Теоретические основы работы автоматизированных информационных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является ознакомление с информационными процессами в экономике

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..………3
Теоретическая часть
Глава 1 Информационные процессы в экономике…………….…..……..5
1.2.Информатизация общества, тенденции ее развития………………….….5
1.3. Автоматизированные информационные системы (АИС), их классификация, структура и этапы развития……………………………………9
Практическая часть
Глава 2. Методика создания автоматизированных информационных систем в экономике…………………………………………………….………26
2.1 Проектирование: принципы и методы создания АИС…………………26
2.2 Этапы создания АИС……………………………………………………..42
Заключение…………………………………………………………………..47
Список используемой литературы………………………………………..50
Приложение……………………………………...……………….…………..52

Файлы: 1 файл

АИС план.docx

— 79.05 Кб (Скачать файл)

Реинжиниринг  бизнес-процессов возможен только на основе интегрированных корпоративных  информационных систем, которые обеспечивают поддержку управления деловыми процессами на всех уровнях. В отличие от канонического  подхода к автоматизации отдельных  функций управления в виде локальных  АРМов, не изменяющих существующую технологию управления, использование корпоративных  экономических информационных систем (КЭИС) предполагает трансформацию  системы управления на основе концепции  автоматизации управления сквозными  бизнес-процессами. Причем адаптация  структуры КЭИС к изменениям потребностей системы управления должна быть непрерывной.

Реинжиниринг  бизнес-процессов – это создание новых, более эффективных бизнес-процессов  без учета предшествующего развития (все начинается заново, подвергается сомнению, проявляется творческое начало во всех действиях).

Реинжиниринг  выдвигает ни первый тан новые  цели и методы, способствующие:

глобализации  бизнеса (работа с клиентом в режиме «24 ч. 365 дней» в любой точке  мирового пространства);

снижению затрат и численности персонала;

формированию  информационного общества;

ускоренному продвижению  новых технологий;

росту мобильности  персонала и ориентации деятельности на будущие потребности клиентуры;

росту качества продукции и услуг (в отличие  от повышения прибыли «любой ценой») с формированием критериев качества самими потребителями;

получению возможности  работникам гордиться результатами своего труда (один из главных итогов реинжиниринга);

снижению затрат на производство (побочный итог реинжиниринга).

Технология  реннжиниринга основана на том, что  в процессе управления пользователь активно использует современные  информационные технологии для обучения, стратегического и тактического планирования, анализа возможных  путей перестройки и улучшения  бизнес-процессов, управления изменениями, реализацию проектов и др.

Инжиниринг  бизнес-процессов включает в себя реинжиниринг бизнес-процессов, проводимый с определенной периодичностью, например один раз в 5 - 7 лет, и последующее  непрерывное улучшение.

Обратный инжиниринг предполагает исследование функционирующих  на предприятии бизнес-процессов. Цель этапа заключается в проведении диагностики «узких мест» в организации существующих бизнес-процессов и формулировании направлений их реорганизации. Задача обратного инжиниринга упрощается, если на предприятии имеется документация о функционирующих процессах после предыдущей реорганизации.

На этапе  обратного инжиниринга постановка задач реорганизации бизнес-процессов (РБП) уточняется, сформулированные на этапе идентификации бизнес-процессов  в общем виде цели РБП могут  быть скорректированы по результатам  исследования существующей системы  организации бизнес-процессов.

Для оценки эффективности  существующих бизнес-процессов используются прежде всего методы и средства для  выявления:

наиболее трудоемких и затратных функций;

функций, не вносящих вклад в образование прибыли;

функций с низким коэффициентом использования ресурсов.

Массовое проектирование ИС базируется на использовании нормативно-правовой базы (федеральных законах, ГОСТах и  пр.) и таких основополагающих принципах  как эффективность, контроль, совместимость, гибкость, системность, развитие, стандартизация и унификация.

Принципы массового  проектирования ИС следующие:

Принцип эффективности  заключается в том, что выгоды от новой автоматизированной системы  должны быть равными или больше расходов на нее.

