Публичная речь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 14:29, контрольная работа

Описание работы

Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь – главнейшее оружие. Ораторство – сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.

Содержание работы

Введение 3
1.Публичная речь. Подготовка к выступлению 4
1.1.Определение темы выступления 5
1.2.Формирование текста выступления 8
1.3.Приемы произнесения речи 11
2.Внешний облик оратора 14
2.1.Внешность 14
2.2.Манеры 15
2.3. Невербальные сигналы тела 19
Выражение лица 19
Поза 20
Жесты 21
Правила пользования жестами 23
2.4.Контакт со слушателями 23
2.5.Страх выступления 25
Заключение 27
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РЕЧ КОМ.docx

— 62.96 Кб (Скачать файл)

УГУЭС

Речевые коммуникации

Публичная речь




 

 

Уфа

2012




 

 

Оглавление

Введение 3

1.Публичная речь. Подготовка к выступлению 4

1.1.Определение темы выступления 5

1.2.Формирование текста выступления 8

1.3.Приемы произнесения речи 11

2.Внешний облик оратора 14

2.1.Внешность 14

2.2.Манеры 15

2.3. Невербальные сигналы тела 19

Выражение лица 19

Поза 20

Жесты 21

Правила пользования жестами 23

2.4.Контакт со слушателями 23

2.5.Страх выступления 25

Заключение 27

Список использованной литературы 28

 

Введение

 

Деятельность человека, профессия  которого связана с постоянным произнесением  речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных  знаний принципов и правил ораторского  искусства. К числу таких людей  относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них  публичная речь – главнейшее оружие. Ораторство – сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского  искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.

Публичная речь может рассматриваться  как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность  логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность  сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Публичная речь. Подготовка к выступлению

Мастерство публичной речи состоит  в умелом использовании обеих  форм человеческого мышления: логической и обратной. Искусство есть мышление образами – этот закон может быть применим и к ораторскому искусству. Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят то сознания через эмоциональную сферу.

Задача оратора состоит в  том, чтобы воздействовать на чувства  слушателей. Сильное чувство, переживания  человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление.

Рассудочная и эмоциональная сферы  восприятия органически взаимосвязаны. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства.

Важнейшим условием ораторского искусства  является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное –  неспособна воздействовать па чувства  и через них на разум.

Речь, состоящая из одних  рассуждений, не может удержаться в  голове людей, она быстро исчезает из памяти. Но если в ней были картины  и образы, этого не случится. Только краски и образы могут создать  живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей. Живое изображение действительности есть душа повинно ораторского искусства.

 

 

 

1.1.Определение темы выступления

При подготовке выступления (как и при выполнении любой  другой важной задачи), необходимо постоянно  задавать себе и отвечать на три  самых важных вопроса (их называют «три основных вопроса рефлексии») :

1.    Что я делаю?

2.    Зачем я делаю?

3.    Как я делаю?

Первый этап подготовки речи – это выбор и уточнение темы выступления. Очень важно отдать себе отчет, какова субъективная цель вашего выступления. Ведь выступление можно готовить с совершенно разными целями. Можно – для того, чтобы получить пятерку на экзамене, можно – для того, чтобы понравиться аудитории или одному человеку из этой аудитории, можно – чтобы выиграть спор, например, в суде. Можно вообще делать это выступление для себя, а вовсе не для аудитории, например, чтобы избавиться от неприятного осадка, который оставило предыдущее выступление, закончившееся, скажем, провалом. Важно ясно понять, какова ваша цель, и признаться себе в этом честно, не пытаясь ничего приукрашивать.

Следующий очень важный этап – определение целевого направления речи. Возможных направлений достаточно много – например, речи воспитательные, речи развлекательные. Хочется выделить два направления, которые, по мнению автора, являются самыми главными -  информационная речь и агитационная речь. У информационной речи главная задача – поделиться каким-то знанием и заставить слушателя задуматься над ним, больше ничего. А агитационная речь всегда содержит в себе призыв к действию. Начинающие ораторы часто делают ошибку, смешивая агитационную речь с информационной, и не достигают в результате необходимой для их целей силы воздействия речи .

Особенно важно представить  себе то, что режиссер Станиславский  называл «сверхзадачей выступления». То есть представить себе идеальный исход: чего автор речи хотел бы в идеале? Если при подготовке речи иметь в виду сверхзадачу, то задачу уж точно будет выполнена. Например, при подготовке курсовой работы задача можно сформулировать так: «Защитить курсовую работу». А какой может быть сверхзадача? Написать работу, которая может стать основой диплома, написать работу, которая убедит преподавателя пригласить вас писать дипломную работу у него, написать курсовую работу, которая покажет, что автор достоен обучения в аспирантуре.

