Стратегическое планирование информационных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – выявить необходимость стратегического планирования информационных систем.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить задачи:
1. Изучить понятие и сущность планирования информационных систем.
2. Рассмотреть этапы стратегического планирования информационных систем.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………......3
1. Понятие и сущность планирования информационных систем…………..…4
2. Стратегическое планирование информационных систем, этапы………..…5
2.1. Анализ окружения системы ……………………………………………...7
2.2. Анализ внутренней ситуации ……………………………………….…....9
2.3. Разработка стратегий …………………………………………………....14
3. Организация стратегического планирования……………………………….19
4. Принципы формирования проекта и внедрения ИС………………………..21
Заключение ………………………………………………………………………27
Список литературы …………………………………………………….…….….29

Файлы: 1 файл

Стратег.планирование ИС.docx

— 73.21 Кб (Скачать файл)

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………………………………......3

1. Понятие и сущность планирования информационных систем…………..…4

 2. Стратегическое планирование информационных систем, этапы………..…5

    2.1. Анализ окружения системы ……………………………………………...7

    2.2. Анализ внутренней ситуации ……………………………………….…....9

    2.3. Разработка стратегий …………………………………………………....14

3. Организация стратегического  планирования……………………………….19

4. Принципы формирования проекта и внедрения ИС………………………..21

Заключение ………………………………………………………………………27

Список литературы …………………………………………………….…….….29

Должностная инструкция ответственного за тестирование программного обеспечения (тестировщика ПО)…………………………………………….…30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 1

ВВЕДЕНИЕ

Информационные системы, как и информация, и информационные технологии существовали с момента появления общества, поскольку на любой стадии его развития существует потребность в управлении. А для управления требуется систематизированная, предварительно подготовленная информация.

В настоящее время общеизвестно, что знание информационных систем является существенным для менеджеров, поскольку большинство организаций нуждается в этих системах для выживания и дальнейшего процветания. Информационные системы могут помочь компаниям расширить свое присутствие на новых рынках, предложить новые товары и услуги, изменить течение занятий и работы и, возможно, глубинным образом изменить методы, с помощью которых осуществляется бизнес. Мощные компьютеры, программное обеспечение и сети, включая Интернет, помогают организациям более оперативно реагировать на возникающие ситуации, более рационально организовывать трудовой процесс, открывая новые возможности, как для рядовых сотрудников, так и для управляющих высшего уровня. Информационные системы стали незаменимыми в плане помощи фирмам в реагировании на глобальные экономические изменения. Они предоставляют в распоряжение компаний инструменты для связи и анализа, позволяя вести дела в гораздо более крупных масштабах.

Цель данной работы – выявить необходимость стратегического планирования информационных систем.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить задачи:

1. Изучить понятие и сущность планирования информационных систем.

2. Рассмотреть этапы стратегического планирования информационных систем.

 

1.Понятие и сущность планирования ИС

        Формирование  и развитие на предприятии  информационной системы, предназначенной  для обеспечения постановки и  поддержки принятия решения производственных  и управленческих задач в их  стратегической перспективе, всегда  требуют долгосрочного планирования, ориентированного на стратегические  цели в области организации, развития  и использования ИС, т.е. стратегического  планирования ИС (СПИС). Эти задачи  и функции являются частью  информационного менеджмента предприятия  и требуют, в свою очередь, полной  интеграции задач стратегического  планирования ИС в систему  планирования предприятия в целом.

Для планирования ИС принято разделение на кратко-, средне- и долгосрочное, или соответственно на оперативное и стратегическое. Можно достаточно уверенно согласовать этапы или типы планов с каждой ступенью проблемы развития ИС и ИТ в соответствии с интересами предприятия.

Стратегическое планирование ИС, по существу, представляет собой процесс, в котором принимаются принципиальные решения в области ИС предприятия относительно действующих в течение длительного срока целей и основных положений (принципов), мероприятий, ресурсов, а также бюджета и финансирования.

