Инновации в области информационных и коммуникационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 01:28, реферат

Описание работы

Определение инноваций. Важнейшие инструменты для внедрения тотальных инноваций. Проблемы формирования инновационной концепции коммуникации в мире и России. Концептуальные варианты развития коммуникации в сфере инновации.

Файлы: 1 файл

инновации.docx

— 66.68 Кб (Скачать файл)

1.3 Инновации  в области информационных и  коммуникационных технологий

Туристские предприятия  всегда были активными сторонниками внедрения новых технологий, в  том числе и глобальных распределительных  систем. Современные достижения в  области телекоммуникаций, сетевых  объединений, создания и обработки  баз данных и электронного маркетинга обеспечивают новые возможности  для туристского бизнеса и  существенно воздействуют на модели традиционного бизнеса. Поэтому  основная сфера изменений и инноваций  в туризме имеет отношение  к использованию информационных и коммуникационных технологий –  ИКТ (information and communication technologies – ICT). Информационные и коммуникационные технологии придают иную ценность туристским продуктам и поддерживают развитие цепочек и кластеров. Информационными технологиями покрывается все значимое для туризма пространство (информация о дестинациях, размещение, транспорт, пэкидж-туры и услуги) и осуществляется активный контроль за наличием таких услуг.

Широкое развитие ИКТ изменяет роль, которую играют в туризме турагенты, туроператоры, организаторы конференций, торговые агенты и т. д. С одной стороны, системы информационных и коммуникационных технологий, предоставляя новейшую детальную информацию о наличии продуктов и ценах на эти продукты, влияют на рост продаж и доходы. С другой стороны, широкое использование новейших информационных технологий облегчает установление прямых связей между производителями (гостиницы, авиаперевозчики) и потребителями. Потребители во все возрастающем объеме используют ИКТ для подготовки своих путешествий. Они ищут специализированные и легко доступные продукты и хотят напрямую общаться с производителями услуг. Для туристской отрасли это может привести к сокращению операционных издержек, к процессу перекачки денежных ресурсов на неорганизованный рынок. Вследствие этого туристские компании неизбежно должны применять инновационные методы для обеспечения роста своей конкурентоспособности. Применение ИКТ в туристской отрасли неизбежно приводит к процессу сокращения традиционного посредничества и способствует проведению реорганизации отрасли и инновациям.

Внедрение новейших технологий в сфере туризма повлекло за собой появление новых понятий, таких, как туристские информационные системы, е-туризм (e-tourism) и е-путешествия (e-travel).

Е-туризм – это  онлайновая служба, которая является платформой, которая дает возможность  прямых продаж, легкой оплаты услуг  конечным потребителем, развитию бизнеса  между производителем, турагентами и посредниками.

Е-путешествия  – это онлайновая служба, которая  содержит новости о путешествиях, информацию и консультацию по вопросам, которые могут возникнуть при  планировании путешествия. Кстати, во многих странах не делают различия между е-туризмом и е-путешествием – этими двумя службами, иногда во многом копирующими друг друга.

Туристские информационные системы (Tourism Information Systems – TIS) – новая модель бизнеса, которая обслуживает и оказывает информационную поддержку организациям, которые занимаются е-туризмом и е-путешествиями. Информация, получаемая из этих источников, может служить исходной точкой для решения множества задач, включая планирование путешествий, сопоставление цен и создание динамических пэкидж-туров.

Динамическая  компоновка тура или динамический пэкидж-тур (Dynamic Packaging) дает возможность в масштабе реального времени составлять, по требованию потребителя или агента, продающего услуги, различные комбинации компонентов поездки, с единой ценой на весь пакет услуг, включенных в тур. Новая информация, полученная в процессе решения динамических задач, может существенно менять решение заказчика о включении тех или иных услуг в программу поездок. Используя принципы динамической компоновки тура, путешественники могут составлять свою поездку, комбинируя свои предпочтения на рейсы, аренду автомашин, гостиницы, и организацию свободного времени, единовременно оплачивая весь пакет заказанных услуг. Покупатель может уточнить набор своих предпочтений. Например, при требовании туриста организовать пять дней пребывания в Риме, функциональная система в режиме реального времени предоставит доступ и запросит информационные источники для того, чтобы найти такие составляющие, как авиационные тарифы, условия проката автомашин и возможности организации свободного времени, которые удовлетворяют заказчика.

