Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 10:29, курсовая работа
Целью данной работы – на основе анализа учебной, научной литературы российских и зарубежных авторов, нормативных документов, регламентирующих деятельность соответствующих структур публицистических материалов соответствующей тематики, рассмотреть особенности организации и функционирования ПР-служб в государственных и местных органах власти, выделить их цели и задачи.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………….....…...........… 3
1.1 Отличия в ПР - структурах государственного и бизнес управления …4
1.2 Цели и задачи ПР - служб в государственных и местных органах власти……………...…………………………………………………………... 5
1.3 Структура российского государственного ПР – рынка ...………….… 7
1.4 Особенности федерального уровня ........................................................ 9
1.5 Специфика субъектного уровня ............................................................. 11
1.6 Местный уровень ..................................................................................... 12
1.7 Взаимодействие ПР-служб в органах государственного управления с целевыми аудиториями ................................................................................... 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………............. 18
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ............................................................. 19
ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ ИСКУССТВ
Факультет декоративно-прикладного творчества
Кафедра рекламы
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Паблик Рилейшенз»
Тема:
«Особенности функционирования ПР - служб в государственных и местных органах власти: цели и задачи»»
Выполнил:
студент группы 506 ХДР
заочной формы обучения
Каймакова Е.В.
Проверил:
Галеев А.Р.
2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………….
1.1 Отличия в ПР - структурах государственного и бизнес управления …4
1.2 Цели и задачи ПР - служб в государственных
и местных органах власти……………...…………………………………………
1.3 Структура российского государственного ПР – рынка ...………….… 7
1.4 Особенности федерального уровня ..............................
1.5 Специфика субъектного уровня ..............................
1.6 Местный уровень ..............................
1.7 Взаимодействие ПР-служб в органах государственного
управления с целевыми аудиториями ..............................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
..............................
ВВЕДЕНИЕ
В конце 80-х - начале 90-х годов в наш обиход вошло загадочное для большинства словосочетание "паблик рилейшенз". А вскоре, службы по связям с общественностью (ПР-подразделения) стали возникать в российских коммерческих компаниях, в качестве самостоятельных ПР-агенств, и, наконец, модное слово ПР зазвучало в стенах государственных организаций.
В российских вузах стали готовить специалистов по "связям с общественностью", а полки книжных магазинов запестрели литературой, посвященной проблематике ПР и особенностям становления российской школы по связям с общественностью.
Целью данной работы – на основе анализа учебной, научной литературы российских и зарубежных авторов, нормативных документов, регламентирующих деятельность соответствующих структур публицистических материалов соответствующей тематики, рассмотреть особенности организации и функционирования ПР-служб в государственных и местных органах власти, выделить их цели и задачи.
1.1 Отличия в ПР - структурах государственного и бизнес управления
Отличия ПР - структурах государственного управления от подобных структур коммерческого менеджмента можно провести по пяти основаниям: по целям, ресурсам, ответственности, мотивам, окружению.
Различия по целям. Цели ПР - структуры государственного управления многообразны, чаще всего носят неэкономический и обобщенный характер, а для коммерческого ПР характерно способствовать достижению главной цели организации - прибыли.
Различия по ресурсам.
Отношения в коммерческой сфере
строятся на договорной основе, в качестве
основополагающего фактора
Различия по ответственности. Ответственность в коммерческой сфере связана с внутренней составляющей компании − непродуманная ПР - кампания может привести к разорению. В государственном секторе ответственность носит внешний характер, то есть государство в свих действиях и решениях ответственно перед обществом, что с одной стороны говорит о более размытых требованиях, но с другой стороны эту размытость компенсирует необходимость следовать закону, который более тщательно регулирует государственную сферу, чем коммерческую.
Различия в мотивах. В государственных организациях основным финансовым источником выступает государственный бюджет, поэтому информационная политика ориентирована прежде всего на аудиторию, занимающуюся распределением средств, а побудительным мотивом является желание улучшить отношения с источником средств и получить дополнительные фонды. Другой мотив состоит в том, чтобы обоснованно распределить бюджетные средства, выделенные на ПР - мероприятие, так как денежные потоки слишком контролируются. В коммерческих организациях в качестве мотива выступает предпринимательский успех.
Различия в окружении. Для государственного управления характерен особый стиль отношений с общественностью и средствами массовой информации, определяемый обоснованным стремлением общественности знать через СМИ все, что происходит в государственных учреждениях. Большое влияние на государственную деятельность оказывает взаимодействие с общественными организациями и осуществление лоббистской деятельности. Решения коммерческих предприятий менее часто и не так регулярно обсуждаются в прессе, более того пресса оказывает меньшее влияние на принятие коммерческих решений. Чаще всего интерес у СМИ к частному бизнесу возникает в период кризиса или исключительных обстоятельствах, поэтому частный сектор вынужден использовать различные ПР - технологии по усилению новостей компании. Также СМИ ожидают, что предприниматели будут взаимодействовать с ними на коммерческой основе.
Сущностную основу различий регуляции и управления в бизнесе и государственном секторе предельно ясно сформулировал, американский политолог Дж. Гордон в своей книге «Государственное управление в Америке»: если в частном секторе эффективность управления измеряется прибылью или отсутствием таковой, то в государственном управлении – политической поддержкой граждан или отсутствием таковой.
