Публичная речь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 14:29, контрольная работа

Описание работы

Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь – главнейшее оружие. Ораторство – сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.

Содержание работы

Введение 3
1.Публичная речь. Подготовка к выступлению 4
1.1.Определение темы выступления 5
1.2.Формирование текста выступления 8
1.3.Приемы произнесения речи 11
2.Внешний облик оратора 14
2.1.Внешность 14
2.2.Манеры 15
2.3. Невербальные сигналы тела 19
Выражение лица 19
Поза 20
Жесты 21
Правила пользования жестами 23
2.4.Контакт со слушателями 23
2.5.Страх выступления 25
Заключение 27
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РЕЧ КОМ.docx

— 62.96 Кб (Скачать файл)

При произнесении речи необходимо обратить внимание на следующие ключевые моменты.

Необходимо добиваться соответствия внешнего вида оратора характеру  аудитории и тематике речи. Нелепо выглядит докладчик на научной конференции  и джинсах и ковбойке. Но выступающий  на форму, например, дизайнеров, одетый в строгий деловой костюм, тоже будет испытывать трудности с  налаживанием контакта с аудиторией. Помимо очевидных требований к опрятности и аккуратности внешнего вида оратора, необходимо заботиться об органичности связки имидж выступающего – тема речи – характер аудитории.

Очень сложно добиться внимания аудитории на протяжении всего выступления, не обладая при этом достаточно четкой дикцией. Конечно, вопросы коррекции  дефектов речи не всегда решаются оперативно, требуют помощи специалистов – логопедов. Тем не менее, человек, род деятельности которого предполагает публичные выступления, должен обратить внимание на чистоту  своей дикции, при необходимости  пройти курс специальных занятий.

Помимо дикции оратору  необходимо обратить внимание на постановку голося, и это он может сделать самостоятельно.

Первое правило постановки голоса - Вас должны слышать. Простая  и самая большая проблема с  голосом - стремление говорить монотонно. И действительно, пересказывая и  тем более читая заранее подготовленный конспект, трудно не говорить монотонным голосом. Изменения громкости, тона голоса, темпа речи требуют сознательного  усилия. Работать в направлении подготовки речи необходимо на последних этапах подготовки речи. Во время выступления необходимо контролировать тон своей речи. Ошибкой является мнение, что единственное, что следует делать - это говорить громким голосом. Но час громкой монотонности быстро становится часом громкого шума. В своей речи нужно быть естественным.

Приведем лишь несколько  приемов работы с тоном речи. Каждый из них мы используем в бытовых  разговорах сотни раз в течение дня, даже не задумываясь об этом. Использование же этих приемов при произнесении публичной речи требует некоторых сознательных усилий.

- акцентирование главных слов предложения;

- изменение тона голоса;

- изменение темпа речи;

- использование пауз.

Не следует думать, что  нужно заставить себя выполнять  рекомендации - и все получится. Если будете пытаться именно заставить себя, то выступление потеряет главное - естественность, голос станет как бы механическим. Стоит подойти к решению с  другой стороны - прислушаться к себе. В разговоре с любым собеседником любой из нас совершенно естественно  для себя постоянно использует эти  приемы.

В каждом слове есть ударение. ТранЗИстор, идеоЛОгия, аранжиРОвка. Выделив ударением один из слогов слова, остальные слоги произносятся быстро, не привлекая к ним внимания. Такой же подход стоит использовать к фразам. В каждой из них есть одно или несколько ключевых слов, несущих смысловую нагрузку. На них следует делаете смысловое ударение. Однако, способов выделить слово во фразе больше, чем отдельный слог в слове. Наряду с изменением громкости нужно пользовать изменением тона - это инструмент с колоссальными возможностями.

Уместным кажется здесь  известное высказывание Дениэла Вебстера. Его можно произнести вслух, выделяя отдельные элементы фразы, например, таким образом:

"Если бы ВСЕ мои  таланты были ОТНЯТЫ у меня  неумолимым провидением, (пауза)  а мне был бы оставлен шанс  сохранить лишь ОДИН (пауза), я,  не колеблясь, попросил бы разрешить  оставить мне (пауза) ИСКУССТВО  ГОВОРИТЬ, (пауза) так как, используя  его, я БЫСТРО восстановил бы  ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ."

Ключевые слова фразы "искусство говорить" выделены не только тоном, но и паузами. Пауза  до произнесенных слов привлекает внимание слушателя к словам, которые будут  произнесены. Пауза после них дает время на осмысление сказанного.

Обращаясь к аудитории, необходимо прислушиваться к себе. Если выступающий  заметил, что стал говорить монотонно, нужно остановиться и одернуть себя мысленным приказом: "БЕСЕДУЙ  со слушателями. Говори естественно, по-человечески." Поможет и собственно самовнушение, и пауза, сопровождающая этот внутренний монолог, которая дополнительно привлечет внимание аудитории.

Эффективное использование  голоса состоит в изменении темпа. Быстрая речь в течение нескольких секунд, паузу, возврат к нормальному  темпу, затем опять быстрая. Количество слов, произнесенное в среднем  в одну минуту, останется таким  же, но монотонности – как не бывало.

