Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 10:15, курс лекций
Лекция 1. Архитектура и топология сетей связи. Методы коммутации
Телекоммуникации являются основой развития общества. Постоянно растущий спрос как на обычные телефонные услуги, так и на новые виды услуг связи, включая услуги Интернет, предъявляет новые требования к современным сетям связи и качеству предоставляемых услуг. С другой стороны, совершенствование телекоммуникационного оборудования и развитие на его основе современных сетей связи приводит к усложнению процесса построения и значительным затратам на создание таких сетей.
ВВЕДЕНИЕ
Прогресс в развитии телекоммуникационных технологий и средств вычислительной техники привел к появлению новой концепции – Интеллектуальные сети (ИС) или Intelligent Network (IN), которая естественным образом объединяет телефонные сети и компьютеры. Основное отличие и преимущество данной технологии по сравнению с другими заключается в том, что она рассчитана на массового пользователя, а не только на деловые круги. Гибкость предоставления разнообразных информационных услуг через обычный телефонный аппарат с тональным набором массовому пользователю – основная особенность интеллектуальной сети.
Интеллектуальная сеть IN (Intelligent Network) является сегодня одной из определяющих концепций развития современных сетей связи. Интерес, проявляемый к IN, не случаен и основан на преимуществах, которые получают администрации связи, операторы сетей и абоненты при реализации услуг IN, называемых также услугами дополнительных доходов (value added services). Массовые простые услуги телефонной связи могут быть очень дешевыми и, следовательно, они находят спрос у потребителей. В то же время за счет большого объема предоставляемых услуг получается значительная прибыль у операторов связи и поставщиков интеллектуальных услуг. Таким образом, интеллектуальная сеть является объединением экономических интересов трех сторон: пользователей, поставщиков услуг, операторов связи. Именно это и является основной причиной интеллектуального развития интеллектуальных сетей. Концепция интеллектуальных сетей позволяет оператору самостоятельно создавать, адаптировать и предоставлять клиентам новые, более совершенные услуги быстрее и эффективнее, чем когда бы то ни было раньше.
Кроме того, данная концепция позволила осуществить выход на рынок средств связи не только производителей коммутационного оборудования, но и ведущих производителей средств вычислительной техники и современных средств обработки информации.
Концепция IN формируется уже более десяти лет, и после выпуска в 1993 году Сектором стандартизации связи Международного союза электросвязи ITU-T (International Telecommunication Union-Telecommunication Standartization Sector) пакета рекомендаций серии Q.1200 стала действующим международным стандартом, поддерживаемым также практически всеми основными организациями стандартизации связи - ETSI, ANSI и др. В соответствии с рекомендацией ITU-T I.312 /Q.1201 определение интеллектуальной сети звучит следующим образом:
Интеллектуальная сеть - это архитектурная концепция предоставления новых услуг связи, обладающих следующими основными характеристиками:
Концепция ИС применима практически ко всем известным сегодня типам сетей:
- телефонная сеть общего
- сеть связи с подвижными системами PLMN (Public Land Mobile Network);
- узкополосная и широкополосная цифровая сеть с интеграцией служб N(B)-ISDN (Narrowband(Broadband) Integrated Services Digital Network).
Определим понятия основных терминов, используемых в ИС, согласно Рекомендации ITU-T Q.1290/
Услуга (Service) –это коммерческое предложение, характеризующееся одним или несколькими основополагающими свойствами (core features) и каким-то количеством вспомогательных свойств (свойства по выбору, optional features)
Оператор ИС (поставщик сети, Network Provider)
Поставщик услуги (Service Provider) -––юридическое или физическое лицо, заключающее контракт с Оператором ИС на установку и предоставление Услуги, например, на установку средств предоставления Услуги «800». Часто поставщиком услуги является Оператор сети;
Абонент услуги (Service Subscriber) - –юридическое или физическое лицо, заключающее контракт с Оператором ИС и/или поставщиком Услуги на предоставление услуги (абонирование услуги), например, фирма абонирует услугу «800» для рекламы своих товаров;
Пользователь услуги (User) - объект (физическое лицо или техническое устройство), пользующееся услугой от имени абонента Услуги
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К АРХИТЕКТУРЕ IN
Основополагающим требованием к архитектуре IN является отделение функций предоставления услуг от функций коммутации и распределение их по различным функциональным подсистемам. Функции коммутации, как и для традиционных сетей остаются в базовой сети связи, а функции управления, создания и внедрения услуг выносятся в создаваемую отдельно от базовой сети "интеллектуальную" надстройку, взаимодействующую с базовой сетью посредством стандартизованных интерфейсов (см. рис. 1).
Рисунок 1.
Схема обобщенной функциональной архитектуры
IN.
При этом модель обслуживания вызова в ИС включает в себя 3 компонента (Рис.2):
Быстрое введение услуг
Узел 1 Узел 2 Узел 3
Рис.2 Модель обслуживания вызова в ИС
1. Технические средства обработки основных вызовов, которые выполняют ряд стандартных процессов вне зависимости от дополнительных услуг;
2. Определители вызовов –ОВ (Hook), опознающие заявки, направляемые в ИС и временно приостанавливающие процесс обслуживания вызова на период обмена информацией с логической частью ИС;
3. Логическая часть ИС, содержащая
аппаратные средства и ПО, как
для создания дополнительных
услуг и передачи информации,
управляющей стандартными
Такое разделение обслуживания вызова в ИС имеет ряд достоинств:
- В ИС для обработки основного вызова используются обычные телефонные станции
- Для выполнения функций
- Централизованная логика услуг ИС позволяет оператору ускорить и упростить процесс ввода новых и коррекции существующих инф. Услуг.