Возможность создавать  пэкидж-туры по заказу привела к появлению тенденции постоянного роста продаж услуг объединенных в один пакет. В 2004 году удельный вес онлайновых покупателей, которые использовали динамичную технологию создания пэкидж-тура, достиг уже 33%. В тоже время число онлайновых потребителей поездок, покупавших заранее подготовленные пэкидж-туры, сократилось до 13 процентов.

Исследования  инноваций объясняют увеличение роста и производительности длинными волнами делового цикла. Эти  волны  имеют отношение к так называемым базисным инновациям, которые ведут  к значительным изменениям и приносят много так называемых прикладных инноваций, которые широко используются в туристской деятельности.

Следует отметить, что влияние инновационных циклов на развитие туризма игнорировалось в течение длительного времени. Страны традиционного туризма потратили  последние 50 лет на развитие индустриальных методов, чтобы совладать с растущим туристским спросом. Меры, которые принимались  государствами по продвижению туризма, способствовали сохранению структур, шансы которых на выживание в  долгосрочном периоде были бесперспективными. Поэтому они были застигнуты врасплох интернационализацией туристского  спроса и появлением новых конкурентных регионов.

Инновации в  туризме уже не являются вопросом гигантского прыжка вперед. Инновации  очень часто состоят из серии  мелких шагов, которые ведут к  постепенному развитию и являются процессом  с обратной связью. Одна инновация  неизбежно влечет за собой другую.

В передовых  туристских компаниях инновации  являются рутинным делом. Уже не ставится вопрос о счастливой случайности  или внезапном проявлении гения  — инновации программируются  предприятием и являются стандартной  составляющей корпоративного принятия решения о распределении ресурсов. Компании резервируют значительную часть своего общего бюджета на исследования и развитие. Для надежности, чтобы  их не застали врасплох неожиданные  инновации на рынке, современные  компании сделали инновации частью ежедневного планирования. Инновации  становятся предсказуемым и контролируемым бюрократическим процессом, который  сейчас является объективным дополнительным фактором производства.

На развитие туризма большое влияние оказывает  мотивация и интересы потребителей услуг. Они все чаще характеризуются  более тщательным отбором мест, которые  туристы хотят посетить в ходе поездок, большим вниманием к  самым различным аспектам туристского  обслуживания и его качеству, а  также проблемам охраны окружающей среды, традиционным культурам и  жизни местного населения в посещаемых ими точках. Это приводит к большей  сегментации рынка, развитию новых  форм туризма особенно тех, которые  связаны с ознакомлением с  природой, сельскими районами и культурным достоянием и включению новых  элементов в традиционные программы  туристских поездок. 
 
 
 
 
 
 
 

Организации нередко  испытывают сложности с масштабным внедрением инноваций. Для совершенствования  навыков в сфере инноваций  важно собрать отдельные элементы инновационного процесса в целостную  картину. 

Успех в разработке и внедрении инноваций напоминает составление пазла. Каждый из фрагментов по отдельности виден четко и ясно, но сложить целостную картину отнюдь не легко. Руководитель компании должен понимать, как расположить отдельные фрагменты, подходящие друг к другу по форме и рисунку, чтобы создать единое целое и пробудить силу, стимулирующую тотальные инновации. Очевидно, что если не иметь перед глазами рисунка на коробке с пазлом, то составить картину из множества фрагментов будет очень трудно. Аналогичным образом, не имея точного представления о конечном результате, непросто добиться настоящего успеха в сфере инноваций. Самая трудная цель — систематически внедряя инновации, от проекта к проекту обеспечивать стабильно высокие результаты. Большинству компаний это оказывается не под силу. Многим удается время от времени успешно внедрять отдельные инновационные разработки, но поддерживать постоянное внедрение инноваций и получать высокую отдачу от них очень трудно.

Определение инноваций 

Все руководители компаний хотят увеличить отдачу от инноваций. Многие из необходимых  для этого компонентов часто  уже есть в компании, но внедрение  инноваций часто оказывается  чем-то вроде рулетки. Решение для  подобных проблем существует — это  так называемые тотальные инновации. 

Понятие инноваций  многие толкуют совершенно по-разному. Мы считаем, что инновации — это  новый способ использовать знания, материальные и нематериальные активы с целью создания большей стоимости. Инновации могут воплощаться  во многих формах: это могут быть новые продукты, услуги, бизнес-модели, процессы или методы управления. 

