Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 01:28, реферат
Определение инноваций. Важнейшие инструменты для внедрения тотальных инноваций. Проблемы формирования инновационной концепции коммуникации в мире и России. Концептуальные варианты развития коммуникации в сфере инновации.
Важнейшие инструменты
для внедрения тотальных
Подход к внедрению инноваций зависит от конкретной ситуации. Поэтому, чтобы «пазл» сложился, компания должна обеспечить наличие его правильных фрагментов и добиться их оптимального расположения с учетом всех факторов конкурентной среды. В этой статье мы рассмотрим пять «фрагментов пазла».
1. Определить, где,
когда и каким образом следует
внедрять инновации. Первый
Или же, избрав образцом Apple, инвестировать в инновационный дизайн продукции? Следует ли компании первой представлять инновационные решения на рынке или достаточно просто не отставать от конкурентов? Существует множество различных подходов к разработке и внедрению инноваций, однако наибольшего успеха на этом пути добиваются те, кто четко представляет себе, какой именно подход они будут воплощать в жизнь.
Насколько состоятельна
стратегия той или иной компании
в сфере инноваций? На этот вопрос
легко можно ответить, ознакомившись
с осуществленными и
Последствия подобного
подхода ощущаются особенно остро
тогда, когда возникает необходимость
стимулировать рост компании при
помощи целенаправленных инноваций. Многих
ставит в тупик вопрос о том, в
какую сферу деятельности следует
инвестировать, чтобы стимулировать
инновации. На самом деле это весьма
распространенная проблема. Руководство
формулирует директиву: «инноваций
должно быть меньше, но при этом они
должны быть более масштабными и
качественными». После чего сотрудники
начинают ломать голову, пытаясь что-то
предпринять. Четко сформулированная
стратегия в сфере инноваций
позволяет определить направление,
проложить курс и понять, с какой
скоростью двигаться к цели, инвестируя
в инновации необходимые
Для того чтобы
правильно инвестировать в
Конечно, ориентиры необходимо время от времени пересматривать. Вопреки этому простому правилу компании нередко рассматривают каждую возможность с позиций своей устоявшейся модели взаимодействия с клиентами и вывода продуктов на рынок. Это одно из традиционных заблуждений, препятствующих эффективному развитию инноваций: компании рискуют ограничить свой кругозор самыми очевидными и легкодоступными источниками роста, не замечая других возможностей.
2. Бросить вызов
стереотипам и устранить все
препятствия для инноваций.
Стереотипы свойственны любой организации. Шаблонное мышление и устоявшиеся поведенческие модели неизбежно возникают как следствие успешного прошлого опыта. Стереотипы становятся своего рода правилами — привычные процессы и процедуры помогают компании эффективно работать, добиваться успеха по аналогии с прошлыми достижениями и избегать ошибок. Из таких правил неосознанно формируется корпоративная культура отношения к инновациям, которая имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Своими корнями стереотипы уходят в прошлое, и если со временем меняются внешние и внутренние факторы, стереотипы перестают выполнять свою задачу. Однако никому не приходит в голову отказаться от них, если только высшее руководство не начинает открыто подвергать сомнению их актуальность. Характерные для большинства организаций стереотипы могут принимать разные формы — от приверженности существующим бизнес-моделям в условиях очевидно меняющейся рыночной ситуации до ограниченного использования информации из внешних источников. Стереотипы могут быть обусловлены и географическими и культурными особенностями, влияющими на решения об инвестициях в инновации.
Компании должны принять осознанное решение об устранении стереотипов, которые препятствуют внедрению инноваций. Способы преодоления стереотипов существуют, и их много. Исследование взаимосвязи между отношением руководителей компаний к инновациям и успешностью их внедрения, проведенное компанией McKinsey, показало, что между этими двумя аспектами существует сильная корреляция: чем больший приоритет для высшего руководства имеет внедрение инноваций, тем больших успехов компания добивается в этой области. Опыт McKinsey подтверждает это. Недавно консультанты встречались с генеральным директором ведущего международного производителя бытовой электроники, планирующим изменить корпоративную культуру компании в области инноваций. Его цель — чтобы компания не просто не отставала от конкурентов, а стремилась сама активно вести конструкторские и технологические разработки и внедрять инновации одной из первых на рынке. Чтобы создать фундамент для дальнейшего развития, компания должна провести существенные преобразования. Для этого необходимо отказаться от сложившегося за долгие годы стереотипа работы: «разобрать чужой продукт — повторить, слегка улучшив — распространить по торговым сетям». Чтобы изменить ситуацию в масштабе всей компании, генеральный директор должен будет постоянно участвовать в процессе преобразований.
Руководители должны на личном примере демонстрировать образ мышления и поведенческую модель, которых они хотят добиться от своих сотрудников. Сотрудникам необходимо получить от руководства разрешение на отказ от тех правил, которые действовали в прошлом. Все, что окружает их в повседневной работе, только поддерживает сложившиеся стереотипы ведения бизнеса. Эти незаметные на первый взгляд ограничения охватывают все сферы деятельности — пути карьерного роста, систему вознаграждения и, конечно, операционные показатели. Только при наличии четких указаний, в первую очередь со стороны генерального директора, компании могут нарушать привычный ход событий и создавать пространство для радикальных преобразований.
