Публичная речь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 14:29, контрольная работа

Описание работы

Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь – главнейшее оружие. Ораторство – сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.

Содержание работы

Введение 3
1.Публичная речь. Подготовка к выступлению 4
1.1.Определение темы выступления 5
1.2.Формирование текста выступления 8
1.3.Приемы произнесения речи 11
2.Внешний облик оратора 14
2.1.Внешность 14
2.2.Манеры 15
2.3. Невербальные сигналы тела 19
Выражение лица 19
Поза 20
Жесты 21
Правила пользования жестами 23
2.4.Контакт со слушателями 23
2.5.Страх выступления 25
Заключение 27
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РЕЧ КОМ.docx

— 62.96 Кб (Скачать файл)

2.3. Невербальные сигналы тела

Выражение лица

 

Случалось ли вам когда-нибудь заглянуть через застекленную дверь  в аудиторию и понаблюдать  за лицом оратора во время речи? Вы его не слышите, но разве нельзя правильно оценить силу его выражений? Если слушатели действительно заинтересованы, они будут смотреть на лицо оратора. Лицо его должно быть серьезно. Но следите за собой. Практиковаться перед зеркалом крайне необходимо, чтобы иметь представление о мимике во время речи. Изучайте свое лицо. Что происходит с бровями, со лбом? Разглаживайте набегающие складки, расправляйте нахмуренные брови. А может быть, что еще хуже, лицо у вас во время речи совершенно ничего не выражает? Если на нем "застывшее" выражение, упражняйтесь в ослаблении и напряжении лицевой мускулатуры. Произносите фразы, насыщенные различными эмоциями–печалью, радостью и т.д., наблюдая за тем, чтобы мимика тоже принимала в этом участие.

Поза

Не все хорошие ораторы держатся одинаково. Действительно, они могут  говорить хорошо, невзирая на бросающуюся  в глаза оригинальность позы. Вы тоже должны уметь это делать. Но если усвоена привычка к правильной и удобной манере стоять, затраченный  вами труд даст . м ногое и для позы и для чувства уверенности. Упражняйтесь в . описанной ниже манере правильно стоять, пока не появится привычное ощущение устойчивости, равновесия, легкости и подвижности всей позы.

Ноги расставлены на пять-шесть  дюймов в зависимости от роста; носки  слегка раздвинуты; одна нога выставлена чуть вперед; упор неодинаков на обе  ноги и по крайней мере в наиболее выразительных местах речи делается более на носок, чем на пятку: колени гибки и податливы: в плечах и руках нет напряжения; руки не притиснуты плотно к грудной клетке; голова и шея несколько выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке; грудь выставлена, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания.

Если чувствуется скованность  в ногах, согните их несколько  раз в колене; если напряжена шея  или связаны плечи, сделайте головой  несколько свободных медленных  кругообразных движений, несколько  свободных взмахов руками и кругообразных  движений плечами. Если дыхание затрудненное и поверхностное, необходимы поясные  упражнения. Как только появится ощущение легкости и удобства позы, научитесь  сразу принимать и оставлять  ее. Не пытайтесь ступить на левую  ногу и сделать весь упор на нее, выставив правую вперед и наискось к левой. Наоборот, переместите упор на правую ногу и затем выступите левой . Обратите внимание, что при ходьбе лучше всего начать с полушага. Практикуйтесь отступать на шаг в одну сторону, в другую, выступать вперед, назад; следите за перемещением центра тяжести при каждом шаге. Добейтесь, чтобы упор был там, где он желателен, а когда останавливаетесь, чтобы фигура при этом не откидывалась в сторону.

Учтите, что для правильной координации  движений и течения мыслей движение скорее должно предшествовать или как  бы слегка предвосхищать ход мысли, а не отставать от него. Следите  за тем, чтобы более выразительные  места речи подчеркивались движением  на шаг вперед или выносом ноги вперед; паузы и передышки –  подходящие моменты, чтобы отступить  на короткий шаг.

Жесты

Все мы жестикулируем, в большинстве  случаев даже не отдавая себе в  этом отчета. Обычно считается, что  жесты заключаются в движениях  рук и кистей, и действительно, это самые выразительные и  бросающиеся в глаза жесты. Но и любое телодвижение с целью  подчеркнуть значение произносимых слов тоже жест. Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без  неуловимо сложного сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и  ног. Таким образом, в жестикуляции нет ничего не свойственного всем и каждому и присущего только одним профессиональным ораторам.