Тотальные инновации  предполагают способность руководителей  и сотрудников последовательно  и постоянно вовлекать в процесс  инноваций всю компанию целиком. При этом успех зависит отнюдь не от достижений отдельных талантливых  разработчиков или рабочих групп. В компаниях, которые придерживаются принципа тотальных инноваций, складывается особый тип корпоративной культуры, стимулирующий новаторство: хорошо отлажен процесс оценки новых  идей и предложений, портфель проектов сбалансирован, представители разных функциональных направлений эффективно сотрудничают в рабочих группах  и используют новые инструменты  и процессы, позволяющие обеспечить оптимальное сочетание творческой энергии и дисциплины. Компании, руководители которых считают, что  инновациями достаточно заниматься время от времени, не смогут внедрить практику тотальных инноваций. 

Инновации —  вовсе не то же самое, что изобретения  или НИОКР. НИОКР — это лишь необходимое, но не достаточное условие  успешных инноваций. Между затратами  на НИОКР и отдачей от них или  даже между количеством оформленных  патентов и финансовыми результатами компании существует в лучшем случае весьма слабая корреляция, а нередко  вообще нет прямой взаимосвязи. Другими  словами, увеличение затрат на НИОКР  не гарантирует успеха. Тем не менее  управление затратами на НИОКР —  один из ключевых фрагментов головоломки. 

Инновации необходимы в любой экономической обстановке. Даже экономический спад необходимо использовать как отличный повод  для пересмотра направлений инвестиций в инновационные разработки. Кризис побуждает искать новые возможности  для роста. Можно привести немало примеров того, как в крайне нестабильной обстановке рождались поистине революционные инновации. Такие, как вывод на рынок беспроводного телефона компании AT&T в 1947 г. или в 1981 г. знаменитой модели персонального компьютера IBM PC 5150. Эти инновации были настолько важными для своего времени, что полностью изменили правила игры на рынке высоких технологий. Между тем и 1947-й, и 1981 годы в США были периодами спада. Компании могут сокращать или увеличивать вложения в инновации, исходя из тенденций перспектив конкретной категории продуктов или изменения конкурентной среды, но о полном прекращении инвестиций не должно быть и речи. 

Преимущества, которые  дают инновации, интуитивно понятны, но измерить их количественно весьма трудно. Хотя общепринято, что инновации  в целом положительно влияют на показатели экономического развития, нет очевидных  доказательств того, что страны, где внедряется большое количество инноваций, обеспечивают благодаря  этому более высокий экономический  рост, поскольку сформулировать точное определение инноваций и измерить их влияние на рост оказалось весьма трудной задачей. Между уровнем  экономического развития и инновациями, как и следовало предполагать, существует корреляция, но доказать ее существование опять-таки оказалось  нелегко. Результаты исследования Economist Intelligence Unit в 82 странах мира говорят, что такие страны, как Мексика или Китай, быстро улучшают свои навыки в области инноваций. Исследование позволило выявить один примечательный факт: страны со средним уровнем экономического благосостояния имеют дополнительные преимущества в том, что внедрение отечественных инновационных разработок стимулирует и более быстрое освоение иностранного опыта. 

На уровне микроэкономики взаимосвязь более очевидна: компании, активно внедряющие инновации, создают  более высокую добавленную стоимость. В 2007 г. компания McKinsey провела исследование Global Innovation Benchmarking Survey, посвященное сравнению эффективности инноваций в различных странах мира[1]. Вывод: компании, эффективно внедряющие инновации, растут на 13 процентных пунктов быстрее, чем прочие, а объемы их прибыли превышают аналогичные показатели других компаний на 3 процентных пункта. Продажи компаний, отнесенных к верхнему квартилю, росли в среднем на 24 процентных пункта быстрее среднерыночного уровня, а их прибыль превысила средний показатель по рынку на 9 процентных пунктов. Продажи компаний нижнего квартиля, напротив, оказались на 9 процентных пунктов ниже среднерыночного уровня, а их прибыль до вычета процентов и налогов — ниже на 6 процентных пунктов. В успешных компаниях каждая часть «головоломки» инновационного процесса идеально подходит к соседним, что позволяет создать более эффективно работающую систему внедрения инноваций.

Информация о работе Инновации в области информационных и коммуникационных технологий