PR-технологии и избирательные кампании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – выявление наиболее эффективных
PR-элементов стратегии и тактики избирательной кампании на примере президентской кампании в США в 2008г.
Задачи для достижения поставленной цели:
• Проанализировать этапы избирательной кампании, включая стратегию и тактику;
• Провести сравнительный анализ избирательных кампаний Дж.Маккейна и Б.Обамы.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические подходы к определению стратегии и тактики избирательной кампании 4
2. Анализ избирательных кампаний по выборам президента США в 2008г. 14
Заключение 25
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Управление общественными отношениями.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

Это нужно, прежде всего, для самого кандидата. Уже после голосования кандидат сможет увидеть реальную картину, соотнести её с прогнозами и увидеть реальный портрет своего избирателя, оценить шансы на будущее и продумать дальнейшую коммуникацию с избирателями.

  • 1.3 Современные избирательные PR-технологии

  •  

    Прежде чем описывать современные  технологии необходимо сделать важное уточнение. Каждая избирательная кампания порождает новые избирательные технологии, политтехнология не стоит на месте.

    Практически во всех предвыборных и  выборных кампаниях современности (с 2000 года) в странах достаточно развитым избирательным процессом  используется глобальная сеть интернет. У партий и кандидатов появляются собственные сайты, на которых, помимо информации, пользователь может без труда вступить в партию (пример: сайт «Единой России») или пожертвовать средства в фонд кандидата (пример: сайт Барака Обамы).

    Помимо этой функции, интернет породил новый вид СМИ – электронные – сайты газет, журналов, информационных агентств. Читательская аудитория увеличилась в сотни и тысячи раз.

    Появилось возможность охватить наибольшее количество избирателей через интернет-рекламу, всплывающие блоки, а также блоги (электронные дневники, live journal) и социальные сети (vkontakte.ru, одноклассники.ру, my space, facebook). При этом в отличие от обыкновенных односторонних СМИ, интернет даёт возможность осуществлять двустороннюю коммуникацию, обратная связь – это огромное преимущество глобальной сети.

    Наряду с интернет – технологиями появились также мобильные избирательные  технологии. Если в России они ограничиваются простыми приглашениями на выборы, то во время президентской кампании в США в 2008г.

    По-прежнему, огромную роль в осуществлении  избирательных технологий играет телевидение  и другие СМИ. Грамотное и пошаговое медиапланирование – это не только преимущество перед конкурентами, но ещё и возможность сэкономить. Примером тому является избирательная кампании партии «Единая Россия». За полгода до начала предвыборной гонки сделали стратегически и тактически важный шаг: заключили с региональными и общефедеральными средствами массовой информации договоры о сотрудничестве и размещении пропагандистских материалов. B результате, уже на этом этапе стали обладателями мощнейшего комплекса медиаресурсов, который включал:

    • 11 общефедеральных газет;
    • 325 региональных периодических изданий;
    • 2 общефедеральные радиостанции;
    • 100 региональных телекомпаний;
    • 50 региональных радиостанций;
    • 8 региональных информагентств.

    Время заключения контрактов имело  чрезвычайно большое значение. Удивительно, но во всех изданиях либо забыли, что  впереди избирательный марафон, либо в тот момент не придали этому  должного значения [4,с.156].

    Также, всё чаще в России и зарубежом  для агитации используют «лидеров мнений» - звёзд шоу-бизнеса и других ключевых фигур. Особенностью избирательной кампании Барака Обамы была широкая поддержка его кандидатуры звёздами музыки и кино.

    Президентскую кампании 2008г. в США можно проанализировать как эталон избирательной кампании во всём мире. Оба кандидата использовали максимальное количество как традиционных, так новых PR-технологий. Весь мир на протяжении всей гонки следил за событиями, во всём мире шли дискуссии и делались прогнозы на победу.

    2. Анализ избирательных кампаний  по выборам президента США  в 2008г.

  • 2.1. Анализ предвыборной ситуации в США

  •  

    В 2008 году американцы встали перед  сложным выбором: Маккейн или  Обама. Этот выбор можно перефразировать иначе: консерватизм или перемены. Политика Джорджа Буша-мл. или новый курс нового лидера. Нужны американцам и миру в целом перемены или нет, показали выборы 4 ноября. Главным лозунгом кампании Обамы была фраза «Мы верим в перемены» («Change we can believe in») и он одержал победу.

    О каких же  переменах идёт речь? Что предстоит изменить новому лидеру США?

    Перемены – это то, что сейчас необходимо Америке. История повторяется. Гербер Гувер не сумел справиться с «Великой депрессией» поэтому  народ выбрал Франклина Д.Рузвельта и его «новый курс». Джимми Картер не смог совладать с экономическим кризисом и на смену ему пришёл Рональд Рейган. В данном случае Джон Маккейн (71 год, самый старый из кандидатов в истории США) являл собой продолжение политики Буша: закрывание глаз на реальные проблемы расовой дискриминации, продолжение существующих военных конфликтов в Ираке и Афганистане (количество жертв с американской стороны в Ираке сегодня перевалило за 4 000 военнослужащих, в Афганистане более 1000). 

