Технологические аспекты компьютеризации задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 00:07, курсовая работа

Описание работы

Переход на массовую компьютеризацию задач, решаемых в управлении, обусловлен:
высокой динамичностью изменения обстановки в новых экономических условиях;
необходимостью учета значительного числа факторов и ограничений при решении вопросов обеспечения жизнедеятельности;
необходимостью обработки больших объемов информации в процессе изучения и оценки обстановки, подготовки и принятия управленческих решений.

Файлы: 1 файл

teoreticheskaya_chast_k_kontrolnoi_rabote.docx

— 57.58 Кб (Скачать файл)

Построенные модели деятельности предприятия являются не просто промежуточным  результатом, они представляют большое  практическое значение. Модели позволяют  осуществлять автоматизированное обучение работников конкретному направлению  деятельности предприятия с использованием диаграмм (как известно, одна графическая  иллюстрация стоит тысячи слов). Кроме того, с их помощью можно  осуществлять предварительное моделирование  нового направления деятельности с  целью выявления новых потоков  данных, взаимодействующих подсистем  и бизнес-процессов.

При построении моделей обычно пользуются следующими рекомендациями:

  • структурирование должно осуществляться в соответствии с видами деятельности и бизнес-процессами предприятия, а не в соответствии с его организационной и штатной структурой;
  • первый (верхний) уровень модели должен отражать только контекст системы, т. е. взаимодействие предприятия с внешней средой;
  • на втором уровне модели должны быть отражены основные виды деятельности предприятия и их взаимосвязи;
  • каждый из видов деятельности, в свою очередь, должен быть детализирован на бизнес-процессы (желательно, единственного уровня). Например, деятельность по учету кадров включает следующие бизнес-процессы: прием на работу, перевод на другую должность, увольнение и т. п.
  • дальнейшая детализация бизнес-процессов осуществляется посредством бизнес-функций (так, процесс «Прием на работу» содержит функции «Прием заявления», «Оформление приказа», «Регистрация» и т. д.). Обычно для моделирования бизнес-функции достаточно 2—3 уровней детализации, которая завершается описанием элементарного алгоритма с помощью мини спецификации;
  • общее число уровней модели не должно превышать шесть или семь.

Переход от модели «как есть»  к модели «как должно быть» обычно осуществляется двумя способами: 1) совершенствованием технологии на основе оценки их эффективности («мягкий» реинжиниринг); 2) радикальным изменением технологии и переосмыслением бизнес-процессов («жесткий» реинжиниринг).

Результатом проведения анализа  и оценки моделей являются предложения  по:

  • изменению технологий целевой и обеспечивающей деятельности предприятия, операций учета, планирования, управления и контроля;
  • построению рациональных технологий работы структурных подразделений предприятия с учетом используемых информационных технологий;
  • созданию перспективной организационной структуры управления, осуществляющей реализацию рациональных технологий работы;
  • изменению информационных потоков и документооборота, обеспечивающих реализацию рациональных технологий работы;
  • разработке проектов внутреннего и внешнего документооборота, проекта положения о документообороте, проекта альбома форм входных и выходных документов.

Этап 4. Разработка системного проекта (модели требований к будущей системе). Системный проект представляет собой концепцию построения новой технологии управления (условия функционирования будущей системы, распределение выполняемых функций между техникой и персоналом и между исполнителями, требования к программным, техническим, информационным и другим компонентам технологии и т. д.). Иногда системный проект называют моделью требований, так как этот проект в формализованном и достаточно наглядном виде представляет выявленные и согласованные требования заказчика. Следует отметить основное достоинство системного проекта. Для традиционной формы разработки проектов характерно то, что результат разработки заказчик мог впервые увидеть и оценить только на этапе ввода в эксплуатацию, когда большинство работ уже закончено. Известно, что исправление ошибок; допущенных на предыдущей стадии, обходится примерно в 10 раз дороже, чем ошибок, выявленных в текущей ситуации. Из этого следует, что наиболее критичными являются первые стадии проекта. Поэтому крайне важно иметь эффективные средства автоматизации ранних этапов реализации проекта [3].

