Теоретические основы работы автоматизированных информационных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является ознакомление с информационными процессами в экономике

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..………3
Теоретическая часть
Глава 1 Информационные процессы в экономике…………….…..……..5
1.2.Информатизация общества, тенденции ее развития………………….….5
1.3. Автоматизированные информационные системы (АИС), их классификация, структура и этапы развития……………………………………9
Практическая часть
Глава 2. Методика создания автоматизированных информационных систем в экономике…………………………………………………….………26
2.1 Проектирование: принципы и методы создания АИС…………………26
2.2 Этапы создания АИС……………………………………………………..42
Заключение…………………………………………………………………..47
Список используемой литературы………………………………………..50
Приложение……………………………………...……………….…………..52

Файлы: 1 файл

АИС план.docx

— 79.05 Кб (Скачать файл)

 Различают  ручные и автоматизированные  ЭИС. К автоматизированным информационным  системам (АИС) относится упорядоченная  совокупность информации, экономико-математических  методов и моделей, технических  и программных средств, организованных  на базе новой информационной  технологии в решении экономических  задач и информационного обслуживания  специалистов служб управления.

По объекту  управления различают АИС:

банков; финансовых органов; фирм или предприятий; статистики; налоговых органов; органов страхования; таможенных органов и т.д

По отраслевому  признаку выделяют АИС: в промышленности в строительстве; на транспорте; в торговле и пр.

По виду взаимодействия с объектом управления можно выделить:

автоматизированные  системы управления (АСУ) техническими средствами (АСУ ТС); АСУ персоналом (АСУП); АСУ организационно-технологическими процессами (АСУ ОТП); интегрированные АИС; корпоративные АИС; АИС научных исследований; обучающие АИС.

В АСУ ТС объектом управления являются технические средства (например, станки), отсюда взаимодействие с ЭВМ осуществляется исключительно  по каналам связи.

В АСУП объект управления – организационные процессы с участием персонала, а обмен  информации осуществляется как по каналам  связи, так и документов.

АСУ ОТП являются гибридными системами, объектами управления в которых являются как технологические, так и организационные процессы.

Интегрированные АИС предназначены для автоматизации  всех функций управления фирмой.

Корпоративные АИС используются для автоматизации  всех функций управления фирмой или  корпорацией, имеющей территориальную  разобщенность между подразделениями, филиалами, отделениями, офисами и  т.д.

АИС научных  исследований обеспечивают решение  научно-исследовательских задач  на базе экономико-математических методов  и моделей.

Обучающие АИС  используются для подготовки специалистов в системе образования, при переподготовке и повышении квалификации работников различных отраслей экономики.

В зависимости  от особенностей автоматизированной профессиональной деятельности можно выделить следующие  АИС [20]:

системы поддержки  принятия решений (СППР); бавтоматизированные информационные вычислительные системы (АИВС); система автоматизации проектирования (САПР)  проблемно-ориентированные имитационные системы (ПОИС); автоматизированные системы обучения (АСО); автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС); автоматизированные системы управления.

Системы поддержки  принятия решений (СППР) являются достаточно новым классом АИС, теория создания которых в настоящее время  интенсивно развивается. СППР называется АИС, предназначенная для автоматизации  деятельности конкретных должностных  лиц при выполнении ими своих  должностных (функциональных) обязанностей в процессе управления персоналом и (или) техническими средствами.

Автоматизированные  информационно-вычислительные системы (АИВС) предназначены для решения  сложных в математическом отношении  задач, требующих больших объемов  самой разнообразной информации. Таким образом, видом деятельности, автоматизируемом АИВС, является проведение различных (сложных и "объемных") расчетов. Эти системы используются для обеспечения научных исследований и разработок, а также как подсистемы АСУ и СППР в тех случаях, когда  выработка управленческих решений  должна опираться на сложные вычисления.

