Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 16:20, курсовая работа
Каждый человек ежедневно, не всегда осознавая это, решает проблему: как получить наибольший эффект, обладая ограниченными средствами. Наши средства и ресурсы всегда ограничены. Жизнь была бы менее интересной, если бы это было не так. Не трудно выиграть сражение, имея армию в 10 раз большую, чем у противника. Чтобы достичь наибольшего эффекта, имея ограниченные средства, надо составить план, или программу действий. Раньше план в таких случаях составлялся “на глазок” (теперь, впрочем, зачастую тоже). В середине XX века был создан специальный математический аппарат, помогающий это делать “по науке”.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1 Транспортная задача. Общая постановка, цели, задачи. Основные типы, виды моделей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2 Методы составления начального опорного плана . . . . . . . . . . . . .11
3 Методы решения транспортной задачи
3.1Диагональный метод, или метод северо-западного угла . . . . . . 12
3.2 Метод наименьшей стоимости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
3.3 Метод потенциалов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
4. Транспортная задача с избытком заявок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
5. Пример решения транспортной задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
bn+1 = å аi - å bj ( где i=1,...,m ; j=1,...,n ) ,
а стоимость перевозок из всех пунктов отправления в фиктивный пункт назначения bn+1 будем считать равной нулю. Введением фиктивного пункта назначения B n+1 с его заявкой bn+1 мы сравняли баланс транспортной задачи, и теперь ее можно решать, как обычную транспортную задачу с правильным балансом.
4 Транспортная задача с избытком заявок
Эту задачу можно свести к обычной транспортной задаче с правильным балансом, если ввести фиктивный пункт отправления Am+1 с запасом am+1 равным недостающему запасу, и стоимость перевозок из фиктивного пункта отправления во все пункты назначения принять равной нулю.
Задача, двойственная к транспортной.
Построим задачу, двойственную к транспортной. С этой целью вспомним, что каждому пункту отправления Ai и назначения Bj отвечает определенное ограничение
В то же время каждому ограничению из (6.1) сопоставляется определенная неизвестная в двойственной задаче. Тем самым устанавливается соответствие между всеми пунктами Ai и Bj и всеми неизвестными двойственной задачи.
Обозначим неизвестную в двойственной задаче, отвечающую пункту отправления Ai, через ui(i=1,..,n), а пункту назначения Bj – через vj(j,…m).
Каждому неизвестному в транспортной задаче соответствует ограничение, связывающее неизвестные в двойственной задаче. Неизвестное xij входит ровно в два ограничения системы (6.1): одно из них отвечает пункту Ai, а другое – пункту Bj. В обоих этих уравнениях коэффициент при xij равен 1. Поэтому соответствующее xij ограничение в двойственной задаче имеет вид
. (6.2)
Правая часть неравенства (6.2) равна cij, потому что именно с этим коэффициентом неизвестная xij входит в минимизируемую формулу (2.4).
Оптимизируемая форма двойственной задачи имеет вид
Таким образом, задача двойственная к транспортной формулируется следующим образом. При ограничениях (6.2) максимизировать формулу (6.3). Подчеркнем, что знак значений неизвестных ui(i=1,…,n) и vj(j,…,m) может быть произвольным.
Предположим, что нам известно некоторое допустимое базисное решение транспортной задачи, в котором все базисные неизвестные строго положительны. Это решение оптимально лишь в том случае, когда соответствующая ей система оказывается совместной. Эта система возникает из системы (6.2), если в ней все неравенства, отвечающие базисным неизвестным xij заменить точными равенствами.
В итоге приходим к соотношению:
ui + vj ≤ cij (для всех свободных неизвестных xij) (6.4)
Тем самым мы убеждаемся, что признак оптимальности в работе по методу потенциалов совпадает с необходимым и достаточным условием оптимальности.
5 Пример решения транспортной задачи
В городе N имеется 4 склада Аi, на которых хранится ткань (в рулонах) и 5 магазинов Bj, занимающихся продажей ткани. Ниже, в таблице, приведены данные по количеству рулонов на каждом складе, запросы магазинов и стоимость перевозки одного рулона из Аi в Bj. Необходимо составить такой план перевозок, при котором запросы магазинов будут удовлетворены при минимальной суммарной стоимости перевозок.
