Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 21:58, курсовая работа
Большинство людей, по-моему, рано или поздно задаются вопросом: что представляет собой общество, в котором мы живем? Как осмыслить то, что происходит в окружающем нас мире? И куда мы идем? Искать ответы на эти вопросы - задача грандиозная и даже обескураживающая, так как она предполагает, что необходимо определить основные характеристики чрезвычайно сложных и постоянно изменяющихся условий. Есть люди, которым все это быстро надоедает, они сдаются и соглашаются жить в неразберихе взаимоисключающих представлений о мире.
Введение……………………………………………..……………….3
1. Основные понятия и проблемы становления информационного общества. Информатизация как процесс перехода к информационному обществу
Этапы развития информатизации………………………………….6
Технологический и социологический подходы в определении информационного общества………………..……………………………..………….....13
Технологически аспекты информатизации………………………16
Эволюция теорий информационного общества
Информационное общество как постиндустриализм.
Теория Д. Белла……………………………………….……………25
Теория информационного общества М. Кастельса……………….30
Элвин Тоффлер и теория третьей волны…………………………..36
Теория информационного общества Е. Масуда…………………..37
Технотронная теория З. Бжезинского………………………….......39
3. Тенденции и результаты информатизации
3.1. Положительные и отрицательные последствия информатизации…………………………………………………………..40
3.2. Программы информатизации……………………………………….45
Заключение…………………………..……………………..……….52
Список использованных источников…………………………….,54
Приложения………………………………………………………..55
Другим аспектом информационной
ситуации 50-60-х гг. явилось понимание
невозможности освоения растущих объемов
информации существующими на то время
информационными технологиями. "Информационный
взрыв" поставил задачу поиска новых
информационных технологий, позволяющих
сгладить возникающие трудности
со сбором информации, ее хранением, систематизацией
и доступом. Традиционные технологии
себя исчерпали. Поэтому с конца
60-х гг. начинается активное использование
компьютерной техники не только для
сложных вычислительных работ, но и
для автоматизации работ
Компьютерная техника
этого периода представлена в
виде чрезвычайно дорогого, часто
уникального оборудования, доступного
только очень крупным структурам.
Наиболее востребованной, обеспечивающей
высокую доходность услугой становится
предоставление доступа к вычислительным
ресурсам, так называемое "машинное
время". В это же время предпринимаются
шаги по совершенствованию
Несмотря на достигнутый
прогресс, большинство работников не
имели непосредственного
В СССР этот этап информатизации
вылился в колоссальную, очень
затратную и неэффективную
Следующий этап информатизации
общества связан с появлением персональной
вычислительной техники, средств индивидуальной
печати и копирования, возможности
передачи графических образов
Персональная техника
создала технико-
Во-первых, каждый человек
должен был иметь доступ к необходимым
техническим средствам, которые
в зависимости от ситуации будут
находиться в индивидуальном или
коллективном пользовании. Конечно, государство
не должно непосредственно вмешиваться
в организацию этого процесса.
Уровень жизни, достигнутый на предыдущих
этапах развития общества, должен позволить
населению самостоятельную
Во-вторых, массовое внедрение новых технологий требует определенных навыков и знаний не только у наиболее активной части населения, которая ориентирована на изменения, но и на рядового работника, пенсионера, человека, живущего в сельской местности. В решении этой проблемы государство обязано занимать более активную позицию. Оно должно организовывать и стимулировать создание дополнительной системы образования, оперативно помогать населению в освоении новых технологий.
И, наконец, третьей составляющей является обеспечение гарантий равноправного и регламентированного доступа к информации, находящейся в общественном доступе. И здесь законодательная роль государства должна быть определяющей. Дополнительной задачей для государства, ориентированного на создание информационного общества, становится расширение спектра информации, находящегося в открытом доступе. При рассмотрении этого этапа не следует забывать, что персональная техника является частью сложного технологического комплекса и обеспечивает только конечную работу пользователя. Ядром информатизации являются глобальная система информационных ресурсов (массивов, банков данных, каталогов и т.д.), организационные структуры, технические и технологические средства, поддерживающие эти фонды, а также транспортная информационная инфраструктура, обеспечивающая доступ к ним. В конечном виде именно они определяют уровень информатизации. В информационном обществе эта центральная, организующая часть приобретает стратегический характер.
