяши, профессору Токийского технологического института. Контуры информационного общества были обрисованы в отчетах, представленных японскому правительству рядом организаций.

Основной смысл концепции информационного общества, сформулированной в этих работах, может быть представлен следующими тезисами:

- большая часть населения  развитых стран занята информационной  деятельностью;

- одной из главных социальных  ценностей, объединяющих общество, главным продуктом производства  и основным товаром становится  информация;

- власть в обществе  переходит в руки информационной  элиты;

- классовая структура  общества лишается смысла, постепенно  уступает место элитарно-массовой  структуре. Исчезает пролетариат,  а с ним и все противоречия, появляется "когнитариат" и  новое компьютерное поколение  свободных людей - "гомо интеллектус".

Это технократическое определение  может вызывать определенные вопросы, однако до настоящего времени, несмотря на обилие публикаций, не существует четко  сформулированных признаков перехода к информационному обществу. Достаточно правильно охарактеризовал эту ситуацию Фрэнк Уэбстер: "Читая литературу об информационном обществе, просто диву даешься, сколь велико число авторов, оперирующих неразработанными определениями предмета, о котором пишут". Сформулировать эти признаки трудно, так как мы сами являемся непосредственными участниками этого сложного, динамического, многоаспектного и, самое главное, развивающегося процесса. На необходимость осмысления происходящих изменений указывает то, что к этой работе подключаются ученые, работающие на стыке таких дисциплин, как социология, математика, философия, экономика и география.

Наиболее краткое определение, характеризующее барьер перехода к информационному обществу, сформулировано аналогично определению постиндустриального общества, в котором слово "услуги" заменено на "информационно-интеллектуальные услуги" и звучит так: если в обществе более 50% населения занято в сфере информационно-интеллектуальных услуг, общество становится информационным (см. рисунок в Приложении). Уровень занятости 50% проходится дважды: первый раз при становлении новой общественной формации, второй - когда следующая волна развития покрывает общественные потребности, сформулированные на предыдущих этапах, меньшим количеством работников.

В более подробных определениях информационного общества, предпринимающих попытку выделить и сформулировать основные характеристикиинформационного общества, традиционно исследуются следующие критерии.

Технологический: анализируются информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.

Социальный: исследуются процессы, выступающие в качестве важного стимулятора изменения качества жизни.

Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.

Информация о работе Современные теории информационного общества