Система автоматизации  проектирования (САПР) – это автоматизированная информационная система, предназначенная  для автоматизации деятельности подразделений проектной организации  или коллектива специалистов в процессе разработки проектов изделий на основе применения единой информационной базы, математических и графических моделей, автоматизированных проектных и  конструкторских процедур. САПР является одной из систем интегральной автоматизации  производства, обеспечивающих реализацию автоматизированного цикла создания нового изделия от предпроектных научных исследований до выпуска серийного образца.

В области экономики  САПР могут использоваться при проектировании экономических информационных систем и их элементов. Кроме того, технология САПР может обеспечить создание автоматизированной системы отображения обстановки на экране в процессе ведения экономических  операций в ходе деловых игр различных  типов.

Проблемно-ориентированные  имитационные системы (ПОИС) предназначены  для автоматизации разработки имитационных моделей в некоторой предметной области. Например, если в качестве предметной области взять развитие автомобилестроения, то любая модель, создаваемая в этой предметной области, может включать стандартные блоки, моделирующие деятельность предприятий, поставляющих комплектующие; собственно сборочные производства; сбыт, обслуживание и ремонт автомобилей; рекламу и  др. Эти стандартные блоки могут  строиться с различной детализацией моделируемых процессов и различной  оперативностью расчетов. Пользователь, работая с ПОИС, сообщает ей, какая  модель ему нужна (т. е. что необходимо учесть при моделировании и с  какой степенью точности), а ПОИС автоматически формирует имитационную модель, необходимую пользователю.

Автоматизированные  системы обучения (АСО) предназначены  для автоматизации подготовки специалистов с участием или без участия  преподавателя и обеспечивающих обучение, подготовку учебных курсов, управление процессом обучения и  оценку его результатов. Основными  видами АСО являются автоматизированные Системы программного обучения (АСПО), системы обеспечения деловых  игр (АСОДИ), тренажеры и тренажерные  комплексы (ТиТК).

Автоматизированная  система обеспечения деловых  игр предназначена для подготовки и проведения деловых игр, сущность которых заключается в имитации принятия должностными лицами индивидуальных и групповых решений в различных  проблемных ситуациях путем игры по заданным правилам.

Автоматизированные  системы дистанционного обучения предназначены  для подготовки студентов, школьников, специалистов при их удалении от образовательных  центров.

Автоматизированные  информационно-справочные системы (АИСС) – это автоматизированные информационные системы, предназначенные для сбора, хранения, поиска и выдачи в требуемом  виде потребителям информации справочного  характера.

В зависимости  от характера работы с информацией  различают следующие виды АИСС:

автоматизированные  архивы (АА); бавтоматизированные системы делопроизводства (АСД); бавтоматизированные справочники (АС) и картотеки (АК); бавтоматизированные системы ведения электронных карт местности (АСВЭКМ) и др.

Автоматизированная  система управления представляет собой  автоматизированную систему, предназначенную  для автоматизации всех или большинства  задач управления, решаемых коллективным органом управления (министерством, финансовым органом, налоговой службой, страховой компанией и др.).

По уровню в  системе управления различают АИС: блокальные (конкретного коммерческого банка); отраслевые и региональные; обобще государственные (АИС при Минфине, АИС статистики и пр.). По отношению к производству выделяются следующие АИС производственные (АСУП, АСУ ТС и др.); внепроизводственные (системы, созданные в УВД, в прокуратуре и др.).

В настоящее  время существует два подхода  к построению АИС: позадачный и процессный [126].

Первый подход, исторически появившийся ранее, базируется на функциональной модели управления предприятием, отражающей выполнение сотрудниками своих должностных  обязанностей согласно целям и функциям управления. В структуре таких  ИС выделяют: функциональную часть, отражающую цели и задачи управления, и обеспечивающую часть, содержащую средства решения  задач.

