Современные теории информационного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Большинство людей, по-моему, рано или поздно задаются вопросом: что представляет собой общество, в котором мы живем? Как осмыслить то, что происходит в окружающем нас мире? И куда мы идем? Искать ответы на эти вопросы - задача грандиозная и даже обескураживающая, так как она предполагает, что необходимо определить основные характеристики чрезвычайно сложных и постоянно изменяющихся условий. Есть люди, которым все это быстро надоедает, они сдаются и соглашаются жить в неразберихе взаимоисключающих представлений о мире.

Содержание работы

Введение……………………………………………..……………….3
1. Основные понятия и проблемы становления информационного общества. Информатизация как процесс перехода к информационному обществу
Этапы развития информатизации………………………………….6
Технологический и социологический подходы в определении информационного общества………………..……………………………..………….....13
Технологически аспекты информатизации………………………16
Эволюция теорий информационного общества
Информационное общество как постиндустриализм.
Теория Д. Белла……………………………………….……………25
Теория информационного общества М. Кастельса……………….30
Элвин Тоффлер и теория третьей волны…………………………..36
Теория информационного общества Е. Масуда…………………..37
Технотронная теория З. Бжезинского………………………….......39
3. Тенденции и результаты информатизации
3.1. Положительные и отрицательные последствия информатизации…………………………………………………………..40
3.2. Программы информатизации……………………………………….45
Заключение…………………………..……………………..……….52
Список использованных источников…………………………….,54
Приложения………………………………………………………..55

Файлы: 1 файл

Курсовая инф общество.docx

— 170.37 Кб (Скачать файл)

   Возрастание риска  техногенных катастроф. При создании  алгоритмической, программной части  систем управления человек не  всегда может спрогнозировать  и учесть все возможные ситуации. Реальность этой опасности прослеживается  уже сейчас.

   Расслоение населения  на тех, кто допущен к информации, и на тех, кто к ней не  имеет доступа, в зависимости  от внутренней политики государств, имущественного ценза, межгосударственных  отношений и т.д.

Глобализация, усиление процессов  унификации культур, стирание культурных различий между народами и уничтожение  самобытности малочисленных народов. Размывание профессионально-трудовых национальных традиций, национальных школ и течений в науке и  искусстве.

   Сокращение межличностных  контактов. Современные сетевые  технологии, как правило, обеспечивают  коммуникации без необходимости  прямого взаимодействия людей  и гарантируют анонимность. В  определенных условиях человек  может оказаться совершенно одиноким.

   Оцифровка личных  данных (базы паспортных данных, телефонных соединений, покупок,  поездок и т.д.) создает потенциальную  возможность проникновения в  частную жизнь людей и организаций.

   Рост преступлений  в информационных технологиях,  использующих электронную регистрацию  пользователей (системы паролей,  пластиковые карты и т.д.). Особую  опасность представляют вмешательства  в финансовые операции.

   Снижение значимости  традиционных культурных ценностей  (книги, живопись, классическая музыка) за счет навязываемой массовой  культуры, ориентации на углубленное  изучение компьютерных дисциплин  (см. таблицу в Приложении).

В литературе, рассматривая прогнозируемые последствия информатизации, наиболее часто ссылаются на таблицу, представленную в книге швейцарского исследователя К. Хессига "Страх  перед компьютером?". В ней отражены результаты опроса жителей Швейцарии  в конце 80-х гг., собраны и систематизированы  ответы респондентов. Несмотря на то, что  исследование выполнено более двадцати лет назад, собранные данные можно  считать весьма актуальными и  для настоящего времени, так как  в Швейцарии уже давно сложились  практически все классические предпосылки  информационного общества.

   Большинство ответов  выражают эмоции респондентов, и  к каждому из них необходимы  пояснения. Например, ответ "Снижение  культурного уровня" выглядит  достаточно странным, так как  развитие информационной среды  создает предпосылки для повышения  культурного уровня (доступ по  сетям к сокровищам библиотек,  музеев и т.д.). Однако автоматически  это не происходит. Возможно резкое увеличение числа людей, являющихся механическими потребителями предоставляемой информации, что отражает негативную тенденцию. Или ответ "Элитарное знание" - его надо понимать как опасность огромной поляризации знаний в обществе, возможном накоплении их преимущественно в узком, "верхнем" общественном слое - элите (политической, экономической и т.д.). Выхватывание этих "девизов" без расшифровки внутреннего содержания нежелательно.

 

   3.2. Программы информатизации

 

   Государственное  участие в процессах информатизации  оформляется в виде специализированных  программ, причем каждое государство  определяет свою тактику поддержки  процессов перехода кинформационному  обществу. Анализ национальных планов  информатизации позволяет выделить  ключевые факторы, определяющие  различия между ними. К ним  относятся:

- экономический потенциал,  государственное устройство, политическая  ситуация;

- специфика законодательства, обеспечивающего (или тормозящего)  движение к информационному обществу;

- макроэкономическая политика  государства в контексте формирования  информационного общества;

- особенности идеологии  построения информационного общества;

- характеристики национальной  культуры и менталитета.

