Стратегическое планирование информационных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – выявить необходимость стратегического планирования информационных систем.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить задачи:
1. Изучить понятие и сущность планирования информационных систем.
2. Рассмотреть этапы стратегического планирования информационных систем.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………......3
1. Понятие и сущность планирования информационных систем…………..…4
2. Стратегическое планирование информационных систем, этапы………..…5
2.1. Анализ окружения системы ……………………………………………...7
2.2. Анализ внутренней ситуации ……………………………………….…....9
2.3. Разработка стратегий …………………………………………………....14
3. Организация стратегического планирования……………………………….19
4. Принципы формирования проекта и внедрения ИС………………………..21
Заключение ………………………………………………………………………27
Список литературы …………………………………………………….…….….29

Файлы: 1 файл

Стратег.планирование ИС.docx

— 73.21 Кб (Скачать файл)

При оценке работников сферы ИС как ресурса следует провести анализ следующих отдельных позиций:

  • число сотрудников (в среднем на область деятельности);
  • поле деятельности для каждого из сотрудников сферы ОИ;
  • качество руководства сферой ОИ;
  • производительность и загрузка работников сферы ОИ;
  • квалификация и образование работников сферы СИ (в особенности их коммуникабельность при работе с пользователями);
  • средства и уровень мотивации работников сферы ОИ;
  • производственный климат в подразделениях сферы ОИ;
  • возрастная структура (возраст и стаж работы, а также опыт работы в сфере ОИ).

 

Для характеристики персонала сферы ИТ и ИС следует составить единую документацию. Установленные при этом сильные и слабые стороны работников дают точки отсчета для возможных организационных изменений в области трудовых ресурсов.

В отношении технических средств целесообразно проанализировать следующие важные аспекты:

    • типы, технические характеристики и мощность центральных и децентрализованных ЭВМ;
    • число, технические характеристики и емкость главных накопителей и высокопроизводительных принтеров;
    • число, «интеллектуальность» и ориентированность (приспособленность к применению) дисплеев и принтеров на рабочем месте;
    • число и характеристики остальных устройств ввода-вывода;
    • внутренние вычислительные сети и их компоненты;
    • внешние телекоммуникационные связи;
    • места установки технических средств;
    • доступность и характерное время ответа (при нормальной и пиковой загрузке) центральных и периферийных ЭВМ;
    • загрузка центральных и периферийных ЭВМ (загрузка процессоров, использование памяти накопителей);
    • история развития (доля прироста, развитие производительности и емкости) центральных и децентрализованных технических средств;
    • возможности расширения технических средств;
    • данные по изготовителям и поставщикам (в особенности надежность и оценка пользователями этих средств);
    • данные по приобретению/аренде/лизингу или по продолжительности связей с поставщиками в сфере технических средств;
    • данные по техническому обслуживанию и сервису.

Для формирования документации на имеющиеся в наличии ИС и соответствующие им программные средства целесообразно раздельное их описание для центральных и децентрализованных ЭВМ. Для обеих категорий необходимо характеризовать следующие компоненты программных средств:

    • операционные системы (ОС), расширения ОС, системы теледоступа;
    • системы управления банками данных (здесь уместно вспомнить представленные выше рассуждения о данных);
    • сетевые программные средства и средства теледоступа, системы управления и коммуникации ПЭВМ;
    • программные средства управления вычислительным центром;
    • вспомогательные программы (управление ленточными и дисковыми накопителями, настройки систем, контроль исполнения и т.п.);
    • инструменты конечного пользователя;
    • развитие окружения ИС (инструменты и языки анализа, дизайна и программирования, а также трансляторы с языков);
    • системы сохранения и защиты данных;
    • используемые внешние программные средства;
    • данные по изготовителям и поставщикам ПС (особенно их надежность и удовлетворенность пользователей этими средствами);
    • данные по приобретению/аренде/лизингу и длительности связей с поставщиками ПС;
    • данные по возможности расширения программных средств;
    • данные по техническому обслуживанию и сервису.

В отношении бюджета ИС проводится исследование следующих аспектов:

    • анализ общего развития расходов на ОИ раздельно для технических и программных средств, расходов на техническое обслуживание, на персонал, а также прочих расходов;
    • развитие затрат на ОИ в сравнении с общими затратами;
    • планирование затрат на ОИ в будущем;
    • системы расчета затрат на ОИ (приведенных к конечному пользователю): приведенные затраты на ОИ по каждой сфере деятельности, сопоставление фактических вычислительных затрат на ОИ и потребного процессорного времени, а также другие подобные грубые сравнения для установления справедливости распределения затрат, соотнесение затрат на ОИ с достигаемой производительностью.

3. Организация  и управление в сфере информатизации. На этом шаге необходимо проверить на эффективность и сбалансированность существующую организацию, т.е. структуру и качество управления в области ИС. При этом должны исследоваться следующие аспекты:

    • эффективность существующей организации ОИ;
    • сотрудничество с пользователями (связи, заказы на развитие, сервис для пользователей и их обучение, вид и объем сервисных услуг);
    • организационное расчленение области СИ (развитие и эксплуатация ИС и обеспечение пользователей);
    • планирование и администрирование данных;
    • развитие применения ИС (образ действий, методы и инструменты для анализа, дизайна, программирования, тестирования и технического обслуживания, выдача приоритетов для развития ИС);
    • концепция приобретения, внедрения и обслуживания компонентов технических и программных средств;
    • мероприятия по обучению работников сферы ОИ;
    • объем и качество документации;
    • вид и объем кратко-, средне- и долгосрочного планирования и контроля в области ОИ;
    • вид распределения ресурсов ПС по конечным пользователям;
    • объем и качество защищенности, в том числе от катастроф.

