Построенные модели деятельности
предприятия являются не просто промежуточным
результатом, они представляют большое
практическое значение. Модели позволяют
осуществлять автоматизированное обучение
работников конкретному направлению
деятельности предприятия с использованием
диаграмм (как известно, одна графическая
иллюстрация стоит тысячи слов).
Кроме того, с их помощью можно
осуществлять предварительное моделирование
нового направления деятельности с
целью выявления новых потоков
данных, взаимодействующих подсистем
и бизнес-процессов.
При построении моделей обычно
пользуются следующими рекомендациями:
- структурирование должно осуществляться в соответствии с видами деятельности и бизнес-процессами предприятия, а не в соответствии с его организационной и штатной структурой;
- первый (верхний) уровень модели должен отражать только контекст системы, т. е. взаимодействие предприятия с внешней средой;
- на втором уровне модели должны быть отражены основные виды деятельности предприятия и их взаимосвязи;
- каждый из видов деятельности, в свою очередь, должен быть детализирован на бизнес-процессы (желательно, единственного уровня). Например, деятельность по учету кадров включает следующие бизнес-процессы: прием на работу, перевод на другую должность, увольнение и т. п.
- дальнейшая детализация бизнес-процессов осуществляется посредством бизнес-функций (так, процесс «Прием на работу» содержит функции «Прием заявления», «Оформление приказа», «Регистрация» и т. д.). Обычно для моделирования бизнес-функции достаточно 2—3 уровней детализации, которая завершается описанием элементарного алгоритма с помощью мини спецификации;
- общее число уровней модели не должно превышать шесть или семь.
Переход от модели «как есть»
к модели «как должно быть» обычно
осуществляется двумя способами: 1)
совершенствованием технологии на основе
оценки их эффективности («мягкий» реинжиниринг);
2) радикальным изменением технологии
и переосмыслением бизнес-процессов
(«жесткий» реинжиниринг).
Результатом проведения анализа
и оценки моделей являются предложения
по:
- изменению технологий целевой и обеспечивающей деятельности предприятия, операций учета, планирования, управления и контроля;
- построению рациональных технологий работы структурных подразделений предприятия с учетом используемых информационных технологий;
- созданию перспективной организационной структуры управления, осуществляющей реализацию рациональных технологий работы;
- изменению информационных потоков и документооборота, обеспечивающих реализацию рациональных технологий работы;
- разработке проектов внутреннего и внешнего документооборота, проекта положения о документообороте, проекта альбома форм входных и выходных документов.
Этап 4. Разработка системного
проекта (модели требований к будущей
системе). Системный проект
представляет собой концепцию построения
новой технологии управления (условия
функционирования будущей системы, распределение
выполняемых функций между техникой и
персоналом и между исполнителями, требования
к программным, техническим, информационным
и другим компонентам технологии и т. д.).
Иногда системный проект называют моделью
требований, так как этот
проект в формализованном и достаточно
наглядном виде представляет выявленные
и согласованные требования заказчика.
Следует отметить основное достоинство
системного проекта. Для традиционной
формы разработки проектов характерно
то, что результат разработки заказчик
мог впервые увидеть и оценить только
на этапе ввода в эксплуатацию, когда большинство
работ уже закончено. Известно, что исправление
ошибок; допущенных на предыдущей стадии,
обходится примерно в 10 раз дороже, чем
ошибок, выявленных в текущей ситуации.
Из этого следует, что наиболее критичными
являются первые стадии проекта. Поэтому
крайне важно иметь эффективные средства
автоматизации ранних этапов реализации
проекта [3].
Фактически на этапе разработки
системного проекта дается ответ
на вопрос: «Что должна делать будущая
система?». Системный проект должен
включать:
- полную функциональную модель требований к будущей системе;
- комментарии к функциональной модели (спецификации процессов нижнего уровня в текстовом виде);
- пакет отчетов и документов по функциональной модели, включающий характеристику объекта моделирования, перечень подсистем, требования к способам и средствам связи для информационного обмена между компонентами, требования к характеристикам взаимосвязей системы со смежными системами, требования к функциям системы;
- концептуальную модель интегрированной базы данных (пакет диаграмм);
- архитектуру системы с привязкой к концептуальной модели;
- предложения по организационной структуре для поддержки системы.
