Современные теории информационного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Большинство людей, по-моему, рано или поздно задаются вопросом: что представляет собой общество, в котором мы живем? Как осмыслить то, что происходит в окружающем нас мире? И куда мы идем? Искать ответы на эти вопросы - задача грандиозная и даже обескураживающая, так как она предполагает, что необходимо определить основные характеристики чрезвычайно сложных и постоянно изменяющихся условий. Есть люди, которым все это быстро надоедает, они сдаются и соглашаются жить в неразберихе взаимоисключающих представлений о мире.

Содержание работы

Введение……………………………………………..……………….3
1. Основные понятия и проблемы становления информационного общества. Информатизация как процесс перехода к информационному обществу
Этапы развития информатизации………………………………….6
Технологический и социологический подходы в определении информационного общества………………..……………………………..………….....13
Технологически аспекты информатизации………………………16
Эволюция теорий информационного общества
Информационное общество как постиндустриализм.
Теория Д. Белла……………………………………….……………25
Теория информационного общества М. Кастельса……………….30
Элвин Тоффлер и теория третьей волны…………………………..36
Теория информационного общества Е. Масуда…………………..37
Технотронная теория З. Бжезинского………………………….......39
3. Тенденции и результаты информатизации
3.1. Положительные и отрицательные последствия информатизации…………………………………………………………..40
3.2. Программы информатизации……………………………………….45
Заключение…………………………..……………………..……….52
Список использованных источников…………………………….,54
Приложения………………………………………………………..55

Файлы: 1 файл

Курсовая инф общество.docx

— 170.37 Кб (Скачать файл)

Другим аспектом информационной ситуации 50-60-х гг. явилось понимание  невозможности освоения растущих объемов  информации существующими на то время  информационными технологиями. "Информационный взрыв" поставил задачу поиска новых  информационных технологий, позволяющих  сгладить возникающие трудности  со сбором информации, ее хранением, систематизацией  и доступом. Традиционные технологии себя исчерпали. Поэтому с конца 60-х гг. начинается активное использование  компьютерной техники не только для  сложных вычислительных работ, но и  для автоматизации работ практически  во всех сферах деятельности человека, включая работу с информацией. Появление  магнитных носителей (магнитные  ленты, магнитодисковые системы) позволило  начать формирование электронных баз  и банков данных. В развитых странах  Запада к созданию информационных технологий с использованием компьютеров подключаются коммерческие структуры. Начинается формирование рынка информационных услуг, рынка  компьютерной техники.

Компьютерная техника  этого периода представлена в  виде чрезвычайно дорогого, часто  уникального оборудования, доступного только очень крупным структурам. Наиболее востребованной, обеспечивающей высокую доходность услугой становится предоставление доступа к вычислительным ресурсам, так называемое "машинное время". В это же время предпринимаются  шаги по совершенствованию взаимодействия человека с вычислительной машиной. Перфокарты, перфоленты заменяются дисплеями, позволяющими осуществлять диалог с  компьютером.

Несмотря на достигнутый  прогресс, большинство работников не имели непосредственного соприкосновения  с новыми технологиями и относились к ним с большим недоверием. Они получали возможность пользоваться конечными результатами через квалифицированного посредника (оператора). В качестве примеров подобных разработок направленных на широкий круг населения можно  указать системы резервирования билетов и различные справочные системы.

В СССР этот этап информатизации вылился в колоссальную, очень  затратную и неэффективную программу  создания иерархического комплекса  автоматизированных систем управления (АСУ). На каждом предприятии, в каждом более или менее крупном учреждении образуются вычислительные центры, в  конкурентной борьбе распределяется вычислительная техника. Об экономической эффективности  старались не говорить, программа  носила идеологический характер. В  школьных программах и специализациях практически всех высших учебных  заведений появляются курсы программирования, ориентированные не на практическое применение, а на абстрактные математические вычисления. Именно в этот период в  нашей стране происходит изменение  значения термина "информатика", который изначально предполагал  изучение информации, ее свойств и  методов работы с ней. Теперь "информатика" - это обучение программированию, технологии работы с вычислительной машиной.

Следующий этап информатизации общества связан с появлением персональной вычислительной техники, средств индивидуальной печати и копирования, возможности  передачи графических образов документов, появлением мобильной связи и  Интернета. Для каждого человека появляется возможность перехода к  принципиально новой технологии индивидуальной работы, доступ к широчайшему  спектру информационных ресурсов, расширению спектра развлечений. Персональные компьютеры предназначаются уже  не только для работы, но и для  развлечения. Они приходят в дом  и постепенно становятся таким же привычным устройством, как телевизор  или телефон.

Персональная техника  создала технико-технологическую  основу информационного общества, поэтому  с начала 90-х г г. наиболее развитые страны начали постепенный переход  к информационному обществу, началась активная фаза информатизации. Переход  к ней был сопряжен, по крайней  мере, с тремя проблемами, в решении  которых требуется участие государства.