Нужно добиваться автоматического, бессознательного использования приемов  привлечения внимания голосом. Именно таким образом мы применяем их в обычной бытовой речи. Естественность приходит  в процессе тренировок и практики.

 

 

 

2.Внешний облик оратора

К счастью, для хороших ораторов (не для плохих), мнение о них составляется по внешним данным во время выступления. Во всяком случае, хорошая речь на добрую четверть воспринимается чисто зрительным путем. Слушатели присматриваются к оратору: как он стоит, какое у него выражение лица, какая походка, что он делает с руками. Слушатели хотят знать, что он представляет сам по себе. Наивно, движимые любопытством, они хотят сразу составить мнение об ораторе – положительное или отрицательное – и, сами того не сознавая, хотят решить, будут ли их симпатии на стороне оратора и воспримут ли они то, что он им скажет. Выступить публично – это значит дать слушателю возможность познакомиться с вами, как говорится, и на радостей на горе. Если не на радость, если внешние данные не только не помогут, а скорее навредят, то, надо думать, вы еще не овладели всем необходимым для публичного выступления. Но, прежде всего, следует подтвердить основной принцип: подлинно движущая и направляющая сила внешних данных и приемов оратора заключается в его глубоком переживании взаимного общения с аудиторией. Настоятельная внутренняя потребность выполнить свой долг перед слушателями даст для правильного внешнего поведения гораздо больше, чем нарочитые технические приемы. Всякие ухищрения в осанке, манерах, жестах никогда не создадут настоящего облика оратора, воодушевленного мощной идеей и желанием поделиться ею с аудиторией.

2.1.Внешность

"С лица не воду пить..." С неказистой внешностью оратору  приходится только мириться. Да  и вовсе не нужно быть красивым, чтобы в своем деле оказаться  на должной высоте. Мужчина только  выиграет оттого, что не будет  похож на картинку из последнего  журнала мод.

Но когда придется встать и взять  слово, вы должны быть уверены, что ваш  внешний вид отвечает требованиям  слушателей и обстановки. Прическа должна быть в порядке, руки и ногти  – чисты, обувь – начищена, платье или костюм – тщательно отглажены  и аккуратно застегнуты. Мужчинам, пожалуй, более удобно выступать  в обычном костюме, если погода не слишком жаркая.

Не допускайте эксцентричности  в одежде: и без того все взоры  будут устремлены на вас. Ничто у  вас или при вас не должно связывать  свободу движений. Не надевайте плотно обтягивающих костюмов, стесняющих движения плеч и рук. Мужчины должны быть чисто  выбритыми, освободиться от ненужных вещей, оттопыривающих карманы, и убрать торчащие из бокового кармана карандаши и  ручки. Женщинам рекомендуется, по крайней  мере, оставлять дома кричащие украшения. Скромность в одежде предпочтительнее назойливого шика. Не вызывайте удивления  и зависти – это помешает слушать, что вы говорите.

2.2.Манеры

 

Надлежащие манеры оратора  имеют более существенное значение, чем его внешность. В самом деле, если он развернется, то заставит забыть о своей внешности.

Группа слушателей – нечто большее, чем простое скопление людей. Она подчинена законам психологии внимания. В ней каждый склонен  к такой же реакции, как и все: благоприятной или неблагоприятной. Это прекрасно учитывают опытные  ораторы. Они знают, что раз удалось  возбудить интерес аудитории, то естественная заразительность настроений поможет его поддержать. Они понимают, что, если не захватить внимание всей группы в целом, невозможно будет  удержать кого–либо под своим  влиянием.

Психология слушателя такова, что  он требует от оратора больше, чем  это возможно в ином случае. Когда  разговаривают двое или трое знакомых, их беседа протекает в обстановке свободы и равенства каждого  при обмене мыслями. Совершенно иное – официальная обстановка, в которой  произносится речь. Здесь нет свободы  и равенства. Слушатель вовсе  не склонен забывать, что приходится на время вашего выступления как  бы поступиться своей индивидуальностью, пожертвовать удобствами и временем. В силу ограничений, налагаемых правилами  общественного приличия, он отдает себя временно во власть оратора. Одни пришли на собрание против желания, лишь подчиняясь чувству долга; другие уступили настойчивой просьбе друга, мужа или жены. Понятно, что слушатели  предъявляют к оратору особые тре6ова ,н ия: они предоставили ему главную роль – оратор должен с этим считаться. Если он будет держать себя нерешительно, безразлично и как бы извиняясь за свою миссию, чувство ожидания у слушателя немедленно' сменится разочарованием и досадой.