Временные рамки стратегического планирования ИС в зависимости от сопутствующих условий (масштаб предприятия, специфические для предприятия информационные проблемы, степень проникновения ОИ и др.) охватывают обычно период от пяти до десяти лет.

Результатом стратегического планирования ИС должен являться документ, который содержит, во-первых, констатацию существующего положения в области ИС как на предприятии, так и вне его, во-вторых, разработанные по годам стратегии в этой области и необходимые для их реализации на предприятии мероприятия.

2. Стратегическое  планирование информационных систем, основные этапы

Стратегическое планирование информационных систем (Strategic Information Systems planning - SISP) – это процесс определения набора компьютерных прикладных программ, которые будут помогать организации в исполнении ее планов и достижении ее целей.

Планирование применительно к ИС в принципе не отличается от общего стратегического планирования на предприятии. Сфера обработки информации, как и другие производственные функциональные подразделения, должна внести как можно больший вклад в достижение целей предприятия. Стратегическое планирование ИС в соответствии с этим следует понимать как интегрированную составную часть общего стратегического планирования предприятия

Для процесса стратегического планирования ИС характерны следующие типичные фазы или этапы:

1. Постановка задач стратегического  планирования ИС: для какой части  предприятия должно проводиться  стратегическое планирование ИС, в каком именно виде и кем, а также что от этого должно  получить предприятие и когда?

2. Всесторонний анализ  условий. Для выявления пространства  действий при составлении планов  в сфере обработки информации  и ИС необходим анализ условий  или положения дел в данной  области. С одной стороны, анализируется наиболее важная часть окружения предприятия (клиентура, рынки продукции, технология, конкуренция, народное хозяйство, политика и т.п.) и идентифицируются вытекающие из этого риск, шансы и требования. С другой стороны, изучаются внутренние условия предприятия (структура производства, процессы производства, обслуживаемые рынки, финансы, ресурсы, конкуренция, персонал и т.п.) и устанавливаются сильные и слабые стороны сферы ИС.

3. Постановка стратегических  целей для ИС. Полученные в  фазе анализа условий знания  представляют собой основу для  конкретного формулирования стратегических  целей ИС.(рис.1)

Принципы и направления, закладываемые в ИС, образуют как бы рамки для стратегии в области ИС, а также и для оптимального планирования мероприятий. Эти рамки всегда могут и должны использоваться при решении производственных вопросов, при распределении работ по работникам, персонала по проектам и т.д.

4. Разработка стратегий  ИС. Она выполняется с учетом  архитектуры применения ИТ, доступных  или имеющихся ресурсов, структуры  организации и управления. Стратегии  ИС характеризуют пространство  и потенциал, которые должны быть  задействованы для достижения  обозначенных целей.

 

Рис.1 Формулирование стратегических целей для планирования ИС

 

5. Планирование конкретных  мероприятий. Этот этап имеет  уже оперативный характер. В рамках  долгосрочного планирования мероприятия  описываются в общей форме. Краткосрочные  планы в области ИС содержат, напротив, специфицированные в числовой  форме мероприятия на весь  планируемый год. Планирование мероприятий является предпосылкой для определения отдельных проектов развития ИС (рис.2)

 

Рис.2 - Этапы стратегического планирования информационных систем

 

С помощью упорядочения сверху вниз (или снизу вверх) описанных составляющих системы планирования на предприятии устанавливается иерархический порядок создания стратегических планов, который для практического воплощения требует также и временного структурирования стратегического планирования ИС.

2.1.Анализ окружения системы

Важнейшей целью первой фазы стратегического планирования ИС (постановка задачи) является получение поддержки задуманных мероприятий по информатизации руководством предприятия.

Круг решаемых задач:

Программа в области ИС. При соответствующей организации проведения программы в области ИС достигаются достаточно полное и правильное понимание проблемы и высокий уровень мотивации активной деятельности работников в этой сфере.

