Современные теории информационного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Большинство людей, по-моему, рано или поздно задаются вопросом: что представляет собой общество, в котором мы живем? Как осмыслить то, что происходит в окружающем нас мире? И куда мы идем? Искать ответы на эти вопросы - задача грандиозная и даже обескураживающая, так как она предполагает, что необходимо определить основные характеристики чрезвычайно сложных и постоянно изменяющихся условий. Есть люди, которым все это быстро надоедает, они сдаются и соглашаются жить в неразберихе взаимоисключающих представлений о мире.

Содержание работы

Введение……………………………………………..……………….3
1. Основные понятия и проблемы становления информационного общества. Информатизация как процесс перехода к информационному обществу
Этапы развития информатизации………………………………….6
Технологический и социологический подходы в определении информационного общества………………..……………………………..………….....13
Технологически аспекты информатизации………………………16
Эволюция теорий информационного общества
Информационное общество как постиндустриализм.
Теория Д. Белла……………………………………….……………25
Теория информационного общества М. Кастельса……………….30
Элвин Тоффлер и теория третьей волны…………………………..36
Теория информационного общества Е. Масуда…………………..37
Технотронная теория З. Бжезинского………………………….......39
3. Тенденции и результаты информатизации
3.1. Положительные и отрицательные последствия информатизации…………………………………………………………..40
3.2. Программы информатизации……………………………………….45
Заключение…………………………..……………………..……….52
Список использованных источников…………………………….,54
Приложения………………………………………………………..55

Файлы: 1 файл

Курсовая инф общество.docx

— 170.37 Кб (Скачать файл)

М. Кастельс использует теорию сетей для анализа изменений, происходящих в городской среде  информационного общества. Сетевые  структуры воспроизводятся как  на внутригородском уровне, так и  на уровне отношений между глобальными  городами. Сетевая структура не означает распадение внутригородской иерархии: в глобальных городах появляются информационно-властные узлы, которые  замыкают на себе основные потоки информации, финансовых ресурсов и становятся точками  принятия управленческих решений. Между  этими узлами курсируют ресурсные  потоки, а сами узлы находятся в  беспрерывной конкуренции между  собой. Глобальные узлы сосредоточены  в мегаполисах, которые «представляют  собой очень большие агломерации  людей». Определяющей чертой мегаполисов  является то, что они концентрируют  административные, производственные и  менеджерские высшие функции на всей планете. Мегаполисы в полной мере отражают противоречия дихотомии «глобальное-локальное»: вовлеченные в глобальные деловые  и культурные сети они исключают  из них местные популяции, которые  становятся функционально бесполезными. М. Кастельс полагает, что маргинализация местных сообществ происходит вследствие экономической, политической и культурной экспансии мегаполисов. М. Кастельс рассматривает мегаполисы в качестве масштабных центров «глобального динамизма», культурной и политической инновации  и связующих пунктов всех видов  глобальных сетей. Таким образом, М. Кастельс дает рельефное описание процессов, происходящих в структуре городов  в период перехода к информациональной  эпохе.

 

 2.3. Элвин Тоффлер и теория третьей волны

 

Согласно Тоффлеру, в жизнедеятельности  и динамике развития общества решающую роль играет "техносфера". Именно она производит и распределяет блага. Изменения в техносфере влекут за собой изменения социосферы и  инфосферы. Те, соответственно, влияют на сферу власти и психосферу.

Тоффлер считает, что исторический прогресс не является линейным. Он осуществляется путем решения социальных противоречий и конфликтов. Но, при этом, даныне конфликты не возникают хаотично, а являются частью общей картины  динамики развития общества и протекают  через некоторые временные интервалы. Он сравнивает данный процесс с волнами  океана, которые на своем пути вовлекают  в процесс цивилизационных трансформаций  всех людей в качестве участников. Хотя, Тоффлер видит четыре сферы  общественного развития (техно-, социо-, инфо- и психосфера), первичной, создающей  волну, является техносфера. Соответственно, движущей силой нововведений в обществе выступают технологические революции, которые и определяют сущность возникающей  на ее основе цивилизации.

После первой, аграрной, технологической революции появилась гигантская волна сельскохозяйственной цивилизации.

На гребне второй волны  сформировалась новая, индустриальная цивилизация. Сформировался индустриально-заводской  тип производства, в результате которого началось производства машин и автоматизирующих систем, которые производили новые  машины. В результате, произошло  развитие массового производства, массового  распределения, массового торговли и массового культуры. Главным  двигателем цивилизации стал физический труд рабочих, которые сами стали  придатками машины. Во всех сферах жизни  общества (в частности - труд, культуру, образ жизни) появился гигантизм  и единообразие (массовидность).