Еще одна особенность психологии слушателей: они ощущают потребность в  интимной и теплой атмосфере частной  беседы. Им не по душе несколько натянутая, официальная обстановка публичного доклада. Если оратор ничего не сделает, чтобы изменить положение, ему поставят это в вину. Слушатели хотят, чтобы  он растопил ледок и сблизился  с аудиторией, как добрый знакомый. Подумайте, какие возможности поднять  настроение упускаются оратором, когда  он стоит в застывшей позе, устремив взор в потолок или зарывшись  по уши в кипу заметок, один вид  которых вызывает у слушателя  содрогание. Оратор – живой человек, а не говорящий автомат. Нужно  овладеть уменьем создать дружескую и вместе с тем деловую атмосферу. Вы должны быть скромны и в то же время воодушевлены своими убеждениями. Неважно, робели ли вы перед слушателями, внушали ли им недоверие; ваше прямое дело – наладить с ними контакт.

Повседневная манера общения  практически каждого человека нуждается  в совершенствовании - в избавлении от грамматических ошибок, слов-паразитов, корректировке жестикуляции. Совершенствование  естественную манеру разговора ведет  к усовершенствованию уровня публичных  выступлений. Совершенствование манеры разговора требует обучения. Бесплатный урок использования голоса можно  получить всего лишь послушав выступление  диктора телевидения в вечернем выпуске новостей. Великолепным учителем может стать артист разговорного жанра. Они используют свой голос  виртуозно.

Существует психологический  барьер, отделяющий выступающего от аудитории. По разные стороны от этого барьера многое происходит по-разному. Выступающий стоит - слушатели сидят. Выступающий говорит – слушатели, как правило, молчат. Этот барьер создает атмосферу я/они или мы/они. И что хуже всего - он создает отношения оппонентов. Выступающий должен время от времени переходить эту линию время от времени. Это движение через пограничную полосу скажет всем: "Я один из вас"; "Я на вашей стороне"; "Все мы в этом деле вместе". Если выступающий находится на сцене или возвышении, то еще важнее переходить барьер просто физически, спустившись на уровень слушателей на одну или две минуты. Если это непрактично, минимальное, что нужно  сделать - это подойти к краю сцены

В большинстве случаев  при выступлении имеет смысл  использовать визуальные вспомогательные  средства и иллюстрации.

Из всего объема информации, попадающей в мозг человека,  75% приходит к нам посредством зрения, 13% - через слух, а оставшиеся 12% - через обоняние, вкус и осязание. Именно из-за такого подавляющего преобладания зрения в познании мира и следует применять в публичной речи визуальную поддержку.

Так, например, информация, изложенная в предыдущем абзаце, значительно  легче может быть донесена до читателя одновременной демонстрацией соответствующей картинки. Недаром Гераклит сказал: "Глаза - более правильные свидетели, чем уши."

Хорошие демонстрационные средства вызывают интерес. Они проясняют, придают  конкретную форму, усиливают то, что  было сказано. Более того, на презентации  чего-нибудь нового, когда у аудитории нет способа сослаться на мысленный образ чего-то, что они никогда раньше не видели, картинки практически незаменимы. Фактически, существуют некоторые вещи, которые почти невозможно объяснить без использования демонстрационных средств. Всего лишь попробуйте описать верблюда кому-нибудь, кто никогда верблюда не видел.

Чтобы перечислить все  визуальные средства, имеющиеся в  настоящее время в продаже, описать  их действие и оценить преимущества и недостатки каждого, понадобилось бы несколько томов. Это плакаты, схемы, слайды, сборные визуальные средства (магнитные доски, прорезные доски  и т.п.).

Важно, чтобы демонстрационные средства были аккуратными, привлекательными и выглядели профессионально. Но они не должны быть произведением  искусства. Фактически, даже лучше, если они не являются такими произведениями. Выступление, носящее легкий домашний оттенок, производит впечатление, что  оно была подготовлена специально для  этой аудитории и привязано только к ней.

Хорошие демонстрационные средства должны быть четкими, незагроможденными данными. Изображение должно быть отчетливым и простым. Цель демонстрационного средства - поддержать объяснение, а не давать объяснение. Более того, словарный материал на демонстрационных средствах обладает свойством плохо запоминаться. Это из-за того, что чтение фактически не является визуальной поддержкой. Оно больше похоже на "слушание глазами". Поэтому не следует использовать в средствах визуальной поддержки длинные фразы. Демонстрационные средства эффективны в наибольшей степени, когда они по своему воздействию визуальны, а не вербальны. Эту позицию иллюстрируют следующие рисунки.

Не суетитесь. Спокойно направляйтесь  к избранному месту. Не перебирайте  на ходу ваши заметки, не застегивайте пиджак или жакет, не приводите в  порядок прическу, не поправляйте  галстук. Обо всем этом надо думать заранее. С другой стороны, не начинайте  речь, пока не займете удобное и  устойчивое положение. Примите нужную позу сразу, сделав последний шаг. Не смотрите вниз на ноги или руки и  тем более не смотрите сразу в  записи. Как только займете свое место, обратитесь к президиуму и  затем к слушателям. Изберите какую-либо принятую форму обращения: "Г-н  председательствующий, леди и джентльмены..." В присутствии почетного гостя  можно обратиться к нему, называя  его по имени.

Информация о работе Публичная речь