1.2 Цели и задачи ПР-служб в государственных органах власти
Участие связей с общественностью в государственном управлении можно охарактеризовать как содействие государству в разрешении объективных противоречий между плюрализмом политической сферы общества и целостностью государственной власти. ПР-подразделения призваны обеспечивать регулярное предоставление информации о результатах деятельности органов государственной власти, их планах и принимаемых решениях, а также реализовывать воспитательно-информационную функцию, направленную на просвещение общественности в сфере ответственности этих органов. В соответствии с общедемократическими тенденциями общественного развития государственные службы должны совершенствоваться и способствовать формированию гражданского общества, для чего приоритетным направлением является налаживание прямых и обратных связей с гражданами. Так что к основным функциональным задачам ПР в системе госуправления можно отнести:
- участие в демократизации
- содействие становлению
Также задачами службы связей с общественностью любого властного органа в обобщенном виде являются:
- выявление проблем в сфере распространения информации и налаживания коммуникации как внутри организации, так и во внешних отношениях;
- управление исходящей информацией;
- тщательный выбор как стратегических направлений информационной деятельности, так и конкретных задач каждой ПР-акции;
- обеспечение обратной связи.
Следует помнить о базовых
распределение муниципального жилья, льготных лекарств, социальных денежных выплат и материальной помощи;
Существует прямая зависимость между уровнем управления и особенностями служб ПР: в региональных и муниципальных органах власти широко реализуется коммуникативная функция и общение с гражданами постоянно и организованно. На федеральном уровне акцентируется взаимодействие с прессой, аналитическая и прогностическая деятельность. В целом деятельность государственного ПР обеспечивает согласование общесоциальных, корпоративных и частных интересов.
Возможности ПР могут быть использованы в целях повышения открытости государственного управления и приближения к интересам граждан. Закрытость органов управления, недостаточное или неэффективное взаимодействие с общественностью приводят к отчуждению людей от власти, что может стать предпосылкой социальных потрясений.
Существует целая группа причин, которые порождают недоверие граждан к органам власти. Прежде всего, это так называемые "технические" причины, когда государственные органы вследствие отсутствия структур и специалистом в сфере связей с общественность не умеют разъяснять гражданам цели и мотивы своей деятельности, не дают адекватного представления о ее характере и тех условиях, в которых они вынуждены работать и решать проблемы. Следующие причины "культурно-исторического" типа, суть которых заключается в традиционно высокой степени политической и социальной активности российских граждан, предрасположенности нашего общества к противостоянию населения и власти.
"Организационные"
причины связаны с
Причины "ресурсные"
связаны с недостаточным
Эти проблемы могут решаться в следующих конкретных направлениях деятельности ПР в органах государственной власти:
- установление, поддержание и расширение контактов с гражданами и организациями;
- информирование общественности о принимаемых решениях;
- изучение общественного мнения;
- анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органа власти в целом;
- прогнозирование общественно-политических процессов;
- обеспечение организации аналитическими разработками;
- формирование благоприятного имиджа организации.
Налаживание коммуникационных связей крайне важно в системе местного и муниципального управления. Отсутствие информации о состоянии дел в курируемых сотрудником (отделом, департаментом) отраслях или территориях и несовершенство их взаимодействия является одним их существенных недостатков управления.
Координация между ПР-отделом и другими подструктурами государственной организации может осуществляться следующим образом:
- четким определением и разделением функций;
- реализаций принципа "взаимной дополняемости", когда ПР - служба не дублирует действия других органов, а качественно дополняет ее;
- согласование планирования и контроля;
- учетом перемещения между отделами, учебы и роста квалификации и профессионализма сотрудников, выработков критериев их аттестации.
- соблюдением правил "паритетного управления" и арбитражем в межкорпоративных спорах и координирующим влиянием на деятельность различных структур организации. (3)
1.3 Структура российского государственного ПР-рынка
История России показывает, что именно государство определяло формы и степень жизнеспособности общества. При этом вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой поставленные задачи решались бы наиболее эффективно. Базируясь на существующей в России трехуровневой организации государственного управления, можно выделить три уровня ПР, каждый из которых обладает собственной спецификой, связанной с преобладанием тех или иных ресурсов - это федеральный, субъектный и местный уровни. Каждый из них имеет собственную законодательную базу, которая определяет способы взаимодействия государственных структур, находящихся на определенном уровне, с общественностью. Следование законодательным нормативным актам − специфика государственных структур, во многом ограничивающая их потенциал и способы его реализации.
Централизация, господствующая в государственном управлении России, выражается в том, что ПР - структуры федерального уровня заведомо обладают более широкими функциями и полномочиями, но функционирование субъектной ПР - структуры зачастую более эффективно, что обусловлено меньшим масштабом деятельности, более конкретизированным характером. На местном уровне в настоящее время довольно редко встречается полноценная, с четко определенными целями, задачами и функциями ПР - структура, ее функцию обычно выполняют руководящие должностные лица и их заместители. Более того, ПР - структуры разных уровней отличаются характером ответственности перед общественностью: требования, предъявляемые к федеральных структурам, в несколько раз превосходят требования к субъектным и тем более местным, кроме того, основная проблема, с которой сталкиваются ПР - структуры федерального уровня - это необходимость отвечать за решения, входящие в компетенцию организаций субъектного или местного уровней. Обеспечение постоянного потока информации от органа власти к населению и обратно помогает чиновникам, с одной стороны, создавать атмосферу доверия и, с другой стороны, подтверждать свои действия путем потока сообщений.