Современные теории информационного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Большинство людей, по-моему, рано или поздно задаются вопросом: что представляет собой общество, в котором мы живем? Как осмыслить то, что происходит в окружающем нас мире? И куда мы идем? Искать ответы на эти вопросы - задача грандиозная и даже обескураживающая, так как она предполагает, что необходимо определить основные характеристики чрезвычайно сложных и постоянно изменяющихся условий. Есть люди, которым все это быстро надоедает, они сдаются и соглашаются жить в неразберихе взаимоисключающих представлений о мире.

Содержание работы

Введение……………………………………………..……………….3
1. Основные понятия и проблемы становления информационного общества. Информатизация как процесс перехода к информационному обществу
Этапы развития информатизации………………………………….6
Технологический и социологический подходы в определении информационного общества………………..……………………………..………….....13
Технологически аспекты информатизации………………………16
Эволюция теорий информационного общества
Информационное общество как постиндустриализм.
Теория Д. Белла……………………………………….……………25
Теория информационного общества М. Кастельса……………….30
Элвин Тоффлер и теория третьей волны…………………………..36
Теория информационного общества Е. Масуда…………………..37
Технотронная теория З. Бжезинского………………………….......39
3. Тенденции и результаты информатизации
3.1. Положительные и отрицательные последствия информатизации…………………………………………………………..40
3.2. Программы информатизации……………………………………….45
Заключение…………………………..……………………..……….52
Список использованных источников…………………………….,54
Приложения………………………………………………………..55

Файлы: 1 файл

Курсовая инф общество.docx

— 170.37 Кб (Скачать файл)

Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.

Культурный: признание культурной ценности информации.

Наиболее четко перечень из 11-ти признаков, характеризующих информационное общество, представлен в работе Дона Тэпскотта "Электронно-цифровое общество”.

Умственный труд становится основой создания материальных ценностей, получения доходов и прибылей. Центр тяжести смещается от силы мышц к силе мысли. Знания становятся составляющей продукции. Распространяются технические средства, ориентированные на знания. Системы управленческой информации эволюционируют в системы знаний.

1. Цифровая форма представления  объектов. Документы преобразуются  в электронно-цифровую форму.  Общение между людьми приобретает  форму единиц и нулей. Переход  от аналоговой техники к электронно-цифровой (связь, системы фиксации событий,  копирование).

2. Виртуальная природа. Физические предметы, организации могут становиться виртуальными. Виртуальные магазины, склады, рабочие места, бригады. Виртуализация данных, системы "виртуальная реальность" с воздействием на все органы чувств.

3. Молекулярная структура. Конец административно-командной иерархии. Отдельные работники и бригады получают свободу действий и возможность создавать ценности. Создаются компоненты типа "конструктора "Лего", предполагающие многократное и многофункциональное использование.

4. Интеграция. Межсетевое  взаимодействие. Предприятие нового типа - это сетевой элемент. Появляются модульные независимые организации, составляющие единую сеть услуг и производства. Создание материальных ценностей, торговля, общественная жизнь основываются на глобальной инфоструктуре общего пользования.

5. Устранение посредников.  Устранение в хозяйственной деятельности  агентов, маклеров, оптовиков, отчасти  розничных торговцев - всего, что  стоит между изготовителем и  потребителем, всех, кто выполнял  функции усилителя сигналов в  каналах связи организаций.

6.Конвергенция. Конвергенция ключевых отраслей экономики. Конвергенция организационных структур.

7. Инновационная природа. Нововведения - главная движущая сила экономической деятельности и успеха в деле. Основным источником ценностей становится человеческое воображение, а не традиционные факторы успеха - доступ к сырью, производительность, масштабы, стоимость рабочей силы. Нововведения в стратегии маркетинга, методах управления.

8. Трансформация отношений  "изготовитель-потребитель". Стирание  граней между изготовителем и  потребителем. Знания, информация потребителя  используется при создании продукта, особенно при разработке информационных систем, программных продуктов. Потребитель может отслеживать, корректировать и даже участвовать в создании продукта, ориентированного на его конкретные пожелания.

9. Динамизм. Новое общество действует в режиме реального времени. Торговля становится электронной, коммуникации выполняются мгновенно, получение истинной картинки процесса со всеми необходимыми параметрами обеспечивает непосредственный контроль и управление. Жизненный цикл продукции сокращается.