Развитие этой "материальной" части информатизации выполняется как государственными, так и коммерческими структурами. Государство формирует ресурсы, связанные с государственным управлением, обороной, историей, статистикой. Коммерческие структуры формируют информационные ресурсы, ориентированные на обслуживание бизнеса, банковского дела, информационное обеспечение общества, развлечения.
Переход на электронную форму
хранения информации. При рассмотрении
этапов информатизации не всегда обращают
внимание на изменение формы хранения
информации. Считается очевидным, что
информационные ресурсы, участвующие
в процессах информатизации, имеют
электронную форму, и на этом рассмотрение
заканчивается. Однако реализация этого
положения имеет достаточно непростую
историю, когда, чтобы достичь современного
уровня хранения и обработки информации,
потребовалось решить ряд достаточно
сложных организационных и
Для обыкновенного пользователя возможные трудности перехода на новый носитель компенсируются большими удобствами, реализованными в современном оборудовании. Перед приобретением оборудования он уже принял решение о переходе, готов преодолевать все сложности освоения. Требуется только грамотно организовать рекламу получаемых преимуществ, консультации и техническую поддержку.
Несколько сложнее этот переход
осуществляется в производственных
процессах, где он, как правило, сопряжен
с разработкой
Таким образом, к концу 90-х гг. основным носителем для сохранения информации становится электронный носитель. Но основной объем знаний, накопленный за многовековую историю, оставался на традиционных носителях. Подобная ситуация создавала значительные неудобства, так как некоторые виды работ предполагают использование не только текущей информации, которая уже ориентирована на современные технологии и расположена на электронных носителях, но и ретроспективы, расположенной на традиционных носителях. Возникает проблема перевода наиболее ценной информации на электронные носители.
Здесь особенно ярко проявилось
отличие аналоговой записи информации
от электронной. Невозможно полностью
сохранить содержание аналогового
документа в электронном
2. Эволюция теорий информационного общества
Теории информационного общества делят на две группы. Одна группа включает теории, примыкающие к концепциям постиндустриализма и непосредственно из них выходят. С этими теориями связаны имена Д.Белла, М. Кастельса и др. Они представляют собой как бы первую стадию развития теории информационного общества.
Вторая группа – концептуальные схемы О.Тоффлера, Е.Масуда , Р.Дарендорфа, Ф.Феррароти , а также скорректированная теория Д.Белла.
В концепция информационного общества отмечается, что такое общество являет собой особую стадию в историческом развитии. Существует два подхода, по-разному трактующие историческое место информационного общества. Первый подход, выраженный Ю.Хабермасом, Э.Гидденсом, рассматривает информационное общество как фазу индустриального общества. Второй подход, озвученный Д.Беллом и О.Тоффлером, фиксирует информационное общество в качестве совершенно нового этапа, следующего за индустриальным обществом (второй волны, по Тоффлеру).
2.1. Информационное общество как постиндустриализм. Теория Д. Белла
Теория Белла стала
первой попыткой понять суть информации
и развивающихся
Белл полагает, что мы входим в новую систему, в постиндустриальное общество, которое, хотя и имеет различные отличительные черты, характеризуется главным образом возрастанием количества и значения информации. Дэниел Белл считает, что информация и в количественном, и в качественном отношении является ключевой для ПИО (постиндустриального общества). С одной стороны, постиндустриализм ведет к увеличению информации, находящейся в пользовании. С другой – Белл утверждает, что в постиндустриальном обществе происходит качественный сдвиг, особенно заметный в связи с возрастанием роли того, что он называет теоретическим знанием. Иначе говоря, в мире ПИО становится не просто больше информации, здесь вступает в игру другой тип информации – знание. Отсюда легко понять, почему теорию Белла с такой готовностью подхватили те, кто отстаивает возникновение информационного общества.
Отправной принцип Белла, утверждает, что социальная структура радикально разъединена с политикой. Главное, что ПИО возникает благодаря переменам только в социальной структуре, которая включает экономику, структуру сферы занятости и систему стратификации, однако не связана с политикой и культурой. Таким образом, The Coming of Post-Industrial Society представляет собой анализ перемен, происходящих всего лишь в одном секторе общества, и, как предупреждает Белл, не стоит предполагать, что имеются в виду те его части, изменения в которых влекут за собой серьезные последствия.
Информация о работе Современные теории информационного общества