Документация по анализу ИС на предприятии содержит:

    • общий обзор имеющихся ИС и их ресурсов: раздельное представление всех систем с одинаковой степенью детализации, а также интегрированное или агрегированное представление и результаты их сравнения;
    • общий обзор использования ресурсов ИС: центры тяжести их деятельности, а также связанные и свободные мощности;
    • описание сильных и слабых сторон ИС и предложения по их улучшению: имеющиеся в наличии ИС и их ресурсы, развитие и обслуживание ИС, эксплуатация ИС и обслуживание пользователей, а также планирование и организация ИС;
    • каталог идей и намерений для будущих стратегий в области ИС.

2.3.Разработка стратегий

Стратегия в области архитектуры приложений.

Под архитектурой приложений в рамках стратегического планирования ИС понимаются концептуальные общие рамки, которые оба аспекта – данные и приложения – объединяют в единое динамичное целое. Стратегия в области архитектуры приложений является важнейшей в рамках стратегического планирования ИС, поэтому она определяет последующие частные стратегии ИС (ресурсы, организация и руководство).

Разработка единого для всего предприятия базиса данных. Необходимость охватить на концептуальном уровне в едином базисе данные, распределенные в различных запоминающих средах, расположенные иногда в несовместимых форматах или неэффективно распределенные данные.

Формирование спектра приложений. Расширять или корректировать необходимо те приложения, которые устарели, например, в отношении или объема, или вида использования, или предполагаемых мест контакта с другими программами.

Для определения плана приложений необходимо привлекать такие критерии, как непосредственная необходимость развития ИС (на основании правовых или других важных предписаний, технических потребностей и т.п.), возможное снижение затрат, повышение производительности и/или реализация преимуществ предприятия в соревновании с конкурентами, а также вероятность успешного завершения того или иного проекта развития.

Стратегия в области ресурсов.

Персонал сферы ИС. Здесь должны быть определены число, квалификация и затраты на работников сферы ИС, основные принципы их содержания, т.е. оплата их труда, требуемые квалификация и образование, а также порядок организации труда работников сферы ИС и привлечения работников или консультантов со стороны.

Информационные технологии. В рамках условий, которые касаются ИТ, планируемых в будущем к применению, должны быть определены принципиальные позиции в отношении каждой подлежащей применению ИТ по таким вопросам, как, например:

    • политика ориентации на продукцию одного изготовителя или на смешанные (от разных изготовителей) технические и программные средства;
    • собственные разработки в качестве основы развития или привлечение сторонних разработок.

Далее требуется разработка подходящей технологической архитектуры, т.е. принятие решений по вопросам:

    • выбора необходимых технических, программных, методических и организационных компонентов (вид, число, упорядочение, взаимодействие, затраты);
    • распределения по предприятию (централизация/децентрализация) и объединения в сеть используемых на предприятии технических и программных средств.

Бюджет сферы ИС. Объем бюджета в большинстве организаций бывает задан заранее. Однако внутреннее распределение бюджетных средств в сфере ИС практически всегда является в значительной мере свободным. В нормальном случае результаты стратегического планирования бюджета отражаются в мероприятиях, запланированных в рамках принятой архитектуры применения ИС. Конечным продуктом бюджетного планирования на предприятии является возможно более детальный обзор затрат для областей развития и обслуживания, эксплуатации или использования ИС и персонала сферы ИС.

Стратегия в вопросах организации и управления. В рамках построения общей стратегии для ИС необходимо принять также целый ряд решений, касающихся организации сферы ИС и руководства этой сферой. При этом необходимо учитывать и изменяющиеся требования при использовании новых методов обработки информации, и новые подходы в организации ИС и ИТ.

Организация и функционирование ИС. Первоочередной организационной задачей обычно является определение того, что именно в будущем должно рассматриваться как услуги ИС. В зависимости от варианта решения этой задачи, смотря по обстоятельствам, могут потребоваться изменения не только внутри организации структуры и функционирования подразделений обработки информации, но также и в области организации работы с пользователями или с другими службами и отделениями. Особенно важно определить стратегии или стратегические направления, охватывающие следующие области:

    • организационное расчленение сферы обработки информации (планирование, развитие и использование ИС, а также обслуживание пользователей);
    • планирование и администрирование данных, используемых в ИС (подходы, методы и инструменты);
    • применение ИТ (подходы, методы и инструменты для анализа, дизайна, программирования, испытания и обслуживания);
    • обучение и повышение квалификации работников сферы обработки информации как на предприятии, так и с использованием внешних возможностей;
    • распределение ресурсов и затрат по областям применения ИС;
    • приобретение, внедрение и обслуживание технических и программных средств (например, определенные стратегические продукты, единые для всего предприятия инструменты);
    • регулирование сотрудничества с пользователями (связи с пользователями, поручения по развитию сферы услуг, обслуживание пользователей и их обучение, вид и объем сервисных услуг);
    • кратко-, средне- и долгосрочное планирование ИС, а также планирование и контроль утвержденных проектов;
    • документация на внедренные приложения, технические, программные и оргсредства, а также документация на приобретенные информационные продукты и проекты собственного изготовления;
    • сохранность и защищенность.

Информация о работе Стратегическое планирование информационных систем