Системный проект полностью
независим и отделяем от конкретных
разработчиков, не требует сопровождения
его создателями и может быть
безболезненно передан другим лицам.
Более того, если предприятие по
каким-либо причинам не готово к реализации
и внедрению технологии на основе
проекта, он может быть положен «на
полку» до тех пор, пока в нем не
возникнет необходимость.
Этап 5. Техническое проектирование. Технический
проект представляет собой совокупность
взаимосвязанной документации по всем
трем структурным частям (общесистемной,
функциональной и обеспечивающей) новой
автоматизированной информационной технологии
управления. Этот этап разделяется на
две стадии:
- проектирование архитектуры технологии, включающее разработку структуры и интерфейсов ее компонент (автоматизированных рабочих мест), согласование функций и технических требований к компонентам, определение информационных потоков между основными компонентами, связей между ними и внешними объектами;
- детальное проектирование, включающее разработку спецификаций каждой компоненты, требований к тестам и плана интеграции компонент, а также построение моделей иерархии программных модулей и межмодульных взаимодействий и проектирование внутренней структуры модулей.
Центральное место среди
перечисленных видов работ занимает
построение моделей автоматизированных
рабочих мест, включающих подсхемы
информационной модели и функциональные
модели, которые ориентированы на
эти подсхемы.
Данный этап включает разработку
и создание технического проекта
и обеспечивает разработку общих
решений: 1 ) по всей технологии и ее частям;
2) функционально-алгоритмической структуре;
3) функциям персонала и организационной
структуре; 4) структуре технических средств;
5) алгоритмам решений задач и применяемым
языкам; 6) организации и ведению информационной
базы; 7) системе классификации и кодирования;
8) программному обеспечению. На этом же
этапе проводится разработка заданий
на проектирование в смежных частях проекта
объекта автоматизации.
Этап 6. Создание рабочего проекта. Это этап практической
реализации основных положений технического
проекта. На данном этапе осуществляются:
- разработка рабочей документации, содержащей необходимые и достаточные сведения для обеспечения выполнения работ по вводу информационной технологии в действие и ее эксплуатации, а также для поддержания уровня эксплуатационных характеристик (качества) АИТУ в соответствии с принятыми проектными решениями, ее оформление, согласование и утверждение;
- разработка программ и программных средств АИТУ и разработка программной документации:
- а) если принято решение о разработке оригинальной технологии специалистами предприятия, то программирование модулей, их тестирование и отладка, комплектация в АРМы специалистов и единую технологию;
- б) если используется существующее программное обеспечение, то выбор, адаптация и/или привязка приобретаемых программных продуктов к конкретным условиям, наполнение используемой технологии фактическими данными, построение процедур их обработки, интеграция их внутри каждого из АРМ, интеграция АРМ в единую технологию.
Все три проекта (системный,
технический и рабочий) являются
описанием разрабатываемой технологии,
но с различной степенью детализации.
Процесс создания различных видов
проекта — процесс итерационный, т. е. предполагающий
возврат к предыдущим этапам с обязательными
уточнениями или модификациями. Так же
и процесс ввода в действие АИТУ представляет
собой постепенный переход от существующей
системы управления к автоматизированной.
При этом повышается не только степень
использования технических средств, но
и соответствующим образом изменяются
сами методы управления. Начиная с этапа
разработки технического проекта, каждая
очередь АИТУ, связанная с решением комплекса
задач или отдельных задач, вводится в
эксплуатацию постатейно, по мере готовности
рабочей документации и соответствующих
технических средств.