 

К основным сферам информатизации общества, в которых государство  занимает активную позицию, относятся:

- социальная сфера;

- информатизация социального  обеспечения;

- информатизация системы  образования;

- материальное производство;

- управление;

- информатизация государственного  управления;

- информатизация армии.

 

   Основными целями  программ информатизации вне  зависимости от выбранной конкретным  государством тактики являются:

- содействие динамичной  конкуренции в области развития  телекоммуникаций;

- поощрение частных капиталовложений  в развитие информационной инфраструктуры;

- участие в разработке  гибкого, способного к адаптации  законодательства в сфере информатизации;

- обеспечение открытого  доступа к информационным сетям;

- содействие предоставлению  гражданам эффективных и доступных  информационных услуг;

- участие в обсуждении  международных проблем построения  глобального информационного общества.

Существуют два принципиальных подхода к информатизации: западная и азиатская модель. Западной моделью  информатизации называют путь, по которому идут индустриально развитые страны. Однако в его рамках следует отделить путь, по которому идет континентальная  Европа, от американо-английского пути. Европейский путь - это поиск некоего  баланса между полным контролем  со стороны государства и стихийностью рынка, динамическое сочетание правительственных  и рыночных сил, с учетом того, что  роль каждой из них может меняться во времени. Все страны ЕС имеют собственную  программу и взгляды на информатизацию, основной идей каждой из них остается социальная направленность и государственное  регулирование большинства процессов, затрагивающих преобразование общества. Однако акценты информатизации могут  несколько отличаться.

 Франция наиболее жестко  настаивает на централизованном  развитии инфраструктуры информационного  общества. Она предполагает обобщить  опыт использования телеинформационной  системы Минитель (разработка 70-х  годов, аппарат связи выдается  в почтовом отделении бесплатно,  пользователь платит только за  услуги), которая в 2009 г., несмотря  на существование Интернета, имела  не менее миллиона пользователей.  Испания считает, что роль правительства  заключается в обеспечении перехода  от услуг для элиты к услугам  для всех, и прежде всего - в  отраслях телеобразования и телемедицины.

   Американо-английский  путь информационного развития  определяется своей моделью социально-экономического  развития, когда функции государства  сводятся к минимуму, а частных  лиц - к максимуму. Истинно американский  путь - перевес частной инициативы  во всех проявлениях развития: оставить все в руках частного  сектора и рынка, полная либерализация  рынка информационных технологий, ограничение государственного управления  в сфере телекоммуникаций.

   Вторым из основных  факторов, по которому дифференцируются  европейская и американская модели  развития информационного общества, являются особенности законодательства. Континентальная Европа имеет  более жесткое законодательство  в области регулирования рынка  труда, продуктов и услуг, чем  США и Великобритания. По мнению  экспертов, существующее в Европе  законодательство во многом тормозит  развитиеинформационного общества.

   Государственная  политика США в вопросах информатизации  ограничивается развитием глобальных  проектов, которые частный капитал  финансировать не может.

   Азиатская модель  информатизации основана на эффективном  сотрудничестве государства и  рынка, попытке установить связь  между социальными трансформациями  и культурными ценностями. Эта  модель отражает философский  принцип сосуществования и сопроцветания  - альтернативный способ социально-экономического  развития региона и конфронтацию  с Западом. В рамках азиатской  модели выделяются Япония и  "азиатские тигры" (Южная Корея,  Тайвань, Сингапур и Гонконг).

   В Японии процессы  информатизации обязаны базироваться  на главной идее общества, когда  каждый знает свой статус по  отношению к другим и ведет  себя в соответствии с целями  своей группы. Японский стиль  управления основан на иной, по  сравнению с европейской, корпоративной  культуре, когда управляющее звено  обязано заботиться о подчиненных,  а те должны беспрекословно  выполнять директивы. Поэтому  государство и бизнес совместно  несут ответственность за все  проблемы, возникающие при переходе  к информационному обществу, и  разрешают их совместными усилиями. Большие государственные расходы  на научные исследования и  разработки всегда были и являются  до сих пор отличительными  чертами Японии. Роль бизнеса  состоит в развитии новых, высоких  технологий и производств. При  этом роль государства - создавать  благоприятные условия для творчества, уменьшать риск предпринимателей, действующих в приоритетных сферах. Японское правительство считает,  что для стимуляции творческой  деятельности интеллектуальный  капитал нации должен стать  достоянием всех. Основной акцент  в будущем Японии делается  на повседневные нужды людей,  на разработку и внедрение  ИКТ, способствующих повышению  качества жизни населения.