Фактически на этапе разработки системного проекта дается ответ  на вопрос: «Что должна делать будущая  система?». Системный проект должен включать:

  • полную функциональную модель требований к будущей системе;
  • комментарии к функциональной модели (спецификации процессов нижнего уровня в текстовом виде);
  • пакет отчетов и документов по функциональной модели, включающий характеристику объекта моделирования, перечень подсистем, требования к способам и средствам связи для информационного обмена между компонентами, требования к характеристикам взаимосвязей системы со смежными системами, требования к функциям системы;
  • концептуальную модель интегрированной базы данных (пакет диаграмм);
  • архитектуру системы с привязкой к концептуальной модели;
  • предложения по организационной структуре для поддержки системы.

Системный проект полностью  независим и отделяем от конкретных разработчиков, не требует сопровождения  его создателями и может быть безболезненно передан другим лицам. Более того, если предприятие по каким-либо причинам не готово к реализации и внедрению технологии на основе проекта, он может быть положен «на  полку» до тех пор, пока в нем не возникнет необходимость.

Этап 5. Техническое проектирование. Технический проект представляет собой совокупность взаимосвязанной документации по всем трем структурным частям (общесистемной, функциональной и обеспечивающей) новой автоматизированной информационной технологии управления. Этот этап разделяется на две стадии:

  • проектирование архитектуры технологии, включающее разработку структуры и интерфейсов ее компонент (автоматизированных рабочих мест), согласование функций и технических требований к компонентам, определение информационных потоков между основными компонентами, связей между ними и внешними объектами;
  • детальное проектирование, включающее разработку спецификаций каждой компоненты, требований к тестам и плана интеграции компонент, а также построение моделей иерархии программных модулей и межмодульных взаимодействий и проектирование внутренней структуры модулей.

Центральное место среди  перечисленных видов работ занимает построение моделей автоматизированных рабочих мест, включающих подсхемы информационной модели и функциональные модели, которые ориентированы на эти подсхемы.

Данный этап включает разработку и создание технического проекта  и обеспечивает разработку общих  решений: 1 ) по всей технологии и ее частям; 2) функционально-алгоритмической структуре; 3) функциям персонала и организационной структуре; 4) структуре технических средств; 5) алгоритмам решений задач и применяемым языкам; 6) организации и ведению информационной базы; 7) системе классификации и кодирования; 8) программному обеспечению. На этом же этапе проводится разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта объекта автоматизации.

Этап 6. Создание рабочего проекта. Это этап практической реализации основных положений технического проекта. На данном этапе осуществляются:

  1. разработка рабочей документации, содержащей необходимые и достаточные сведения для обеспечения выполнения работ по вводу информационной технологии в действие и ее эксплуатации, а также для поддержания уровня эксплуатационных характеристик (качества) АИТУ в соответствии с принятыми проектными решениями, ее оформление, согласование и утверждение;
  2. разработка программ и программных средств АИТУ и разработка программной документации:
  • а) если принято решение о разработке оригинальной технологии специалистами предприятия, то программирование модулей, их тестирование и отладка, комплектация в АРМы специалистов и единую технологию;
  • б) если используется существующее программное обеспечение, то выбор, адаптация и/или привязка приобретаемых программных продуктов к конкретным условиям, наполнение используемой технологии фактическими данными, построение процедур их обработки, интеграция их внутри каждого из АРМ, интеграция АРМ в единую технологию.

Все три проекта (системный, технический и рабочий) являются описанием разрабатываемой технологии, но с различной степенью детализации. Процесс создания различных видов  проекта — процесс итерационный, т. е. предполагающий возврат к предыдущим этапам с обязательными уточнениями или модификациями. Так же и процесс ввода в действие АИТУ представляет собой постепенный переход от существующей системы управления к автоматизированной. При этом повышается не только степень использования технических средств, но и соответствующим образом изменяются сами методы управления. Начиная с этапа разработки технического проекта, каждая очередь АИТУ, связанная с решением комплекса задач или отдельных задач, вводится в эксплуатацию постатейно, по мере готовности рабочей документации и соответствующих технических средств.