    Известный американский блоггер Захар Либерберг в своих статьях помимо вышеуказанных проблем называет также проблему нелегальной иммиграции (иммигранты составляют от 7 до 9 % населения страны) и борьбу с терроризмом.

    Совершенно точно можно утверждать, что мировой финансовый кризис напрямую повлиял на победу Обамы. Избиратели увидели в нём человека, способного справиться с этой проблемой. В сознании граждан Америки существует прямая ассоциация руководителей Уолл-стрит и республиканской партии, т.е. Маккейном. Доверить управление страной представителю республиканской партии, по чьей вине случился кризис, американцы уже не могли.

    Всё это, а также кризис власти и  ничтожно низкий рейтинг Джорджа  Буша (27% среди населения) подвигло американцев  на выбор нового лидера Барака Обамы. Он стал первым в истории США чернокожим президентом.

  • 2.2. Анализ избирательных кампаний Дж.Маккейна и Б.Обамы

  •  

    Избирательная кампании Джона Маккейна

    Как уже упоминалось выше Дж.Маккейн  – представитель республиканской  партии. Продолжатель курса Дж.Буша. Чем же отличалась его избирательная кампания?

    Базовыми категориями стратегии  кампании  Джона Маккейна было то, что:

    • он ветеран Вьетнама и был в плену;
    • имеет достаточный опыт в политике.

    Действительно, и то, и другое по-своему воздействовало на аудиторию. С одной стороны ветеран Вьетнама – это уважение со стороны избирателей, но с другой стороны 71 год  слишком много для того, чтобы управлять такой страной в столь непростое время. К тому, в отличие от фонда Барака Обамы, который пополнялся за счёт «мини-доноров», к июлю 2008 года у Дж.Маккейна не осталось денег на продолжение избирательной кампании. Однако команда республиканца приняла неожиданное и выгодное решение – выбрать вице-президентом губернатора  штата Аляска Сару Пэйлин. Данный ход принёс в фонд Маккейн новые ресурсы, а в его избирательную кампанию много нового: начиная с того, что Маккейн выбрал женщину и заканчивая скандалами с её семьёй и прошлым.

    Одной из самых ярких  технологий избирательной кампании Маккейна стал человек, которого весь мир знает как Джо-водопроводчика. Об этом стоит рассказать подробнее. Джо был использован технологами Маккейна в качестве представителя среднего класса. Водопроводчик Джо стал известен 12 октября, когда ему удалось лично поговорить с сенатором Бараком Обамой во время его поездки по штату Огайо. Обама остановился в небольшом городке Холланд. Джо Вютцельбахер заявил кандидату в президенты, что собирается приобрести небольшую компанию, однако реформа налогообложения, которую предлагает Обама, сделает бизнес невыгодным и не даст ему воплотить в жизнь «американскую мечту». Согласно этой реформе налогообложение фирм с доходом, превышающим 250 000$, будет повышенным (с 36 % до 39 %), она призвана снизить нагрузку на малых предпринимателей [11].

    На третьем туре теледебатов 15 октября Маккейн использовал эту историю в своём выступлении. Он сказал: «Так вот, Джо, учти, что если ты не дашь своим сотрудникам медицинскую страховку, Обама впаяет тебе штраф, и еще неизвестно, какой это будет штраф». На это Обама ответил «Джо, я тебе скажу, какой это будет штраф — ноль». Всего за время дебатов кандидаты упомянули водопроводчика Джо 26 раз. На данный момент Джо уже обзавёлся собственной пресс-службой, а также написал книгу «Джо-водопроводчик: битва за американскую мечту».

    Уникальная в своём роде PR-технология на первый взгляд кажется шуткой, но несёт в себе очень сильный подтекст. Джо – это средний класс. Если до этого оба кандидата могли говорить о проблемах среднего класса как о чём-то абстрактном, то его появление создало проблему одному кандидату, которому лицом к лицу пришлось столкнуться проблемами и дало преимущество другому,  у которого было время подготовиться.

    Ещё одной яркой чертой кампании Маккейна стала ситуация на Кавказе. Грузино-осетинский конфликт, в США, по известным причинам, трактовался как агрессия со стороны России. Отношение Джона Маккейна, как военнопленного Вьетнама, к России известное и неположительное.

    На одной из встреч с избирателями Маккейн сказал, как во время телефонной беседы с М.Саакашвили он сказал грузинскому президенту: "Сегодня мы все грузины. И я уверен в том, что говорю эти слова за каждого американца". На слова Маккейна в Нью-Йорке последовали бурные аплодисменты. Однако при цитировании положено ссылаться на первоисточник, а ни сам законодатель, претендующий на президентское кресло в США, ни республиканские комментаторы, принявшиеся наперебой восторгаться "чеканной фразой", ссылок почему-то не делали. Поэтому авторство политической гиперболы, пожалуй, нелишне уточнить.