Уменьшение неопределенности. Поскольку, с одной стороны, развитие в сфере ИТ быстро прогрессирует, с другой стороны, будущие производственные задачи как в качественном, так и количественном отношении оцениваются с трудом, дополнительные шансы и риск, связанные с внедрением новых технологий, должны оцениваться как можно раньше и с максимально возможной точностью, чтобы выявить актуальную и обоснованную потребность ИС в ресурсах.

Требование инновационных решений. Глобальное интегрированное рассмотрение проблем стратегического планирования ИС позволяет раскрыть возможные инновации в сфере ИТ. При соответствующих инвестициях это может обеспечить достижение решений, оптимальных для ИС с позиций всего предприятия в целом.

Контрольный базис для будущего. Стратегическое планирование ИС как основа концепции менеджмента в ИС создает базис для оценки всей будущей деятельности в области ИС на предприятии.

В качестве факторов влияния окружения должны приниматься во внимание следующие: правовая и хозяйственная организация, хозяйственные интересы собственников, организация рынка и конъюнктура, а также интересы владельцев и других сопричастных лиц.

 Отдельно должно анализироваться  возможное влияние на развитие  ИС со стороны следующих организаций  или групп лиц: государственные  инстанции (парламенты, правительства, суды), материнские, смежные (сестринские) и дочерние предприятия, конкуренты, клиенты и поставщики, наемные  рабочие и служащие, союзы и  объединения, сфера образования  и исследований, политические партии, а также профессиональные ассоциации  и профсоюзы.

Документация анализа окружения может включать:

    • спецификацию имеющихся и ожидаемых требований законодателей, партнеров по рынку и партнеров-смежников;
    • общий обзор предложений на рынке СИ («будущее» для изготовителя, сбытовика, консультанта-советчика и их продуктов);
    • описание шансов и риска на основе анализа состояния ИТ и прогноза информационно-технологического развития;
    • диагноз риска и «терапию» (предложения по мероприятиям в целях снижения остроты риска).

2.2.Анализ внутренней ситуации

Для выявления сильных и слабых сторон обработки информации на предприятии требуется, не менее чем анализ окружения, детально проработанная констатация существующего внутреннего состояния предприятия. Сначала специфицируются все имеющиеся ИС и все задействованные к данному моменту ресурсы. Далее исследуются организационная структура в области обработки информации и ее функционирование. Анализом бюджета, затрат и производительности в ИС заканчивается фаза сбора данных по предприятию.

1. Распределение  данных и приложений. В отношении данных должны исследоваться следующие аспекты (преимущественно организационные):

  • объем и качество, т.е. сущность или состав данных и связей;
  • уровень разрозненности или, напротив, степень интегрированности имеющихся данных относительно технологии банков и баз данных;
  • полнота и актуальность структур данных с позиций пользователя;
  • специфика установленных банков данных в структуре управления (концептуальная модель, специфика языков банков данных, перечень данных, функции системы защиты данных, места сечения) и/или других программных средств управления данными;
  • организационные и технологические пути доступа к данным;
  • защищенность данных (объем и качество мероприятий по сохранению полноты и корректности данных);
  • мероприятия по защите данных (политические, правовые, организационные, а также технические и технологические мероприятия).

Все ИС должны анализироваться в рамках заданных единых категорий и описываться (документироваться) по единой схеме. При этом описание того или иного приложения охватывает функциональное описание (постановку задач и функции программ); структуры данных; ввод и выдачу данных; каркас данных; связи с другими приложениями; вид применения или обработки; пользователей (их круг и частота обращений) и получаемый ими эффект; историю развития; констатацию того, является ли данный продукт собственным или «чужим»; критику и предложения со стороны пользователей, а также впечатления самого аналитика.

2. Распределение  ресурсов. Понятие «ресурсы ИС» охватывает работников сферы ИТ и ИС, технические и программные средства, а также бюджет сферы ИТ и ИС. Ресурсы ИС следует документировать единым образом для всего предприятия.

Информация о работе Стратегическое планирование информационных систем