Этап 7. Ввод в действие разработанной информационнойтехнологии. На этом этапе проводятся работы по организационной подготовке объекта автоматизации к вводу в действие, обучение персонала, осуществляются испытания АИТУ на работоспособность и соответствие техническому заданию согласно программе и методике предварительных испытаний, а также устранение неисправностей и внесение соответствующих изменений в описание. Оформляется акт о приемке АИТУ в опытную эксплуатацию. Затем осуществляется опытная эксплуатация в соответствии с программой и методикой ее проведения. Проводятся также анализ результатов приемочных испытаний и устранение недостатков, выявленных при испытаниях, с соответствующей корректировкой документации. Завершается этап оформлением акта о приемке АИТУ в постоянную эксплуатацию.

Этап 8. Выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами и послегарантийное обслуживание. На этом этапе осуществляются работы по анализу функционирования АИТУ, выявлению отклонений фактических эксплуатационных характеристик от проектных значений и установлению причин отклонений, устранению выявленных недостатков и внесению необходимых изменений в документацию на АИТУ.

В процессе создания и в  ходе функционирования автоматизированных информационных технологий управления выделяют некоторые аспекты внутреннего  строения системы управления, различая в соответствии с этим различные  виды структур системы: организационную, функциональную, комплекса технических  средств и др., Организационная структура системы управления определяет наличие подразделений разного уровня (отделов, подотделов, цехов, участков и др.) и их взаимное административное подчинение. Функциональной структурой называют структуру, элементами которой являются подсистемы, функции автоматизированной информационной системы управления или их части, а связями между элементами выступают потоки информации, циркулирующей в системе [2].

В структуре систем административно-организационного управления принято выделять подсистемы по функциональному признаку. Это  позволяет четко выделять комплексы  задач в подсистемах в соответствии с определенной функцией управления. В этих системах функциональная и  организационная структуры часто  во многом совпадают. Это объясняется  стремлением создать постоянный коллектив людей, работающих под  единым руководством, для систематической  и квалифицированной реализации определенной функции управления.

Автоматизированная информационная технология управления состоит как  бы из нескольких частей — общесистемной, содержащей общее описание и обоснование  решений, принятых в проекте АИТУ, функциональной, реализующей функциональные подсистемы, и обеспечивающей части. Обеспечивающая часть АИТУ необходима для успешной работы функциональных подсистем и состоит из описания различных видов обеспечения. Различают  следующие виды обеспечения:

  • техническое обеспечение — комплекс технических средств, применяемых для функционирования автоматизированной информационной технологии управления;
  • математическое обеспечение — совокупность используемых экономико-математических методов, моделей и алгоритмов;
  • программное обеспечение — совокупность общесистемного и прикладного программного обеспечения. Общесистемное программное обеспечение включает операционные системы, трансляторы, утилиты, базы данных и т. п. Прикладное программное обеспечение включает прикладные программы, реализующие функциональные запросы пользователей и различного рода описания (пользователя, оператора, программиста и т. д.), позволяющие успешно применять программное обеспечение;
  • информационное обеспечение — совокупность реализованных, решений по объему, размещению и формам организации информации, циркулирующей в системе управления. Оно включает нормативно-справочную информацию, необходимые классификаторы технико-экономической информации, унифицированные документы, массивы данных, контрольные примеры, используемые при решении задач управления;
  • организационно-методическое обеспечение — совокупность документов, регламентирующих деятельность персонала в условиях функционирования системы управления. Оно предназначено для описания изменений организационной структуры управления объектом, связанных с созданием АИТУ (схема организационной структуры, описание организационной структуры); для описания действий персонала по обеспечению функционирования АИТУ (технологическая инструкция, инструкция по эксплуатации); для установления функций, прав и обязанностей должностных лиц по обеспечению функционирования АИТУ (должностная инструкция);
  • лингвистическое обеспечение — совокупность информационных языков, методов индексирования, а также лингвистической базы (словарей, тезаурусов, рубрикаторов) и методов ее ведения.
  • правовое обеспечение- совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при функционировании АИТУ и юридический статус результатов ее функционирования.

Информация о работе Технологические аспекты компьютеризации задач