Впрочем, для начинающего оратора, еще не привыкшего к жестикуляции руками при публичном выступлении, правильно пользоваться жестами  – трудная задача. Сначала ему  необходимо приобрести должную осанку и умение владеть собой во время  выступления. А затем почему бы не заняться работой над жестом? Если во время учебных занятий на курсах искусства речи у вас возникает  острое желание сделать, скажем, жест руками, не подавляйте его, дайте рукам  сделать движение в соответствии с возникшим импульсом. Если таких  импульсов при выступлении нет, никогда не прибегайте к произвольной и механической жестикуляции. Практиковаться в технике жеста можно во время  подготовки или на занятиях, когда  преподаватель дает соответствующее  указание. При достаточной тренировке и развитии подвижности мышц, возможно, возникнет и естественный импульс к соответствующему жесту.

Секрет особой целесообразности жестикуляции руками скорее всего заключается в том, что в значительной части человеческая деятельность осуществляется при помощи рук, и поэтому их положение и движения стали наиболее характерными для выражения наших переживаний. Руки, как и речь, определили переход человека на высшую ступень развития по сравнению с животными. Руками человек не только держит плуг, топор или перо; руками он приветствует друзей, угрожает врагам, ласкает любимое существо. Восприимчивость к жестикуляции руками глубоко заложена в сознании слушателя. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание. Когда жестами пользуются при описаниях, или с целью подражания, или при желании указать место и движение, они помогают вносить в изложение нужную ясность.

Жест имеет ценное значение и  как физическое выражение творческих усилий оратора, дающее нам некоторое  удовлетворение. В известных пределах нам даже нравится наблюдать за оратором в самом процессе его работы. И  ему самому при передаче своих  мыслей доставляют удовлетворение физические проявления чувств, сопровождающих мысль  и ищущих выхода. Вкрадчивая и гладкая  речь оратора, у которого слова льются без всякого видимого усилия, оставляет  какой-то осадок предубеждения и  недоверия. Осмысленная и выразительная  работа рук от кистей до самых плеч создает впечатление мужественной силы и отвечает естественной человеческой потребности а движении, которая  не находит достаточного удовлетворения в интеллектуальной деятельности. Кроме  того, жест имеет и другое достоинство: он помогает создать гармонию равновесия в позе оратора и ощущение этого  равновесия у самих слушателей. Мы балансируем при помощи рук при  ходьбе, ту же роль играют руки и в  процессе речи.

Правила пользования жестами

При жестикуляции пользуйтесь следующими правилами:

а) Жесты должны быть непроизвольны. Прибегайте к жесту по мере ощущения потребности в нем. Не подавляйте импульса наполовину. Если начали поднимать  руки, но не дали им свободного движения вверх, то получится что-то вроде  жеста, которым распугивают кур: кш-кш. Такая жестикуляция довольно обычна у новичков.

б) Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не жестикулируйте руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается  в подчеркивании жестом.

в) Управляйте жестами. Не старайтесь походить на ветряную мельницу, придержите силы в запасе; помните, что жестикуляция – элемент равновесия всей позы. Никогда жест не должен отставать  от подкрепляемого им слова.

г) Вносите разнообразие в жестикуляцию. Не пользуйтесь без разбора одним  и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность.

д ) Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории. Например, взрослые в противоположность детям предпочитают умеренную жестикуляцию.

Как только вы овладели жестом, необходимо посвятить некоторое время упражнениям  в его технической отделке. В  общем, во время речи не следует думать о жестикуляции, "кроме случаев, когда вам начнет казаться, что  она чрезмерна и ее следует  сократить.

2.4.Контакт со слушателями

Легко оратору потерять контакт  с аудиторией. Стоит только время  от времени посматривать в окно, окидывать взглядом стены, опускать глаза на пол и поднимать их к потолку, рассматривать руки, уткнуться  в заметки... Наконец, он может просто закрыть глаза. Такой оратор, не умеющий  наладить общение со слушателями, зачастую прибегает ко всем приемам, не останавливаясь ни на одном. Он нервно перескакивает  с одного на другое, как застенчивый  ребенок, старающийся как-нибудь выскользнуть из комнаты, полной гостей.

Но ничто не приводит окружающих в такое смущение, как пустой взгляд, т. е. манера смотреть на людей, как в  пустое пространство. Слушатель сразу  замечает это и всегда несколько  в обиде на оратора.

