Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 19:14, курсовая работа
Торговля в условиях рыночных отношений, функционирует в рамках крупномасштабной, быстроменяющейся внешней среды. Весь спектр сложных позитивных и негативных процессов, противоречивых тенденций, происходящих в экономической и социальной жизни, как страны, так и регионов, находит отражение и в торговле.
Также сегодня доминирует обращение товаров, поэтому роль торговли как связующего звена между сферой розничных предприятий и сферой потребления увеличивается.
Введение
1. Коммерческая деятельность в розничных предприятиях
1.1 Понятие коммерческой деятельности и ее содержание в розничной торговле
1.2 Роль и значение коммерческой деятельности в условиях рынка
1.3 Задачи коммерческой работы по розничной продаже товаров на современном этапе
2. Состояние коммерческой деятельности в магазине «Domo»
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Коммерческая работа в магазине «Domo»
2.2.1 Изучение спроса населения
2.2.2 Закупочная деятельность
2.2.3 Формирование ассортимента товаров
2.2.4 Продажа товаров и ее стимулирование
2.3. Анализ показателей эффективности коммерческой деятельности предприятия
3. Пути улучшения коммерческой деятельности в ООО «Domo»
Заключение
Библиографический список
Приоритеты первого уровня:
товары для кухни и столовой;
товары для ванной комнаты и сауны.
Приоритеты второго уровня:
товары для спальни и гостиной.
Эта группа с отдельными и отличными от приоритетных технологиями работы, наполняемая товарами, не входящими в основную товарную стратегию и с преобладанием уникальных товарных предложений (товары-убийцы по цене), что создает позитивный имидж магазина «Domo» по цене и увеличивает долю спонтанных покупок.
Приоритет товаров означает широту и глубину представления группы (относительно максимальной товарной матрицы) в каждом формате. Максимальная товарная матрица включает утвержденную стилевую и ценовую матрицы:
товарные группы, относящиеся к приоритетам первого уровня представляются максимально возможной товарной матрицей во всех форматах магазинов;
товарные группы, относящиеся ко второму приоритету, представляются в полном объеме по широте ассортимента, но с возможностью сокращения его глубины с сохранением стилевой матрицы (возможны незначительные количественные, но не структурные изменения) и ценовой матрицы (возможны незначительные количественные, но не структурные изменения);
товарные группы ЗСУП представляются во всех форматах в прямой зависимости от возможной в этом магазине площади;
неприоритетные товарные группы полностью выведены из ассортимента компании с конца 2008г.
Политика магазина в области ассортимента - нужно быть первыми и уникальными.
Задача магазина в области ассортимента - быть ведущим супермаркетом в приоритетных направлениях, поэтому в супермаркете максимально возможная широта ассортимента представлена в приоритетных направлениях и достаточная во второстепенных.
3. Обеспечение глубины ассортимента.
Глубина ассортимента компании достаточна и оперирует понятиями «линеек» товаров. В наиболее важных подгруппах товаров количество линеек может достигать 5-6 (больше - только в виде исключения, например, в посуде для сервировки стола), в важных составлять 3-4 линейки, в остальных подгруппах составлять 2-3 линейки.
Второстепенные группы содержат 1 (в виде исключения - 2) товарную линейку.
Под товарной линейкой понимается совокупность товаров, объединенных единой ценовой категорией, стилем, качеством, максимально «закрывающих» область применения, обозначенную подгруппой товара. Как правило, понятие линейки в отношении стиля, ценовой категории, качества, должно иметь максимально возможное продолжение и по другим группам и направлениям товарного ассортимента. В идеале, супермаркет «Domo» должен иметь одни и те же товарные линейки во всех направлениях.
Таким образом, формирование и управление ассортиментом строится с учетом потребностей потребителя, что является положительным качеством в деятельности супермаркета. Ценовое стимулирование продаж, а также ориентация на равные стилевые предпочтения позволяют удовлетворить потребности любого покупателя, посетившего супермаркет «Domo».
2.2.4 Продажа товаров и ее стимулирование
Торговля в супермаркете «Domo» осуществляется с применением передовой технологии на основе использования современного торгово-технологического оборудования. В торговом зале расположены отделы в виде комбинированной планировки. Это товары для кухни и столовой, товары для ванной комнаты и сауны, товары для спальни и гостиной, сезонные товары.
Планировка торгового зала «Domo» является наиболее удобной, так как покупатель движется по кругу против часовой стрелки и возвращается к начальному пункту движения, где сдает, взятые у входа, инвентарные корзины (тележки). Расчет производится через кассы. Всего в торговом центре 11 узлов расчета. В торговом центре имеются электронные весы, кассы типа SAMSUNG - EK - 250 RF.