   В основе развития  региона Восточной и Юго-восточной  Азии - "четырех тигров" - лежит  японская модель. Однако процессы  перехода кинформационному обществу  в этих странах имеют отличные  от Японии стартовые условия.  В значительной степени эти  государства можно отнести к  развивающимся странам. Экономическому  успеху "тигров" в большой мере  способствовали японские капиталовложения, вместе с ними они восприняли  от Японии философию взаимоотношений  государства и бизнеса. Взаимоотношение  "государство-рынок" в этих  странах остается социологическим  и политическим, а не чисто  экономическим.

 В развивающихся странах  выделяют две идеологии построения  информационного общества - латиноамериканскую  и азиатскую, в основе которых  лежат две модели реформы телекоммуникаций, технической основы информатизации.

   Для развивающихся  стран возможны две принципиально  различные стратегии реформы  - приватизация и либерализация.  Приватизация - это передача государственных  предприятий и видов деятельности  в полное или частичное владение  или контроль. Либерализация - это  снижение барьеров для вхождения  в рынок или его часть с  помощью разрешения третьим сторонам  конкурировать с известными, обычно  монопольными производителями товаров  и услуг. Опыт показал, что  те страны, которые пытались одновременно  проводить приватизацию и либерализацию,  потерпели неудачу и растянули  достижение реформы во времени.

  В июле 2000 года на Окинаве состоялся саммит "Большой восьмерки". Там впервые официально был провозглашен переход мирового сообщества к глобальному информационному обществу. Окинавская хартия (Okinawa Charter on the Global Information Society) устанавливает основные принципы вхождения государств в глобальное информационное общество и является важнейшим документом, призванным организовать и активизировать деятельность международного сообщества в области формирования глобального информационного общества.

   В Хартии выделяется  четыре раздела:

- использование возможностей  цифровых технологий;

- преодоление электронно-цифрового  разрыва;

- содействие всеобщему  участию;

- дальнейшее развитие.

 

   В Окинавской хартии  были установлены следующие основные  принципы вхождения государств  и стран в глобальное информационное  общество.

Информационно-коммуникационные технологии (ИТ) - один из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI в. Их революционное воздействие  касается образа жизни людей, их образования  и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества.

Суть стимулируемой ИТ экономической и социальной трансформации  заключается в ее способности  содействовать людям и обществу в использовании знаний и идей.

Государства, входящие в  Содружество Независимых Государств, также нацелены на интеграцию усилий при переходе к информационному  обществу. Этому способствуют общие  исторические корни, менталитет, географическое расположение. В 1996 г. была разработана  и согласована "Концепция формирования информационного пространства СНГ". В ней отмечается, что "в области  формирования информационного пространства СНГ существуют закономерности, общие  для всех государств Содружества  и специфические для каждого  государства", поэтому одной из основных задач является развитие нормативно-правовой базы взаимодействия в информационной сфере. Кроме этого, в Концепции  определены общие интересы государств Содружества в информационной сфере:

- сохранение и развитие  контактов граждан;

- беспрепятственное и  нецензурируемое распространение  открытой информации о жизнедеятельности  государств - участников СНГ и  органов Содружества;

- развитие образования,  науки, техники и культуры;

- обеспечение доступа  граждан, предприятий и организаций,  органов государственного управления  к национальным и международным  информационным ресурсам по различным  сферам согласованной деятельности  на основе соответствующих межгосударственных  договоров;

- создание условий взаимовыгодного  использования информационных ресурсов  государств - участников СНГ.

   Кроме этого было  констатировано, что имеется ряд  важных конкретных задач, эффективное  решение которых возможно только  путем совместных усилий государств  Содружества.

   Однако реализация  на практике декларированных  положений пока вызывает значительные  затруднения.

 

         Заключение

 

Теории информационного  общества существенно обогатили  представления о современном  этапе общественного прогресса, однако большая часть предложенных в этих рамках тезисов носила весьма частный характер. Наибольшим значением, на мой взгляд, обладает проведенный  ее сторонниками анализ роли информации в хозяйственном развитии западных стран. Результатом его стала  трактовка информации как специфического ресурса, не обладающего большинством характеристик, свойственных традиционным факторам производства. Среди прочего  было отмечено, что распространение  информации тождественно ее самовозрастанию, что исключает применение к этому  феномену понятия редкости, а ее потребление не вызывает ее исчерпаемости  как производственного ресурса; таким образом, сторонники теории информационного  общества приходили к справедливому  в целом тезису о том, что "в  современной экономике редкость ресурсов заменена на их распространенность". Эта формула получила впоследствии широкое признание и нашла  свое подтверждение в хозяйственной  практике 80-х и 90-х годов.

Информация о работе Современные теории информационного общества