Третья гигантская волна  трансформаций берет свое начало в геометрически прогрессирующем  распространении компьютеров, лазерной техники, биотехнологии, генной инженерии, информатики, электроники, теле- и видеокоммуникаций. Эти отрасли и составляют основу постиндустриального производства. На их основе возникает новая энергетика, которая впервые базируется на обновляющихся, а не на истощающихся источниках. Главным  двигателем становится информация, творчество и интеллектуальная технология.

Тоффлер указывает, что на смену пролетариата эпохи Второй волны появляется "когнитариат" - интеллектуальный работник, обладающий мастерством и информацией, которые  составляют набор его духовных инструментов, позволяющих квалифицированно и  эффективно работать с все более  сложной и разнообразной информацией. С другой стороны, так как внедрение  инновационных технологий позволяет  сократить число занятых в  производстве людей, распространение  предприятий Третьей волны влечет за собой увеличение безработица. Ниаболее распространенными становятся структурная, технологическая и временная, связанная  с коренными технологическими преобразованиями основ производственной деятельности, содержание и характера труда.

 

 2.4. Теория информационного общества  Е. Масуда

 

В новом постиндустриальном обществе, по мнению некоторых исследователей, формируется целостная "инфосфера", которая оказывается решающей и  определяющей не только в структуре  самой техносферы, но и в структуре  общества в целом. В связи с  этим утверждается, что в информационном обществе появляется "четвертый" сектор экономики – информационный, который сразу же захватывает  лидерство и начинает доминировать над остальными тремя: промышленностью, сельским хозяйством и "сервисным  сектором", т.е. сферой услуг. Отсюда делается вывод о том, что в  данном обществе происходит окончательное  вытеснение таких традиционных факторов общественно-экономического развития, как труд и капитал и их замена информацией и знанием.

Согласно Е. Масуде, ведущее  место в структуре информационного  общества будет принадлежать недифференцированным в классовом отношении так  называемым информационным сообществам, в которых системообразующим  элементом выступает новый тип  человека, названный им "homo intelligens" («человеком знающим» или "понимающим"). С точки зрения сторонников теории информационного общества, информационный подход становится решающим и в плане  понимания самого человека, который  уже трактуется не иначе как субъект  информационного процесса, как творец и носитель информации и знания.

В информационном обществе, согласно Масуде, происходят интеллектуализация и информатизация производства и  всего общества в целом. Происходящие в этом обществе технические изменения  и вызываемые ими социально-экономические  сдвиги непременно, по мнению Масуды, приводят к повышению качества жизни настолько, что более уже не приходится говорить о существовании такого традиционного  социального зла как бедность и нищета, а другое зло – безработица  – просто трансформируется в "обеспеченный досуг". В результате этого социальная структура информационного общества становится недифференцированной (однородной) в классовом отношении, поэтому  все классовые антагонизмы и  социальные конфликты канут в  вечность.

 

 2.5. Технотронная теория З. Бжезинского

 

 В своем труде "Между  двух веков. Роль Америки в  технотронную эру" (1970) Бжезинский  констатирует, что человечество  вступает в новый этап развития, определяемый не социальными  революциями, а научно-техническим  прогрессом. Этот качественный скачок  происходит эволюционно с низшей  стадии – аграрной – через  промышленную в "технотронную  эру", где решающая роль переходит  к автоматам, компьютерам и  кибернетическим системам, а главной  и решающей силой становится  наука. Это общество будет характеризоваться,  по его мнению, не только качественно  новым уровнем производства, но  и новой психологией и новой  культурой.

В мире останется главное  противоречие между развитыми и  неразвитыми странами, причем последним  следует оказывать необходимую  посильную помощь государствам, наиболее приблизившимся к "технотронной эре", ради создания единого мирового сообщества, навсегда избавленного от конфликтов и антагонизмов.

 

          3. Тенденции и результаты информатизации

 

  3.1. Положительные и отрицательные последствия информатизации

 

   Переход к информационному  обществу совпал с острой фазой  информационного кризиса - наиболее  болезненной, мешающей дальнейшему  развитию цивилизации проблемы. Общество столкнулось с противоречием  между ограниченными возможностями  человека по восприятию и переработке  информации и существующими огромными  потоками и массивами хранящейся  информации. Необходимо согласовать  информационный "голод" и информационную "лавину". Поэтому главным и  наиболее ожидаемым положительным  последствием информатизации должно  стать преодоление этой проблемы. Одним из начальных шагов решения  этой сложной задачи является  разработка современных информационных  технологий. Они должны позволить  формулировать запрос на выполнение  любых операций с информацией  на языках, близких к естественному,  эффективно отсекать информационный  шум, доставлять нужные сведения  в удобной для пользователя  форме.