Режим работы супермаркета с 9.00 до 22.00 без обеда и выходных. График работы: продавцы и кассиры с 9.00 до 22.00; менеджеры и операторы с 10.00 до 22.00; грузчики с 10.00 до 21.00.
Продажа товаров на основе самообслуживания - один из удобных для покупателей методов продажи товаров. Самообслуживание позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазинов, расширить объем реализации товаров.
Самообслуживание - способ продажи товаров, в процессе которой покупатель имеет свободный доступ к товарам, самостоятельно их осматривает, отбирает, рассчитывается за подобранные товары в узле расчета и контроля и выносит из супермаркета купленные товары.
Этот метод предусматривает свободный доступ покупателей к выложенным товарам в торговом зале, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца, оплата за отобранные товары осуществляется в контроль-кассовом узле расчета магазина «Domo». В магазине функции работников торгового зала сводятся в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций. Процесс продажи в магазине состоит из следующих основных операций (встреча покупателя, вручение инвентарной корзины, самостоятельный отбор товаров покупателем, подсчет стоимости покупки, оплата, упаковка товаров и возврат инвентарной корзины).
Стимулирование процесса продажи товаров - это набор различных методов стимулирующего воздействия.
К средствам, стимулирующим процесс продажи товаров в «Domo» относятся:
материально-техническая база (внешний вид супермаркета, внутреннее оформление торгового зала, современное оборудование - горки, витрины, контрольно-кассовое оборудование, подъемно-транспортное и др.);
высокое качество реализуемых товаров;
широкий ассортимент товаров, позволяющий свободу выбора и взаимозаменяемости;
приемлемые цены на товары (невысокие наценки);
применение прогрессивных методов продажи товаров;
оказание дополнительных услуг как платных, так и бесплатных;
предпраздничное снижение цен на товары;
реклама товаров (по радио, телевидению, газетах, на транспорте, устная реклама и др.);
уровень квалификации продавцов, чем выше квалификация работника, тем и качественнее обслуживание;
честность работников супермаркета - она тоже влияет на процесс продажи товаров, если в супермаркете часто обсчитывают покупателей, то это залог того, что покупатель будет такой супермаркет обходить стороной;
высокая культура обслуживания также оказывает влияние на процесс продажи товаров (это и реклама работы супермаркета, быстрота обслуживания, отсутствие очередей, грубости по отношению к покупателям и современные способы и приемы показа и отпуска товаров и многое другое).
2.3 Анализ показателей эффективности коммерческой деятельности предприятия
В таблице 2.2 приведены основные показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность супермаркета ООО «Domo» за 2008-2009 годы.
Таблица 2.2 - Показатели эффективности коммерческой деятельности «Domo» за 2008-2009 гг.
№ п/п |
Показатели |
ед. изм. |
2008 г. |
2009 г. |
Отклонение (+; -) |
Отклонение в % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Оборот розничной торговли в сопоставимых ценах |
тыс.руб. |
26200,70 |
31050,20 |
4849,50 |
18,51 |
2 |
Валовый доход |
тыс.руб. |
7860,21 |
9310,56 |
1450,35 |
18,45 |
3 |
Уровень валового дохода к товарообороту |
% |
30,00 |
29,99 |
- |
- |
4 |
Издержки обращения |
тыс.руб. |
4310,89 |
4870,52 |
559,63 |
12,98 |
5 |
Уровень издержек обращения |
% |
16,45 |
15,69 |
- |
-0,76 |
6 |
Налоги |
тыс.руб. |
566,03 |
715,2 |
149,17 |
26,35 |
7 |
Прибыль от продаж |
тыс.руб. |
3549,32 |
4440,04 |
890,72 |
25,10 |
8 |
Прибыль от продаж к товарообороту |
% |
13,55 |
14,30 |
- |
0,75 |
9 |
Прочие доходы |
тыс.руб. |
628 |
790 |
162 |
25,80 |
10 |
Прочие расходы |
тыс.руб. |
1190,87 |
1460,03 |
269,16 |
22,60 |
11 |
Чистая прибыль |
тыс.руб. |
2420,42 |
3054,81 |
634,39 |
26 |
12 |
Рентабельность |
% |
9,24 |
9,84 |
- |
0,006 |
13 |
Среднесписочная численность торговых работников |
чел. |
69 |
75 |
6 |
8,70 |
14 |
Прибыль на одного работника |
тыс.руб. |
35,08 |
40,73 |
5,65 |
16,11 |
15 |
Количество продавцов |
чел. |
15 |
13 |
-2 |
-13,33 |
16 |
ОРТ на 1 продавца |
тыс.руб. |
1746,71 |
2388,48 |
641,76 |
36,74 |
17 |
Торговая площадь |
кв.м. |
1500 |
1500 |
- |
- |
18 |
ОРТ на 1 кв.м.торговой площади |
тыс.руб. |
17,47 |
20,70 |
3,23 |
18,49 |
19 |
Однодневный товарооборот |
тыс.руб. |
71,78 |
85,07 |
13,29 |
18,51 |
Как видно из таблицы 2.2 данные о деятельности торгового предприятия «Domo» говорят о повышении эффективности коммерческой работы предприятия, дальнейший анализ должен раскрыть причины и указать факторы, которые повлияли на увеличение прибыли.