Принцип контроля требует, чтобы информационная система  обладала механизмами для защиты имущества фирмы, ее данные были бы достаточно надежны для принятия управленческих решений.

Принцип совместимости  предполагает, что проект системы  будет учитывать организационные  и человеческие факторы предприятия. Иными словами, система должна учитывать  организационную структуру предприятия, а также интересы, квалификацию и отношение людей, выполняющих различные функции.

Принцип гибкости требует от системы возможности  расширения без проведения больших  изменений. Например, в новую автоматизированную систему учета можно легко  ввести новые счета в план счетов, если он изменился, новые хозяйственные  операции и др.

Принципы системности  позволяют исследовать объект как  единое целое во взаимосвязи всех его элементов. На базе системного подхода  применяется и метод моделирования, позволяющий моделировать изучаемые  процессы вначале для анализа, а  затем и синтеза создаваемых  систем.

Принцип развития заключается в непрерывном обновлении функциональных и обеспечивающих составляющих системы.

Принцип стандартизации и унификации предполагает использование  уже накопленного опыта в проектировании и внедрении ИС посредством программирования типовых элементов, что позволяет  сократить затраты на создание ИС.

К известным  методикам и стандартам, касающимся организации жизненного цикла ИС, можно отнести:

методику Oracle CDM (Custom Development Method) по разработке прикладных ИС под заказ;

международный стандарт ISO/IEC 12207 по организации жизненного цикла продуктов программного обеспечения;

отечественный стандарт ГОСТ 34.003-90.

Методы проектирования ИС – способ создания ИС

Три метода: индивидуальный (оригинальный), типовое проектирование, автоматизированный проект (САПР).

Индивидуальное  проектирование характеризуется тем, что все виды работ для различных  объектов выполняются по индивидуальным проектам. В процессе индивидуального  проектирования применяются свои оригинальные методики и средства проведения работ. Состав работ на всех этапах обследования, проектирования и внедрения создаются  для конкретного объекта по мере необходимости. Для этого метода проектирования характерны высокая  трудоемкость, большие сроки проектирования, плохая модернизируемость, слабое сопровождение.

Типовое проектирование – разбиение системы на множество  составных компонентов и создание для каждого из них законченного проектного решения, которое при  внедрении привязывается к конкретным условиям объекта. В зависимости  от декомпозиции различают: элементное проектирование, подсистемное, объектное. При элементном методе проектирования, вся система разбивается на конечное множество элементов, каждый из которых является типовым. В качестве элементов могут выступать проектные решения по информационному, техническому, программному видам обеспечения.

Подсистемный  метод проектирования характеризуется  более высокой степенью интеграции элементов ИС. Декомпозиция системы осуществляется на уровне функциональных подсистем, иногда комплекса задач, каждая из выделенных подсистем представляется в законченном виде ППП. Объектное проектирование – декомпозиция ИС не производится. Типовой объект создается в целом для некоторого обобщенного объекта, определенной группы.

Поиск рациональных путей проектирования ведется по следующим направлениям: использование  типовых проектных решений совместно  с пакетами прикладных программ (ППП) с последующей привязкой их к конкретным условиям внедрения и функционирования, разработка автоматизированных систем проектирования (АСП). В последнее время все большее число организаций предпочитают покупать готовые программные средства, пакеты и технологии и при необходимости прибавляют к ним свое программное обеспечение. Как правило, базовая система строиться по модульному принципу, позволяющему настраивать ее в соответствии с пожеланиями пользователей.

Рассмотрим  первый из путей, т.е. возможности использования  типовых проектных решений, включенных в пакеты прикладных программ [10].

Наиболее эффективно информатизации поддаются следующие  виды деятельности: бухгалтерский учет, включая управленческий и финансовый; справочное и информационное обслуживание экономической деятельности; организация  труда руководителя; автоматизация  документоо6орота; экономическая и  финансовая деятельность, обучение.

