Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 14:37, курсовая работа
Цель исследования – раскрыть роль средств массовой информации как инструмента политической коммуникации, оценить эффективность средств массовой информации.
Эта цель потребовала решения следующих задач:
- рассмотреть структуру и сущность современной политической коммуникации;
- показать, что основу сетевой информационно-коммуникационной революции составляют сетевые коммуникационные технологии;
- раскрыть роль сетевых коммуникационных технологий в создании единого информационного сообщества
- рассмотреть основные характеристики и типы социальных сетей, используемых в современной политической коммуникации.
Введение………………………………………………………………………….3
1.ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ:
1.1. Основные характеристики политической коммуникации…………….....6
1.2. Особенности современной политической коммуникации...…………….8
2.Сетевые коммуникационные технологии как основа сетевой информационно-коммуникационной ревоюции…………………………………………………………………..14
Развитие сетевых коммуникационных технологий как основа создания единого информационного сообщества……………………....................14
Социальные сети: основные характеристики и типы ……………….....17
Блоги как инструмент политического общения……………….……......20
Заключение……………………………………………………………………...24
Список используемых источников и литературы……………………...........22
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Гуманитарный факультет
Кафедра политологии, социологии и связей с общественностью
по дисциплине "Основы теории коммуникации "
на тему:
Особенности выстраивания политической коммуникации в социальных сетях
Выполнил:
студент гр. БСО-12-01
Проверил:
к.с.н., доцент
Уфа-2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ:
1.1. Основные характеристики политической коммуникации…………….....6
1.2. Особенности современной политической коммуникации...…………….8
2.Сетевые коммуникационные технологии
как основа сетевой информационно-коммуникационной
ревоюции…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
используемых источников и литературы……………………...........
Введение
В настоящее время информационно-коммуникативные процессы в политической сфере обладают высокой степенью интенсивности. С момента возникновения и распространения каналов массовой коммуникации, отношение индивидов к политике детерминируется особенностями источников получаемой политической информации. Появление такого технического средства общения, как Интернет создало в информационном пространстве политики, сфере политических коммуникаций качественно новую ситуацию.
Объект исследования: политическая коммуникация в информационном обществе.
Предмет исследования: сущность, структура политической коммуникации в социальных сетях, характерные их особенности и взаимодействие друг с другом.
Цель исследования – раскрыть роль средств массовой информации как инструмента политической коммуникации, оценить эффективность средств массовой информации.
Эта цель потребовала решения следующих задач:
- рассмотреть структуру и сущность современной политической коммуникации;
- показать, что основу сетевой информационно-коммуникационной революции составляют сетевые коммуникационные технологии;
- раскрыть роль сетевых коммуникационных технологий в создании единого информационного сообщества
- рассмотреть основные характеристики и типы социальных сетей, используемых в современной политической коммуникации.
Теоретическую основу исследования составили работы и материалы следующих авторов:
Е.В. Артюхина . Интернет как средство политической коммуникации.
Как это не парадоксально звучит, но видимый результат развития Интернет-технологий, как инструмента политики будет один – дальнейшее совершенствование информационных технологий. Необходимость развития возникает по причине того, что возрастает давление на правительство со стороны общественного мнения с целью повышения эффективности деятельности государства на основе электронных технологий .
Так же: Цыганков П.А. Внешняя политика и общественное мнение. Утверждает, что общественное мнение является значимым ресурсом для политики. Сегодня государства вступают в острую конкуренцию друг с другом не только за материальные ресурсы, но и за влияние общественного мнения, стремятся формировать его, манипулировать им, использовать его в своих национальных интересах.
Смолян, Г.Л. Сетевые информационные технологии и проблемы безопасности личности.
Политическая реальность нашей жизни такова, что любые информационно-психологические воздействия, осуществляемые через каналы СМИ или межличностного общения , являются манипулятивными по сути дела, а нередко – и инструментами провокации. И если к манипулятивной природе воздействия электронных СМИ большинство населения привыкло, признает их цивилизованными средствами политико-психологической борьбы и к ним уже выработан политический иммунитет и приемы личностной психологической защиты. В глазах многих Интернет мало чем отличается от электронных средств массовой информации – тем более, что последние охотно предоставляют желающим доступ к информации посредством Интернета.
Берни Хоган исследование из сборника Sage Handbook of Online Research Methods, Thousand Oaks, CA: Sage.
В своих трудах автор стремится дать ясное определение социальным сетям интернет-пространства. Анализ социальных сетей представляет собой эффективную систему для обнаружения и интерпретации общественных онлайн-связей. Они исследуются с помощью ряда аналитических техник, в пределах от простых показателей центральности до изощрённого многоуровневого моделирования
Бронников И.А. Новые способы политической коммуникации в сети интернет.
Глобальная сеть обеспечивает пространство для постоянных общественно-политических дисскусий, открывая реальную возможность преодоления иерархизма общественных структур. Вследствие постоянного информационного обмена политических и общественных деятелей, СМИ и граждан последним предоставляется возможность активно участвовать в подготовке и принятии политических решений.
Довольно распространенное мнение об огромном влиянии средств массовой информации на формирование электоральных предпочтений граждан России, скорее, не подтверждается. В то же время, три базовые модели воздействия СМИ на избирателей, обнаруженные в ходе эксперимента, свидетельствуют о правомерности существования двух противоположных подходов к описанию влияния масс медиа на политические ориентации граждан, – все зависит, во-первых, от характера воздействия и, во-вторых, от целевой группы, на которую направлено это воздействие.