Во-первых, каждый человек  должен был иметь доступ к необходимым  техническим средствам, которые  в зависимости от ситуации будут  находиться в индивидуальном или  коллективном пользовании. Конечно, государство  не должно непосредственно вмешиваться  в организацию этого процесса. Уровень жизни, достигнутый на предыдущих этапах развития общества, должен позволить  населению самостоятельную закупку  соответствующего спектра оборудования, выбирать ту или иную технологию работы. Именно уровень жизни населения  обуславливает неравномерность  перехода к информационному обществу различными странами.

Во-вторых, массовое внедрение  новых технологий требует определенных навыков и знаний не только у наиболее активной части населения, которая  ориентирована на изменения, но и  на рядового работника, пенсионера, человека, живущего в сельской местности. В  решении этой проблемы государство  обязано занимать более активную позицию. Оно должно организовывать и стимулировать создание дополнительной системы образования, оперативно помогать населению в освоении новых технологий.

И, наконец, третьей составляющей является обеспечение гарантий равноправного  и регламентированного доступа  к информации, находящейся в общественном доступе. И здесь законодательная  роль государства должна быть определяющей. Дополнительной задачей для государства, ориентированного на создание информационного  общества, становится расширение спектра  информации, находящегося в открытом доступе. При рассмотрении этого  этапа не следует забывать, что  персональная техника является частью сложного технологического комплекса  и обеспечивает только конечную работу пользователя. Ядром информатизации являются глобальная система информационных ресурсов (массивов, банков данных, каталогов  и т.д.), организационные структуры, технические и технологические  средства, поддерживающие эти фонды, а также транспортная информационная инфраструктура, обеспечивающая доступ к ним. В конечном виде именно они  определяют уровень информатизации. В информационном обществе эта центральная, организующая часть приобретает  стратегический характер.

Развитие этой "материальной" части информатизации выполняется  как государственными, так и коммерческими  структурами. Государство формирует  ресурсы, связанные с государственным  управлением, обороной, историей, статистикой. Коммерческие структуры формируют  информационные ресурсы, ориентированные  на обслуживание бизнеса, банковского  дела, информационное обеспечение общества, развлечения.

Переход на электронную форму  хранения информации. При рассмотрении этапов информатизации не всегда обращают внимание на изменение формы хранения информации. Считается очевидным, что  информационные ресурсы, участвующие  в процессах информатизации, имеют  электронную форму, и на этом рассмотрение заканчивается. Однако реализация этого  положения имеет достаточно непростую  историю, когда, чтобы достичь современного уровня хранения и обработки информации, потребовалось решить ряд достаточно сложных организационных и технических  задач. Требовалось создать общепринятые форматы записи, обеспечить создание широкого набора электронных носителей (магнитные ленты, диски, дискеты, CD- и DVD-диски), разработать транспортные технологии, обеспечить надежность и  безопасность хранения на столь непривычном  носителе, когда невозможно проверить  присутствие информации без соответствующего оборудования. Но самой главной задачей  является внедрение этой новой цифровой формы хранения информации в привычную  деятельность человека, отказаться от ориентации на традиционные носители (бумага, фотопленка, носители, основанные на принципах аналоговой записи).

Для обыкновенного пользователя возможные трудности перехода на новый носитель компенсируются большими удобствами, реализованными в современном  оборудовании. Перед приобретением  оборудования он уже принял решение  о переходе, готов преодолевать все  сложности освоения. Требуется только грамотно организовать рекламу получаемых преимуществ, консультации и техническую  поддержку.

Несколько сложнее этот переход  осуществляется в производственных процессах, где он, как правило, сопряжен с разработкой специализированных, часто уникальных информационных систем. Уровень современных информационных технологий позволяет формировать  электронные информационные ресурсы  в процессе основной функциональной работы. Любая система имеет развитые средства накопления данных, участвующих  в операциях, фиксации и архивации  возникающих ситуаций на электронных  носителях. Созданы технические  и программные средства ведения  банков данных с огромными объемами хранения. Эти разработки обеспечивают автоматическое пополнение ретроспективных  баз данных текущей информацией.

Таким образом, к концу 90-х  гг. основным носителем для сохранения информации становится электронный  носитель. Но основной объем знаний, накопленный за многовековую историю, оставался на традиционных носителях. Подобная ситуация создавала значительные неудобства, так как некоторые  виды работ предполагают использование  не только текущей информации, которая  уже ориентирована на современные  технологии и расположена на электронных  носителях, но и ретроспективы, расположенной  на традиционных носителях. Возникает  проблема перевода наиболее ценной информации на электронные носители.

