Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:44, реферат
Таким образом, обращение к теме "Интернет и политика" объясняется настоятельной необходимостью начала проведения междисциплинарного исследования особенностей существования и функционирования политики в условиях развития технологий информационного общества.
Цель моей работы заключается в выявлении новых возможностей, вызовов и угроз, которые встают перед политикой в связи с развитием и распространением новых информационно-коммуникативных технологий.
Введение
Глава 1. Свойства и возможности сети Интернет………………………………3
1.1. Интернет и политический процесс……………………………………....4
1.2 Опыт электронного правительства………………………………………9
Глава 2. Государственное регулирование сети Интернет……………………17
2.1. Зарождение интернет - технологий в России………………………….21
2.2 Социальная основа российского Интернета……………………………23
2.3 Российский Интернет, как инструмент политических технологий…..25
Заключение…………………………………………………………………….…..27
Список использованной литературы………………………………………….29
На данный
момент невозможно с
подобных интернет технологий скажется на политическом процессе, но
приходится признать, что этот движение содержит в себе потенциал способный
в корне изменить многие представления о демократическом управлении.
Несомненно, что политикам будущего придется уделить самое серьезное
внимание проблеме голосования через Интернет и найти механизмы, которые
обеспечат повышение явки избирателей, рост политической активности
населения и, в то же время, не позволят поколебать основополагающие
принципы и традиции демократической системы.
1.2 Опыт электронного правительства
Ещё одна технология, которая из категории экспериментальных постепенно
переходит в разряд повседневно используемых средств – это электронное
правительство.
Электронное правительство (e-Government) — это новая модель
государственного управления, построенная на возможностях современных
информационных технологий, это система взаимодействия государства и
общества при помощи Интернет. Доминирующей задачей электронного
правительства является трансформация внутренних и внешних взаимоотношений на основе применения сетевых операций, информационных технологий и коммуникационных сетей.
Термин "электронное правительство" появился в русском языке от
английского слова Electronic Government или e-government, которое имеет
несколько значений. В их числе – правление или управление как действие или
процесс. Именно в этом значении употребляется слово government в данном
случае. E-government определяется как "использование" (Интернет), "способ"
(предоставления информации и услуг), "обеспечение" (доступа к информации и
услугам). То есть, понятие electronic government относится к формам и
методам деятельности правительства ("электронное правление" или
"электронное
государственное управление"),
субъекту этой деятельности. В русском языке слово "правительство" раньше
было близко по смыслу к указанному выше значению английского слова
government и означало "правленье, управленье, начальствованье". В
современном русском языке "правительство" означает исключительно
"совокупность органов государственной власти" или "исполнительный и
распорядительный орган государственной власти в стране". Таким образом,
использование словосочетания "электронное правительство" в качестве
русского эквивалента electronic government не вполне точно отражает смысл
этого понятия. У людей непосвященных при упоминании "электронного
правительства" возникают ассоциации, далекие от того, что имеется в виду.
Создание электронного
правительства связано с
государственными структурами услуг населению и бизнесу, расширением степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной, а также обеспечением открытости, подотчетности правительства - гражданам и граждан - правительству. За этой формулировкой скрывается одна из важнейших современных тенденций в развитии государственного управления в мире. Идея "электронного правительства" появилась именно как следствие этой тенденции, а не исключительно благодаря бурному развитию информационных технологий.
В ряде стран государственный сектор оказался неспособен обеспечить то, он
призван был обеспечить: от внешней и внутренней безопасности до поддержки
сельского хозяйства, образования, здравоохранения, социальных услуг и т.д.
Преобразования подразумевали сокращение численности государственного
аппарата, уменьшение количества внутренних нормативных документов,
внедрение в практику государственных учреждений стандартов качественного
обслуживания клиентов. Государственным учреждениям, в частности,
предписывалось уточнить категории своих "клиентов" и изучить их
потребности, разработать стратегии повышения качества услуг, а также
критерии и механизмы оценки качества обслуживания.
В процессе кардинального реформирования правительств обнаружилось, что
современные информационные технологии могут оказаться хорошим подспорьем в решении главной задачи: "работать лучше, стоить меньше".
В настоящее время существует значительное количество пилотных проектов, в
том числе и на уровне стран Большой восьмерки (проект Government OnLine –
GOL). Проект GOL был рассчитан на период до конца 1998 г. и имел целью
накопление
опыта использования
учреждения более 20 стран мира, а также ряд авторитетных международных
организаций.
В сентябре 2000 года в США стартовал проект «FirstGov»
(http://www.firstgov.gov) (название может быть условно переведено как
«первый шаг к открытому/электронному правительству США»). В процессе
реализации проекта был создан Интернет-портал, обеспечивающий доступ к
правительственным и другим сайтам. В него были включены примерно 30
миллионов домашних страниц с обновлением каждые 2 недели.