В свою очередь означает, что постепенно произойдет изменение в структуре гражданского участия в политике, где способ организации групповых и массовых движений все больше будет основываться на сетевом принципе и координации через Интернет.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы, включающем в себя 23 наименования.
1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ
1.1.Основные
характеристики политической
Политика не существует вне человеческой деятельности, различных способов взаимодействия ее носителей, вне коммуникационных процессов, связывающих, направляющих и инновациирующих общественно-политическую жизнь. Политическая коммуникация выступает своеобразным социально-информационным полем политики. Ее роль в политической жизни общества сопоставима, по образному выражению французского политолога Ж.-М. Коттрэ, со значением кровообращения для организма человека.
Политическая коммуникация представляет собой совокупность процессов информационного обмена, передачи политической информации, структурирующих политическую деятельность и придающих ей новое значение.
Политическая коммуникация – это, по Д. Грэберу «составление, передача, получение и обработка сообщений, которые вероятно имеют значительное воздействие на ход политики»1. Т. е. структурирует политическую деятельность и придает ей новое значение. Р. Ж. Шварценберг уточняет, что процесс передачи политической информации происходит от одной части политической системы к другой, а также между политической системой и социальной системой.2
«Идет непрерывный процесс обмена информацией между индивидами и группами на всех уровнях». Американские политологи подчеркивают, что «политическая коммуникация подразумевает не одностороннюю направленность сигналов от элит к массе, а весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое разное влияние на политику. Политическая жизнь в любом обществе невозможна без устоявшихся методов политической коммуникации».
Политическая коммуникация выступает своеобразным социально-информационным полем политики.
Началом изучения явлений политической коммуникации в развитых странах можно считать исследования пропаганды в период первой мировой войны. Фундаментальные работы в этой области появились в конце 40-х гг. ХХ века. В 1948 году Г. Лассуэлл предложил коммуникационную формулу (модель коммуникационного процесса), включающую пять элементов:
Исследователи выделяют три основных способа коммуникации: общественно-политические институты; средства массовой информации; неформальные контакты. В системе политико-коммуникативных процессов важную роль играет электоральная коммуникация.
К политическим коммуникациям, основанным на написанном или произносимом слове относят также те, в основе которых лежит иная символика и знаковость, посредством которой передается смысл. Например, такие символические акты, как сожжение повестки о призыве в армию, участие или неучастие в выборах, манипуляция с национальной символикой (политические хеппенинги) – сожжение или демонстрация национальных флагов, разрисовка теми или иными противоборствующими символами неугодных святынь и т. п.
Различают два вида политической коммуникации: «горизонтальную» и «вертикальную». Если в первом случае речь идет о коммуникациях между относительно рядоположенными институциональными компонентами или социальными акторами (между разными элитными группировками или взаимодействующими в массовых акциях рядовыми гражданами), то второй вариант предполагает отношения между различными иерархическими уровнями макрополитической структуры, как, например, это происходит в случае требований различных групп электората к правительству путем деклараций политических партий по поводу корректировки линии социальной политики.
Функцию политической коммуникации выполняют современные средства массовой коммуникации (СМИ): пресса, радио, телевидение, компьютерная сеть и традиционные каналы передачи политической и другой социальной информации: различного рода личные контакты между людьми в первичных социальных группах – семью, трудовой коллектив, родственные группы, церковные или сельские общины и т. п.
Посредством коммуникации передается три основных типа политических сообщений: побудительные (приказ, убеждение); собственно информационные (реальные или вымышленные сведения); фактические (сведения, связанные с установлением и поддержанием контакта между субъектами политики).
Основными задачами коммуникационной политики демократического государства являются разработка и совершенствование правовых норм, регулирующих политическую коммуникацию, защита интересов личности, общества и государства от распространения антигуманной информации; учреждение и развитие государственных и независимых СМИ (создание современной информационной системы, содействие ее кадровому, технологическому и материально-техническому обеспечению); демократизация механизмов государственного влияния на массовую коммуникацию, контроль содержания информационных потоков в обществе.
1.2._Особенности современной политической коммуникации
Усиление роли политики в современном
обществе главным образом происходит
с помощью СМК(системе менеджмента качест
Именно поэтому политические партии и движения, предлагающие обществу конкретную тактику социального развития, нуждаются в электорате, в получении мандата на эти мероприятия от населения; именно поэтому общество нуждается в конкуренции этих программ, в их своеобразной соревновательности, т. е. в выборе.
Это объясняет целенаправленные усилия политических партий и движений по созданию стабильных коммуникационных каналов для налаживания общения с массами. Ведь независимо от индивидуальных усилий самого политического субъекта по информированию общества о своей деятельности, она оказывается прозрачной благодаря особенностям функционирования СМК в системе современной демократии.
Нетрудно предположить, что такая ситуация влечет за собой все большую политизированность общества: в плане столкновения интересов разных общественных групп, лоббирования этих интересов в борьбе за власть, повышения роли участия масс в выборах политических лидеров и т. д. Естественно, что все это находит отражение и в содержании средств массовой коммуникации. Таким образом, политические структуры, партии, лидеры становятся все более активными «ньюсмейкерами», создателями новостей и одновременно их носителями.
Информация о работе Особенности выстраивания политической коммуникации в социальных сетях