Наличие зрительного контакта с  аудиторией вовсе не означает, что  нужно все время стараться  смотреть на всех и каждого. Можно  создать такое впечатление, если медленно переводить взгляд с одной  части аудитории на другую. Это  поможет вам избежать смущения, которое "испытывают многие от упорного взгляда, натравляемого на них во время  беседы или публичного выступления. Выберите отрывки различной длины  и выразительности и упражняйтесь в произнесении их, переводя взгляд от одной стены к другой с каждой новой фразой или с каждым наиболее значительным словом. В большинстве  случаев вы будете поворачивать голову, а также немного и корпус.

Но дело не в технических приемах, имеющих целью наладить связь  с аудиторией. Факт почти необъяснимый, но если вы действительно обращаетесь  к людям, они это чувствуют. Если вы смотрите на них и все ваше существо воодушевлено поставленной целью, слушатели будут сознавать, что  речь обращена именно к ним, и чувствовать  вашу целеустремленность как свою собственную. Речь – действительное общение только тогда, когда в сознании оратора сам он, слушатели и слово сольются в нераздельном единстве.

2.5.Страх выступления

Проблема, обсуждением которой  хотелось бы закончить рассказ о  приемах произнесения речи – исключение проявлений страха публичного выступления.

Для разных проявлений страха публичного выступления, столь часто  встречающегося в жизни, медики даже придумали названия. Вот три из них: лалиофобия (страх говорить), демофобия (боязнь толпы) и катагелофобия (страх выглядеть смешным). У этих заболеваний вполне определенные симптомы: 

· Ускоренный пульс 

· Поверхностное дыхание  

· Мышечные спазмы, воздействующие на  голос 

· Пересохшая полость рта  

· Расширение глаз 

· Потные ладони 

· Напряженные нервы

Нервозность перед группой  не является психической или психологической  неполноценностью. Это нормальная и  здоровая реакция нашего тела. Это  способ природы помочь нам достичь  наилучшего. Ни в коем случае нельзя использовать лекарства от нервного напряжения, влияющие на рассудок или меняющие настроение. Нужно использовать простые и эффективные правила.

1. Дышите глубже

2. Напрягите мышцы рук  перед выходом к аудитории,  снимите спазмы мышц и напряжение  нервов.

4. Представьте себе другой  интерьер, хорошие декорации, сопровождающие  презентацию.

5. Выучите наизусть первые  две минуты выступления

6. Сделайте шпаргалки

7. Появитесь на один  час раньше

8. Встречайтесь, здоровайтесь  и разговаривайте. Стоит найти возможно заранее до выступления встретиться, поздороваться и поговорить с некоторыми из слушателей. Это производит эффект причастности к аудитории.

Чем больше Вы знаете об аудитории, и чем больше они знают про  Вас, тем большую легкость Вы все  ощущаете. Вы перестанете быть чужими, а станете людьми, которые собрались  вместе на какой-то отрезок времени  для обсуждения общих интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В общении оратора с аудиторией играет роль не только голос, но и весь его внешний облик. Хорошее общее  впечатление от внешности оратора, его манер, позы и жестов крайне необходимо для успеха речи. Но здесь есть и  своя отрицательная сторона. Внешние  данные могут отвлечь внимание слушателей от содержания речи. Это возможно, если манеры и приемы оратора не будут  помогать лучшему выражению идей, которыми он делится со слушателями, и, следовательно, не станут служить  своему прямому назначению.

Лучшая черта во внешнем облике оратора – корректность. Неотъемлемые качества хороших ораторских манер  – непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон. В правильной позе сочетаются непринужденность осанки и легкость движений. Жесты  – это любые движения, усиливающие  впечатление от высказываемых идей. Жестикуляция руками, хотя ее можно  классифицировать в соответствии с  назначением (выразительная, описательная, указующая, подражательная), на самом  деле может оказаться разнообразной  до бесконечности. При надлежащем применении жесты, всегда непроизвольно возникающие, но поддающиеся контролю, представляют собой проявления настроений и мыслей оратора.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

1.    Михневич А.А. Ораторское искусство лектора. – М.:Знание, 1984

2.    Никольская С.Г. Техника публичной речи. - М.:Знание, 1980

3.    Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2000

4.    Гламаздин В. Ты овладел ораторским искусством? – М.: Известия, 2000

5.    Основы публичной речи. Пособие для вузов. –М.: Владос, 2000

6.    Ли Якокка "Карьера менеджера".Пер. с англ. ,М.: Прогресс, 1991

Информация о работе Публичная речь