Однако анализ деятельности клиентов McKinsey показал, что далеко не всякое указание, данное генеральным директором для содействия преобразованиям, является целесообразным. В частности, распространение информации о неудачах бизнес-единиц с целью стимулировать их к принятию на себя более существенных рисков может привести к непредсказуемым последствиям. Опыт McKinsey показывает, что ни одна организация сознательно не стремится к провалу и ни один генеральный директор не хочет, чтобы его компания действовала в условиях повышенного риска — особенно в период экономической нестабильности. Генеральные директора хотят больше экспериментировать и приобретать новый опыт на основе мудрых инвестиционных решений, а неудачи никому не нужны. Если же генеральный директор хочет оповестить всю компанию о провале какого-либо проекта, то при этом он должен акцентировать внимание на опыте, который можно извлечь из такого провала. Некоторые организации именно так и поступают. В частности, компания Tata Motors, известный индийский производитель недорогих автомобилей, ежегодно присуждает награду за самый провальный проект. Такой подход применим, если руководство уделяет особое внимание использованию приобретенного опыта для реализации более жизнеспособных проектов в будущем. Для большинства компаний признание своих неудач и использование отрицательного опыта для предотвращения аналогичных ошибок в будущем помогает смягчить последствия неверных инвестиционных решений, которые неизбежно связаны с внедрением инноваций.
Коммуникации
— очень важный элемент, который
помогает согласовать отношение
к инновациям в масштабе всей компании.
Необходимо простыми и понятными
словами доступно описать будущий
успех. Множество компаний не могут
справиться с простейшей задачей
— сформулировать, что для них
означают инновации и какие виды инноваций
они намерены внедрять. Руководство компании
может прекратить эти бесконечные рассуждения,
сообщив всем свое мнение о важности инноваций
и используя при этом простой и понятный
всем язык и ссылки на понятные всем ценности.
Две ценности, о которых часто забывают,
— это терпение и настойчивость. Между
тем они жизненно важны для самой способности
экспериментировать, поскольку для реализации
потенциала ряда инноваций — особенно
в бизнес-модели — требуется много времени
и сил. Но компаниям необходима и смелость
закрыть проект, если объективное изучение
фактов говорит, что проект не оправдал
надежд.
И наконец, компании,
которые интегрируют инновации
в стратегические планы и бизнес-планы,
могут быстрее добиться радикального
повышения эффективности. Недостаточно
просто выделить под инновации статью
в отчете о прибылях и убытках;
необходимо сделать их неотъемлемым
элементом процесса планирования. Целевые
показатели эффективности могут
относиться к объему выручки —
так, в компании 3M в общем объеме
годовой выручки 35% должны приходиться
на выручку от реализации продуктов,
внедренных в течение последних
четырех лет. Кроме того, могут
устанавливаться целевые
3. Изучать каждую
проблему с разных точек
Многие клиенты McKinsey жалуются на недостаток качественной информации. Однако ценность информации определяется важностью проблем, которые она позволяет осветить, и результатами, полученными благодаря наличию этой информации. Даже при использовании сложных методик сбора данных — проведение этнографических исследований, отслеживание последних трендов, предпочтений «продвинутых клиентов» — невозможно добиться успеха, не обладая навыками правильного определения клиентских потребностей.
Кроме того, сотрудники
часто путают те ситуации, в которых
необходимо применять умение анализировать
информацию, и те, в которых нужно
использовать творческие способности.
Сотрудникам кажется, что информация,
которой они обладают, не позволяет
им реализовать творческий потенциал
или недостаточно оригинальна. Однако
такое восприятие обманчиво: в основе
радикальных изменений могут
лежать и давно известные факты.
Конечно, творческий подход тоже играет
определенную роль, однако на пути к
настоящим инновациям первично понимание
самой проблемы, а не изобретение
творческого решения с
Источником многих
серьезных инноваций стало
Во всех описанных случаях речь идет скорее об эффективном сочетании нескольких новых точек зрения на существующую концепцию, а не о разработке принципиально новой бизнес-модели. Но не менее важную роль играет и качество реализации. При разработке новых решений нужно сочетать умение анализировать информацию с использованием доступных технических возможностей. Компании должны полностью интегрировать новую информацию в процесс разработки продуктов, чтобы обеспечить ее оптимальное использование. Чтобы разрабатывать эффективные решения и создавать условия для внезапного интуитивного понимания взаимосвязей между явлениями и процессами, компании должны в первую очередь осознать, какие именно проблемы требуют решения. Положительный момент заключается в том, что никому не придется проводить эту работу в одиночку. Крупные компании, которым необходимы тотальные инновации, могут обеспечивать взаимодействие между разными группами и формировать целые сети, участники которых имеют возможность обмениваться идеями и создавать новые концепции, способные стать фундаментом будущего развития компании.
4. Обеспечить
сбалансированный портфель
Информация о работе Инновации в области информационных и коммуникационных технологий