   Другой важной  задачей информатизации является  реализация свободного доступа  каждого человека к информационным  ресурсам всей цивилизации. Сейчас  этот доступ в значительной  степени ограничен административными,  межгосударственными и экономическими  барьерами. Государство, международные  организации через законодательные  акты, соглашения, целевые программы  должны разумно отрегулировать  доступ к информации, обеспечивающей  эффективное развитие цивилизации.  Разумность регулирования заключается  в том, что имеется опре-деленный  спектр информации, закрытие которой  обосновано государственными или  корпоративными интересами. Процессы  информатизации должны определить  разумные границы доступа. Кроме  этого, доступ должен быть согласован  с соблюдением авторских прав. Основным принципом информационного  общества должно стать утверждение: "Ограничение свободного распространения  информации наносит вред государству".

    Положительной  стороной информатизации является  переход к новым формам занятости.  Появляется возможность дистанционной  работы: телеработа, телекоммьютинг, (telecommuting), расширение сектораSOHO (малый и  домашний офис). Для ряда специальностей  теперь можно организовать гибкий  график работы. При этом существенно  уменьшаются затраты всех участников (офисное помещение, транспортные  расходы, сокращение производственной  инфраструктуры), работник может  более эффективно использовать  те временные интервалы, когда  его организм работает максимально  продуктивно, появляется возможность  реализовать пожелание "жить, где хочу" и, наконец, улучшается  экология. Еще одним закономерным  следствием дистанционной работы  является стирание граней государственных  границ при наборе работников - работа по контрактам без  каких-либо непосредственных контактов  с работодателем.

   Появление новой  индустрии - индустрии информации - должно компенсировать сокращение  занятости в аграрном и промышленном  секторе. Новые рабочие места  ориентированы на высококвалифицированных  специалистов, что, в свою очередь,  должно определить углубление  образовательных процессов в  вузовском и послевузовском образовании.  Образование, навык работы со  сложными электронными устройствами  становится обязательным условием  для самореализации в информационном  обществе.

   Наиболее ожидаемым  явлением, к реализации которого  привлекаются наиболее совершенные  технологии и специалисты, является  создание Е-правительства. Информатизация  этого направления целиком возлагается  на государство. Разработка должна  повысить эффективность государственных  функций во всех сферах общественного  развития, снять бюрократические  барьеры при взаимоотношениях  с государственными и муниципальными  органами управления.

   Среди других положительных  последствий информатизации следует  отметить:

-отторжение массовой  стандартизации и унификации - каждый  член общества получает возможность  проявлять свои индивидуальные  качества, выбирая наиболее подходящие  для него виды деятельности, оперативно  и с минимальными административными  барьерами представить собственное  особое мнение по любому вопросу  самому широкому кругу пользователей  Интернета;

- совершенствование информационно-вычислительного  обеспечения экономических и  социальных процессов;

- расширение информационной  и аналитической поддержки процессов  принятия решений;

- рост и развитие информационных  потребностей населения за счет  доступности ресурсов и их  многообразия, расширения спектра  средств доступа.

 

   В информационном  обществе изменяется не только  производство, но и весь уклад  жизни, система ценностей, возрастает  значимость культурного досуга  по отношению к материальным  ценностям. Лица с ограниченными  физическими возможностями, в  частности, пожилые люди, смогут  даже после ухода на пенсию  продолжать работать, так как  повысится планка работоспособного  возраста.

  Так как информационное  общество является более комфортным, совершенным и отражает прогрессивное  развитие общества, информатизация  влечет в основном положительные  последствия. Однако в некоторых  ситуациях она может приводить  к отрицательным результатам.  Перечислим прогнозируемые основные  отрицательные последствия информатизации.

 

Проблема манипулирования  сознанием людей в результате усиления влияния на общество средств  массовой информации, в том числе  и в свободном доступе в  сети Интернет.

   Трудности адаптации  к сложной среде информационного  общества у определенной категории  людей (пожилые люди, малоимущие, не обладающие достаточным образовательным  цензом). Рост массы незанятого  населения по этой причине.  Противоречия между новым, "компьютерным" поколением и носителями "индустриальной" технологии.

Информация о работе Современные теории информационного общества