Дальше можно переходить к третьему этапу, а именно – к  составлению предварительногорабочего плана. Это именно план подготовки, а не план самого выступления. Путать эти два плана – грубейшая ошибка. Рабочий план подчинен логике, он прямолинеен, в нем нет интриги, завязки, интересных деталей. А если в окончательном варианте речи нет ни интриги, ни завязки, ни деталей, то это, конечно же, слабое выступление, даже если информация для него подобрана замечательно.

Рабочий план не должен ни в коем случае воспроизводить структуру какой-либо одной книги. Маловероятно, что цели, которые преследовал автор при написании книги, совпадают полностью с целями готовящего выступления. Почти невероятно к тому же, что совпадет и целевая аудитория.  Задача автора речи – использовать мысли автора книги, а не подчиниться его логике. Рабочий план должен содержать не более четырех вопросов, которые бы отсылали автора речи к различным типам источников.

Далее- сбор материала. Существует несколько секретов, которые могут значительно облегчить работу на этом этапе.

Сбор материала – это не сбор информации. Это не столько чтение книг, сколько вынашивание собственных мыслей по поводу данной темы. Поэтому его нельзя оставлять сбор информации на последние один-два дня. Если выступление предстоит через месяц, то при хорошей работоспособности и владении техниками быстрого чтения за несколько дней можно прочесть огромное количество материала.  Но за этот срок невозможно выносить мысль, даже приложив колоссальные усилия.

На этапе сбора материала  необходимо стараться думать о своей  теме везде, а не только садясь за стол: в транспорте, на прогулке – где угодно. При этом очень полезно все приходящие в голову мысли обязательно записывать. «Мысль изреченная» – явление совершенно особое. Не случайно величайшие умы человечества столько размышляли над фундаментальным различием между мыслью, еще находящейся в голове, и мыслью, оформленной в слова, легшей на бумагу. Запись мысли – это всегда качественное преобразование ее содержания. Поэтому, когда на этапе подготовке речи будущий автор берет в руки карандаш и письменно фиксирует пришедшую в голову идею, он сразу же убивает множество зайцев. Во-первых, чтобы ее записать пришедшую в голову мысль, нужно ее четко сформулировать, что для действительно новых, оригинальных, еще только созревающих мыслей весьма немало. Во-вторых, пока мысль не выплеснута на бумагу, невозможно  по-настоящему освободиться от нее, перейти к обдумыванию следующих пунктов выступления или вообще каких-то новых проблем. Наконец, в-третьих, записанная мысль может теперь стать достоянием другого человека.

Потом, когда начинается уже к этап компоновки материала, о котором мы дальше поговорим, выясняется, что уже процентов на восемьдесят речь готова: что-то написано уже и по этому поводу что-то написали, и по этому, и по тому... К иным выступлениям следует начинать подготовку не за месяц, а за год, а то и больше.

Следующее правило: на этапе  сбора материала необходимо стараться обсуждать тему своего выступления со всеми, с кем только возможно. Пользу таких обсуждений невозможно переоценить. Во-первых, обсуждать то, что вам совершенно не интересно, в неформальной обстановке почти. С ситуациями, когда на трибуну выходит оратор и на протяжении десятка минут произносит скучную, ему самому безразличную речь, мы, к сожалению, сталкиваемся нередко. Но с друзьями и за чаем говорить о том, что абсолютно вас не трогает, невозможно. И если при подготовке речи автор почувствует, что не может ни с кем тему своего выступления обсуждать, – значит, он еще плохо с ней знаком, ничего своего, интересного для самого себя в ней не нашел. Во-вторых, если человек, с которым вы беседует автор, не является компетентным в обсуждаемой области, это не неудача, а просто находка. Ведь такой собеседник будет задавать вопросы о вещах, которые автору речи кажутся очевидными и необходимость пояснения которых вполне могла бы составить немалые трудности для автора речи.

Ну а если уж попадется  человек осведомленный – конечно, это будет тем более кстати. Невозможно переоценить пользу, получаемую от обсуждения специфических тонкостей  темы с профессионалом.