Магазины Склад |
B1 (b1=40) |
B2 (b2=50) |
B3 (b3=15) |
B4 (b4=75) |
B5 (b5=40) |
А1 (а1=50) |
1,0 |
2,0 |
3,0 |
2,5 |
3,5 |
А2(а2=20) |
0,4 |
3,0 |
1,0 |
2,0 |
3,0 |
А3(а3=75) |
0,7 |
1,0 |
1,0 |
0,8 |
1,5 |
А4(а4=80) |
1,2 |
2,0 |
2,0 |
1,5 |
2,5 |
В данном случае Σai=225 >Σbj=220 => имеем дело с открытой моделью транспортной задачи. Сведем ее к закрытой введением фиктивного магазина B6 с потребностью b5=225-220=5 и стоимостью перевозок сi6=0.Имеем таблицу:
Магазины Склад |
B1 (b1=40) |
B2 (b2=50) |
B3 (b3=15) |
B4 (b4=75) |
B5 (b5=40) |
B6 (b6=5) |
А1 (а1=50) |
1,0 |
2,0 |
3,0 |
2,5 |
3,5 |
0 |
А2(а2=20) |
0,4 |
3,0 |
1,0 |
2,0 |
3,0 |
0 |
А3(а3=75) |
0,7 |
1,0 |
1,0 |
0,8 |
1,5 |
0 |
А4(а4=80) |
1,2 |
2,0 |
2,0 |
1,5 |
2,5 |
0 |
Математическая модель: обозначим xij – количество товара, перевозимого из Аi в Bj. Тогда
x11 x12 x13 x14 x15 x16
x21 x22 x23 x24 x25 x26
X = x31 x32 x33 x34 x35 x36 - матрица перевозок.
x41 x42 x43 x44 x45 x46
min(x11+2x12+3x13+2,5x14+3,5x1
(1)
x11+x12+x13+x14+x15+x16=50
x21+x22+x23+x24+x25+x26=20
x31+x32+x33+x34+x35+x36=75
x41+x42+x43+x44+x45+x46=80
x11+x21+x31+x41=40 (2)
x12+x22+x32+x42=50
x13+x23+x33+x43=15
x14+x24+x34+x44=75
x15+x25+x35+x45=40
x16+x26+x36+x46=5
xij≥0 (i=1,2,3,4 ; j=1,2,3,4,5,6 ) (3)
Двойственная ЗЛП:
max(50u1+20u2+75u3+80u4+40v1+
u1+v1≤1
u1+v2≤2
u1+v3≤3 (2*)
u1+v4≤2,5
u1+v5≤3,5
u1+v6≤0
ui,vj – произвольные (i=1,2,3,4 ; j=1,2,3,4,5,6 ) (3*)
Будем искать первоначальный план по методу наименьшей стоимости:
1) x21=20 и 2-ую строку исключаем.2) x31=20 и 1-ый столбец исключаем.
3) x34=55 и 3-ю строку исключаем.4) x44=20 и 4-ый столбец исключаем.
5) x12=50 и 1-ю строку и 2-ой столбец исключаем и x32=0. 6) x43=150 и 3-ий столбец исключаем.7) x45=40 и 5-ый столбец исключаем.x46=5.Составим таблицу. Здесь и далее в нижнем правом углу записываем значение перевозки.