Этап 7. Ввод в действие
разработанной информационнойтехнологии. На
этом этапе проводятся работы по организационной
подготовке объекта автоматизации к вводу
в действие, обучение персонала, осуществляются
испытания АИТУ на работоспособность
и соответствие техническому заданию
согласно программе и методике предварительных
испытаний, а также устранение неисправностей
и внесение соответствующих изменений
в описание. Оформляется акт о приемке
АИТУ в опытную эксплуатацию. Затем осуществляется
опытная эксплуатация в соответствии
с программой и методикой ее проведения.
Проводятся также анализ результатов
приемочных испытаний и устранение недостатков,
выявленных при испытаниях, с соответствующей
корректировкой документации. Завершается
этап оформлением акта о приемке АИТУ
в постоянную эксплуатацию.
Этап 8. Выполнение работ
в соответствии с гарантийными обязательствами
и послегарантийное обслуживание. На этом этапе
осуществляются работы по анализу функционирования
АИТУ, выявлению отклонений фактических
эксплуатационных характеристик от проектных
значений и установлению причин отклонений,
устранению выявленных недостатков и
внесению необходимых изменений в документацию
на АИТУ.
В процессе создания и в
ходе функционирования автоматизированных
информационных технологий управления
выделяют некоторые аспекты внутреннего
строения системы управления, различая
в соответствии с этим различные
виды структур системы: организационную,
функциональную, комплекса технических
средств и др., Организационная структура системы
управления определяет наличие подразделений
разного уровня (отделов, подотделов, цехов,
участков и др.) и их взаимное административное
подчинение. Функциональной структурой называют
структуру, элементами которой являются
подсистемы, функции автоматизированной
информационной системы управления или
их части, а связями между элементами выступают
потоки информации, циркулирующей в системе
[2].
В структуре систем административно-организационного
управления принято выделять подсистемы
по функциональному признаку. Это
позволяет четко выделять комплексы
задач в подсистемах в соответствии
с определенной функцией управления.
В этих системах функциональная и
организационная структуры часто
во многом совпадают. Это объясняется
стремлением создать постоянный
коллектив людей, работающих под
единым руководством, для систематической
и квалифицированной реализации
определенной функции управления.
Автоматизированная информационная
технология управления состоит как
бы из нескольких частей — общесистемной,
содержащей общее описание и обоснование
решений, принятых в проекте АИТУ,
функциональной, реализующей функциональные
подсистемы, и обеспечивающей части.
Обеспечивающая часть АИТУ необходима
для успешной работы функциональных
подсистем и состоит из описания
различных видов обеспечения. Различают
следующие виды обеспечения:
- техническое обеспечение — комплекс технических средств, применяемых для функционирования автоматизированной информационной технологии управления;
- математическое обеспечение — совокупность используемых экономико-математических методов, моделей и алгоритмов;
- программное обеспечение — совокупность общесистемного и прикладного программного обеспечения. Общесистемное программное обеспечение включает операционные системы, трансляторы, утилиты, базы данных и т. п. Прикладное программное обеспечение включает прикладные программы, реализующие функциональные запросы пользователей и различного рода описания (пользователя, оператора, программиста и т. д.), позволяющие успешно применять программное обеспечение;
- информационное обеспечение — совокупность реализованных, решений по объему, размещению и формам организации информации, циркулирующей в системе управления. Оно включает нормативно-справочную информацию, необходимые классификаторы технико-экономической информации, унифицированные документы, массивы данных, контрольные примеры, используемые при решении задач управления;
- организационно-методическое обеспечение — совокупность документов, регламентирующих деятельность персонала в условиях функционирования системы управления. Оно предназначено для описания изменений организационной структуры управления объектом, связанных с созданием АИТУ (схема организационной структуры, описание организационной структуры); для описания действий персонала по обеспечению функционирования АИТУ (технологическая инструкция, инструкция по эксплуатации); для установления функций, прав и обязанностей должностных лиц по обеспечению функционирования АИТУ (должностная инструкция);
- лингвистическое обеспечение — совокупность информационных языков, методов индексирования, а также лингвистической базы (словарей, тезаурусов, рубрикаторов) и методов ее ведения.
- правовое обеспечение- совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при функционировании АИТУ и юридический статус результатов ее функционирования.