Требование стандартизации протоколов обмена между базовой сетью и интеллектуальной надстройкой освобождает операторов сетей от существовавшей ранее зависимости от поставщиков коммутационного оборудования. Взаимодействие между функциями коммутации и управления услугами осуществляется посредством прикладного протокола интеллектуальной сети INAP (IN Application Protocol), стандартизованного ITU-T в рекомендации Q.1205. Управление созданием и внедрением услуг осуществляется через прикладной программный интерфейс API (Application Programm Interface), стандартизация которого пока еще полностью не завершена. Таким образом, стандартизованные интерфейсы IN делают сеть открытой для независимых изменений как в интеллектуальной надстройке, так и в базовой сети.
Обобщенная функциональная архитектура наглядно отражает одну из основных идей реализации IN по формуле:
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СЕТЬ = КОММУТАТОР + КОМПЬЮТЕР
К этой формуле на протяжении многих
лет стремились как производители
коммутационного оборудования, так
и производители средств
На рис. 3 дана классическая схема физической архитектуры ИС.
X.25 или Frame Relay
ОКС 7/ INAP
Уровень
Интеллектуальной
услуги
Физическая сеть
Абонент А Разговорный тракт Абонент Б
Сигнализация
Рис. 3 Упрощенная схема ИС
В состав схемы входят следующие элементы:
2. SCP (Service Control Point) – узел управления услугами (контроллер услуг), делает возможной
работу с базой данных с транзакцией в реальном масштабе времени (РМВ). SCP интерпретирует поступающие запросы, обрабатывает данные и формирует соответствующие ответы;
3. SDP (service Data Point) –узел базы данных услуг, содержащий данные, используемые
программами логики услуги,
чтобы обеспечить
4. IP (Intelligent Peripheral) – интеллектуальные периферийные устройства, представляющие собой независимые от используемых приложений устройства интеллектуальных ресурсов.
5. SMP ( Service Management Point) – узел менеджмента услуг, реализующий функции административного управления пользователями и/или сетевой информацией, включающей данные об услугах и программную логику услуги;
6. SCEP (Service Creation Environment Point) – узел создания услуги, выполняет функцию среды создания услуг и служит для разработки, формирования и внедрения услуг в пункте их обеспечения SMP
Узлы упрощенной схемы ИС размещены на 3-х уровнях иерархии:
- Узел коммутации услуг SSP с интеллектуальной периферией IP
- Узел управления услугами SCP с узлом данных услуги (базой данных) SDP
- Узел менеджмента услуг SMP с узлом создания услуг SCEP.
Для получения услуги ИС пользователь набирает номер той АТС, которая обладает функциями SSP, а также код услуги и номер услуги. Пользуясь протоколом INAP, АТС с функциями SSP общается с узлом SCP и получает необходимую информацию для предоставления услуги и обслуживания вызова. В обслуживании вызова принимает участие IP (для передачи голосовых команд пользователю, сбора дополнительной информации и т.д.). Общение между SCP, SSP и IP происходит в режиме РМВ с учетом жестких временных ограничений на обслуживание телефонного вызова.
Подготовка новых услуг
По функциональному
Работа по стандартизации концепции ИС в рамках ITU-T и ETSI была разделена на несколько направлений. Эти направления реализуются в в виде концепций Набор возможностей 1 (Capability Set 1- CS1), Набор возможностей 2 (CS2), Набор возможностей 3 (CS3). И т.д.
Термин «набор возможностей» относится к набору услуг и особенностей услуг, которые могут быть построены с использованием так называемых «независимых от услуг конструктивных блоков» (Service Independent building Block – SIB), содержащихся в каждой концепции.
Разработка CS1 уже завершена
в рамках рекомендаций серии
Q.1200 (табл. 1), определяющих функциональные
возможности IN, основанных на
существующих сетевых
Рисунок 4. Процесс стандартизации IN.
Отметим, что ITU-T активно ведет работы по спецификации наборов CS2 и CS3 для широкополосных сетей, где также рассматриваются способы интеграции концепций IN с сетью управления телекоммуникациями TMN (Telecommunication Management Network).
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ IN
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Основой для стандартизации в области интеллектуальных сетей связи является абстрактная концептуальная модель - INCM, стандартизованная ITU-T в рекомендации I.312/Q.1201. Модель состоит из четырех плоскостей, и отражает абстрактный подход к описанию IN.
Модель разделяет аспекты, относящиеся к услугам, и аспекты, связанные с сетью, что позволяет описывать услуги и возможности IN независимо от базовой сети, над которой создается интеллектуальная надстройка.
Первый уровень - плоскость услуг (Service Plane) представляет взгляд на IN исключительно с точки зрения услуг. Здесь отсутствует информация о том, как именно осуществляется предоставление услуг сетью.
Второй уровень - глобальная функциональная плоскость GFP (Global Functional Plane) описывает возможности сети, которые необходимы разработчикам для внедрения услуг. Здесь сеть рассматривается как единое целое, даются модели обработки вызова (BCP) и независимых от услуг конструктивных блоков (SIB).
Третий уровень - распределенная функциональная плоскость DFP (Distributed Functional Plane) описывает функции, реализуемые узлами сети. Здесь сеть рассматривается как совокупность функциональных элементов, порождающих информационные потоки.
Четвертый уровень - физическая плоскость PP (Physical Plane) описывает узлы сети, содержащиеся в них функциональные элементы и протоколы взаимодействия.
Концептуальная модель ИС приведена на рис. 5
Информация о работе Лекции по "Основы построения телекоммуникационных систем"