Магазины Склад |
B1 (b1=40) |
B2 (b2=50) |
B3 (b3=15) |
B4 (b4=75) |
B5 (b5=40) |
B6 (b6=5) |
А1 (а1=50) |
1,0 |
2,0 |
3,0 |
2,5 |
3,5 |
0 |
А2(а2=20) |
0,4 |
3,0 |
1,0 |
2,0 |
3,0 |
0 |
А3(а3=75) |
0,7 |
1,0 |
1,0 |
0,8 |
1,5 |
0 |
А4(а4=80) |
1,2 |
2,0 |
2,0 |
1,5 |
2,5 |
0 |
Стоимость 1-ого плана:
D1=2•50+0,4•20+0,7•20+0,8•55+
Будем улучшать этот план методом потенциалов: ui- потенциал Аi ,
vj- потенциал Bj. Тогда u1+v2=2, u2+v1=0,4, u3+v1=0,7, u3+v2=1, u3+v4=0,8, u4+v3=2, u4+v4=1,5, u4+v5=2,5, u4+v6=0. Положим u1=0,тогда v2=2,
u3=-1,v1=1,7,v4=1,8, u2=-1,3,u4=-0,3, v3=2,3,v5=2,8,v6=0,3.Составим таблицу:
Магазины Склад |
B1 (b1=40) v1=1,7 |
B2 (b2=50) v2=2 |
B3 (b3=15) v3=2,3 |
B4 (b4=75) v4=1,8 |
B5 (b5=40) v5=2,8 |
B6 (b6=5) v6=0,3 |
А1 (а1=50) U1=0 |
1,0 |
2,0 |
3,0 |
2,5 |
3,5 |
0 |
А2(а2=20) U2=-1,3 |
0,4 |
3,0 |
1,0 |
2,0 |
3,0 |
0 |
А3(а3=75) U3=-1 |
0,7 |
1,0 |
1,0 |
0,8 |
1,5 |
0 |
А4(а4=80) U4=-0,3 |
1,2 |
2,0 |
2,0 |
1,5 |
2,5 |
0 |
В верхнем левом углу здесь и далее записываем значение ui+vj-cij. Имеем: u1+v1--c11 =0,7>0, u1+v6-c16 =0,3>0, u3+v3-c33 =0,3>0, u3+v5-c35 =0,3>0,
u4+v1-c41 =0,2>0. => По критерию оптимальности, первый план
не оптимален. Далее max(0,7;0,3;0,3;0,3;0,2)=0,7. => Поместим
перевозку в клетку А1В1, сместив 20=min(20,50) по циклу, указанному
в таблице штрихом. Получим новую таблицу.
Найдем потенциалы: u1+v1=1,u1+v2=2,u2+v1=0,4,u3+v
Магазины Склад |
B1 (b1=40) v1=1 |
B2 (b2=50) v2=2 |
B3 (b3=15) v3=2,3 |
B4 (b4=75) v4=1,8 |
B5 (b5=40) v5=2,8 |
B6 (b6=5) v6=0,3 |
А1 (а1=50) U1=0 |
1,0 |
2,0 |
3,0 |
2,5 |
3,5 |
0 |
А2(а2=20) U2=-0,6 |
0,4 |
3,0 |
1,0 |
2,0 |
3,0 |
0 |
А3(а3=75) U3=-1 |
0,7 |
1,0 |
1,0 |
0,8 |
1,5 |
0 |
А4(а4=80) U4=-0,3 |
1,2 |
2,0 |
2,0 |
1,5 |
2,5 |
0 |
Стоимость 2-ого плана:
D2=1•20+2•30+0,4•20+1•20+0,8•
Имеем:u1+v6-c16 =0,3>0, u2+v3-c23 =0,7>0, u3+v3-c33 =0,3>0,
u3+v5-c35 =0,3>0. => По критерию
оптимальности, второй план не оптимален.
Далее max(0,3;0,7;0,3;0,3)=0,7 => Поместим
перевозку в клетку А2В3, сместив 15=min(20,30,55,15) по циклу, указанному
в таблице штрихом. Получим новую таблицу.
Найдем потенциалы: u1+v1=1,u1+v2=2,u2+v1=0,4,u3+v
Магазины Склад |
B1 (b1=40) v1=1 |
B2 (b2=50) v2=2 |
B3 (b3=15) v3=1,6 |
B4 (b4=75) v4=1,8 |
B5 (b5=40) v5=2,8 |
B6 (b6=5) v6=0,3 |
А1 (а1=50) U1=0 |
1,0 |
2,0 |
3,0 |
2,5 |
3,5 |
0 |
А2(а2=20) U2=-0,6 |
0,4 |
3,0 |
1,0 |
2,0 |
3,0 |
0 |
А3(а3=75) U3=-1 |
0,7 |
1,0 |
1,0 |
0,8 |
1,5 |
0 |
А4(а4=80) U4=-0,3 |
1,2 |
2,0 |
2,0 |
1,5 |
2,5 |
0 |