10. Глобальные масштабы. Знанию  не ведомы границы. Экономика  превращается в общемировую. Организация  взаимной работы, сотрудничества  не ограничивается пространством  и временем. Работу можно выполнять  в самых разных местах, в том  числе на дому. Возрастает взаимозависимость  стран.

11. Наличие противоречий. Возникают массовые социальные противоречия между трудящимися и уволенными рабочими, знания которых стали не нужны, знающими и невеждами, имеющими доступ к информационной магистрали и не имеющими его.

Как уже говорилось выше, преобразования, связанные с переходом  к новым социальным, экономическим, технологическим и другим условиям, требуют от человека новых знаний, усилий по адаптации к изменениям. При этом общество старается поддержать человека в процессах адаптации, создавая специализированные образовательные  структуры, формируя систему стимулов. Постоянно производится мониторинг и анализ наиболее значительных перемен  в общественной жизни человека. Если происходящие изменения способствуют прогрессу общества, то оно создает  благоприятную ситуацию для ускорения  этих преобразований.

Комплекс мероприятий, способствующих переходу к информационному обществу, и сам процесс перехода принято называть информатизацией общества. По определению Федерального закона РФ "Об информации, информатизации и защите информации" от 25 января 1995 г. , информатизация - это "организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов".

 

1.2. Технологический  и социологический подходы в  определении информационного общества

Как и определение понятия "информационное общество", определение  информатизации имеет несколько  взаимодополняющих формулировок.

Термин "информатизация" был впервые применен в докладе "Информатизация общества", подготовленном в 1978 г. группой специалистов по заказу президента Франции Валери Жискар д'Эстена. В отечественной периодической  печати термин "информатизация" одним  из первых, в 1987 г., применил А. И. Ракитов. В дальнейшем информатизация была определена им как процесс, в котором социальные, технологические, экономические, политические и культурные механизмы не просто связаны, а буквально сплавлены, слиты воедино. Вместе с тем, это  процесс прогрессивно нарастающего использования информационных технологий для производства, переработки, хранения и распространения информации. По мнению Ракитова, процесс информатизации должен быть не столько технократичен, сколько направлен именно на решение  задач социального развития, существенного  повышения интеллектуального уровня общества, причем самой приоритетной из них является проблема выживания  человечества. Академик А. П. Ершов считал, что информатизация - это комплекс мер, направленных на обеспечение полного  использования достоверного, исчерпывающего знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности.

Нет необходимости приводить  далее многочисленные взгляды по этому вопросу отечественных  и зарубежных исследователей. Однако можно выделить два основных теоретико-методологических подхода к информатизации общества.

Технократический подход сводит информатизацию общества, грубо говоря, к технико-технологическому оснащению трудовой деятельности людей в сфере производства и управления. В этом случае информационные технологии расцениваются как средство повышения производительности труда.

Социологический подход, когда  информатизация рассматривается как  процесс, охватывающий все сферы  человеческой деятельности, воздействующий на самого человека - его знания и  мораль, экономические и духовные интересы, его развитие как личности. При этом информатизация общества предстает  как совокупность взаимосвязанных  технических, экономических, социальных, политических и духовно-культурных факторов. Именно они обеспечивают развитие и широкомасштабное получение, обмен и применение информации в  обществе в целях дальнейшего  развития и совершенствования общества и его членов.

Таким образом, информатизация - это технологический, социальный и  даже культурологический процесс, связанный  со значительными изменениями в  образе жизни населения. Такие процессы требуют серьезных усилий не только властей, но и всего сообщества пользователей  информационно-коммуникационных технологий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др.

Процесс информатизации включает в себя следующие взаимосвязанные  технико-технологические составляющие.

1. Электронизация - распространение  электронной технологии на самые  различные сферы человеческой  деятельности: в производство и  управление, образование и науку,  социальную и культурную сферы.

2. Медиатизация - процесс  совершенствования средств сбора,  хранения и распространения информации, в котором главным носителем  информации и данных становится  электронный носитель. Медиатизация  позволяет передавать информацию  без перемещения человека, увеличивает  скорость и расширяет спектр  возможностей этой передачи.