Здесь особенно ярко проявилось отличие аналоговой записи информации от электронной. Невозможно полностью  сохранить содержание аналогового  документа в электронном образе. Из-за дискретности электронная запись может зафиксировать только какую-то узкую, целевую на момент выполнения преобразования часть сведений, содержащихся в аналоговом документе. В качестве одного из наиболее простых примеров рассмотрим рукописный документ. Если перевод осуществляется в виде графического образа, то точность воспроизведения  зависит от разрешения сканера. При  этом документ не очень пригоден для  дальнейшей электронной обработки, например, с использованием текстового редактора - требуется распознать текст. Однако процесс распознавания еще  более огрубляет информацию, полностью  исчезает понятие "почерк", характеристики исходного материального носителя и другие тонкие характеристики. Поэтому  создание электронного аналога не отменяет ценность первичного документа. Если рассматривать  вышеуказанную проблему более широко, то и аналоговые документы (бумага, фотопленка и т.д.) также не являются идеальным средством фиксации информации. Скорее всего, в перспективе этому  направлению будет уделено особое внимание.

 

 

 

 

 

 

 

2. Эволюция теорий информационного общества

 

Теории информационного  общества делят на две группы. Одна группа включает теории, примыкающие  к концепциям постиндустриализма и  непосредственно из них выходят. С этими теориями связаны имена  Д.Белла,  М. Кастельса и др. Они  представляют собой как бы первую стадию развития теории информационного  общества.

Вторая группа – концептуальные схемы О.Тоффлера, Е.Масуда , Р.Дарендорфа, Ф.Феррароти , а также скорректированная  теория Д.Белла.

В концепция информационного  общества отмечается, что такое общество являет собой особую стадию в историческом развитии. Существует два подхода, по-разному  трактующие историческое место информационного  общества. Первый подход, выраженный Ю.Хабермасом, Э.Гидденсом, рассматривает информационное общество как фазу индустриального  общества. Второй подход, озвученный Д.Беллом и О.Тоффлером, фиксирует информационное общество в качестве совершенно нового этапа, следующего за индустриальным обществом (второй волны, по Тоффлеру).

 

 

 2.1. Информационное общество как постиндустриализм. Теория Д. Белла

 

Теория Белла стала  первой попыткой понять суть информации и развивающихся коммуникационных технологий, в его новаторской  работе выведены принципы, которые  сохраняют свою силу и по сей день. И наконец, нельзя не сказать, что  Дэниел Белл является мыслителем первого  ряда и в США, и во всем мире, выдающимся социологом последней четверти XX в. (Jumonville, 1997; Leibowitz, 1985; Waters, 1996). Белл написал  много значительных работ – от The End of Ideology (1961) до новаторской книги Cultural Contradictions of Capitalism (1976) и, разумеется, самой The Coming of Post-Industrial Society. Первые две  из названных работ – литературное приложение к газете – «Таймс»  включила в список главных книг второй половины XX в. Это говорит о силе интеллекта Белла, но чтобы полностью  оценить его, надо сказать несколько  слов о его интеллектуальном стиле  и интересах. Белл – не тот теоретик, которой создает запутанные и  абстрактные модели. Все, не связанное  с практической жизнью, для него не важно, главное – осветить самые  существенные, влекущие за собой серьезные  последствия изменения, чтобы читатель лучше понимал мир, в котором  живет. Белл, конечно, остается теоретиком, но его внимание сосредоточено на тщательном анализе реального мира. Более того, весь его труд продиктован  убеждением, что аналитика имеет  практическое значение. Поэтому Белл пишет много, но публикуется не в  основных академических изданиях. Реферативный журнал – это не для него; он предпочитает такие издания, как Dissent, New Leader и Public Interest (он является соучредителем последнего журнала). Цель Белла состоит в  том, чтобы его прочитали и  поняли политики и лидеры общественного  мнения.

Белл полагает, что мы входим в новую систему, в постиндустриальное общество, которое, хотя и имеет различные  отличительные черты, характеризуется  главным образом возрастанием количества и значения информации. Дэниел Белл считает, что информация и в количественном, и в качественном отношении является ключевой для ПИО (постиндустриального  общества). С одной стороны, постиндустриализм  ведет к увеличению информации, находящейся  в пользовании. С другой – Белл утверждает, что в постиндустриальном обществе происходит качественный сдвиг, особенно заметный в связи с возрастанием роли того, что он называет теоретическим  знанием. Иначе говоря, в мире ПИО  становится не просто больше информации, здесь вступает в игру другой тип  информации – знание. Отсюда легко  понять, почему теорию Белла с такой  готовностью подхватили те, кто отстаивает возникновение информационного  общества.

Отправной принцип Белла, утверждает, что социальная структура  радикально разъединена с политикой. Главное, что ПИО возникает благодаря  переменам только в социальной структуре, которая включает экономику, структуру  сферы занятости и систему  стратификации, однако не связана с  политикой и культурой. Таким  образом, The Coming of Post-Industrial Society представляет собой анализ перемен, происходящих всего лишь в одном секторе  общества, и, как предупреждает Белл, не стоит предполагать, что имеются  в виду те его части, изменения  в которых влекут за собой серьезные  последствия.

Информация о работе Современные теории информационного общества