Анализ объема и динамики розничного товарооборота основывается на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Торговая деятельность розничных предприятий характеризуется, прежде всего, степенью выполнения планов и динамикой розничного товарооборота. За исследуемый период произошло увеличение оборота розничной торговли на 18,51%. Это связано с появлением в ассортименте новых товарных групп, таких как посуда, постельные принадлежности, товары для отдыха и углублением уже имеющимся. Чистая прибыль в отчетном году по сравнению с прошлым годом увеличилась на 26% или на сумму 634,39 тыс.руб. рублей.
Систематическое наблюдение за величиной товарных запасов, сопоставление их с действующими нормативами и выявление на этой основе отклонений является первой основной задачей анализа товарных запасов в супермаркете «Domo».
Таблица 2.3 - Управление товарными запасами магазина «Domo»
№ п/п |
Показатели |
ед. изм. |
2008 г. |
2009 г. |
Отклонение (+; -) |
Отклонение в % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Средние товарные запасы |
тыс.руб. |
5420 |
7590 |
2170 |
40,04 |
2 |
Уровень товарных запасов |
дни |
21 |
24 |
3 |
14,29 |
3 |
Товарооборачиваемость в числе оборотов |
раз |
17 |
15 |
-2 |
-12 |
Проводя анализ прибыли магазина «Domo» за 2008-2009 годы можно отметить следующее: прибыль от продаж 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличилась на 25,1% (в абсолютном увеличении на сумму 890,72 тыс.руб.). Увеличение величины прибыли от продаж связано с тем, что в анализируемом периоде организация предприняло вести новую политику развития организации, увеличился объем оборота розничной торговли.
В целом супермаркет «Domo» эффективно использует имеющиеся ресурсы, что подтверждается ростом прибыли и рентабельности продаж.
3. Пути улучшения коммерческой деятельности в ООО «Domo»
Поиск путей совершенствования коммерческой работы сети супермаркетов товаров для дома и интерьера «Domo» требует более глубокого проникновения в механизм формирования и удовлетворения спроса на товары и услуги, оказываемые при их реализации и не может быть реализован без совершенствования каждого этапа коммерческой работы
1. Глубже изучать покупательский спрос и стараться формировать ассортимент продукции на складе с учетом материалов по изучению покупательского спроса. Этим самым будет осуществляться воздействие на другие предприятия, осуществляющие продажу аналогичными или похожими товарами (вести мониторинг рынка, снижение цен по праздникам)
Правильная постановка и организация работы по изучению покупательского спроса создаст реальные условия для его прогнозирования, а следовательно, и обеспечения успеха коммерческой деятельности магазина «Domo».
Руководству супермаркета необходимо проводить мероприятия по формированию лояльности покупателей, чтобы удержать постоянных покупателей и привлечь новых. То есть супермаркет «Domo» должен предложить покупателю более выгодные и удобные условия, чем основной конкурент.
Нужно регулярно проводить спрос на товары-заменители в других магазинах города. Конечно, весь ассортимент конкурентной продукции проанализировать не представляется возможным, однако в магазине всегда должны присутствовать товары более высокого качества, чем предлагают другие магазины, тем более супермаркет ориентирован на покупателей с доходом более 60 тыс.руб.
В частности, можно организовать введение приобретающих все большую популярность дополнительных услуг, предлагаемых магазином своим покупателям. Этого можно достичь путем предоставления услуг по возможности выбора товаров по каталогу и заказа по телефону или Интернет, с последующей доставкой, для того, чтобы привлекать дополнительных потребителей с высоким уровнем доходов.
Дополнительно, в результате проведенного исследования по изучению покупательского спроса были сформулированы следующие рекомендации:
необходимо изучить возможность открытия супермаркета «Domo» в Дзержинском районе, желательно на границе с Заельцовским районом;
в связи интенсивной интервенцией западных и федеральных сетей на новосибирский рынок, необходимо рассмотреть возможность внедрения в сети супермаркетов «Domo» программы лояльности;
Информация о работе Оценка эффективности коммерческой деятельности предприятия розничной торговли