Наибольшее  число ППП создано для бухгалтерского учета. Среди них можно отметить «1C: бухгалтерия», «Турбо-Бухгалтер», «Инфо-Бухгалтер», «Парус», «ABACUS», «Бэмби+» и др. 

Справочное  и информационное обеспечение управленческой деятельности представлено следующими ППП: «ГАРАНТ» (налоги, бухучет, аудит, предпринимательство, банковское дело, валютное регулирование, таможенный контроль); «КОНСУЛЬТАНТ+» (налоги, бухучет, аудит, предпринимательство, банковское дело, валютное регулирование, таможенный контроль).

Экономическая и финансовая деятельность представлена следующими ППП:

«Экономический  анализ и прогноз деятельности фирмы, организации» (фирма «ИНЕК»), реализующий  функции: экономический анализ деятельности фирмы, предприятия; составление бизнес-планов; технико-экономическое обоснование  возврата кредитов; анализ и отбор  вариантов деятельности; прогноз  баланса, потоков денежных средств  и готовой продукции.

Многопользовательский сетевой комплекс полной автоматизации  корпорации «Галактика» (АО «Новый атлант»), который включает такие важные аспекты  управления, как планирование, оперативное  управление, учет и контроль, анализ, а для принятия решений – позволяет  в рамках СППР обеспечивать решение  задач бизнес-планирования с использованием ППП Project-Expert.

В последнее  время все большее число организаций, предприятий, фирм предпочитает покупать готовые пакеты и технологии, а  если необходимо, добавлять к ним  свое программное обеспечение, так  как разработка собственных ИС и  ИТ связана с высокими затратами  и риском.

В основе типового проектирования лежит первоначальная классификация или типизация экономических объектов по их важнейшим параметрам. Затем создаются типовые схемы их решения, внедрение которых в дальнейшем на конкретном предприятии сводится к привязке их в условиях данного предприятия. Декомпозиция функциональных компонентов ИС является основой технологии типового проектирования. Типовое проектирование предполагает разбиение ИС на отдельные составляющие и создание для каждого из них законченного проектного решения, которое затем с некоторыми модификациями будет использоваться при проектировании ИС.

В основе разработки типовых проектов лежат такие принципы как унификация и стандартизация. Под унификацией понимается реализация при разработке программ принципа единообразия в методах, средствах и содержании и формах представления информации. Под стандартизацией понимается обязательное соблюдение при разработке проектных решений, утвержденных гос. стандартом образцов форм представления и описания элементов проекта ИС.

Выделим определение ТПР и требования, предъявляемые к ним. ТПР в  области ИС представляет комплект технической документации, содержащей проектное решение по части объекта проектирования и предназначенные для многократного использования в процессе разработки, внедрения и функционирования ИС с целью уменьшения трудоёмкости и разработки, затрат на создание ИС.

ТПР разрабатывают при наличии однородных объектов управления, для которых  создание ТПР является экономически целесообразным.

Объектами проектирования для ТПР являются:

ТПР по информационному обеспечению (БД, классификаторы технико-экономической  и нормативно-справочной информации).

ТПР по программному обеспечению (программы  общего и специального назначения).

ТПР по организационному обеспечению (инструкции, определяющие функции управления)

ТПР по постановке задачи.

ТПР должен удовлетворять одному или  нескольким из следующих свойств:

Обладать  способностью удовлетворять все  возможные потребности в рамках своей функциональной ориентации.

Допускать адаптацию к конкретным условиям предприятия путём изменения  параметров.

Допускать возможность выбора нужной комбинации ТПР в любом конкретном применении.

Обладать  возможностью адаптации к различным  техническим средствам.

Классы  ТПР подразделяются на:

Класс задачи –  охватывает комплекс алгоритмов и программ, реализующих определенные функции управления. ТПР этого класса разделяется на подклассы, которые в свою очередь состоят из комплексов задач (по модульному принципу). При этом предусматривается разработка модулей алгоритмов и модулей программ.

ТПР по задачам имеет следующие особенности:

Информация о работе Теоретические основы работы автоматизированных информационных систем