Стоит отметить, что “Электронное правительство” для США настолько
устоявшаяся тема, что она уже успела пройти значительную часть жизненного
цикла всякого начинания — от параноидальной популярности идеи до падения
внешнего интереса к ней. Относительное снижение внимания не есть
дискредитация идеи, просто из многообещающего новшества она превратилась в рутинную деятельность, которая хотя и изменила общество, но уже стала в США настолько привычной, что не вызывает бурных эмоций. Внешний интерес к этой теме существенно ослаб, в то время как заметно вырос бизнес-интерес[5]. Действительно, уже трудно замаскировать тот факт, что в данной области фигурируют миллиарды долларов и сектор неуклонно растет. Общая сумма, которую тратит только федеральное правительство США в год на информационные технологии, составляет примерно 43 млрд. долл., что почти вдвое превышает бюджет России. А помимо этого есть еще огромный рынок региональных правительств (уровня штатов и графств). Однако из этой немалой суммы всего лишь 2,2 млрд. долл. относится к тому, что называется “электронным правительством”.
Подобные проекты действуют и в других странах мира. И уже сегодня в
отдельных государствах граждане имеют возможность через Интернет, к
примеру, регистрировать автотранспорт, продлевать водительские лицензии без
физического посещения учреждений и простаивания в длинных очередях. Так или иначе, это приводит к увеличению степени вовлеченности граждан в политику и процессы управления. Происходит ослабление позиции бюрократии в обществе, значительно уменьшается риск коррупции, оборот делопроизводственной документации становится рядовой функцией государственной машины. Считается, что последняя стадия перехода традиционного правительства в электронное определяется существованием единого веб-портала, на котором можно найти любую правительственную информации. Все правительственные услуги возможны в он-лайн режиме и вся административная деятельность осуществляется с помощью электронных средств, т.е. на безбумажной основе. Специалисты считают эту стадию практически недостижимой. О стремление её достигнуть заявили только две страны (Великобритания и Сингапур).
Однако, даже без достижения финальной стадии развития электронного
правительства, сегодня эта технология приносит весомые преимущества для
правительства и общественности.
Преимущества для Правительства:
. Управление всеми видами правительственной информации, которая сама по
себе
является стратегическим
. Обработка и администрирование данных об общественном мнении;
. Возможность
быстрой и экономичной
. Экономичный инструмент связи с местными правительствами и НКО;
. Возможность
улучшить планирование и
уровне;
. Средство разрешения проблем пассивного отношения населения к
правительству и его планам.
Преимущества для общественности:
. Ощущение причастности к принятию правительственных планов и проектов
. Ускорение процесса рассмотрения жалоб
. Возможность распространять информацию и идеи, внося вклад в достижение
конкретных политических результатов
. Повышение степени общественного контроля за работой правительства
. У людей, живущих и работающих заграницей, появляется возможность
участвовать в делах своего отечества и в большей мере ощущать свою
национальную принадлежность;
. По двусторонним каналам связи можно осуществлять множество бесплатных обучающих программ, повышая уровень образования населения.
Таким образом, в самом общем виде выгоды от использования "электронных
правительств" можно сформулировать так:
. Граждане и бизнес получают свободный доступ к правительственной
информации и услугам.
. Качество обслуживания повышается за счет увеличения скорости обслуживания
по средствам
обеспечения полного цикла
. Гражданам открываются более широкие возможности для участия в
политическом процессе [6].
К концу 2001 года Американским Обществом Государственного Управления (APSA) и Отделом государственной Экономики и Управления (UNDPEPA) при Департаменте по Экономическим и Социальным вопросам ООН (UNDESA) было проведено исследование, целью которого было изучение положения электронного правительства в 190 странах-членах ООН. Главным результатом стал подсчет "индекса развития е-правительств" (E-Government Index), т.е. уровня развития государства в области использования интернет для предоставления гражданам информации и услуг. Индекс подсчитывался с учётом следующих показателей: уровень интернет-развития страны, количество компьютеров на 100 человек, количество интернет-хостов на 10000 человек, число пользователей, количество телефонных линей на 100 человек, мобильных телефонов на 100 человек, телевизоров на 1000, уровень человеческого развития, уровень доступа к информации и количество городского населения к общему числу жителей. Применялись две методики:
1. Web-сайты национальных органов государственного управления
анализировались на предмет предоставления ими информации и услуг, которыми с наибольшей вероятностью может пользоваться средний гражданин. В соответствии с наличием или отсутствием тех или иных возможностей определялась количественная оценка уровня национального прогресса;
2. Проводились статистический анализ и сопоставление инфраструктур
информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), а также потенциала человеческих ресурсов.
На основе
полученных данных все страны
были поделены на четыре
высоким уровнем развития (индекс от 3,11 до 2) , со средним (от 1,96 до
1,60), минимальным (от 1,59 до 1) и недостаточным (менее 1). Лидирующее
положение заняли США (3,11), далее Австралия (2,60), Новая Зеландия (2,59),