В соответствии с данным подходом информационная система  создается как инструмент, предназначенный  для автоматизации функций управления, типовыми среди которых являются прогнозирование, планирование, учет, анализ, регулирование. Для реализации одной функции или ее части  создаются функциональные подсистемы, например, планирования, учета, финансов, оперативного управления и т.д. Функциональные подсистемы состоят из комплексов функциональных задач – например, подсистема административного  управления может состоять из следующих  комплексов: хозяйственное планирование, управление кадрами и т.д.

Обеспечивающая  часть ИС состоит из информационного, программного, технического, организационного обеспечения и т.д.

При позадачном подходе к управлению ИС есть не что иное, как множество связанных  между собой АРМ, обслуживающих  различные уровни управления. Структура  сети АРМ отражает в большинстве  случаев организационную структуру  управления предприятия.

Однако позадачный подход в управлении обладает рядом  недостатков, среди которых в  первую очередь можно назвать: во-первых, размытость, а иногда и отсутствие ответственности на различных стадиях производства и реализации продукции за конечный результат управления; во-вторых, сложность увязки всех функций производства и управления в единую технологию и т.д.

В настоящее  время постепенно развивается новый  подход к управлению – процессный. Этот подход ориентирует на управление не отдельными структурными подразделениями  предприятия, выполняющими свои функциональные обязанности, а сквозными бизнес-процессами.

Под бизнес-процессом  понимается совокупность действий, выполнение которых позволяет получить конечный результат (товар или услугу).

Бизнес-процессы состоят из бизнес-операций, выполняемых  с помощью АРМ. Каждый бизнес-процесс  характеризуется определенным во времени  началом и концом, интеРКейсом  с другими процессами. Например, бизнес-процесс «Производство» обслуживают  специалисты из производственного, финансового и других отделов.

Какой бы подход к построению АИС не был выбран, функциональная и обеспечивающая части  не исчезают.

Содержательную  компоненту АИС составляют функциональные подсистемы, включающие комплексы относительно взаимосвязанных задач, реализующих  функции системы управления. При  этом под задачей понимается получение  выходной информации из множества входных  данных (например, составление расчетно-платежной  ведомости по учету заработной платы, получение оборотной ведомости  по движению материалов и т.д.).

Состав функциональных подсистем во многом определяется особенностями  экономической системы, ее отраслевой принадлежностью, формой собственности, размером, характером деятельности предприятия.

Функциональные  подсистемы АИС могут строиться  по различным принципам: предметному; функциональному; проблемному; смешанному (предметно-функциональному).

Так, по смешанному принципу в АИС промышленного  предприятия выделяют подсистемы:

Стратегическое  управление (финансовый менеджмент, анализ финансово-хозяйственной деятельности, маркетинг, управление проектами, управление документооборотом и др).

Логистика (управление материальными потоками и сбытом готовой продукции).

Бухгалтерский учет (учет денежных средств, основных средств, учет материальных ценностей  и пр.).

Управление  персоналом (создание нормативно-справочной информации, планирование затрат по персоналу, ведение базы данных кадрового состава  и др.).

Управление  производством (технологическая подготовка производства, технико-экономическое  планирование, учет затрат на производство, оперативное управление производством).

В системе управления коммерческого банка выделяются следующие функциональные подсистемы:

операционный  день банка; вкладчики; кредиты; внутрибанковские расчеты и др.

В АИС «Налог»  на региональном уровне можно выделить следующие основные функциональные подсистемы:

подготовка  типовых отчетных форм; ведение реестра предприятий и физических лиц; камеральная проверка; нормативно-правовая деятельность;

аналитическая деятельность территориальных инспекций  Министерства РК по налогам и сборам;

внутриведомственные задачи и др.

АИС управления бюджетом муниципального образования (МО) включает следующие функциональные подсистемы:

планирования  и прогнозирования доходной части  бюджета МО;

распределение расходной части бюджета МО;

сводные документы  МО и его подразделений по бюджету;

расчет и  анализ показателей социального  и экономического развития МО и др.

Информация о работе Теоретические основы работы автоматизированных информационных систем