3. Компьютеризация - процесс  совершенствования средств поиска  и обработки информации на  основе внедрения компьютерной  техники. Компьютер становится  главным средством коммуникации  человека, средством избавления  от рутинных операций. Компьютеризация  - это не только технический  и технологический процесс, но  и социологические преобразования, связанные с освоением компьютерной  техники практически всем населением.

4. Интеллектуализация - процесс  развития знаний и способностей  людей к восприятию и порождению  информации, что закономерно обуславливает  повышение интеллектуального потенциала  общества, включая возможность использования  средств искусственного интеллекта.

Что касается автоматизации  и роботизации производства, то они  являются технической базой информатизации. Автоматизация и роботизация  началась задолго до информатизации общества и непосредственно включать их в процесс информатизации общества не следует, они являются как бы предтечей  информатизации общества, способствуя  развитию электронной технологии. На базе автоматизации и электронных  устройств конструируются мехатронные  устройства - гибрид механической и  электронной техники.

К концу 20-го столетия коммуникационные возможности человека пополнились  появлением Интернета, что определило формирование еще одной составляющей информатизации общества, которую достаточно часто называют интернетализацией. Под этим термином понимают ускоренными темпами развивающуюся мировую информационную систему, техническую основу которой сейчас составляет Интернет. Эта глобальная сеть охватила практически все страны, проникла во все сферы жизнедеятельности людей, для значительного числа людей стала "средой обитания". Она оказывает огромное и все возрастающее влияние на промышленный и финансовый рынок, функционирование культуры и политику различных правительств. Именно Интернет является той реальной силой, которая стимулирует сложный и весьма противоречивый процессглобализации.

 

1.3. Технологические аспекты информатизации

 

Традиционно возникновение  информатизации связывают с появлением компьютерной техники. Видимо, поэтому  достаточно часто возникает мнение, что именно компьютеры стали главной  причиной возникновения информатизации и информационного общества. Компьютеры и все связанные с этим направлением устройства, и даже Интернет являются лишь технической базой, средством  информатизации. Именно они оказались  наиболее эффективным средством  для реализации задач, возникших  при переходе к информационному  обществу. Но если говорить об определении  рубежных этапов развития информатизации, то они связаны с динамикой  развития вычислительной техники и  широким спектром электронных устройств, ориентированных на использование  компьютеров, так как именно они  формировали условия для наиболее важных преобразований.

Информатизация возникла из-за кардинального изменения роли информации во всех направлениях общественного  развития. Если до середины прошлого столетия она выполняла вспомогательные, обслуживающие функции, то, начиная  с 50-х гг. прошлого столетия, когда  научно-техническая революция потребовала  тесного сопряжения науки и промышленности, вовлечения в научные исследования широкого круга специалистов, роль информации стала изменяться. От сотрудников  стали требовать работы с информацией  не только в период обучения, но и  в процессе производства. При этом работа не ограничивалась простым просмотром литературы, требовался поиск, анализ и другие интеллектуальные операции. Технологическое обеспечение всех вышеперечисленных процессов в  большинстве случаев опиралось  на традиционное библиотечное оборудование и доступные в тот период средства связи (телефон, телеграф, почту).

Уже в этот период стало  понятно, что обладание большой  базой структурированной информации (потенциальными знаниями) и совершенными средствами доступа к ней станет основой экономического, научного, технологического и политического  успеха. Информация стала приобретать  самостоятельное значение. При любом  рассмотрении понятия информатизации надо четко понимать, что основой  информатизации является не обилие технических  средств, а наличие высококачественной, систематизированной, всесторонней информации.

Поэтому нулевым, подготовительным этапом информатизации следует считать  мероприятия, предпринятые наиболее развитыми  странами в 50-60-е гг. по созданию крупных  информационных коллекций, технологий и организационных структур, позволяющих  работать с этими массивами. В  СССР наиболее крупным подобным мероприятием следует считать Государственную  систему научно-технической информации (ГСНТИ). Начальные этапы ее реализации приходятся на этот период. Программа  включала не только сбор и систематизацию информации, но и обеспечивала любому специалисту удобный доступ к  научно-технической литературе (книги, журналы, патентная информация и  др.) через организационную структуру  функциональных, отраслевых, территориальных  центров. В период расцвета ГСНТИ  в этих подразделениях работало около  миллиона информационных работников.

Информация о работе Современные теории информационного общества