    В американский политический лексикон эту риторическую фигуру внес знаменитый президент-демократ Джон Кеннеди, не забывший, кстати, упомянуть об источнике своего вдохновения. Выступая в 1963 году в Западном Берлине, он заявил: "Две тысячи лет самой гордой похвалой были слова "civis Romanus sum" ("я римский гражданин"). Сегодня в свободном мире самая гордая похвала - "Ich bin ein Berliner" ("я берлинец")... Как свободный человек я с гордостью говорю: "Ich bin ein Berliner".

    Кеннеди обладал блестящим  ораторским талантом, и речь, в которой он откликнулся на сооружение Берлинской стены, - лучшее тому подтверждение. Говорят, что фразу, вписавшую эту речь в историю, молодой президент придумал буквально на ступенях Шенебергской ратуши, куда направлялся для выступления. Произнести эти слова по-немецки он тоже решил сам и на ходу выяснил у переводчика, как они должны звучать [12].

    Как уже упоминалось  выше, в кампании Маккейн - Обама  активно использовались интернет - технологии. Особенно популярным был  сайт Youtube, через который кандидаты  продвигали свои агитационные ролики. За несколько дней до выборов на этом сайте появился ролик под название «Dr.Mr.Obama», в котором юноша, участник войны в Ираке, говорит о том, что Обама не тот кандидат, который нужен Америке. Юноша произносит речь,  стоя рядом с американским флагом, а когда он уходит на задний план кадра, зрителю видно, что вместо левой ноги у него протез [13].

    Данные конкретные PR-технологии – это пример кропотливой и талантливой работы технологов. Конечно, не только этим характеризовалась кампания Маккейна. Стандартные встречи с избирателями, обилие рекламной продукции -  всё это присутствовало в избирательной кампании Дж.Маккейна.

     

    Избирательная кампания Барака Обамы

     

    Барак Обама выиграл президентскую  гонку 2008г. Стратегия кампании под всеобщим лозунгом «YES WE CAN» требует подробного разбора её тактических моментов, которые как кусочки пазла собрали самую грандиозную кампанию всех времён и народов.

    Молодой темнокожий (46 лет) сенатор  штата Иллинойс - кандидат от демократической  партии. На прошедших праймериз одержал победу над своей соперницей Хилари Клинтон. Обама, в отличие от своего конкурента, активно использовал поддержку звёзд кино и шоу-бизнеса, а также интернет – технологии и мобильные технологии. Его PR-технологии сумели сделать из него не просто кандидата, а символ перемен и надежды, он стал культовой фигурой. Итак, рассмотрим все по порядку.

    2007г. 10 февраляОбама официально выдвигает свою кандидатуру на пост президента США.

    13 июня на YouTube появляется клип на песню «I Got a Crush… on Obama», написанную и исполненную певицей Лией Коффман, в котором полуголая модель Эмбер Ли Эттингер танцует на фоне разнообразных фотографий Обамы. В первую же неделю ролик смотрят около миллиона человек.

    Август. Самодельные плакаты работы художника CRO с портретом Обамы появляются в Чикаго; на уличных лотках больших городов начинают продаваться самодельные майки с Обамой.

    2008г. 2 февраля На YouTube появляется ролик «Yes, We Can» — агитационной песни, сочиненной will.i.am., лидером группы The Black Eyed Peas и названной так по строчке из речи Обамы. В клипе среди прочих появляются Скарлетт Йоханссон и Карим Абдул-Джаббар (более 20 миллионов просмотров). Данная работа получила премию Emmy [14].

    4 февраля оставшиеся в живых члены великой психоделической группы Grateful Dead, чей лидер Джерри Гарсия умер от передозировки кокаина в 1995 году, воссоединились, чтобы дать концерт в поддержку Обамы.

    11 февраля Барак Обама получает «Грэмми» в номинации «Лучшая аудиокнига года» за аудиовариант своего бестселлера «The Audacity of Hope».

    12 февраля сайт sneakerobsession.com сообщает, что американский дизайнер Van20 продает кроссовки Nike Air Force One с изображением Обамы. Впоследствии появляются как минимум две модели дизайнерских кроссовок с изображениями Обамы.

    4 марта один из главных американских рэперов Джей-Зи выпускает аудиорекламу, в которой заявляет о поддержке Барака Обамы.

    19 марта Барак Обама появляется на телеэкране в качестве персонажа сериала «Южный парк».

    4 мая Том Хэнкс выкладывает на YouTube ролик, в котором заявляет, что поддерживает Обаму.

    Информация о работе PR-технологии и избирательные кампании