1.2.Формирование текста выступления

 После завершения содержательной подготовки к выступлению необходимо заняться его формой – тщательно продумать структуру, последовательность частей и разделов, руководствуясь теперь уже не логикой сбора материала, а логикой его подачи. Работа на этом важном и многоплановом этапе существенно зависит от характера ожидаемой аудитории. Как правило в структуре речи выделяют три части:

    1. вступление, где главное - привлечь внимание слушателей, установить с ними контакт, заинтересовать их;
    2. основная часть, собственно изложение оформленных мыслей, стержень которых - аргументация, достигаемая за счет непротиворечивости мысли и точности языка;
    3. заключение, в качестве которого могут подаваться выводы, личное отношение автора к содержанию, указания на нерешенные проблемы, пожелания, призывы к дальнейшим действиям.

И, наконец, последний этап – подготовка к непосредственному изложению текста. Надо или не надо писать текст выступления целиком? Как быть с его заучиванием – не учить вообще, при выступлении рассчитывая на собственную живую речь, выучить лишь отдельные фрагменты или же, дабы обезопасить себя от связанных с волнением казусов, выучить текст наизусть? Самые разные специалисты по теории ораторского искусства сходятся в одном: чего не надо делать точно, так это целиком учить выступление наизусть. Конечно, в случае выученного текста может получиться очень хорошее и даже замечательное выступление. Но, во-первых, это требует немалых усилий при подготовке, во-вторых – неимоверного психологического напряжения при самом выступлении. А самое главное, заученное выступление будет успешным только в стерильной обстановке, малейшая неожиданность – кто-то из слушателей задает вопрос, начинает спорить – и вы сбились, не можете добавить от себя ни одной фразы, начинаете мучительно искать выскочившую из головы формулировку. Кроме того, когда вы выучили заранее выступление, его очень трудно сделать ярким, для этого надо быть актером высокого уровня. Вероятно, всем приходилось наблюдать такие выступления: выходит дрожащий, побелевший докладчик на трибуну и, упершись взглядом в пол, начинает говорить фразами типа: «В последнее время значительно вырастает роль... Вместе с тем необходимо отметить...» – и т.д. Фразы искусственные, длинные, речь монотонная – жалкое зрелище, и слушать невозможно.

Но если выступление целиком  учить наизусть не следует, то отдельные  его фрагменты не просто можно, а  даже нужно заучить. Прежде всего, необходимо помнить наизусть начало и конец, причем желательно иметь в запасе несколько вариантов,  и не столько сами разделы речи, сколько переходы между ними. Ведь если автор речи готов к выступлению, то сами мысли изложить он сможет, а вот импровизация плавного перехода от одного его пункта к другому может оказаться проблемой.

Что касается написания текста, то здесь очень многое зависит  от индивидуальности докладчика. Начинающему  оратору написать целиком текст  очень даже полезно. Даже психологически, когда вы знаете, что перед вами лежит полный текст, это придает  уверенности. При этом удобно пользоваться маркерами, выделяя ими ключевые фразы разделов. И, уж конечно, никаких  зачеркиваний, надписываний. Текст выступления должен зрительно легко восприниматься. При одном взгляде на него выступающий должен тут же видеть интересующие его фрагменты. Что касается ораторов более опытных, то они вполне могут ограничиться подготовкой развернутого плана-конспекта, содержащего, во-первых, основные положения выступления, во-вторых – подробно прописанные переходы между частями.

Если выступление предстоит  важное, его желательно прорепетировать. Лучше всего, если есть живой слушатель, в крайнем случае стоит использовать диктофон. Готовя выступление, нелишне подумать и о жестикуляции. Конечно, сегодня уже канули в лету времена, когда публичное выступление с необходимостью предполагало владение целой системой жестикулирования, обучение которой играло немалую роль в подготовке высококлассных ораторов. Здесь теоретики ораторского искусства единодушны: для современного слушателя важнее всего естественность оратора, и если его жесты выглядят вычурно и театрально, ничего, кроме негативного впечатления, он о себе не оставит. Однако при таком подходе появляется противоположная опасность – полная скованность выступающего, неизбежно передающаяся слушателям напряженность каждого мускула, неестественная зажатость жестов и т.д. Именно поэтому начинающим ораторам, в особенности при подготовке агитационных речей (о специфике которых речь у нас пойдет в следующих беседах), по крайней мере полезно задуматься над жестикуляцией в наиболее важных пунктах выступления: в какой момент поднять палец вверх, в какой момент сделать широкий жест и т.д. И здесь необходимо помнить несложное правило: на любую аудиторию благоприятное впечатление производят широкие жесты, подчеркивающие вашу уверенность в себе и доброжелательность.

1.3.Приемы произнесения речи

Информация о работе Публичная речь